Библия » Августин Толкования Августина

От Иоанна 13 От Иоанна 13 глава

Стих 1

Пасха, братья, не является, как считают некоторые, греческим названием. Оно — еврейское, хотя наблюдается удивительное созвучие [между словами] этих двух языков. Поскольку греческое слово paschein означает «страдать», то и полагали, что Пасха значит страдание, словно бы это название происходило от страданий Христа. Но в собственном языке, то есть в иврите, Пасха означает «прохождение мимо, переход», поскольку пасху впервые праздновал народ Божий, когда он, выходя из Египта, перешел Чермное море (см. Исх 12). Тот пророческий образ исполнился в истине теперь, когда Христос как агнец идет на заклание (см. 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ис 53:7): чтобы кровью Его, пролитой на косяки наши, то есть знамение Его креста, запечатленное на наших челах, мы спасены были от погибели, ожидающей сей мир, подобно тому как и Израиль спасен был от ига и уничтожения Египтян. Мы совершаем спасительный переход, когда от диавола переходим к Христу, из этого непрочного мира в Его самое прочное Царство. Итак, название это, то есть Пасха, которое, как я сказал, по-латыни значит «переход», разъясняется, можно сказать, благословенным евангелистом, когда он говорит: Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу. Вот и Пасха, вот и переход.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 55.1, Сl. 0278, 55.1.6.

***

Что значит до конца, как не до Христа? Конец закона — Христос, — говорит апостол, — к праведности всякого верующего (4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Рим 10:4). Конец совершенствующий, не истребляющий. Конец, к которому стремимся, а не в котором погибаем. Именно так надо понимать [слова]: Пасха наша, Христос, заклан за нас (7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 1Кор 5:7). Он — наш конец, в Него мы переходим. Я вижу, что эти евангельские слова могут быть поняты в каком-то человеческом смысле, будто Христос возлюбил Своих вплоть до смерти и будто таково значение [слов]: до конца возлюбил их. Однако это понимание человеческое, не к Богу относящееся, потому что не только до сего момента любил нас Тот, Кто любит всегда и безгранично. Да не будет того, чтобы смерть остановила любовь Того, Кто не может быть остановлен смертью! И даже после смерти гордый богач любил пятерых своих братьев (см. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Лк 16:27−28). А о Христе следует думать, что Он любил нас только до смерти? Не дай Бог, возлюбленные! Он напрасно пришел бы с любовью к нам, которая продолжалась только до смерти, если бы этим она и окончилась. Но возможно, что слова до конца возлюбил их означают, что возлюбил настолько, чтобы умереть за них. Ведь об этом Он свидетельствует, когда говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин 15:13).

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 55.2, Сl. 0278, 55.25

Стих 3

Поскольку евангелист намеревался привести столь возвышенный пример смирения нашего Господа, то сначала счел нужным напомнить о Его величии. Именно потому говорит: Зная, что Отец все отдал в руки Его, — все, включая предавшего Его.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 55.6, Сl. 0278, 55.6.6.

Стих 4

И что удивительного в том, что встал с вечери и снял с Себя верхнюю одежду Тот, Кто, будучи образом Божиим (6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Флп 2:6), уничижил Себя? Что удивительного в том, что препоясал Себя полотенцем Тот, Кто принял образ раба, сделавшись подобным человекам (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7)? Что удивительного в том, что влил воды в умывальницу, которую использовал для умывания ног учеников, Тот, Кто пролил кровь на землю, чтобы смыть ею нечистоты грехов? Что удивительного в том, что полотенцем, которым был препоясан, вытирал умытые Им ноги Тот, Кто плотью Своей, в которую был облечен, проложил крепкие стези ногам евангелистов? Итак, чтобы препоясаться полотенцем, Он снял с Себя верхнюю одежду. Когда же уничижил Себя Самого, приняв образ раба (7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; Флп 2:7), Он не снимал с Себя то, что имел, но принял то, чего не имел. Идя на распятие, Он лишен был одежд, а когда умер, обернут был пеленами (см. 23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. Ин 19:23−24, 40): все страдание Его — ради нашего очищения. Готовясь претерпеть конец страданий, Он здесь предпослал Свою услужливость не только тем, ради кого шел на смерть, но и тому, кто готов был предать Его на смерть. Вот, столь велика польза человеческого смирения, что его Своим примером демонстрирует даже Божественное Величие. Ведь человек гордый навечно погиб бы, не найди его смиренный Бог. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:10). И поскольку он погиб, подражая гордости обольстителя, то ныне, когда он найден, пусть подражает смирению Искупителя.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 55.7, Сl. 0278, 55.7.1.

Стих 14

Такое делают в буквальном смысле братья, когда принимают гостей. ‹…› Конечно же лучше, чтобы это делалось руками и чтобы христианин не пренебрегал тем, что делал Христос. Ибо когда тело склоняется у ног брата, то чувство смирения возникает в самом сердце, или, если оно там уже есть, оно утверждается. А кроме нравственного урока... разве не можем сказать, что брат способен изменить брата, [очистив] от грязи греха? ‹…› Давайте исповедоваться друг другу в грехах, давайте молиться о наших грехах (cм. 16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Иак 5:16). Так мы станем умывать ноги друг другу.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 58.4−5, Сl. 0278, 58.4.9.

Стих 20

Хотел ли Он сказать, что дистанция между Ним и тем, кто Им послан, столь же мала, как между Ним и Богом Отцом? Если так понимать, то придется принять арианскую систему градации (да не будет!). Они, когда слышат эти евангельские слова или читают их, тут же спешат к своей догматической градации... и говорят: «Насколько апостол Сына отстоит от Сына, настолько и Сын отстоит от Отца». Но услышьте Самого Сына, Который говорит: Я и Отец — одно (30 Я и Отец — одно. Ин 10:30). Здесь Истина не оставила вам ни намека на дистанцию между Родившим и Единородным. Здесь Христос перечеркнул ваши градации. ‹…›

Как же нам воспринимать эти слова Господа? Принимающий Меня принимает Пославшего Меня: [эти слова] выражают единство природы Отца и Сына. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает — [эти слова] относятся к единству природы Сына и Его посланника. И нет ничего несоответствующего в таком понимании... учитывая, что Слово стало плотью, то есть Бог стал Человеком. Так что Он, вероятно, в единстве с человеческой природой сказал: Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, но в соответствии с Божественной природой сказал: Принимающий Меня принимает Пославшего Меня. Однако в этом фрагменте Он не столько говорил о единстве природы, сколько о власти пославшего над тем, кто послан. Пусть всякий принимает посланного, чтобы в нем запечатлеть того, кто послал его. Итак, если будешь искать Христа в Петре, найдешь Наставника Петра. Если будешь искать Отца в Сыне, найдешь Родившего Единородного. Наконец, когда принимаешь того, кто послан, ты не ошибешься, считая, что принимаешь и пославшего.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 59.2−3, Сl. 0278, 59.2.3.

Стих 21

Не потому ли возмутился Иисус не плотью, но духом, что собирался сказать: один из вас предаст Меня? Пришло ли это на ум Ему впервые, или вдруг впервые открылось Ему, и тогда новость о столь великом бедствии возмутила Его? ‹…› Потому ли, что теперь Ему надлежало открыть предателя, чтобы тот больше не пребывал неизвестным среди остальных, но отделился от них, что и заставило Его возмутиться духом? Или потому, что и предатель сам был готов отправиться за теми иудеями, которым собирался выдать Господа — возмущен был дух Его неизбежностью страдания, близостью опасности, указующей рукой предателя, о решении которой Ему было известно заранее? Что-то в этом роде возмущало дух Иисуса. ‹…›

Итак, возмутился Тот, Кто имел власть отдать жизнь и вновь принять ее (ср. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Ин 10:18). Что, возмущена столь великая мощь, пошатнулась столь прочная скала? Или это наша немощь возмущает Его? Конечно, так! Пусть слуги не думают недостойно о своем Господине, но сознают себя членами своего Главы (ср. 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 1Кор 12:27). Тот, Кто умер за нас, Тот и возмущался за нас. Кто властью умер, Тот и возмущался властью. Кто преобразил плоть уничижения нашего в подобие плоти славы Его (cр. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, Рим 6:5), Тот воспринял в Себя и чувство немощи нашей, сочувствуя нам в душе Своей. Так что, если возмущается Великий, Отважный, Верный, Неодолимый, не будем опасаться за Него, будто Он мог не устоять, — Он не гибнет, Он ищет нас. ‹…› Пусть сгинут доводы философов, утверждающих, будто душевные волнения не свойственны мудрецу! ‹…› Должна знать волнения душа христианина — не от бед, от сострадания.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 60.1−3, Сl. 0278, 60.1.5.

Стих 22

Хотя ученики почтительно любили своего Учителя, в отношениях между собой их связывала хрупкость человеческих чувств. Совесть каждого известна была только самому себе; а поскольку совести ближнего она не знала, то каждый в себе был настолько уверен, что никто не был уверен во всех, а все не были уверены в каждом.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 61.3, Сl. 0278, 61.3.2.

Стих 23

Это тот самый Иоанн, которому принадлежит это Евангелие, как он сам об этом позже говорит (см. 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Ин 21:20−24). Ибо прежде, среди тех, кто уготавливал нам священные письмена, было принято, что, когда кто-либо из них должен был сообщить нечто относящееся к самому себе, он говорил так, словно это относилось к другому. [Автор] таким образом помещал себя в повествование, чтобы быть описывающим происходящие события, а не вещающим о себе самом. То же делал и святой Матфей (см. 9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Мф 9:9). ‹…› Разве теряет что-либо истина, когда и события излагаются, и нет никакого хвастовства со стороны писателя?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 61.4, Сl. 0278, 61.4.3.

Стих 26

Не получил тогда, как считают некоторые небрежные читатели, Иуда тела Христова. Надо понимать, что Господь наш уже приобщил к таинству Тела и Крови всех [учеников], среди которых был и Иуда, как об этом самым очевидным образом повествует святой Лука (см. 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; Лк 22:19−21). Уже после того Он обмакнул кусок хлеба, как рассказывает Иоанн, и подал его предателю — возможно, указывая обмакиванием хлеба на его лживость. Обмакивание в воду не всегда обозначает омовение, некоторые вещи обмакивают для окраски. Если же это обмакивание означало нечто доброе, то он его был не достоин, а потому заслужил осуждение, которое и последовало.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 62.3, Сl. 0278, 62.3.1.

Стих 27

Теперь, после хлеба, вошел в него сатана: чтобы уже не искушать принадлежащего не ему, но овладеть им как собственным.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 62.2, Сl. 0278, 62.2.11.

***

Тот, кто внушил ему предать Христа, внушил ему же и накинуть на себя петлю. Да, он раскаялся, предав кровь невинную (4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. Мф 27:4), но раскаяние его не имело надежды. Он раскаялся, но отчаялся — не верил, что может получить прощение. Он не пришел к Тому, Кого предал, чтобы просить прощения — и не просил. Он не молил Его об освобождении, не вверил себя Его искупительной крови.

Источник: Проповеди 313Е.4, Сl. 0284, 313E.MiAg1.538.34.

Стих 29

Итак, и Господь имел сокровищницу, в которой хранились пожертвования верующих и которые Он мог расходовать на нужды последователей или бедных. С этого момента и введен обычай иметь денежные средства в Церкви. Господь показывает, что Его заповедь не думать о завтрашнем дне (34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Мф 6:34) не означает, что святые не могут собирать деньги, но что служение Богу не должно преследовать такую цель, а боязнь впасть в нужду не должна отклонять нас от праведности.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 62.5, Сl. 0278, 62.5.5.

Стих 31

Нечистый [Иуда] ушел, все чистые остались: остались с Тем, Кто очищает. Так будет, когда прейдет побежденный Христом сей мир и когда не останется среди народа Христова ни одного нечистого; когда плевелы будут отделены от пшеницы, когда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (см. 24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. 31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. 33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. 34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. 36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! Мф 13:24−43). Господь наш, зная об этом наперед, сказал об этом, когда удалился Иуда, словно уже отделились плевелы и Он остался Один с пшеницей — святыми апостолами.

Ныне прославился Сын Человеческий. Будто сказал: «Вот, так будет при прославлении Моем, где не будет ни одного нечестивца и где не погибнет ни один праведник. И не сказано: «Ныне дан знак прославления Сына Человеческого», но: Ныне прославился Сын Человеческий. Подобно тому, как не сказано: «Камень обозначал Христа», но: Камень же был Христос (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4). ‹…› Писание часто говорит о том, что обозначает как об обозначенном. И вот, Господь использует слова Ныне прославился Сын Человеческий для того, чтобы указать, что окончательное отделение от нечестивца и нахождение среди святых является предвосхищением Его прославления, когда порочные люди будут отделены и Он вечно будет пребывать со Своими святыми.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 63.2, Сl. 0278, 63.2.23.

***

Он предсказывает Свое Воскресение, которое последует тут же, а не при скончании мира, как наше. И вот, Он говорит: Ныне прославился Сын Человеческий. Это ныне относится не к приближающемуся страданию, но к Воскресению, которое за ним последует, словно бы то, что случится очень скоро, уже произошло.

Прославление Сына Человеческого — это прославление Бога в Нем, ибо Он добавляет: И Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем — ведь Он пришел не Свою исполнить волю, но волю Пославшего Его (ср. 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Ин 6:38), — то и Бог прославит Его в Себе так, что человеческая природа, которую восприняло вечное Слово, одарена будет вечностью.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 63.3, Сl. 0278, 63.3.3, 63.3.13.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Иоанна, 13 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Иоанна 13 глава в переводах:
От Иоанна 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.