Стих 5
Ведь если Господь, согласно повествованию Иоанна, взглянув на народ, спросил у Филиппа, испытывая его, откуда взять пищи, чтобы им дать, можно заволноваться: верно ли то, что рассказали другие, — что сперва ученики сказали Господу, чтобы Он отпустил народ , чтобы они могли купить себе пищи поблизости, а Он ответил им, — как сказано у Матфея: не нужно им идти, вы дайте им есть (16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Мф 14:16). С ним согласны Лука и Марк, только они опускают Его слова: не нужно им идти. Итак, надо понимать, что после этих слов Господь посмотрел на множество [народа] и сказал Филиппу то, что упоминает Иоанн, остальные же пропускают.
Августин Иппонский, О согласии евангелистов 2.46.96 Сl. 0273, 2.46.96.204.2.
Стих 9
Короче говоря, пять хлебов понимаются как пять книг Моисея; и понятно, почему [хлебы] не пшеничные, а ячменные, ибо они имеют отношение к Ветхому Завету.
Вы знаете, что ячменное зерно устроено так, что до его сердцевины трудно добраться, ибо сердцевина скрыта покровом мякины, и сама мякина крепкая и цепкая, снять ее трудно. Такова буква Ветхого Завета, одетая покровами плотских таинств, но если добраться до сердцевины, она питает и насыщает.
Итак, какой-то мальчик имел при себе пять хлебов и две рыбы. Если мы подумаем, кто был этот мальчик, вероятно, это был народ Израильский, по детскому неразумию он имел, но не ел. Две рыбы, как нам кажется, обозначают те два высоких лица, которые в Ветхом Завете помазывались на священство и на царство — священника и царя.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 24.5.1−2 Сl. 0278, 24.5.1.
Стих 11
Итак, каким образом сотворил [это] Бог? Каким образом Он умножает побеги, [изводя их] из немногих зерен, точно так же в руках Его умножились пять хлебов. Ибо могущество было в руках Христа; а те пять хлебов были как будто семенами, не земле вверенными, но умноженные Тем, Кто сотворил землю.
Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 24.1 С1. 0278, 24.1.16.
***
И Сам он некогда пришел в таинстве — Он, которого сопровождали эти знамения; пришел некогда Тот, на Кого было указано как на ядро зерна, но было оно скрыто под мякиной ячменной. Пришел один, неся в Себе две природы — священника и царя: священника — ибо в качестве жертвы Он принес Самого Себя за нас Богу; царя, поскольку Он правит нами, и то, чтобы было скрыто, открывается. Благодарение Ему: Он Собою исполнил обетования Ветхого Завета. И повелел преломить хлебы; в преломлении они умножились. Нет ничего более истинного. Ибо те пять книг Моисеевых какое соделали множество книг, которые появляются, словно в преломлении, в распространении [учения]!
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 24.5.3−4 Сl. 0278, 24.5.15.
Стих 14
Ведь поскольку Он не является такой сущностью, какая может быть видима очами, чудеса Его, с помощью которых Он царствует над всем миром и правит творением, обесценились от того, что они совершаются постоянно, так что почти никто уже не обращает внимания на деяния Божии, удивительные и поразительные, совершающиеся, в частности, в любом зернышке, семени. По Своему милосердию Он оставил Себе нечто, что мог бы сделать в подходящее время вопреки обычному порядку и природному устроению, чтобы люди, видя чудеса не большие, но непривычные, поражались, в то время как каждодневные чудеса для них не имели ценности. Ведь большее чудо — управлять всем миром, чем насытить пять тысяч человек пятью хлебами; и однако же первому никто не удивляется, а второму удивляются люди не потому, что оно больше, а потому, что оно непривычно... Однако недостаточно это наблюдать в чудесах Христа... Гораздо важнее нам понимать, что Господь на горе — это Слово в вышних... Он увидел народы, принял алчущих, милосердно насытил; не только по благости, но также по могуществу.
Что пользы было бы в одной благости, если бы не было хлеба, которым насытилась бы алчущая толпа? Если бы с благостью не сопрягалось могущество, эта толпа осталась бы алчущей, без пищи. Наконец, и ученики, которые [вместе с Господом] были свидетелями голоду, и они хотели накормить народы, чтобы те не
оставались ни с чем, но им не откуда было взять пищу.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 24.1−3 Сl.0278, 24.1.3−3.1.
Стих 15
Так что же? Не был царем Тот, Кто боялся стать царем? Был, конечно; но не таким царем, каким стал бы у людей, но таким, какой мог бы людям дать царство... Ведь Он всегда царствует вместе с Отцом, потому что Он Сын Божий, Слово Божие — Слово, через которое сотворено все. Пророки предсказали царство Его, а поскольку Христос, сделался человеком, Он сделал верных своих христианами.
Итак, настанет царство христиан, которое только собирается, которое только уготовляется, которое только искупается кровью Христовой; будет некогда открыто царство Его, когда открыта будет светлость святых Его после суда, Им совершенного, это тот суд, о котором Он Сам говорил выше, — тот, который будет вершить Сын человеческий... Ученики же и толпы народа, верующие в Него, думали, что Он пришел с тем, чтобы уже царствовать; то есть они желали похитить и сделать [Его] царем, хотели предвосхитить Его время, то, что Он Сам в Себе скрывал, [чтобы открыть в надлежащий срок, и в надлежащий срок, в конце времен, сделать явным].
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 25.2 Сl.0278, 25.2.2.
Стих 16
[В отличие от Матфея (22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. 29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. Мф 14:22−33)] Иоанн сперва упоминает, что Он удалился на гору один, и затем говорит о том, что случилось поздно вечером, как ученики Его спустились к морю, и когда они взошли на корабль, и т.д. Кто не поймет, что Иоанн здесь возвращается к рассказу о том, как ученики выполнили то, что приказал им Иисус еще до того, как удалился на гору?
О согласии евангелистов 2.47.100. Cl. 0273, 2.47.100.208.19.
Стих 17
Итак, Он снова удаляется на гору один. Первородный от мертвых, восходящий превыше всех небес и ходатайствующий за нас (34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Рим 8:34)... Итак, когда Он взошел в горы, что претерпевали ученики в лодке? Ибо когда Он утвердился в вышних, та лодка предзнаменовала Церковь... Действительно, была тьма, ибо свет еще не пришел.
Уже настала тьма, а Иисус еще не пришел к ним. Поскольку приближается конец мира, блуждания возрастают, страхования чаще бывают, растет неправда, растет неверие; наконец, свет, который есть любовь, по Иоанну, ибо сам евангелист достаточно ясно показывает, когда говорит так: А кто ненавидит брата своего, во тьме пребывает (11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 1Ин 2:11), любовь в нем очень часто угасает, возрастает эта тьма братской ненависти, с каждым днем возрастает, а Иисус все не приходит... Когда тьма возрастает, любовь остывает, неправда изобилует — это и есть волны, качающие корабль; а бури и ветра — это грозные голоса злодеев. Тогда остывает любовь, тогда усиливаются волны, и корабль качается.
Ведь поскольку изобилует неправда и оскудевает любовь многих, усиливаются волны, сгущается мрак, свирепствует ветер: однако корабль плывет. Претерпевший же до конца, тот спасется... И приходит каким образом? Идя по волнам, попирая стопами всю гордость мирскую, подавляя все высокое мира. Это совершается, когда прибывает время и когда приходит пора века. Умножаются в этом мире страдания, умножается зло, умножаются печали, все это накапливается: и приходит Иисус, идущий по волнам.
И однако же, страдания эти таковы, что даже те, кто уверовал в Иисуса и кто старается претерпеть до конца, да вострепещут, как бы им не ослабеть. Когда Христос идет по волнам, попирая мирские возвышенности и возношения, трепещет христианин... Они открывают Евангелие, открывают Писания и находят, что там все это предсказано; ибо так сотворил Господь. Он попрал высокое мира, чтобы смиренные Его прославили.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 25.4−7 Сl. 0278, 25.4.12.
Стих 25
Вот Тот, Кто удалился на гору от народа, разве не с самим народом Он беседует? Только пусть удержат Его, только пусть сделают царем. И когда они обрели Его по ту сторону моря, сказали: Равви, когда Ты пришел сюда?— Он, совершив таинственное чудо, начинает и беседу, чтобы, если можно, те, кто напитан, питался, и чье чрево Он насытил хлебами, тех и умы насытить беседой; но если они ее восприемлют. И если не восприемлют, пусть возьмут, что не восприемлют, чтобы ни крохи не пропало.
Трактат на Евангелие от Иоанна 25.9−10. Сl. 0278, 25.9.5.
Стих 26
По плоти ты Меня вопрошаешь, не по духу. Как много тех, кто не ищет Иисуса! разве что затем, чтобы Он дал им нечто от временных благ. У одного дело — он ищет посредничества клириков; другого притесняет некто могущественный — он прибегает к Церкви; третий хочет, чтобы за него поручились перед тем, кто его не ценит; один так, другой эдак; Церковь ежедневно наполняется такими, и едва ли они ищут Иисуса ради Иисуса...
«Вы ищете Меня не потому, что видите знамения, но потому, что ели хлеб Мой. Старайтесь не о пище тленной, но о пребывающей в жизнь вечную. Вы ищете Меня ради чего-то другого, ищите Меня ради Меня Самого». Ведь Самого Себя Он предлагает в качестве этой пищи, что впоследствии становится ясным. Пищи, которую Сын человеческий даст вам.
А ты, я думаю, ожидал, что вновь будешь есть хлеб, вновь возлежать за трапезой, вновь отъедаться. Но Он сказал: «Не пищи тленной, но той, что пребывает в жизнь вечную».
Трактат на Евангелие от Иоанна 25.10. Сl. 0278, 25.10.8.
Стих 28
К чему готовишь ты зубы и чрево? Веруй — и вот ты насытился.
Вера, конечно, отличается отдел, как и апостол говорит: «Оправдывается человек по вере, без дел» (28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Рим 3:28)и есть дела, которые кажутся добрыми без веры Христовой, и не являются добрыми, ибо они не соотносятся с тем пределом, от которого исходит нее доброе, ведь предел закона — Христос, во оправдание каждого верующего (4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Рим 10:4). Поэтому он не пожелал отличить веру от дела, но сказал, что сама вера есть дело. И это вера, действующая через любовь (6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал 5:6).
Не сказал: «Это ваше дело», — но: это дело Божие, — чтобы вы веровали в Него. Кого Он послал, чтобы тот прославился, тот прославится о Господе (31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31).
Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 25.12.1−2 Сl. 0278, 25.12.8.
Стих 34
Как та женщина-самаряика, которой было сказано: Кто будет пить эту воду, вовек не возжаждет (13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Ин 4:13−14), — и она, воспринимая плотски, но желая не испытывать жажды, говорит: дай мне, Господи, этой воды (15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Ин 4:15), — так и эти: «Дай нам, Господи, этого хлеба, от которого силы наши прибудут, а сам он не убудет».
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 25.133 Сl.0278, 25.13.16.
Стих 37
«Итак, приходящего, — говорит Он, — не изгоню вон». Почему? Потому что Я сошел с неба для того, чтобы творить не Свою волю, но волю Пославшего Меня (38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Ин 6:38). Стало быть, это и есть та самая причина, по которой Ты не должен изгонять вон приходящего к Тебе, ибо творить не Свою волю Ты сошел с неба, но волю Пославшего Тебя? Она самая. Так что же мы ищем, действительно ли это та самая причина? Та самая, Он Сам говорит.
И не дозволено нам подозревать нечто иное, нежели то, что Он говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон.
И как если бы ты спрашивал: «Почему?» — «Потому что Я пришел творить не волю Свою, но волю Пославшего Меня». Я боюсь, как бы не ушла душа прочь от Бога, поскольку она горда; я даже не сомневаюсь... Если гордостью мы отпадаем, смирением возвращаемся... Когда врач лечит болезнь, если бы он лечил нечто, что по какой-то причине возникло, а саму причину, по которой возникло, не искоренял, то оказалось бы, что он лечит на время, и если остается при чина, то болезнь возвращается... (стало быть, чтобы искоренить причину всех болезней, то есть гордость, смиренно сошел [с неба] Сын Божий.
Что ты гордишься, человек? Бог ради тебя смирился. Может быть, тебе было бы стыдно подражать смирению человеческому, — так подражай же смирению Божиему.
Итак, поскольку Бог учит смирению, Он сказал: Я пришел творить не Свою волю, но волю Пославшего Меня. [Это свидетельство Его смирения.] Потому что гордость творит волю свою, смирение творит волю Божию. Итак, приходящего ко Мне не изгоню вон. Почему?] Потому что Я пришел творить не Свою волю, но волю Пославшего Меня.
Я пришел смиренным, пришел, чтобы научить смирению, смирен тот, кто держится Меня, смиренным будет, ибо творит не волю свою, но Божию, и потому не будет изгнан вон, ибо, если бы он был гордым, был бы изгнан вон.
Трактат на Евангелие от Иоанна 25.15−16,18. Сl. 0278, 25.15.10.
Стих 39
Итак, все, кто предузнан промыслительным расположением Бога, пре-допределен, призван, оправдан, прославлен, — те, не скажу: еще не будучи возрождены, но: даже еще не будучи рождены, — они уже сыны Божии и никак не могут погибнуть. Они истинно приходят ко Христу... (стало быть, Он дает стояние в добре до конца: ибо оно дается не кому иному, кроме как тем, кто не погибнет, ибо те, кто не будет стоять [до конца], погибнут.
О порицании и благодати. Сl. 0353, 930.20.
Стих 40
Он назвал две вещи. [Кто поймет]:
«Это дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». И прибавил еще здесь: видящий и верующий. Видели иудеи, но не уверовали: имели одно, не имели другого, как без [этого] другого они могли достичь жизни вечной? Стало быть, если те, кто видел, так ее и не достигли, потому что не уверовали, мы, которые веруем, но не видим, — если два эти [условия] необходимы для жизни вечной: видеть и веровать, и кому недостает одного, награды жизни вечной не удостоится, — что же делать нам? Иудеям недоставало одного, нам — другого. У них было то, что они видели, но недоставало того, чтобы веровать. У нас есть то, что мы веруем, но недостает того, чтобы видеть. Ведь в соответствии с тем, что у нас есть вера и нам недостает видения, пророчество Самого Господа нас ублажает, ибо когда Фома, один из двенадцати, вложил персты в язвы, назван был блаженным.
Проповеди 14А5. Cl. 0288, 20D (=14А).5.170.77. См. также: Тертуллиан, О воскресении тела 34, где он тоже обсуждает проблему видения и веры.
Стих 41
Они были далеки от хлеба небесного и не знали, что [значит] алкать*1 его... Ибо этот хлеб небесный требует алкания внутреннего человека.
Примечания
- 1 Устар.слав, алкать — чувствовать голод, сильно желать.
Трактат на Евангелие от Иоанна 26.1. Сl. 0278, 26.1.6.
Стих 43
Как будто говоря: «Я знаю, что вы не взалчете, и хлеба этого не постигнете и не взыщете.Не ропщите между собою; никто не может прийти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его». Великой благодати свидетельство! Никто не приходит, кроме как тот, кто привлечен. Кого привлечет и кого не привлечет, почему этого привлекает, а того не привлекает, — не стремись судить, если не хочешь впасть в заблуждение. Единожды прими и пойми: ты еще не привлечен? Молись, чтобы быть привлеченным.
Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 26.2. Сl. 0278, 26.2.2.
Стих 44
Иное толкование
Как ты пришел? Пришел, веруя, но еще не достиг цели. Мы до сих пор на пути. Мы пришли, но еще не достигли цели. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом, да не прогневается Господь и да не погибнете на этом пути (11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. Пс 2:11−12). Бойся, что, пока ты гордишься, что обрел этот путь, сама гордость уведет тебя от этого пути. «Я, — говорит, — пришел, пришел по собственному разумению, пришел по собственной воле». Что ты надмеваешься? Что ты пыжишься? Ты хочешь знать, что и это тебе предоставлено? Послушай Самого Зовущего: Никто не приходит ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его (44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Ин 6:44).
Августин Иппонский, Проповеди 30.10 С1.0284,30.SL41.219. Иоанн Златоуст отводит большое значение воле; см. Гомилии на Евангелие от Иоанна 46.1.
Не думай, что тебя повлекут против твоей воли; привлекается дух, и любовью...
Ты скажешь нам: «Но как я верую по [своей] воле, если меня привлекают?». Я отвечу: «Мало того, что [своей] волей, еще и [собственным] влечением ты привлекаешься». Что значит быть привлекаемым влечением? Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего (4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Пс 36:4). Есть некое влечение сердца, которому сладок тот хлеб небесный. Далее, как мог бы сказать поэт: «Ведь каждым правит влеченье»*1, — не необходимость, но влечение, не долг, но наслаждение, — не тем ли более мы должны сказать, что ко Христу влечется человек, который услаждается истиной, услаждается блаженством, услаждается правдой, услаждается жизнью вечной, что в совокупности и есть Христос? Или же телесные чувства имеют свои удовольствия, а дух остается лишенным своих удовольствий? ‹…›
Представь [мне] любящего, [и он поймет, что я говорю.] Представь [мне] вожделеющего, представь [мне] алчущего, [представь странствующего в этой пустыне и жаждущего,] и влекомого к источнику от вечной отчизны, представь [мне] такого, и он постигнет, что я говорю... Почему Он изволил сказать: «Кого привлечет Отец?».
Если мы должны быть привлечены, то нас привлекает Тот, Кому говорит некая любящая: «За ароматом благовоний твоих побежим» (3 Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя! Песн 1:3) Но как надо понимать, давайте посмотрим, братья, и насколько можно, постигнем. Отец привлекает к Сыну тех, кто вследствие этого верует в Сына, ибо считает, что Отец Его — Бог; ведь Бог породил Сына, равного Себе; и тот, кто [так] думает и верою своей чувствует и усваивает, что равен Отцу Тот, в Кого он уверовал, — того привлекает Отец к Сыну.
Арий уверовал, что Он — творение, значит, Отец его не привлек, ибо не признает Отца тот, кто не верует, что Сын Ему равен... Кого привлек Отец — это ты, — тот говорит, что Христос — Сын Бога живого (16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Мф 16:16)... Блажен ты, Симон Бар-Иона, ибо не плоть и не кровь открыла тебе, Но Отец Мой, Сущий на небесах (17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; Мф 16:17). Это откровение и есть привлечение... Если то, что привлекает среди услад и удовольствий земных, открывается любящим, — ведь истин-но, что каждым правит влеченье, разве не привлекает [человека] Христос, явленный [в откровении] Отцом? Чего сильнее желает душа, чем истины? ‹…› Ибо здесь нам лучше испытывать голод, и если имеем доброе желание, оно будет исполнено: «Блаженны, — говорит Он, — алчущие и жаждущие правды», — но здесь! — «ибо насытятся», — но там! ‹…› И Я воскрешу его в последний день. Я воздаю ему то, что он любит, воздаю то, на что надеется; он увидит то, во что до сих пор верил, не видя. Веровал; насытится тем, чего алчет, упьется тем, чего жаждет. Где? В воскресении мертвых, ибо Я воскрешу его [в последний день.]
Примечания
- 1 Лат. trahit sua quemque voluptas (Vergilius, Ecloga 2.65); ср.: «У всех свои страсти» (Вергилий, Буколики 2.65; перевод С. Шервинского).
Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 26.4−6 С1. 0278, 26.4.2.
Стих 45
Итак, как мы с полным правом говорим, когда ведем речь о ком-то, кто преподает науки, кто в городе один и всех учит наукам он; не то, чтобы все их изучали, но если кто-то изучает, то только у него: точно так мы верно говорим, что Бог всех научает приходить ко Христу, не потому, что все приходят, но потому, что никто не приходит иначе.
Источник: Августин Иппонский, О предопределении святых 14 Сl. 0354, 971.31.
***
Смотрите, каким образом привлекает Отец: научая, услаждает, не налагая обязанности.
Вот как Он привлекает: «Все пусть будут податливы на научение Божие, а научить — дело Бога. Всякий, кто услышал от Отца и научился, приходит ко Мне: научить — дело Бога».
Так что же, братья? Если всякий, кто услышал от Отца и научился, сам приходит ко Христу, то Христос здесь не учит ничему? А как же то, что Отца-Учителя люди не видели, а Сына видели? Сын говорил, но Отец учил... Итак, если я, будучи человеком, научаю того, кто слышит слово мое, научает и Отец того, кто слышит слово Его... Он постоянно повторяет то, о чем мы могли бы подумать: не потому, что Отца кто-либо видел, — только Тот, Кто от Бога, видел Отца... «Итак, когда Я говорю вам: всякий, кто услышал от Отца и научился, — не говорите между собой: но мы никогда не видели Отца, каким образом мы могли научиться от Отца? Услышьте от Меня Самого: Я познал Отца, Я от Него, но как слово бывает от того, чье это слово, — не то, что звучит и преходит, но то, что остается с говорящим и влечет слушающего».
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 26.7−9 Сl. 0278, 26.7.14.
Стих 47
Он хотел открыться, чем Он был, ибо вкратце мог сказать: «Верующий в Меня Меня имеет». А что же значит «иметь Меня»? Иметь жизнь вечную. Жизнь вечная восприняла смерть, жизнь вечная пожелала умереть; но из-за тебя, не из-за Себя; Она восприяла смерть от тебя, чтобы умереть за тебя... Итак, жизнь восприяла смерть, чтобы жизнь истребила смерть... Ведь Жизнь вечная в начале была Словом у Бога, и Богом было Слово, и жизнь была светом для людей (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Ин 1:1−4). Он Сам, Жизнь вечная, дал и воспринятой плоти жизнь вечную.
Он пришел, чтобы умереть, но в третий день воскрес. Между Словом восприемлющим и плотью воскресающей смерть была истреблена.
Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 26.10 Cl. 0278, 26.10.2.
Стих 50
Ведь что касается, братья мои, этой видимой телесной смерти, неужели
Стих 51
И вновь о благодеянии просит тебя нищий, и ты сам — нищий Божий.
Ибо все мы, когда молимся, оказываемся нищими Божиими: преддверью великого главы семейства предстоим, и даже простерты ниц, слезно умоляем, желая получить нечто, и это нечто — сам Бог. Чего у тебя просит нищий? — Хлеба. А ты чего просишь у Бога, как не Христа, Который сказал: «Я — хлеб живой, с неба сшедший?».
Августин Иппонский, Проповеди 83.2. Сl. 0284, 83.PL38.515.35.
Стих 55
Ведь поскольку люди просят этого как пищи и пития, чтобы не алкать и не жаждать, оно на самом деле предстает им не чем иным, как пищей и питием, которые делают приемлющих их бессмертными и нетленными; это есть общение со святыми, где будет мир и единение полное и совершенное. Поэтому, как уже до нас это поняли люди Божии, Господь наш Иисус Христос Тело и Кровь Свою претворил в то, что из множественного становится единым. Ибо одно — хлеб — получается единым из многих зерен, другое — вино — стекается из многих виноградных ягод. Наконец Он объясняет, как получается то, о чем Он говорит, и что значит вкушать Тело Его и Кровь пить. Кто вкушает Плоть Мою и пьет Мою Кровь, во Мне пребывает, и Я в Нем (56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Ин 6:56). Стало быть, вкушать эту пищу и пить это питие — значит пребывать во Христе и иметь Его пребывающим в себе. И потому кто не пребывает во Христе и в ком не пребывает Христос, без сомнения, ни Плоти Его не вкушает, ни Крови Его не пьет, ибо нечистым дерзает он приступать к таинствам Христа, которые никто не воспринимает достойно, кроме как тот, кто чист, о ком говорится: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф 5:8).
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 26.17−18 Сl. 0278, 26.17.2.
Стих 57
Когда вкушают Христа, вкушают жизнь. Не Его убивают, чтобы вкусить, но Он оживотворяет мертвых. Когда Его вкушают, Он прибывает, но не убывает. Поэтому да не убоимся, братья, вкушать этот Хлеб в страхе, что Он закончится и потом мы не найдем пищи. Вкушают Христа: вкусивший живет, ибо воскрес убитый.
Августин Иппонский, Проповеди 132А.1. Cl. 0284, 132A.MiAg1.375.6.
Стих 60
Если ученики с трудом принимали это слово, то что же враги? И однако же, надо было сказать [именно
Стих 61
Христос есть Сын Человеческий, от Девы Марии. Стало быть, Сыном Человеческим Он начал быть на земле, поскольку плоть воспринял от земли. Отсюда пророческое речение: «Истина от земли воссияла». Что значат Его слова: когда увидите Сына Человеческого восходящим [туда,] где Он был раньше? Ведь не было бы вопроса, если бы Он сказал так: «Если увидите Сына Божия восходящим туда, где Он был прежде». Он же говорит: где был прежде, — как если бы, когда Он это говорил, Он там не был. Но Он говорит в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий па небесах (13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Ин 3:13). Не сказал: «Который был [на небе]», но — Сын Человеческий, Сущий на небе.
Что это значит, как не то, чтобы мы поняли так... что Христос есть одно Лицо, Богочеловек, а не два, иначе вера наша будет не в Троицу, а в Четверицу. Итак, Христос един, Сын Человеческий во времени, но один Христос по единству Лица. Он был на небе, когда говорил на земле. Таким образом, Сын Человеческий был на небе, когда Сын Божий был на земле; Сын Божий на земле, восприяв плоть; Сын Человеческий на небе, в единстве Лица.
Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 27.4.1−23 Cl. 0278, 27.4.5.
Стих 63
Так что же значит: плоть не пользует нимало? Не пользует нечто, — но то, что они поняли: они поняли, что плоть такова, какая бывает в растерзанном трупе или какая продается у мясника, но не такая, которая одухотворена. Отчего сказано так: «Плоть не пользует нимало», ибо сказано: «Знание надмевает». Так и сейчас, [плоть не пользует нимало], но когда это одна плоть, когда же с плотью сочетается дух, как любовь сочетается со знанием, она пользует в полную меру. Ибо если бы плоть не пользовала нимало, Слово не стало бы плотью, чтобы обитать среди нас (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин 1:14).
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 27.5.1 Сl. 0278, 27.5.9.
Стих 65
Но чтобы научить нас, что сама вера — дар, а не заслуга, Он говорит: «Как Я сказал вам: никто не приходит ко Мне, кроме того, кому дано будет Отцом Моим». Поскольку Господь говорит так, если мы вспомним, что ранее было сказано в Евангелии, то обнаружим, что Он сказал: никто не приходит ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его (44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Ин 6:44).
Не сказал «приведет», но «привлечет». Эта сила — от сердца, не от плоти. Так чему ты удивляешься? Веруй, и придешь, люби и будешь привлечен. Не думай, что эта сила является тяжкой и непереносимой: она сладка, она приятна, и сама сладость тебя привлекает. Разве овцу не привлекают, когда ей, проголодавшейся, показывают траву? И я не думаю, что ее подталкивают силой, но ее приманивают ее же собственным влечением1.
Примечания
- 1 — Этот аргумент Августин часто использовал против Пелагия.
Августин Иппонский, Проповеди 131.2 5 Сl.0284, 131.PL38.730.8.
Стих 69
Ибо мы уверовали, чтобы познать; ведь если бы мы хотели познать раньше и затем уверовать, мы не могли бы ни познать, ни уверовать. Во что мы уверовали и что мы познали? Что Ты — Христос, Сын Божий, то есть что Ты — сама Жизнь вечная, и во Плоти и Крови Твоей подаешь нам не что иное, как то, что Ты есть.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 27.9 Сl. 0278, 27.9.15.
Стих 70
Итак, говорит Господь Иисус: разве не Я избрал вас, двенадцать, и один из нас диавол? Пребыло священное число, число двоенадесятое, ибо по всему миру, то есть в четыре стороны света, они должны были возвестить Троицу. Поэтому трижды по четыре.
Стало быть, Иуда исключил сам себя, а не нарушил двоенадесятого числа, сам оставил Восприявшего, ибо Бог взамен его назначил заместившего.
Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 27.10 Сl. 0278, 27.10.1.
***
Как неправедные пользуются благими делами Божиими, так, в свою очередь, и Бог во благо пользуется злыми делами людей неправедных... Итак, всеми благами Божиими, перечислять которые будет слишком долго, злой пользуется во зло. Напротив, злыми делами злых людей во благо пользуется благой, а что столь благо, как един Бог? (См. 10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Мк 10:10)
Что хуже Иуды? Среди всех, кто прилепился к Учителю, среди двенадцати, ему был дан ларец и поручена раздача милостыни нищим; он же, не чувствуя благодарности за такое благодеяние, за такую честь, принял деньги, попрал правду, предал Жизнь, будучи мертв; за Кем следовал как ученик, Того преследовал как враг. Все это зло Иуды, но злом его во благо воспользовался Господь. Попустил Себе быть преданным, чтобы искупить нас.
Итак, если делами самого дьявола во благо пользуется Бог, злой, пользуясь во зло, вредит самому себе, а не противоречит благости Божией.
Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 27.10 Сl. 0278, 27.10.6.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Иоанна, 6 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.
От Иоанна 6 глава в переводах:
- Пераклад Антонія Бокуна
- Пераклад Васіля Сёмухі
- Пераклад Чарняўскага 2017
- Пераклад Яна Станкевіча
- Пераклад Л. Дзекуць-Малея
- Пераклад праваслаўнай царквы
- Пераклад Рыма-Каталіцкага Касцёла
- Пераклад Анатоля Клышкi
- Пераклад Сабілы і Малахава
- Пераклад Міхася Міцкевіча
- Пераклад В. Гадлеўскага
- Пераклад Яна Пятроўскага
- Textus Receptus 1550 Stephanus
- Textus Receptus 1598 Beza
- Textus Receptus 1624 Elzevir
- Textus Receptus 1894 Scrivener
- Tregelles 1857−1879
- Tischendorf 8th — 1872
- Westcott and Hort 1881
- Nestle Greek NT 1904
- GNT Orthodox Church 1904
- Byzantine Majority Text 2005
- GNT Family 35
- SBL Greek New Testament 2010
От Иоанна 6 глава, комментарии:
- Новой Женевской Библии
- Толкование Мэтью Генри
- Комментарии МакДональда
- Толковая Библия Лопухина
- Комментарии Баркли
- Комментарии Жана Кальвина
- Комментарии Джона Райла
- Толкования Августина •
- Толкование Иоанна Златоуста
- Толкование Феофилакта Болгарского
- Новый Библейский Комментарий
- Лингвистический. Роджерс
- Комментарии Давида Стерна
- Библия говорит сегодня
- Комментарии Скоуфилда