Библия » Августин Толкования Августина

От Иоанна 12 От Иоанна 12 глава

Стих 3

И вот Мария, другая сестра Лазаря, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира (3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Ин 12:3). Услышали мы о событии, постараемся же узнать скрытый смысл. Всякий, кто пожелает быть верным душой, пусть вместе с Марией помажет ноги Господа драгоценным миром. Этим миром была справедливость, а потому оно было [взято] на вес; но это было миро из нарда, драгоценного и чистого. А что употреблено слово «pisticus», это, как следует полагать, сказано о некоем месте, откуда было это драгоценное миро; все здесь — не пустословие, и в достойном созвучии с таинством. По-гречески pistis значит «вера». Ты искал, как осуществить справедливость — праведный верою жив будет (4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв 2:4). Помажь ноги Иисусу — хорошо живя, иди по следам Господа. Отри [ноги Христа] волосами — если есть у тебя излишки, отдай нуждающимся, и вот ты отер ноги Господа, ведь очевидно, что волосы излишни для тела. Ты знаешь, как распорядиться о том, что тебе излишне, ибо для тебя излишне, а для ног Господа нужно. Возможно, нуждается земля в ногах Господа. Ведь о ком, если не о членах Своих, будет Он под конец говорит: так как вы сделали это одному из Моих меньших, то сделали Мне (40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф 25:40). [То есть Господь говорит:] вы издержали ваш избыток, но оказали услугу ногам Моим.

Трактат на Евангелие от Иоанна 50.6. Сl. 0274, 1.13.278

***

Здесь требуется согласование между тремя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой. Нет сомнения, что они сообщают об одном и том же событии в Вифании; тогда же и ученики, о чем упоминают все три евангелиста, выражали недовольство женщиной, должно быть, из-за пролития ценного мира. Матфей и Марк говорят, что миро было пролито на голову Господа, в то время как Иоанн говорит, что на ноги. Здесь не будет противоречия, если мы примем за правило... что если даже каждый из евангелистов приводит только один из фактов, то оба они являлись частями происходившего события. Так и в этом случае давайте исходить из того, что женщина эта не только на голову Господа, но и на ноги Его пролила миро.

Источник: О согласии евангелистов 2.79. Сl. 0273, 2.79.155.262.1.

Стих 4

Многие, не будучи осведомленными в Евангелиях, полагают, будто Иуда погубил себя тогда, когда принял деньги от иудеев, чтобы предать Господа (см. 14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; 16 и с того времени он искал удобного случая предать Его. Мф 26:14−16). Но он не тогда погиб — он уже был вором, уже потерянным, когда следовал за Господом: следовал телом, но не сердцем. Он вошел в апостольское число двенадцати, по не имел апостольского благословения — имел только вид двенадцатого. По его уходу и приходу другого и истина апостольская восполнилась, и целостность числа сохранилась (см. 15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. 20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. 21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. 23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. 26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. Деян 1:15−26). Чему же, братья мои, хотел Господь Иисус Христос научить Церковь Свою, когда пожелал среди двенадцати иметь одного пропащего? — Терпеть порочных и не допускать разделения тела Христова. Вот, Иуда среди святых: Иуда-вор, к тому же, чтобы не презирал ты, вор и святотатец, ибо он — не какой-то там вор, он — казнокрад из Господней казны. Тот, кто что-то похищает у Церкви, приравнивается к пропащему Иуде. Таким был этот Иуда, и, тем не менее, он входил и выходил вместе с одиннадцатью святыми учениками. Ты, кто порядочен, терпи порочного и достигнешь награды добра, и избежишь наказания зла. Берите пример с Господа, жившего на земле. Зачем нужна была сокровищница Тому, Кому служили ангелы, если только не потому, что Церкви предстояло иметь свою сокровищницу?1 Зачем Он допустил вора, если не для того, чтобы Церковь терпела воров, даже страдая от них? Тот же, кто привык воровать деньги из казны, не сомневаясь, продал Господа, взяв за это деньги.

Примечания

  • 1 — См. прим. к комментарию Августина на 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Ин 13:29.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 5.10−11, Сl. 0278, 50.10.1.

Стих 6

Другие [евангелисты] говорят о том, что ученики выражали недовольство пролитием драгоценного мира1. ‹…› Сам же я думаю, что Иуда здесь представляет всех учеников: множественное число выражено единственным2. ‹…› Можно понимать, что и другие ученики говорили такое же, либо так же считали, либо оказались убеждены этой речью Иуды. Отличие только в том, что Матфей и Марк волю всех [учеников] обозначили прямыми словами, а Иоанн счел нужным упомянуть лишь того, кто имел привычку воровать.

Примечания

  • 1 — 8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Мф 26:8−9, 4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Мк 14:4−5.
  • 2 — Гауденций делает похожий вывод, полагая, что Иисус пытался уберечь Иуду от прямого обвинения. См. его Проповеди 13 (PL 20:935).

Источник: О согласии евангелистов 2.79.156, Сl. 0273, 2.79.156.263.10.

Стих 8

Добрые люди могут считать это сказанным им, но не для того, чтобы вызывать страх. Ведь Он говорил о Своем телесном присутствии. В силу величия Его, Его провидения, невыразимой и невидимой благодати Его, исполняется то, что сказано Им: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф 28:20). Но по плоти, которую Слово приняло... не всегда Его имеем с собой. Почему? Потому что, телесно присутствуя, Он в течение сорока дней общался с учениками, затем же, подготовив их действовать [самостоятельно], а не вслед за Ним, Он взошел на небеса и уже не находится здесь1. Он действительно там, восседая одесную Отца2. Но Он и здесь, ибо присутствие славы Его не преходяще. Другими словами, что касается Его Божественного присутствия, то мы всегда имеем Его. Что касается присутствия во плоти, то верно было сказано ученикам: Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. В этом отношении Церковь имела Его присутствие во плоти лишь некоторые дни; ныне она имеет его через веру, не видя Его очами. Так что сказанное, как я полагаю, после такого двоякого решения не может более оставаться предметом сомнения.

Примечания

  • 1 — См. 1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян 1:1−11.
  • 2 — Ср. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Деян 7:55−56; 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Рим 8:34; 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, Еф 1:20; 1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; Кол 3:1; 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, Евр 1:3, 1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах Евр 8:1, 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр 10:12, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Евр 12:2; 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. 1Пет 3:22.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 50.13, Сl. 0278, 50.13.1.

***

Конечно, мы понимаем слова: нищих всегда имеете с собою. Верно то, что Он сказал. Когда была Церковь без нищих? А Меня не всегда. Что Он хотел сказать? Как понимать: а Меня не всегда? Не тревожьтесь: Иуде сказано! Почему Он не сказал: «имеешь», но имеете? Потому что не один Иуда. Один порочный [человек] обозначает все тело порока. ‹…› Вот им и сказано: А Меня не всегда. А что значит «не всегда» и «всегда»? Если ты праведен, если принадлежишь к тому телу, которое воплощает Петр1 , то ты имеешь Христа и ныне и впредь: ныне через веру, ныне через знамение, ныне через таинство крещения, ныне через хлеб и вино с алтаря. Ты имеешь Христа ныне, но ты будешь иметь Его всегда. Ибо когда уйдешь отсюда, придешь к Тому, Кто сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лк 23:43). Но если ты живешь порочно, тебе может казаться, что имеешь Христа, поскольку ты входишь в Церковь, осеняешь себя знамением Христа, принимаешь крещение во Христа, присоединяешься к членам Христовым, приступаешь к алтарю Христову: ныне ты имеешь Христа, но жизнью порочной будешь иметь Его не всегда.

Примечания

  • 1 — То есть к Церкви, см. 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Мф 16:18, 12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. 14 Тело же не из одного члена, но из многих. 15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где было бы тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело,

    внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 1Кор 12:12−28.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 50.12, Сl. 0278, 50.12.3.

Стих 13

Пальмовые ветви — это хвалебные псалмы той победе нашего Господа, которую Ему предстояло Своей смертью одержать над смертью, и триумфу над диаволом, князем смерти, [добытому] трофеем1 креста.

Примечания

  • 1 — Греч. слово трофей означает «памятник победы». Греки воздвигали трофеи на месте победы и увешивали их захваченными у врагов доспехами. Римляне воздвигали такие же памятники на Капитолии.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.1, Сl. 0278, 51.1.1.

***

Какие же крестные муки зависти должны были в своих умах испытывать вожди иудеев, когда слышали, как великое множество людей провозглашало Христа своим Царем? Нο что за честь Господу быть Царем Израиля? Что великого в том, чтобы Царю вечности стать Царем человеков? Христос же не стал Царем Израиля для того, чтобы собирать подати, вкладывать меч в руку воинов, покорять врагов в зримых сражениях. Он — Царь Израиля для того, чтобы править душами, наставлять их для вечности, чтобы привести их в Царство Небесное в вере, в надежде, в любви. [В том, что] Сын Божий, равный Отцу, Слово, которым все начало быть, соизволил быть Царем Израиля, есть умаление, но не возвеличивание, знак Его жалости, не увеличивающий Его власть. Ибо Тот, Кого на земле называли Царем Израиля, на небесах есть Царь ангелов.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.4, Cl. 0278, 51.4.2.

Стих 15

Этому деянию имеется свидетельство пророков, хотя злонамеренные вожди иудейские не увидели в нем исполнения пророчества. Но в народе этом, пусть превратном и слепом, все еще оставалась дщерь Сионова, которая и есть Иерусалим. Ей сказано: Не бойся... Признай Того, Кого ты восхваляешь, и не содрогайся, когда Он претерпевает страдания. Это проливается та кровь, которой смываются твои грехи и которой искупается твоя жизнь.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.5, Сl. 0278, 51.5.3.

Стих 21

Вот, иудеи стремятся убить Его, язычники — увидеть. Но были из иудеев и те, которые восклицали: Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Ин 12:13). Одни от обрезания, другие без обрезания, словно две набегающие друг на друга волны сходятся в одну веру в Христа лобзанием мира.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.8, Сl. 0278, 51.8.7.

Стих 23

Здесь найдется кто-нибудь, кто подумает, что Он заговорил о прославлении потому, что язычники пожелали увидеть Его. Нет, не так. Он видел, что после страстей и воскресения Его язычники во всех краях уверуют в Нeгo. Воспользовавшись случаем, когда язычники стремились увидеть Его, Он возвещает грядущую полноту язычников. Он говорит, что пришел Ему час прославиться, потому что, когда это свершится на небесах, придут к вере и язычники, как поется в псалме: Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! (6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Пс 56:6). Однако надо было, чтобы превознесению и славе Его предшествовало уничижение страстей.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.8−9, Сl. 0278,51.8.10

Стих 25

Печальное дело — терять то, что любишь. В конце концов, нет того, кто не любит себя, но взыскивать нужно любовь правильную, а неправильной надо бежать. Тот, кто, оставив Бога, полюбит себя и любовью к себе изгонит Бога, даже не пребудет в себе, ибо потеряет и себя. Он изгонит себя из сердца своего, пренебрегая тем, что внутри, и любя то, что снаружи. Спрошу тебя: Разве ты — деньги? Но, возлюбив деньги, ты оставил себя — сначала оставляешь, затем и погубишь себя. Вот, ты себя погубил. И лжешь из-за денег (см. 11 Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Прем 1:11). Итак, ища денег, ты губишь себя. Возьми весы истины... и положи на одну сторону деньги, а на другую душу... Не взвешивай сам, ибо хочешь себя обхитрить... Пусть взвешивает Бог: Он не знает ни как обманывать, ни как обманываться... Смотри, как взвешивает, слушай, каков результат: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Мф 16:26). Ты захотел потерять душу, чтобы приобрести землю: но она более весит, чем небо и земля вместе. Но делаешь так потому, что, оставив Бога и возлюбив себя, ты и себя оставил — ты более ценишь другое, нежели себя. Вернись в себя, и, когда уже вернешься в себя, в себе не оставайся. Сначала вернись в себя от того, что вокруг тебя, затем вернись к Тому, Кто тебя сотворил, Кто искал тебя, когда ты был потерян, Кто нашел тебя, когда ты был в бегах.

Проповеди 330.2−3, Сl. 0284, 330.PL38.1456.37.

Иное толкование

Если любишь душу свою, то потеряй ее. Сей здесь и пожнешь на небесах. Земледелец, если не потеряет пшеницу в зерне, не полюбит его в урожае. ‹…› Не люби душу так, чтобы потерять ее. Люди, боящиеся умереть, как кажется, любят души свои. Мученики же, если бы так же любили души свои, без сомнения, их потеряли бы. ‹…› Что пользы в том, чтобы держаться за душу в этой жизни и потерять ее на небесах? Да и что значит держаться? Как долго держаться? То, чего держишься, ускользнет от тебя: если же потеряешь, обретешь в себе. ‹…› Мученики потеряли души свои к большой выгоде — теряли солому, обретали корону. Корону обретали, повторяю, и жизнь, которой нет конца.

Проповеди 331.1, Сl. 0284, 331.PL38.1459.28.

Смотри, чтобы, понимая ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее, не закралась к тебе мысль, что ты должен погубить себя. Ведь люди порочные и развращенные, сами по себе жесточайшие преступники-человекоубийцы, порой предают себя огню, топят себя в водах, бросаются с обрыва — и гибнут. Но Христос этому не учил, вот и диаволу, который искушал Его и предлагал броситься с обрыва, Он сказал: Отойди от Меня, сатана (10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:10)1. ‹…› Когда же нет у тебя выбора, когда гонитель грозит смертью, а тебе остается либо ослушаться Бога, либо покинуть эту жизнь... тогда возненавидь свою душу в мире сем так, чтобы иметь ее в жизни вечной.

Примечания

  • 1 — Августин совмещает два евангельских отрывка, 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Мф 4:7−10 и 23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Мф 16:23.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.10, Сl. 0278, 51.10.17.

Стих 26

Служат Иисусу Христу те, кто ищут не своего, а [угодного] Иисусу Христу (см. 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21).

Ведь Мне да последует значит: «Пусть ходит путями Моими, а не своими», как и в другом месте написано: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. 1Ин 2:6). Нужно, чтобы он, если дает хлеб голодному, давал его из сострадания, но не напоказ. Он не должен ничего искать, кроме делания добра, не позволяя левой руке знать, что делает правая (ср. 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, Мф 6:3). Другими словами, любому делу милосердия должна быть чуждой мысль о выгоде. Кто так служит, служит Христу, и ему по праву сказано будет: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф 25:40). И служащего таким образом Христу прославит Отец Его особой почестью быть вместе с Сыном Его, где никогда не умалится его блаженство. Когда же слышите, братья, как Господь говорит: Где Я, там и слуга Мой будет, то не думайте только о добрых епископах и клириках. Но вы служите Христу по-своему: добропорядочной жизнью, подаянием бедным, проповедью, насколько сможете, имени и учения Его. И всякий глава семейства... исполнит своего рода церковное и епископское служение Христу в собственном доме, если сделает так, чтобы и семьи были с Ним вечно.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 51.12−13, Сl. 0278, 51.12.23.

Стих 27

Я слышал, как раньше Он сказал: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я там и слуга Мой будет (26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Ин 12:26). И вот, я горел желанием презреть мир, и вся эта жизнь, сколь бы долгой она ни была, стала лишь туманом перед моими глазами. На фоне любви к вечному все преходящее потеряло любую ценность для меня. Но Тот же Самый Господь, Который перенес меня от слабости, которая была моей, к мощи, которая — Его, теперь, как я слышу, говорит: Душа Моя теперь возмутилась. Что значит это? Как можешь Ты сказать моей душе, что надо следовать за Тобой, если я вижу Твою душу столь возмущенной? Как вынести мне то, что тяжело вынести Твоей крепости? На каком основании мне устоять, если Скала уступает? Но кажется мне, что в мыслях я слышу, как Господь отвечает: «Ты тем более станешь следовать Мне, ибо это происходит со Мной, чтобы ты укрепился. Ты, словно к тебе обращенный, услышал голос крепости Моей. Теперь же услышь во Мне голос твоей немощи. Я даю силы, чтобы ты бежал, и не мешаю тебе торопиться, но на Себя беру то, чего ты боишься, и путь пролагаю, чтобы вел тебя». О Господи, вижу милость Твою! Ты, Кто столь велик, позволил Себе огорчиться, чтобы дать утешение всем [членам] тела Твоего, которые измождены постоянной немощью — чтобы не дать им погибнуть в отчаянии.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 52.2, Сl. 0278, 52.2.1.

Стих 28

Он здесь тебя учит, о чем помышлять, учит, что говорить, Кого призывать, на Кого уповать, Чью твердую и Божественную волю ты должен поставить над своей — человеческой и немощной. Пусть не покажется себе, что Он утратил Свои высоты, желая поднять тебя из глубин твоего падения. Он воспринял немощь человека, чтобы научить [нас], в печали и в горести, говорить: Впрочем, не как Я хочу, но как Ты (39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Мф 26:39). Ведь человек продвигается от человеческих [свойств] к божественности, когда воле Божественной отдается предпочтение над волей человека.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 52.3, Сl. 0278, 52.3.13.

***

И прославил — прежде сотворения мира, и еще прославлю — когда Он воскреснет из мертвых и вознесется на небо. Можно и иначе понять. И прославил [может относиться к тому времени], когда Он был рожден от Девы, когда совершал чудеса, когда к Нему пришли поклониться волхвы, ведомые звездой небесной, когда был признан святыми, исполнившимися Святого Духа. И когда, по схождении на Него Духа в виде голубя, Он заявил о Себе и явлен был через голос, пришедший с Небес; когда Он преобразился на горе; когда показал многие чудеса, множество людей исцелив и очистив, накормив толпы немногими хлебами, повелев [повиноваться] ветрам и волнам; когда воскрешал мертвых. И еще прославлю [может относиться к тому времени], когда Он воскреснет из мертвых и смерть уже не будет господствовать над Ним; когда как Бог вознесется над небесами и над всей землей — слава Его1.

Примечания

  • 1 — Ср. 6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Пс 56:6, 12; 6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею [да] [будет] слава Твоя, Пс 107:6.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 52.4, Сl. 0278, 52.4.2.

Стих 31

Тот суд, который ожидается в конце, будет судом живущим и умершим, судом воздаяния наград и наказаний. А что здесь за суд? Здесь говорится не о суде-осуждении, но о суде-разделении. Вот что Он назвал судом здесь — отделение праведников, изгнание диавола от Своих — искупленных Христом.

Итак, Господь предсказывал то, что уже знал: что после Своего страдания и прославления множество народов по всему миру, в сердцах которых пребывал диавол, станут верующими, а диавол, от которого отрекутся верой, окажется изгнанным из сердец.

Но кто-то спросит: «Разве не изгнан диавол из сердец патриархов, пророков и праведников древности?». Разумеется, да. Как же тогда говорится, что изгнан будет теперь? Мы должны понимать, что прежде это делалось только с некоторыми людьми, а вскоре надлежит этому статься со многими и многочисленными народами.

А кто-то спросит и далее: «Поскольку диавол ныне изгнан из сердец верующих, значит ли, что более не будет он их искушать?». Нет, не перестал он искушать. Но одно дело — царствовать изнутри, совсем другое — нападать снаружи.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 52.6−9, Сl. 0278, 52.6.2.

Стих 34

Он говорил, как они поняли, о том, что собирались сделать. Потому скрытый смысл этих слов им открыла не вложенная в них мудрость, а угрызения совести.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 52.12, Cl. 0278, 52.12.17.

Стих 38

Здесь очевидно, что мышца Господня — это Сам Сын Божий. И не то, чтобы Отец имел плотский вид человека. Он потому назван мышцей Господней, что все Им сотворено. И если бы кто-то обладал такой властью, чтобы без всякого движения тела совершалось то, что он сказал, слово такого человека было бы его мышцей.

Нет здесь повода оправдываться перед теми, кто ошибочно утверждают, будто Бог — только Отец, ибо Сын является мышцей Отца, будто личность и мышца — не две личности, но одна. Эти люди не разумеют, что некоторые вещи могут быть названы только с помощью названий других вещей, с которыми они имеют какое-то сходство. Но найдутся бормочущие и вопрошающие: «В чем вина иудеев, если нужно было, чтобы исполнились слова Исайи: [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ис 53:1). Им мы ответим, что Бог, предвидя будущее, предсказал через пророка неверие иудеев, но Он не был его причиной. Бог не побуждает никого ко греху, Он знает, что будут грешить. Он знает наперед об их грехах, не Своих. Итак, иудеи совершили грех, и этот грех предсказал Тот, от Кого ничего не скрыто.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 53.2−4, Сl. 0278, 53.2.5.

Стих 39

Но и последующие слова Евангелия вызывают напряжение и ставят более глубокий вопрос. Вот, нам говорится, что не могли они веровать, так в чем же вина человека, который не делает того, что сделать не может? А если же согрешили тем, что не уверовали, то, значит, могли поверить, но не сделали этого. А если могли, то, как говорит Евангелие: Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исайя, Он ослепил глаза их и ожесточил сердце их1 , так что причина их неверия (что очень важно) относится к Самому Богу, ибо это Он ослепил глаза их и ожесточил сердце их. И этого, отвечу я, воля их заслужила. Бог же тем ослепляет, тем ожесточает, что оставляет в одиночестве и не помогает. Бог может так поступать по суду тайному, однако не по несправедливому. И это для благочестия верующих должно быть всецело непреложным и незыблемым [правилом]: и сам апостол, рассматривая этот сложнейший вопрос, говорит: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак (14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Рим 9:14). Если же нельзя допустить, что несправедливость бывает у Бога, то остается признать, что когда Он помогает, то поступает из милости, а когда отказывает в помощи, то поступает по справедливости. Ибо во всем, что Бог делает, нет опрометчивости, но есть суд Его.

Примечания

  • 1 — Лат. excaecauit oculos еоrum, et indurauit cor eorum. Прим. пер.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 53.5−6, Cl. 0278, 53.5.1; 6.8.

Стих 40

Не удивительно, что они не могли поверить, ибо столь горда была их воля, что, не зная праведности Божией, они пытались установить свою. Апостол так говорит о них: Они не покорились праведности Божией (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, Рим 10:3). И гордость их не от веры шла, но от дел: ослепленные своим превозношением, преткнулись о камень преткновения (32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, Рим 9:32). Поэтому, когда говорится, что они не могли [поверить], надо понимать так, что они не желали. Это то же, что сказано о Господе Боге нашем: Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 2Тим 2:13). О Всемогущем сказано: не может. Подобно тому, как неспособность Бога отречься от Самого Себя есть похвала Божьей воле, так их неспособность поверить есть вина человеческой воли.

Вот, скажу еще, что люди, которые надменно полагают, будто силами своей воли способны обойтись, а потому считают, что не нужна Божья помощь для праведной жизни, не могут поверить в Христа. Ведь не принесут пользы ни слоги в имени Христовом, ни таинства Христовы там, где отвергается вера в Христа. Вера же Христова в том заключается, чтобы верить в Того, Кто оправдывает нечестивого1 ; верить в Посредника, без заступничества Которого не можем мы примириться с Богом2 ; верить в Спасителя, Который пришел взыскать и спасти то, что погибло3 ; верить в Того, Кто сказал: Без Меня не можете делать ничего (5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин 15:5).

И поскольку не знающий праведности Божией, которой оправдывается нечестивый, пытается утвердить собственную [праведность], которой уличается гордец, то не может он поверить в Христа. Вот, иудеи не могли поверить не потому, что люди не могут изменяться к лучшему, но покуда они будут так мудрствовать, они не смогут поверить. Потому ослеплены, потому ожесточены — отвергая помощь Божию, они ее и не получают. Бог заведомо знал это об иудеях — их слепоту и ожесточение, а Духом Его это предсказал пророк.

Примечания

  • 1 — Ср. 5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Рим 4:5.
  • 2 — Ср. 5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 1Тим 2:5.
  • 3 — Ср. 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Мф 18:11; 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:10.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 53.9−10, Сl. 0278, 53.9.1.

Стих 44

Что же слышали мы, братья, когда Господь сказал: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня? Благо для нас — верить в Христа, особенно потому, что и Сам Он ясно сказал то, что только что слышали, то есть что Он, свет, пришел в мир, что верующий в Него не останется во тьме, но будет иметь свет жизни (см. 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Ин 12:35−36).

Итак, благо — верить в Христа. Великое благо — верить в Христа, и великое зло — в Христа не верить. Но поскольку Христос Сын есть то, что Он есть, от Отца, а Отец не от Сына, но Отец Сына, то потому Сын призывает к вере в Себя, но воздает честь Творцу.

Источник: Проповеди 140.1, Сl. 0284, 140.PL38.773.7.

Стих 45

Не так много разницы между Мной и Тем, Кто послал Меня, так что видящий Меня видит Отца. Верно, Господь Христос послал апостолов... только никто из них не дерзнул сказать: «Кто верит в меня». Да, мы верим апостолу, но не верим в апостола, потому что не апостол оправдывает нечестивого. Может сказать апостол: «Кто принимает меня, тот принимает Пославшего меня», или «Кто слушает меня, тот слушает Пославшего меня», поскольку Сам Господь им так говорит (40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; Мф 10:40). Господину воздает честь слуга, отцу — сын. И тогда отец словно бы в сыне, господин словно бы в слуге. Но Сын Единородный мог по праву сказать: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте (1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Ин 14:1), как и то, что теперь говорит: Верующий в Меня не в Меня, верует, но в Пославшего Меня (44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. Ин 12:44). Он не лишает верующего веры в Себя, однако не хочет, чтобы тот оставался в положении слуги.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 54.3, Сl. 0278, 54.3.11.

Стих 46

В одном месте Он говорит Своим ученикам: Вы — свет мира (14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Мф 5:14). Однако не сказал им: «Вы — свет и пришли в мир, чтобы всякий верующий в вас не оставался во тьме». Все святые — светильники, но освещаются они Христом через веру, и если кто отойдет от Него, то погрузится во тьму. Но Свет, их освещающий, не может отделиться от Себя, ибо Он вообще неизменен. Итак, мы верим, что свет, таким образом излитый, есть пророк или апостол. Но мы верим ему так, чтобы в конечном счете верить не в то, что само освещено, но вместе с ним в тот самый Свет, Которым и он освещен. Тогда и мы осветимся: не им, но вместе с ним Тем, Кем и он освещен. Когда Он говорит: Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме, Он дает ясно понять, что всех обнаружил пребывающими во тьме. И чтобы не оставаться в той тьме, в которой Он их застал, им должно верить в Свет, Который пришел в мир, ибо этим Светом сотворен мир.

Трактат на Евангелие от Иоанна 54.4, Сl. 0278, 54.4.2.

Стих 48

И пока они дожидались узнать, кто же этот [Судья], Он добавил: Словo, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Он ясно говорит, что Сам будет судить в последний день. Он Сам говорит, Он Сам возвещает, Он Сам делает Себя дверью, через которую Сам входит Пастырем овец Своих (2 а входящий дверью есть пастырь овцам. Ин 10:2). Иначе будут судимы не слышавшие, иначе — слышавшие и отвергшие.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 54.6, Сl. 0278, 54.6.8.

Стих 50

Если жизнь вечная — это Сам Сын, и жизнь вечная — это заповедь Отца, то разве не сказано здесь: «Я есмь заповедь Отца»? Точно так же и в последующие слова: Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец, мы не должны понимать, будто бы говорилось это только Слову и будто бы Слово Божие нуждалось в слове Божием. А говорил Отец Сыну так же, как дал Ему жизнь, — не то, чтобы Сын не знал или чего-либо не имел, но Он был Сын. Что тогда значит говорю, как сказал Мне Отец, как не «Я говорю истину»? Отец — истинный, Сын — истина: Истинный родил Истину. Что сказать Он мог Истине! Не было несовершенства в Истине — к Ней ничего не прибавишь. Итак, Он говорил Истине, потому что родил Истину.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 54.8, Сl. 0278, 54.8.2.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Иоанна, 12 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 12 глава в переводах:
От Иоанна 12 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.