Библия » Кузнецова Комментарии Кузнецовой

От Иоанна 12 От Иоанна 12 глава

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА. ЯВЛЕНИЕ ЦАРЯ (12:1-50)

12:1-8 ПОМАЗАНИЕ В ВИФАНИИ

(Мф 26:6-13 ;Мк 14:3-9)

1 За шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, которого Иисус поднял из мертвых. 2 В Его честь устроили обед. Марфа подавала, а Лазарь возлежал за столом вместе с Иисусом и остальными гостями. 3 И вот Мариам, взяв фунт очень дорогого благовонного масла из чистого нарда, умастила им ноги Иисуса и вытерла их своими волосами. Весь дом наполнился ароматом благовоний.

4 Тогда Иуда Искариот — один из учеников Иисуса, тот самый, который Его предаст, — говорит:

5 — Почему было не продать эти благовония за триста серебряных монет и не раздать бедным?

6 Он сказал так не потому, что пекся о бедных, а потому, что был вор: он носил общий кошель с деньгами и нередко запускал туда руку.

7 — Оставь ее в покое! Она должна была сохранить эти благовония до дня Моего погребения, — ответил Иисус. 8 — Бедные всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.

12:1 Лазарь — в некоторых рукописях: «Лазарь, умерший». 12:3 из чистого нарда — в ряде рукописей эти слова отсутствуют. 12:4 Иуда Искариот, один из учеников — в рукописях разночтения: «один из Его учеников, Иуда Искариот», «один из Его учеников, Иуда, сын Симона, Искариот», «один из Его учеников, Иуда Симон Искариот», «один из Его учеников, Иуда из Кариота», «Иуда Искариот». 12:7 она должна была сохранить — в некоторых рукописях: «она сохранила». 12:8 В некоторых рукописях этот стих отсутствует.

12:1 Ин 11:1, 43-44 12:2 Лк 10:40 12:3 Лк 7:37-38 12:4 Ин 6:71 12:5 Мф 19:21; Мк 10:21; Лк 18:22 12:7 Ин 19:40 12:8 Втор 15:11.

Этот рассказ имеет много сходства с повествованиями Матфея и Марка, но есть и значительные расхождения. Так, Иоанн сообщает, что помазание было до того, как Иисус въехал в Иерусалим, а не после (ср. Мк 11:1-11; Мк 14:3-9). Вероятно, евангелисту было важно показать, что Иисус вступил в Иерусалим уже как помазанный Царь.

Ст. 1 — За шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Вифанию, где жил Лазарь, которого Иисус поднял из мертвых — Согласно Матфею и Марку, Иисус был в Вифании за два дня до Пасхи в доме прокаженного Симона. Здесь же евангелист уточняет, что обед состоялся у Лазаря, где мы встречаем тех же действующих лиц: Лазаря, Марфу и Марию, хотя о Симоне не упомянуто. За шесть дней до Пасхи — Следовательно, это было в субботу. Вифания — См. коммент. на 11:1.

Ст. 2 — В Его честь устроили обед — Это был традиционный праздничный обед вечером в субботу. Марфа подавала — Марфа, как и в Евангелии от Луки, выступает в роли гостеприимной и хлопотливой хозяйки. А Лазарь возлежал за столом вместе с Иисусом и остальными гостями — За несколько дней до страданий и воскресения Иисуса рядом с Ним возлежит тот, кого Иисус уже вызвал из могилы, как прообраз предстоящей Иисусу судьбы. Возлежал — Хотя евреи обычно принимали пищу сидя, но во время пиров они по заимствованному эллинистическому обычаю ели, лежа на специальных обеденных ложах. Так как Лазарь здесь тоже выступает в качестве гостя, некоторые ученые высказывают предположение, что хозяином застолья был Симон, как и в синоптических рассказах, и что он был отцом Лазаря, Марфы и Марии. См. также коммент. на 13:23.

Ст. 3 — И вот Мариам, взяв фунт очень дорогого благовонного масла из чистого нарда, умастила им ноги Иисуса и вытерла их своими волосами — О Мариам см. коммент. на 11:2. Весьма интересно сравнить этот рассказ с тем, что сообщают синоптики. Так, практически совпадающие повествования Матфея и Марка не называют имени женщины, которая, войдя в дом, разбила сосуд с благовониями и вылила их на голову Иисуса. В Евангелии же от Луки сцены предпасхального умащения нет совсем, но там есть отчасти похожий сюжет, хотя и помещенный в совершенно другой контекст (7:36-50). У Луки вошедшая в дом фарисея Симона грешница омыла ноги Иисуса собственными слезами, а затем вытерла их своими волосами и умастила благовониями. Причем случилось это не в Вифании, а в Галилее. При чтении же Иоанна возникает ощущение, что произошло соединение двух традиций, причем довольно странное. Действительно, во время древних пиров хозяин мог в знак особого уважения умастить благовонным маслом голову почетного гостя (ср. Лк 7:46), а перед пирами рабы и слуги омывали ноги гостям. Но здесь Мариам умащает не голову, как это было принято, а ноги. Понятно, почему это делает грешница у Луки: она посторонняя на пиру и вряд ли имела возможность приблизиться к голове Иисуса. Кроме того, она вытирает ноги Иисуса своими волосами вместо полотенца. Но зачем это делает Мариам после того, как она их умастила?! Возможно, евангелист символически соединяет два омовения ног: то, что совершила Мариам, и то, что совершил Иисус, омыв ноги ученикам (13:1-12). Благовонное масло — буквально: «мирра»; так назывался порошок или жидкость, добываемые из камеди кустарника, произрастающего в южной Аравии. Нард — благовонное масло, добывавшееся из корней дерева, произрастающего в горах северной Индии. Он стоил очень дорого, здесь он назван чистым, или настоящим, вероятно, потому, что уже в древности существовали подделки. Другие переводят это слово как «фисташковый», этот орех тоже использовался в качестве основы для приготовления благовоний. Фунт — это огромное количество благовоний. Масло названо очень дорогим, в ст. 5 говорится о трехстах денариях, за которые его можно было бы продать (см. коммент. на 12:5).

Весь дом наполнился ароматом благовоний — С одной стороны, запах тяжелых восточных благовоний был очень силен, но уже в древности многие комментаторы видели в этих словах дополнительное символическое значение: аромат благовоний символизировал распространение вести Иисуса по всему миру. Ориген полагал, что эта подробность указывает на предсказание в Мк 14:9, где сказано, что о поступке женщины станет известно всему миру. Аромат благовоний был распространенной метафорой в раввинистических писаниях. Ср. 2Кор 2:14-16.

Ст. 4-5 — Тогда Иуда Искариот — один из учеников Иисуса, тот самый, который Его предаст, — говорит — Каждый раз, когда упоминается Иуда, евангелист сообщает, что это тот самый человек, который предаст Иисуса (см. 6:71; Мк 3:19; Мк 14:10, 18, 20, 43). Почему было не продать эти благовония за триста серебряных монет и не раздать бедным? — У Марка и Матфея тоже говорится о негодовании: у Матфея на женщину негодуют ученики, у Марка — некоторые из гостей. Здесь же недовольство высказывает Иуда Искариот. Матфей и Марк даже указывают, что именно это событие явилось побудительной причиной его предательства (Мф 26:14; Мк 14:10). Триста серебряных монет — дословно: «триста денариев»; денарий — римская серебряная монета, обычно служившая средней заработной платой за один рабочий день наемного работника. На эти деньги могла бы существовать целая семья в течение года.

Ст. 6 — Он сказал так не потому, что пекся о бедных, а потому, что был вор: он носил общий кошель с деньгами и нередко запускал туда руку — Иоанн объясняет этот поступок полной нравственной испорченностью Иуды. Мало того, что он в скором времени предаст своего Учителя, так он еще и заурядный воришка. Чудовищное преступление придает преступнику своеобразное величие, а мелкое воровство вызывает брезгливость, так что эта деталь призвана принизить Иуду. Некоторые из позднейших христианских легенд пойдут по тому же пути: в них произойдет занятное слияние образа Иуды с образом Эдипа: Иуда якобы убьет отца и женится на собственной матери. Но тем не менее подробности, изложенные Иоанном, крайне интересны. То, что Иуда был казначеем этой маленькой общины, говорит о том, что он занимал в ней отнюдь не последнее место, как может показаться читателю, привыкшему к тому, что у синоптиков имя Иуды всегда помещается в самом конце апостольских списков. Есть также предположение, что Иуда, который в Евангелии от Иоанна назван сыном Симона, возможно, находился в близких родственных отношениях с вифанским семейством, но об этом прямо не говорится, чтобы на них не пало пятно от предательства родственника. Возможно, Иуда был старшим братом Лазаря, Марфы и Мариам. В таком случае его негодование становится более понятным, потому что Мариам, умастив ноги Иисуса, потратила семейное имущество, тем более что она не обратилась за разрешением к старшему брату. Об этом также может свидетельствовать и такая деталь: в синоптических Евангелиях предательство Иуды тесно связано именно с умащением: он отправляется к членам Совета сразу же после этого события. Но, конечно же, это не более чем гипотеза.

Ст. 7 — Оставь ее в покое! Она должна была сохранить эти благовония до дня Моего погребения, — ответил Иисус — Этот стих вызывает оживленные споры, потому что его смысл не совсем ясен. Дословно он звучит так: «Оставь ее в покое, чтобы она сохранила их до дня Моего погребения». Казалось бы, Иисус должен был похвалить Мариам, что Он и делает в синоптических рассказах (Мф 26:10-13; Мк 14:6-9). Но там Иисус объясняет, что женщина, сама того не ведая, символически приготовила Его тело к погребению. Ведь оно будет погребено без соответствующего умащения. Но у Иоанна все не так: Иисус будет погребен по-царски, с фантастическим количеством благовонных масел (19:39-40). Может быть, Мариам поторопилась и должна была совершить умащение не сейчас, а несколько дней спустя? Разночтение в рукописях свидетельствует о том, что писцы понимали трудность и пытались ее избежать. Но, вероятно, евангелист выразился не совсем ясно и вовсе не имел в виду предстоящее участие Марии Вифанской в погребении Иисуса. Поэтому некоторые ученые предлагают такие переводы: «Разве она должна была сохранить их до дня Моего погребения?», «Пусть она вспомнит об этом в день Моего погребения!» Кроме общей для трех евангелистов идеи умащения как символического погребения Иисуса, у Иоанна на первый план выступает другая тема, тесно связанная с предыдущей: в этот день совершилось помазание Иисуса на царство, ведь Свой царский титул Он обретет через смерть.

Ст. 8 — Бедные всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами — Может показаться, что Иисус, всегда стоявший на стороне бедных и угнетенных, изменяет Своим принципам. Наличие бедных — печальная реальность любого общества, и ученики призваны помогать им. Но здесь совершенно иная, уникальная ситуация. Поведение Марии противопоставлено трезвости и озабоченности Иуды (у Матфея и Марка — учеников).

К сожалению, эти слова часто использовались для оправдания того, что Церковь, пренебрегая заботой о бедных, делала упор на пышность культа.

12:9-11 ЗАГОВОР ПРОТИВ ЛАЗАРЯ

9 Тем временем толпы людей, узнав, что Он здесь, пришли туда, и не только из-за Иисуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря, которого Он поднял из мертвых. 10 Тогда старшие священники решили убить и Лазаря, 11 потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса.

12:9 узнав — в некоторых рукописях: «услышав».

12:9 Ин 11:43-44 12:11 Ин 11:45.

Ст. 9 — Тем временем толпы людей, узнав, что Он здесь, пришли туда, и не только из-за Иисуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря, которого Он поднял из мертвых — Это, вероятно, паломники, о которых говорилось в 11:55-56.

Ст. 10-11 — Тогда старшие священники решили убить и Лазаря, потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса — Так как одной из важнейших причин ареста и казни Иисуса было, согласно синоптикам, очищение Храма, совершенное у Иоанна в начале служения Иисуса, то на первый план выдвигается воскрешение Лазаря. В прекращении жертвоприношений в Храме, пусть и на очень короткое время, действительно можно было видеть некое кощунство, и это могло послужить хоть каким-то реальным основанием для судебного преследования. Но ненависть властей из-за того, что умершему человеку была дарована жизнь, и их упрямый отказ увидеть очевидное не могут быть объяснены ничем, кроме слепой ненависти к Тому, в Ком они видели угрозу для собственного благополучия. Согласно христианским преданиям, Лазарь остался в живых и позднее стал епископом в Ларнаке, на Кипре. Покидать их (буквально: «уходить») — Хотя это может означать, что люди уходили к Иисусу в Вифанию, но контекст все же предполагает, что они стали переходить на сторону Иисуса. Это, несомненно, отражает ситуацию, которая сложилась к концу I века, но была маловероятной в начале 30-х гг.

12:12-19 ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ

(Мф 21:1-11; Мк 11:1-11; Лк 19:28-40)

12 На следующий день многочисленная толпа, пришедшая на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяла пальмовые ветви и вышла Ему навстречу с криками:

— Осанна!

Да будет благословен Идущий во имя Господа

и Царь Израиля!

14 Иисус, найдя осла, сел на него. Потому что так сказано в Писании:

15 «Не бойся, дочь Сиона!

Смотри, твой Царь грядет к тебе

верхом на молодом осле».

16 В то время ученики этого не понимали, но позже, когда Иисус был облечен в Славу Божью, они вспомнили, что так было написано о Нем в Писании и так они Его встречали. 17 Люди, в присутствии которых Иисус вызвал Лазаря из гробницы и поднял его из мертвых, рассказывали об этом. 18 Вот почему толпа вышла встречать Его: люди узнали, что Он совершил такой знак. 19 А фарисеи говорили друг другу:

— Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ пошел за Ним!

12:17 Люди, в присутствии которых Иисус вызвал — в некоторых рукописях: «Люди рассказывали, что Иисус вызвал».

12:13 Пс 118(117):25-26; Мф 27:42; Мк 15:32; Ин 1:49 12:15 Зах 9:9 12:16 Ин 2:22 12:17 Ин 11:43-44 12:19 Ин 11:48.

Рассказ о торжественном въезде в Иерусалим есть во всех четырех Евангелиях, но у Иоанна он короче всех. Ведь у него отсутствует эпизод очищения Храма, который у других евангелистов следует сразу после въезда.

Это единственный случай, когда Иисус был открыто провозглашен толпами народа как Мессия, но Своим поведением Он стремился показать, что Он не является Мессией националистических чаяний.

Ст. 12-13 — На следующий день многочисленная толпа, пришедшая на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяла пальмовые ветви и вышла Ему навстречу с криками — Так как Пасха была одним из трех паломнических праздников, в Иерусалим стекалось огромное количество народу. На следующий день — это следующий день после субботы, по нашему счету воскресенье. Благодаря именно этому Евангелию появилось наше «Вербное Воскресенье». Пальмовые ветви символизируют победу; их обычно приносили из долины Иордана и использовали во время праздника Шалашей. У синоптиков появление ветвей было понятно: Иисуса сопровождали ученики и паломники из Галилеи, они по дороге срезали ветви с деревьев, растущих в поле. Но в Иерусалиме пальм не было. Откуда люди взяли ветви, если только не принесли их с собой? Есть предположение, что, услышав о прибытии Иисуса, они взяли ветви, которые хранились у них дома после праздника Шалашей, где их использовали в ритуальных целях. Но это не столь важно. Гораздо важнее то, что выход толпы, размахивающей пальмовыми ветвями и приветствующей Иисуса восторженными криками, означает, что люди решили, что Иисус намерен взять власть в Свои руки, и они были готовы принять самое активное участие в вооруженном восстании. У синоптиков толпа направляется в Иерусалим, а не вышла Ему навстречу из Иерусалима. «На первый взгляд рассказ Марка — это история, рассказанная одним из тех, кто сопровождал Иисуса, а рассказ Иоанна — история, что была рассказана одним из тех, кто был в Иерусалиме и услышал о Его приближении»[56].

Осанна — Это цитата из Пс 118(117):25, который исполнялся во время праздника Шалашей, а также Пасхи. Слово «осанна» (евр. хоши-анна») означает «спасай нас», но со временем стало возгласом хвалы. Да будет благословен Идущий во имя Господа — Это строчка из псалма, которую пели паломники во время праздника Шалашей, приближаясь к Иерусалиму. Первоначально словосочетание «идущий во имя Господа» значило «паломник» и благословение относилось к паломникам, входившим в иерусалимский Храм. Но у Иоанна оно употреблено в значении мессианского титула. Царь Израиля — то же, что Мессия; см. коммент. на 1:49.

Ст. 14-15 — Иисус, найдя осла, сел на него — У синоптиков тоже присутствует осел, но он появляется гораздо раньше (см., например, Мк 11:1-7). Иисус, приближаясь к Иерусалиму, посылает двух учеников привести молодого осла, на котором еще никто никогда не ездил. Это означало, что животное должно было послужить для сакральных целей. Здесь все подробности убраны, и создается впечатление, что осел появился только сейчас и что для евангелиста совершенно не важно, откуда. Видя, что толпа готова перейти к активным действиям, принимая Его за царя и полководца (ср. 6:14-15), Иисус садится на осла, тем самым желая подчеркнуть Свое миролюбие и исправить ложные представления о характере Своего мессианства.

Потому что так сказано в Писании: «Не бойся, дочь Сиона! Смотри, твой Царь грядет к тебе верхом на молодом осле» — Только Иоанн приводит цитату из пророка Захарии, хотя она сильно сокращена и подверглась некоторым изменениям. Не бойся — В оригинале стоит: «Ликуй». Эта замена, возможно, произошла под влиянием Соф 3:16. Ведь слова пророка Софонии 3:14-20 в данном случае представляют собой замечательный комментарий на Захарию. Дочь Сиона — традиционное название Иерусалима. Верхом на молодом осле — В древности считалось, что осел — мирное животное, в отличие от коня, бывшего в Палестине боевым животным (ср. Ис 31:1-3; 3Цар 4:26). Следовательно, Царь идет с миром. Въезд Иисуса на осле — исполнение пророчества Захарии, своего рода инсценированная притча, посредством которой Иисус объявляет себя Помазанником, но не тем помазанником, которого ждала толпа.

Ст. 16 — В то время ученики этого не понимали, но позже, когда Иисус был облечен в Славу Божью, они вспомнили, что так было написано о Нем в Писании и так они Его встречали — Уже не в первый раз евангелист говорит о том, что не только толпа, но и ученики Иисуса не полностью понимали смысл действий Иисуса во время Его земной жизни (см. 2:22). И лишь после того, как Он был прославлен через Свою смерть и воскресение, они осознали, что Он — Царь мира и спасения, которые Он принес на землю. Они также увидели, что об этом говорило и Писание. Но только после воскресения Иисуса многие тексты Писания были поняты как относящиеся к Нему. Ср. Лк 24:45: «И тогда Иисус научил их понимать смысл Писаний». Встречали — Если мы вспомним, что толпа вышла из Иерусалима встречать Иисуса, то ученики, вероятно, тоже вышли из Иерусалима, а следовательно, они не принадлежали к тем, кто постоянно сопровождал Иисуса. Ср. 7:3; 12:12-13 и комментарий.

Ст. 17 — Люди, в присутствии которых Иисус вызвал Лазаря из гробницы и поднял его из мертвых, рассказывали об этом — Вероятно, эти люди отличаются от тех, что вышли встречать Иисуса. Скорее всего, они пришли с Иисусом из Вифании, неся весть о величайшем чуде, которое Он сотворил.

Ст. 18 — Вот почему толпа вышла встречать Его: люди узнали, что Он совершил такой знак — Евангелист считает нужным объяснить, в чем причина того энтузиазма, что побудил людей выйти навстречу Иисусу.

Ст. 19 — А фарисеи говорили друг другу: — Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ пошел за Ним! — И снова людей разделяет разное отношение к Иисусу. Фарисеи испытывают не восторг, но раздражение и негодование (ср. Мф 21:15-16). Весь народ — буквально: «Мир» (в некоторых рукописях: «Весь мир»). Это часто встречающееся выражение означает «все, каждый» (ср. французское tout le monde). Но здесь еще один случай Иоанновой иронии, когда противники Иисуса невольно изрекают пророчество: за Иисусом действительно вскоре пойдет мир. Ведь во времена евангелиста весть о Христе уже была провозглашена почти во всех концах колоссальной Римской империи.

12:20-36 ЧАС ВСЕ БЛИЖЕ

20 Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и язычники. 21 Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее, и обратились к нему с просьбой:

— Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит об этом Андрею, а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу. 23 Иисус отвечает:

— Час настал — Сын человеческий облекается в Славу Божью! 24 Говорю вам истинную правду: пока пшеничное зерно не умрет, упав в землю, оно так и останется — одиноким зернышком, а умрет — принесет большой урожай. 25 Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит, а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни ее сохранит. 26 Тот, кто Мне служит, пусть идет за Мной следом! И где Я, будет там и слуга Мой. И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец.

27 Душа Моя теперь полна смятения! Что Мне сказать? Сказать: «Отец! Спаси Меня от этого часа!»? Но Я для того и пришел — ради этого часа! 28 Прославь Свое имя, Отец!

И с неба раздался голос:

— Прославил и еще прославлю!

29 Толпа, стоявшая там, слышала голос. Одни говорили, что это прогремел гром, а другие — что с Ним разговаривал ангел.

30 — Не ради Меня был этот голос, а ради вас! — сказал им в ответ Иисус. 31 — Вот и настало время суда для этого мира, теперь будет изгнан вон Властитель этого мира! 32 А когда Меня вознесут от земли, Я всех к Себе привлеку!

33 Этими словами Он дал понять, какой смертью умрет.

34 — Мы из Закона знаем, что Помазанник всегда будет с нами, — ответил народ. — Как Ты можешь говорить, что Сын человеческий должен быть вознесен? И кто этот Сын человеческий?

35 Иисус сказал им:

— Совсем недолго свету осталось быть с вами. Так ходите, пока светло, чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется. 36 А пока еще светит вам свет, верьте в свет — и станете сынами света!

И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.

12:28 имя — в рукописях разночтения: «Сына»; «имя той славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою, прежде чем мир начал быть». 12:32 всех — в некоторых рукописях: «все».

12:21 Ин 1:44; Лк 19:3; Лк 23:8 12:23 Ин 13:31-32; Ин 17:1 12:24 1Кор 15:36 12:25 Мф 10:39; Мф 16:25; Мк 8:35; Лк 9:24; Лк 17:33 12:26 Ин 14:3; Ин 17:24 12:27 Пс 6:3; Пс 42:5, 11 (41:6, 12); Мф 26:38; Мк 14:34 12:28 Мф 3:17; Мф 17:5; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22; Лк 9:35 12:29 Дели 23:9 12:30 Ин 11:42 12:31 Ин 9:39; Ин 14:30; Ин 16:11 12:32 Ин 3:14; Ин 8:28 12:33 Ин 18:32; Ин 21:19 12:34 Пс 89:4, 36 (88:5, 37); Ис 9:7; Дан 7:14 12:35 Ин 7:33; Ин 8:12; Ин 9:4; Ин 11:10; Ин 12:46; 1Ин 2:11 12:36 Еф 5:8.

Ст. 20 — Среди пришедших на праздник поклониться Богу были и язычники — И как бы в подтверждение правоты сказанного фарисеями (см. 12:19), к Иисусу пришли люди из другого народа. В оригинале они названы греками, но в Новом Завете так называются все язычники вне зависимости от их национальной принадлежности (ср. русское «немцы», так назывались некогда все иностранцы). Если они стали полными прозелитами, это значит, что они отныне должны считаться евреями. Но если они еще не приняли обрезания, в глазах евреев они оставались язычниками, несмотря на то что верили в единого Бога и исполняли большинство Его заповедей. В любом случае это первые язычники, пришедшие к Иисусу, и это, как мы увидим дальше, Иисус счел очень важным знаком, свидетельствующим о наступлении Его часа (12:23).

Ст. 21 — Они подошли к Филиппу, который был родом из Вифсаиды, что в Галилее — О Вифсаиде см. 1:44. Филипп — См. 1:43-45. И обратились к нему с просьбой — То, что они обратились к уроженцу Вифсаиды, возможно, говорит о том, что они были знакомы с Филиппом. Господин наш, мы хотим увидеть Иисуса — Этими людьми движет не только естественное человеческое любопытство: в этом Евангелии «увидеть» значит «поверить», так что перед нами первые «овцы из другого стада» (10:16).

Ст. 22 — Филипп идет и говорит об этом Андрею, а затем они оба, и Андрей, и Филипп, приходят и говорят Иисусу — Вероятно, Филипп сомневался, захочет ли Иисус общаться с язычниками. Ведь правоверные евреи считали язычников нечистыми и избегали общения с ними. Филипп и Андрей как-то связаны друг с другом, они были упомянуты вместе и раньше (1:43-45; 6:5, 7, 8).

Ст. 23 — Иисус отвечает: — Час настал — Сын человеческий облекается в Славу Божью! — Иисус отвечает двум Своим ученикам, но, возможно, Он говорит в присутствии толпы (см. ст. 29). Мы так и не узнаем, состоялась ли та встреча с язычниками. Наверно, состоялась, но евангелист больше этим не интересуется, как не интересовался и тем, убедил ли Иисус Никодима в 3-й главе. Тот час, ради которого Иисус послан Отцом, настал: Совет уже вынес решение о казни и языческий мир в лице нескольких «греков» пришел к Иисусу, чтобы через Него обрести спасение. Ср. 7:30; 8:20. Сын человеческий — См. экскурс Сын человеческий. Облекается в Славу Божью — дословно: «прославлен». Час прославления Иисуса понимается как час Его смерти (см. ст. 27-28), но не только — это и воскресение, и Его возвращение к Отцу. Перед нами евангельский парадокс: распятие на кресте было самой позорной казнью, но в глазах Иисуса и Его последователей именно крест становится Его славой, она достигается через унижение.

Ст. 24 — Говорю вам истинную правду — См. коммент. на 1:51. Пока пшеничное зерно не умрет, упав в землю, оно так и останется — одиноким зернышком, а умрет — принесет большой урожай — Перед нами еще одна короткая притча, которая есть только в этом Евангелии, хотя и у синоптиков есть притчи о зерне. Ближе всего к этой притче текст апостола Павла, также использовавшего эту символику, хотя и в других целях (см. 1Кор 15:36-38). Любой земледелец знает о циклах смерти и возрождения в природе, и эта природная символика здесь перенесена на духовную сферу. Посеянное зерно должно умереть, чтобы весной возродиться в растении, которое даст уже не одно, а много зерен. Таким образом, сама природа учит, что без смерти нет жизни. Так и без смерти Иисуса невозможно спасение мира. Иисус становится истинным Посланцем Бога через Голгофу, иначе Он остался бы одним из учителей, философов и мудрецов, которых было немало за всю историю человечества. Большой урожай — Здесь это предсказание об успехе христианской миссии среди язычников.

Ст. 25 — Тот, кому дорога своя жизнь, ее губит, а кому в этом мире жизнь своя ненавистна, тот для вечной жизни ее сохранит — Этот стих, очень близкий к синоптическим (ср. Мк 8:35), подготавливает переход к теме ученичества. В греческом тексте вместо слова жизнь стоит «душа». В Писании душа — это дыхание жизни, которую Бог вдохнул в человека при рождении, то есть сама жизнь (см. Быт 2:7). Здесь игра на двух смыслах слова «жизнь»: жизнь как биологическое существование и жизнь истинная, вечная, жизнь с Богом. Человек, цепляющийся за жизнь и ради нее идущий на предательство и отступничество, все равно ее не спасет, ведь он смертен, но ему грозит более страшная потеря, он может лишиться подлинной жизни. Кто любит Иисуса больше своей временной, преходящей жизни, тот обретет вечность. Кому дорога — дословно: «кто любит». В этом мире — Ср. Мк 10:30. Ненавистна — Здесь, как и во многих других случаях в Библии, в силу особенностей семитских языков (отсутствие степеней сравнения) глагол «ненавидеть» имеет сравнительное значение «любить меньше» (ср. Мф 10:37).

Ст. 26 — Тот, кто Мне служит, пусть идет за Мной следом! — Вслед за предсказаниями о страданиях Иисуса следуют предсказания о подобной участи Его учеников (ср. Мк 8:34; Мк 10:39; Кол 1:24). Ср. Мк 8:34, где та же мысль выражена немного по-иному: «Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет свой крест — и тогда следует за Мной». См. также Мк 9:35; Мк 10:43-45. Служить Иисусу значит следовать за Ним. И где Я, будет там и слуга Мой — У Господина и слуги одинаковая участь: жизнь или смерть, унижение или слава. Ср.14:3; 17:24.

И тому, кто Мне служит, честь воздаст Мой Отец — Отец прославляет Иисуса, а поскольку у них общая судьба, то Отец воздаст славой и им.

Ст. 27 — Душа Моя теперь полна смятения! — Эти слова удивительно напоминают гефсиманское смертное борение: «Душа Моя томится смертельно» (Мк 14:34). Иисус, будучи истинным человеком, не мог не содрогаться при мысли о насильственной смерти, даже несмотря на то, что Он неоднократно говорил о ее необходимости и ни разу не попытался избежать ее. Отец — См. коммент. на 11:41. Что Мне сказать? Сказать: «Отец! Спаси Меня от этого часа!»? — Слово час много раз встречалось раньше и означало час смерти и прославления. Так как в рукописях не было знаков препинания, это предложение можно понять как вопросительное и как утвердительное. Если это вопрос, то Иисус не молит Отца, а сразу же принимает Его волю. Во втором же случае Иисус не отвергает сразу предполагаемую просьбу, а действительно просит Отца о спасении от страшного часа испытания. Хотя чаша здесь не упомянута, но см. 18:11: «Эту чашу дал Мне Отец. Неужели Я откажусь ее выпить?» Но Я для того и пришел — ради этого часа! — Трагическая ирония заключается в том, что Иисус не может быть спасен от страданий, потому что они — средство спасения для тех, за кого Он умирает.

Ст. 28 — Прославь Свое имя, Отец! — Эти слова очень похожи на начало Молитвы Господней, которая тоже отсутствует в 4-м Евангелии (Мф 6:9; Лк 11:2). Имя здесь обозначает самого Бога. Прославь — Хотя у Матфея и Луки «пусть будет освящено Твое имя», но страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является сам Бог, так что возможен перевод: «Сделай Свое имя святым». Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что «пусть будет освящено» означает «пусть будет прославлено». Таким образом, оказывается, что перед нами лишь слегка отличающийся вариант одного и того же прошения. Прославление или освящение имени Божьего возможно лишь с наступлением Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8).

И с неба раздался голос — На молитву Иисуса ответ дан с неба. В синоптической традиции голос с неба звучит в сценах омовения и преображения (Мф 3:17; Мк 1:11; Лк 3:22; Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:35). Возможно, Божий голос, подтверждающий, что молитва услышана, в какой-то мере равнозначен укрепляющему Иисуса ангелу во время Гефсиманской молитвы (см. Лк 22:43 в некоторых рукописях). Прославил и еще прославлю! — Это уже совершившееся прославление охватывает все служение Иисуса (ср. 2:11; 11:4), кульминацией которого является Его смерть на кресте, грядущее же прославление — это Его воскресение и возвращение к Отцу. Ср. 17:4-5: «Я прославил Тебя на земле, исполнив дело, которое Ты поручил Мне. Теперь же, Отец, Ты прославь Меня славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою». См. также 13:31-32.

Ст. 27-28 представляют собой Иоаннов вариант Гефсиманской молитвы. У Иоанна Гефсимания есть, а молитвы о чаше нет, но она появляется у него в другое время и в другом контексте. Среди ученых есть споры, кто ближе к истине — Иоанн или синоптики. Сознательно ли евангелист изменил общую традицию или он следует своей собственной? Некоторые ученые высказывают предположение, что Иоанн здесь более прав. Вероятно, Иисус и раньше со скорбью говорил о предстоящей Ему участи, а судя по описанию молитвы в Гефсимании, ученики находились на довольно большом расстоянии от Него, кроме того, они не в силах были справиться со сном и не могли слышать, какими именно словами Иисус молился Своему Отцу. Поэтому логично предположить, что они просто подставили в молитву слова, которые слышали от Иисуса раньше.

Ст. 29 — Толпа, стоявшая там, слышала голос — Здесь мы впервые узнаем, что вся сцена происходит в присутствии толпы. Одни говорили, что это прогремел гром — Вероятно, упоминание грома может означать то, что голос Божий сопровождался громовым раскатом, или то, что людьми он был воспринят как гром, но им не было дано услышать слова, обращенные к одному только Иисусу (ср. Деян 22:9). В Ветхом Завете голос Бога и Богоявление часто связываются с громом (ср. 1Цар 12:18; Пс 18(17):7-16; Откр 8:5; Откр 11:19; Откр 16:18), поэтому ясно, что на молитву Иисуса был дан ответ с неба. А другие — что с Ним разговаривал ангел — Ср. Быт 21:17; Быт 22:11; Деян 23:9.

Ст. 30 — Не ради Меня был этот голос, а ради вас! — сказал им в ответ Иисус — Иисус не нуждается в ответе, который был бы слышен (ср. 11:42). Голос Бога, вне зависимости от того, был ли он воспринят людьми как гром или голос ангела, прозвучал для укрепления веры тех, кто присутствовал при этом, или же для указания на приближающийся Суд.

Ст. 31 — Вот и настало время суда для этого мира — Наступление часа (см. 12:23) означает не только смерть Иисуса, но и то, что благодаря этой смерти этот век сменяется Новым Веком, который начинается со страшного Суда Божьего. О суде говорится в 3:19-21: люди сами приходят к свету или бегут от него. Вот почему распятие становится орудием суда, которым люди судят себя (см. ст. 32). Этот мир — См. коммент. на 8:23.

Теперь будет изгнан вон Властитель этого мира! — Именно теперь, в это самое время, благодаря тому, что Он принимает волю Отца, Иисус одержал решающую победу над злом. Ср. Лк 10:18: «Я видел: Сатана пал молнией с небес». Властитель этого мира — Так евангелист называет дьявола (см. также 14:30; 16:11; ср. Еф 2:2; Еф 6:12; 2Кор 4:4; Мф 4:8-9). Хотя истинным Властителем является Бог, может показаться, что на земле безраздельно царит Его враг — дьявол. Ср. 1Ин 5:19: «Весь мир — во власти Злодея». Мир — См. коммент. на 1:9; 3:19. Здесь он предстает как сфера безраздельного владычества Врага Божьего. Будет изгнан вон — то есть лишится своей власти (ср. Ис 14:12-15; Откр 12:7-9; Лк 10:18). Ср. Евр 2:14: «Он... стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола».

Ст. 32 — А когда Меня вознесут от земли, Я всех к себе привлеку! — Это третье и последнее предсказание Иисуса о Своей смерти (см. 3:14; 8:28). Но так как смерть есть одновременно и Его прославление, то глагол «вознести» употреблен здесь одновременно в двух значениях: «прославить, превознести» и «поднять на крест». См. коммент. на 3:14. Кроме того, возвышение Иисуса противопоставлено низвержению дьявола, о котором говорилось в предыдущем стихе. Ср. также Откр 12:5, 8-9, где вознесение мессианского младенца сопоставляется с падением с небес Сатаны. Благодаря смерти Иисуса многие люди будут привлечены к Нему, придут к вере. В 6:44 привлекает сам Отец, но так как Отец и Сын — одно, нет никакой разницы. Всех — Это означает, что проповедь о Христе обращена ко всем людям.

Ст. 33 — Этими словами Он дал понять, какой смертью умрет — В некоторых особенно важных случаях евангелист объясняет читателям смысл слов Иисуса, которые могли бы быть поняты превратно (ср. 2:21; 21:19). Так и здесь он заранее сообщает, что Иисус будет казнен римским способом казни — распятием, когда человека поднимают («возносят») на крест.

Ст. 34 — Мы из Закона знаем, что Помазанник всегда будет с нами, — ответил народ — Люди поняли, что Иисус говорит о Своем уходе. Они были готовы признать Его Помазанником, хотя и в своем неверном, националистическом смысле, но их смущают Его слова о том, что Он их покинет. Ведь мессианское царство мыслилось как пребывающее вечно, и об этом свидетельствуют тексты Писания (Пс 89 (88):36-37; 110(109).4; Ис 9:6) и пользовавшиеся огромным авторитетом, хотя и не вошедшие в канон 1-я Книга Еноха и Псалмы Соломона. Правда, ни в одном из этих текстов не говорится о вечном пребывании самого Помазанника. Вероятно, слова «Семя его [Давида] пребудет вечно» (Пс 89:36 (88:37) были отнесены не к династии потомков Давида, но к самому Помазаннику. Из Закона — См. коммент. на 10:34.

Как Ты можешь говорить, что Сын человеческий должен быть вознесен? И кто этот Сын человеческий? — Интересно отметить, что Иисус не упоминал о Сыне человеческом (см. ст. 32), хотя третье предсказание о смерти как раз и отличается от двух предыдущих, что в нем нет этих слов (ср. 3:14; 8:28). Но в Евангелии цитаты не всегда совпадают дословно, и можно предположить, что и здесь прозвучал титул Сына человеческого (см. экскурс Сын человеческий). И только здесь соединены два титула — Помазанника и Сына человеческого, что встречается в Евангелии от Марка (14:61-62) и у Юстина (Трифон 32:1).

Ст. 35 — Иисус сказал им: — Совсем недолго свету осталось быть с вами — Иисус отвечает собравшимся короткой притчей, в которой говорится о непродолжительном пребывании с ними Света. Хотя Он ничего не говорит о Сыне человеческом, но следует помнить, что 9-я глава начиналась с того, что Иисус назвал себя светом миру, а заканчивалась она тем, что Иисус отождествлял себя с Сыном человеческим (9:35). Так что ответ тем, у кого есть уши и кто обладает духовным слухом, дан. Иисус в этой притче говорит о близости Своей смерти. По своей мысли притча близка к 9:4; ср. также Ис 50:10. Так ходите, пока светло — дословно: «ходите в свете»; в этом контексте «ходить в свете» означает верность (ср. ст. 36). Тьма есть противоположность свету (ср. 1:5). Чтобы тьма не объяла вас — См. коммент. на 1:5, где употреблен тот же греческий глагол. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется — Ср. 1Ин 2:11: «А кто ненавидит брата, тот во тьме, он не знает, куда бредет, потому что тьма ослепила ему глаза».

Ст. 36 — А пока еще светит вам свет, верьте в свет — и станете сынами света! — Это последний призыв Иисуса к тем, кто был свидетелем Его служения. Иисус дает им шанс предельно серьезно отнестись к своей вечной жизни и вечной смерти и сделать правильный выбор, пока еще есть время. Сынами света названы люди, причастные к свету, в противопоставлении сынам этого века (ср. Лк 16:8). В семитских языках часто встречается словосочетание «сын кого-либо или чего-либо». Ср. 1Фес 5:5, 8. Известно также, что насельники Кумрана называли себя сынами света, а всех прочих — сынами тьмы.

И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них — Ср. 8:59, а также 10:39-40; 11:54. На этом общественное служение Иисуса завершилось, Он больше не будет говорить перед народом.

12:37-43 ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИИСУСА

37 Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними, в Него не верили. 38 Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал:

«Господь, кто поверил тому,

что услышал от нас?

Кому открылось могущество Господа?»

39 И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя:

40 «Бог ослепил их глаза

и отупил их ум,

так что глазами не видят,

не понимают умом.

А иначе ко Мне обратились бы —

и Я бы их исцелил».

41 Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нем.

42 Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса, только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев, чтобы те не отлучили их от синагоги. 43 Славе от Бога они предпочли славу среди людей.

12:41 потому, что — в некоторых рукописях: «когда», «после того как».

12:38 Рим 10:16; Ис 53:1 12:40 Ис 6:10; Мф 13:15; Мк 4:12 12:41 Ис 6:1 12:42 Ин 2:23; Ин 7:31, 48; Ин 8:30; Ин 10:42; Ин 11:45; Ин 12:11 12:43 Ин 5:44 12:44 Мф 10:40; Ин 5:24 12:45 Ин 14:9 12:46 Ин 3:19; Ин 8:12; Ин 9:5; Ин 12:35 12:47 Мф 7:26; Ин 3:17; Ин 8:15.

Ст. 37 — Но, несмотря на то, что Он столько знаков явил перед ними, в Него не верили — Этот стих подводит итог деятельности Иисуса и раскрывает то, что было сказано еще в Прологе: «Он пришел к своим, но свои Его не приняли» (1:11). Ср. также Втор 29:2-4. Некогда люди были свидетелями многочисленных знаков, совершенных Богом в Египте, но Он не дал им понять их, потому что не дал им глаз, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. То же самое произошло и сейчас.

Ст. 38 — Ибо должны были исполниться слова пророка Исайи, который сказал: «Господь, кто поверил тому, что услышал от нас? Кому открылось могущество Господа?» — В оригинале стих представляет собой не самостоятельное предложение, но подчиненное предложение цели: «чтобы исполнились слова пророка...» Согласно евангелисту, пророк Исайя предсказал факт неверия в Иисуса. Цитата взята из так называемых Гимнов Страдающего Служителя Господня, который был отвергнут и унижен. Иисус также был отвергнут: было отвергнуто Его учение («кто поверил тому, что услышал?») и Его деяния («могущество Господа»). В то время как для Исайи Господь — это Бог, для евангелиста Иоанна этот титул уже принадлежит Иисусу.

Ст. 39-40 — И они потому были неспособны поверить, что, как говорит тот же Исайя: «Бог ослепил их глаза и отупил их ум, так что глазами не видят, не понимают умом. А иначе ко Мне обратились бы — и Я бы их исцелил» — Теперь евангелист утверждает, что эти люди не только не верят, но и не могут, неспособны поверить. Вторая цитата из Исайи указывает на причину неверия. Ведь Бог ослепил их глаза. Это ответ на невольно возникающий вопрос, который волновал христиан как древности, так и наших дней: почему так произошло? Почему кроткий и милосердный Спаситель, творивший добро, не только не был принят, но был казнен страшной и позорной казнью? Ответ заключается, как ни странно для многих, в том, что такова была воля Бога. Но это не снимает вины с отвергнувших и казнивших, потому что в библейской мысли свобода выбора и предопределение не являются чем-то противоположным, они не параллельные прямые, которые никогда не пересекаются. С одной стороны, люди были свободны не принять Иисуса, а с другой, их отказ был предсказан Писаниями и должен был исполниться, потому что в Священном Писании изложена Божественная воля. Ср. Мк 14:21: «Да, Сын человеческий уходит, как о том говорится в Писании. Но горе тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше бы не родиться вовсе тому человеку!»

Слова пророка Исайи были особенно популярны у новозаветных авторов: их цитируют Матфей (13:14-15), Марк (4:12), Лука (Лк 8:10; Деян 28:26-27) и Павел (Рим 10:16; Рим 11:8).

Ст. 41 — Исайя сказал так потому, что видел славу Иисуса; он говорил о Нем — Вероятно, источником этих слов было видение Господа, восседающего на престоле (Ис 6:1-5). Возможны два истолкования этого стиха: а) если евангелист пользовался таргумом на Исайю, в котором сказано, что пророк видел в своем видении (6:1-4) не самого Бога, но Его Славу, то он отождествляет Иисуса со Славой Божьей (ср. 1:18; 17:5); б) Иоанн верит, что пророк видел Иисуса и Его деяния в видении (ср. христианский апокриф II в. «Вознесение Исайи» и Сир 48:24-25). Ср. также 8:56, где говорится, что Авраам видел день Иисуса.

Ст. 42 — Но даже среди влиятельных людей было немало поверивших в Иисуса, только они не говорили об этом открыто из-за фарисеев, чтобы те не отлучили их от синагоги — Евангелист приводит и частный случай: даже среди членов Совета были уверовавшие, но они боятся исповедать свою веру из страха. Для 4-го Евангелия такая тайная вера ничего не значит, ведь быть учеником значит свидетельствовать об Иисусе. Среди тайных последователей Иисуса были Никодим (3:1) и Иосиф Аримафейский (19:38), но их оправдывает то, что они в конце концов выйдут из тени и станут истинными свидетелями Иисуса во время Его погребения (см. 19:38-39). Но, несомненно, должны были быть и другие, имена которых в Евангелии не названы (см. Деян 6:7). Хотя в 7:48 противники Иисуса утверждали, что никто из властей в Иисуса не поверил, оказывается, что фарисеи просто об этом не знали. Фарисеи — см. экскурс Фарисеи. Отлучили их от синагоги — См. коммент. на 9:22.

Ст. 43 — Славе от Бога они предпочли славу среди людей — Это печальный диагноз, объясняющий, почему люди так и не стали истинными учениками, хотя личность и учение Иисуса привлекли их к себе.

12:44-50 СЛОВО ИИСУСА СУДИТ МИР

44 Иисус громко воскликнул:

— Тот, кто верит в Меня, не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит. 45 Тот, кто видит Меня, видит Того, кто послал Меня. 46 Я — свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме. 47 А кто слова Мои слушает, но не исполняет, не Я тому буду судьей; ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, — Я пришел для спасения мира. 48 Кто Меня отвергает и не хочет принять Мое Слово, у того уже есть судья: Слово, которое Я возвестил, — вот судья, что осудит его в последний День! 49 Ведь Я не от себя говорил — это пославший Меня Отец дал повеление Мне, что говорить и как. 50 И Я знаю: Его повеление — это вечная жизнь. Я говорю только то, что велел Мне сказать Отец.

12:44 Мф 10:40; Ин 5:24 12:45 Ин 14:9 12:46 Ин 3:19; Ин 8:12; Ин 9:5; Ин 12:35 12:47 Мф 7:26; Ин 3:17; Ин 8:15 12:49 Ин 7:17 12:50 Ин 8:26, 28.

Этот отрывок явно выбивается из контекста, ведь Иисус уже скрылся от толпы, на время ушел в какое-то укрытие, и поэтому у Него сейчас нет слушателей. Его общественное служение завершено. Намного лучше было бы поместить его между ст. 36а и 36б, что и предлагается некоторыми учеными. Завершая первую часть Евангелия, Иоанн счел необходимым дать сжатое изложение вести Иисуса, где перечислены самые важные положения Его учения. Некоторые толкователи, обращая внимание на большое сходство отрывка с 3:16-19, предполагают, что перед нами вариант того же текста.

Ст. 44 — Иисус громко воскликнул: — Тот, кто верит в Меня, не в Меня, а в Того, кто послал Меня, верит — Громко воскликнул — буквально: «закричал»; см. коммент. на 7:28. Снова изложена древняя максима: «посланный то же, что и пославший». Ср. 13:20; Мф 10:40: «Тот, кто вас принимает, принимает Меня, а кто Меня принимает, принимает Того, кто послал Меня».

Ст. 45 — Тот, кто видит Меня, видит Того, кто послал Меня — Евангелист снова и снова подчеркивает единство Сына с Отцом. Именно потому, что Иисус — послушный Сын, исполняющий то, для чего Он был послан Отцом, видеть Его значит видеть самого Отца. В этом Евангелии видеть значит то же, что «верить». Ст. 44 и 45 представляют собой синонимический параллелизм, где одна и та же мысль изложена с помощью синонимов.

Ст. 46 — Я — свет, и в мир Я пришел, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме — Ср. 1:5; 8:12; 12:35-36. То, что Иисус называет себя светом, означает, что Он пришел в мир в качестве света. В ст. 36 эта же мысль выражена через утверждение, а здесь через отрицание.

Ст. 47 — А кто слова Мои слушает, но не исполняет — Хотя в Новом Завете глагол «слушать» зачастую выступает в значении «исполнять; повиноваться», здесь они противопоставлены. Ср. Мф 7:24, где эти же слова вводят притчу о строительстве дома на камне или на песке. Ср. также Иак 1:22: «Будьте исполнителями Слова, а не только слушателями». Не Я тому буду судьей; ведь пришел Я не для того, чтобы мир осудить, — Я пришел для спасения мира — В 4-м Евангелии несколько раз сказано, что Отец передал Иисусу всю власть судить (5:22, 27; 8:16, 26), и сказано одновременно, что Иисус пришел не для Суда (см. коммент. на 3:17; 8:15). В этом нет противоречия, потому что и осуждение, и спасение являются двумя сторонами Божественного Суда, и на какую сторону встать, выбирает сам человек, идущий к свету или отвергающий его.

Ст. 48 — Кто Меня отвергает и не хочет принять Мое Слово, у того уже есть судья: Слово, которое Я возвестил, — вот судья, что осудит его в последний День! — В еврейской традиции в качестве обличителя на Суде обычно представал Закон или Мудрость, которая в раввинистической литературе часто отождествлялась с Законом (ср. Прем 9:4). Так и в Евангелии от Иоанна в 5:45 обвинителем тех, кто не принял Иисуса, является Моисей, а в 7:51 — Закон. Отныне Слово Иисуса заменяет собой Закон. Этот стих наиболее близок к Мк 8:38.

Ст. 49 — Ведь Я не от себя говорил — это пославший Меня Отец дал повеление Мне, что говорить и как — Это произойдет потому, что Слово Иисуса — то же, что Слово Бога. Ведь Он возвещает только то, что дал Ему Отец (см. 7:16).

Ст. 50 — И Я знаю: Его повеление — это вечная жизнь — См. коммент. на 5:39. В то время как многие современники Иисуса верили в то, что источником жизни является Закон (ср. Втор 32:45-47), Иисус утверждает, что это — повеление (в оригинале слово «энтоле́», которое переводится и как «заповедь») Небесного Отца. А так как Иисус есть воплощение Божьего Слова (1:1), то отныне именно Он является источником вечной жизни. Я говорю только то, что велел Мне сказать Отец — Ср. 8:26, 28. Завершая первую часть Евангелия, посвященную общественной деятельности Иисуса, Иоанн снова подчеркивает то, что, согласно Иисусу, Он не претендует на личное, независимое от Бога величие. Его жизнь есть абсолютное послушание воле Отца.

Примечания

[56] С. Dodd, Historical Tradition in the Fourth Gospel, p. 156.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Валентины Кузнецовой на евангелие от Иоанна, 12 глава. Комментарии Кузнецовой.


Публикуется с разрешения автора:
© Валентина Николаевна Кузнецова

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 12 глава в переводах:
От Иоанна 12 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Комментарии Жана Кальвина
  8. Комментарии Джона Райла
  9. Толкования Августина
  10. Толкование Иоанна Златоуста
  11. Толкование Феофилакта Болгарского
  12. Новый Библейский Комментарий
  13. Лингвистический. Роджерс
  14. Комментарии Давида Стерна
  15. Библия говорит сегодня
  16. Комментарии Скоуфилда
  17. Ветхий Завет в Новом
  18. Комментарии Кузнецовой


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.