Библия » Толкования Августина

От Иоанна 21 глава

Стих 2

[Чудо с уловом рыбы] – великое таинство в великом Евангелии Иоанна, а чтобы оно пристальнее привлекло наше внимание, оно записано в последней главе. Итак, в той рыбалке участвовали семеро учеников: Петр, Фома, Нафанаил1 , двое сыновей Заведеевых и еще двое, имена которых не называются. Число это относится к концу времен, потому что время исчисляется периодами в семь дней. Слова же А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу (4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Ин. 21:4) тоже относятся к концу, потому что берег есть конец моря и, тем самым, означает конец мира.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 122.6. Cl. 0278, 122.6.1.

Примечания

  • 1 – В комментариях на 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Ин. 1:45-51 Августин не включил Нафанаила в число двенадцати, см. Трактат на Евангелие от Иоанна 7.17.

Стих 3

Господь указал здесь на то, какой будет Церковь конца мира, равно как тем другим уловом1 указал на то, какова она ныне. Первое Господь сделал при начале Своего служения, второе – после Воскресения. Прежний улов рыбы обозначал смешение добра и зла, которое стесняет нынешнюю Церковь; теперешний символизирует одно лишь добро, которое будет в Церкви в вечности, когда мир закончится и совершится воскресение умерших. Более того, в тот первый раз Иисус не стоял на берегу, а вошел в лодку Симонову и просил его отойти от берега на глубину2 . ‹…› В том эпизоде они пойманную рыбу клали в лодку, а не вытаскивали, как здесь, сеть на берег3 . ‹…› Одно событие имело место до Воскресения, а другое после Воскресения Господа, потому что первое обозначало призвание нас Господом, а теперешнее событие обозначает наше воскресение из мертвых. В прежнем эпизоде сети не забрасываются справа, дабы не думали, что Он указывает только на добрых, или слева, дабы не думали, что Он указывает на злых. Нет, Он велит им забрасывать сети любым образом: Закиньте сети свои для лова (4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк. 5:4). Это все, что Он говорит, подразумевая и добрых и злых. Теперь же Он говорит: Закиньте сеть по правую сторону лодки (6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Ин. 21:6), подразумевая тех, кто будут стоять по правую руку, то есть добрых. ‹…› И только те, кому надлежит воскреснуть в жизнь, то есть оказаться по правую руку4 , кто улавливается в сети имени христианина, стоять будут на берегу, то есть при скончании мира, после воскресения. Потому они не могли затащить сеть в лодку и выгрузить рыбу, как то было прежде5 . Церковь же хранит своих после окончания этой жизни в мирном упокоении, словно бы на глубине, до тех пор, пока сеть достигнет берега.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 122.7. Cl. 0278, 122.7.1.

Примечания

  • 1 – См. 1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11.
  • 2 – Ср. 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк. 5:4 и 4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Ин. 21:4.
  • 3 – Ср. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Лк. 5:7 и 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Ин. 21:11.
  • 4 – Ср. 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф. 25:31-46.
  • 5 – Ср. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Лк. 5:7.

***

Если бы ученики делали это, когда Иисус находился во гробе, прежде чем воскреснуть из мертвых... мы могли бы подумать, что они это делаютот от отчаяния. Теперь же, когда Он воскрес из гроба, когда увидены были рубцы Его ран... когда Он вдохнул в них Святого Духа... они вдруг стали тем же, чем были прежде – ловцами, и не человеков, а рыбы1 . И вот тем, кого это волнует, следует ответить, что их апостольство не воспрещало добывать пропитание законным использованием своих умений при условии, что у них не было других средств для существования. ‹…› Ведь если благословенный Павел не воспользовался той властью, которую, несомненно, имел вместе с остальными проповедниками Евангелия (а они это делали), но отправился сражаться на свои средства, чтобы язычники, для которых было чуждо имя Христа, не оскорблялись его учением, если бы он нес его небезвозмездно2 ; если он, воспитанный иначе, постиг искусство, которого не знал никогда прежде, для того чтобы не обременялся слушатель, пока учитель трудится своими руками3 , – то сколь же более можно было Петру, прежде бывшему рыбаком4 , вернуться к работе, которую он знал, если в то время ему не на что было кормиться? Но кто-нибудь спросит: как это не на что, если Господь дает обетование: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 6:33)? Так вот: Господь, что обещал, то и исполнил. Ибо Кто еще собрал рыб, которые вошли в сети? Он, надо полагать, не иначе для того довел их до нужды, которая и заставила пойти рыбачить, чтобы явить им чудо.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 122.2–4. Cl. 0278, 122.2.13.

Примечания

  • 1 – Ср. 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Мф. 4:19.
  • 2 – Ср. 3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 1 Кор. 9:3; 7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 2 Фес. 3:7.
  • 3 – См. 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Деян. 18:3.
  • 4 – См. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, Мф. 4:18.

Стих 6

Ловя ночью, они ничего не поймали. Занялся день, и был улов, ибо они увидели день – Христа. Тогда по слову Господа забросили сети и добыли улов.

Итак, мы имеем два улова рыбы, добытые учениками Христа по слову Его. Первый относится к тому времени, когда Он избрал их и сделал Своими учениками1 . Второй относится к теперешнему моменту, когда Он воскрес из мертвых. Давайте сравним их, если угодно, и внимательно проанализируем различия между ними, ведь все это имеет отношение к утверждению нашей веры.

Итак, в первом случае, когда Господь проходил мимо рыбаков, которых прежде не видел, они тоже ничего не поймали ночью, трудясь усердно, но тщетно. Он велел им забросить сети, не сказав «справа», не сказав «слева», а сказав: Закиньте сети свои для лова (4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Лк. 5:4). Итак, до Воскресения сети просто закидываются – после же Воскресения закидываются по правую сторону. Далее, при первой ловле лодки оказались перегружены, а сети прорывались2 . Теперь же, во время ловли по Воскресении, ни лодка не перегружается, ни сеть не рвется. Когда рыбачили в первый раз, то количество пойманной рыбы не упоминалось – теперь, когда рыбачат по Воскресении, упоминается точное количество рыбы3 . Давайте разберемся с первым [уловом], чтобы дойти до второго. ‹…› В первый раз имеем сети, сети слова, сети проповеди. Итак, сети. Пусть псалом говорит: Хотел бы я проповедовать и говорить, но они [чудеса] превышают число (6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число. Пс. 39:6). Ясно как день, что происходит: проповедуется Евангелие, превышается число христиан. И если бы они все жили добропорядочно, не была бы перегружена лодка; если не были бы разделены ересями и расколами, не порвалась бы и сеть. ‹…›

Последний улов относится к святой Церкви, существующей ныне небольшим числом подвизающихся среди множества злодеев. И она пребудет в определенном ограниченном числе, в котором не будет места грешнику. ‹…› Они будут крупной рыбой4 , ибо все станут бессмертными, предназначенными для жизни, не имеющей конца. Что может быть больше, чем то, что не имеет конца? Вот и евангелист хотел, чтобы в памяти твоей была та первая ловля рыбы. Иначе зачем он после всего добавил: И при таком множестве не прорвалась сеть (11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Ин. 21:11)? Как если бы он так сказал: «Вспомните тот первый улов, когда сеть прорвалась». Таким будет Царство Небесное: никакой еретик не залает, никакой раскольник не отойдет – все будут вместе, все обретут мир.

Августин Иппонский, Проповеди 229M.1. Cl. 0284, 229M.MiAg1.488.16.

Примечания

  • 1 – См. 1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11.
  • 2 – См. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лк. 5:6.
  • 3 – Ср. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лк. 5:6 и 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Ин. 21:11.
  • 4 – См. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Ин. 21:11.

Стих 10

[В мистическом значении] жаренная на огне рыба – это принявший страдания Христос. Он есть хлеб, сшедший с небес (41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. Ин. 6:41). В тело Его объединяется Церковь, чтобы стать участником вечного блаженства. Потому и сказано: Принесите рыбы, которую вы теперь поймали, – чтобы мы, имея эту надежду, через то самое семеричное число учеников, которым в данном месте обозначена Вселенская Церковь, стали причастниками этого великого таинства и обрели то самое блаженство.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 123.2. Cl. 0278, 123.2.20.

Стих 11

Если к числу 10, воплощающему Закон1 , прибавить 72 , воплощающее Святого Духа, получится 17. Если же это число использовать таким образом, чтобы получилась сумма всех чисел, находящихся между 1 и 17, то получится 153. Ведь если сложить 2 и 1, ты, конечно же, получишь 3. Если к 3 прибавить 3 и 4, получится 10, итак далее. ‹…› Итак, это число символизирует всех причастников благодати. Кроме того, это число включает в себя трижды число 50 плюс число 3, указывающее на таинство Троицы; в то же время число 50 получается умножением 7 на 7 с прибавлением 1, ибо 7 умножить на 7 равно 49. А 1 добавляется для того, чтобы показать, что числом 7 выражается Один в Своем семичастном проявлении. Мы же знаем, что именно на пятидесятый день после Вознесения Господня был послан Святой Дух, Которого ученикам следовало ожидать согласно обетованию3 . Потому не случайно написано, что рыба была велика числом и размером, то есть числом 153, а размером – большая.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 122.8-9. Cl. 0278, 122.8.36.

Примечания

  • 1 – Поскольку главный символ Закона – Декалог.
  • 2 – Ср. 2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Ис. 11:2-3, а также семь даров Духа.
  • 3 – См. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, Деян. 1:4

Стих 12

Тела праведников по воскресении не станут нуждаться ни в плодах, для воспрепятствования умиранию от болезни или распаду от старения, ни в пище телесной для утоления голода и жажды. Им будет дан столь крепкий и неустранимый дар бессмертия, что они не будут есть по необходимости, но только при наличии желания. Не то, чтобы способность, но именно необходимость есть и пить будет взята от них... подобно тому, как наш Спаситель после Воскресения вкушал мясо и пил с учениками: духовной, но в то же время реальной плотью, и не ради насыщения, но как проявление Своей силы.

Источник: Августин Иппонский, О граде Божием 13.22. Cl. 0313, SL48.13.22.1.

Стих 13

У четырех евангелистов мы находим десять различных явлений Господа разным лицам после Воскресения. Первое было женам перед гробом1 ; затем – тем же женам, когда они возвращались от гроба2 ; затем – Петру3 ; четвертое – двум идущим в Еммаус4 ; пятое – множеству людей в Иерусалиме, среди которых не было Фомы5 ; шестое – когда Фома видел Его6 ; седьмое – при море Тивериадском7 ; восьмое – всем одиннадцати на горе Галилейской, о чем упоминает Матфей8 ; девятое – когда Он явился возлежавшим на вечери ученикам9 ; десятое – когда Его уже не видели на земле, ибо в облаке вознесся на небеса10 .

Августин Иппонский, О согласии евангелистов 3.25.83. Cl. 0273, 3.25.83.388.21.

Примечания

  • 1 – См. 14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Ин. 20:14.
  • 2 – См. 9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Мф. 28:9.
  • 3 – См. 35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Лк. 24:35.
  • 4 – См. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Лк. 24:15.
  • 5 – См. 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Ин. 20:19-24.
  • 6 – См. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Ин. 20:26.
  • 7 – См. 1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: Ин. 21:1.
  • 8 – См. 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Мф. 28:16-17.
  • 9 – См. 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк. 16:14.
  • 10 – См. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Мк. 16:19; 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Лк. 24:50-51.

***

[В третий раз] – это ссылка не на количество явлений, а на дни. Иными словами, первый день охватывает все Его явления в день Воскресения; второй день –это события, происходящие через восемь дней после того, как Фома видел Его и поверил; теперь же третий день – день, когда ловят рыбу. И так далее, вплоть до дня Его Вознесения.

Источник: Августин Иппонский, Трактат наЕвангелие от Иоанна 123.3. Cl. 0278, 123.3.2.

Стих 15

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. Симоне Ионин, – говорил Господь Петру, – любиши ли Мя? И Апостол отвечал: Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. И глагола ему Иисус во все три раза: Паси овцы Моя". Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были ключи Царствия и право вязать и решить, сам троекратно связал себя страхом и малодушием (69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Мф. 26:69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. «Внимайте себе и всему стаду, – взывает, апостол Павел к пресвитерам церковным, – в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Деян. 20:28); и апостол Петр к старцам: «Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец" (2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. 1 Пет. 5:2-4).

Источник: Слово в день Петра и Павла

Стих 18

Теперь же Господь Христос вверяет рабу овец, искупленных Его кровью, требуя от него способности пострадать вплоть до пролития крови. Он словно бы говорит: «Паси овец Моих. Я вверяю тебе овец Моих. Каких овец? Тех, которых Я искупил Своей кровью. Я умер за них. Любишь ли ты Меня? Так будь готов принять смерть за них!». ‹…› И Петр заплатил цену своей крови за сохраненных им овец.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 296.4. Cl. 0284, 296.MiAg1.403.27.

***

Позже Петр благодатью Божией совершил то, что прежде не мог сделать, полагаясь на себя. Ибо после того, как Господь препоручил ему Своих, не Петровых, овец, чтобы не для себя, но для Господа он пас их, Он объявил ему о предстоящем мученичестве, которое упустил в первый раз, потому что слишком спешил. Когда состаришься, – сказал Он, – то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И сталось так, что Петр принял мученичество, слезами смыв свое отречение. Что ему обетовано Спасителем, не мог отменить искуситель.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 285.3. Cl. 0284, 285.PL38.1295.6.

Стих 19

Такого исхода достиг отрицатель и приверженец – возвышенный своей самонадеянностью и низвергнутый своим отречением, очистившийся слезами, утвердившийся исповеданием, увенчанный страданием. Такого исхода достиг он, умерший в совершенной любви во имя Того, вместе с Кем он самонадеянно обещал умереть. Укрепившись Воскресением Христа, Петр сделает то, что неосторожно обещал в своей немощи. Ибо надлежало сначала Христу принять смерть ради спасения Петра, а затем уже Петру умереть за проповедь Христа. Превратностью было человеческому легкомыслию посягать на порядок, установленный Самой Истиной. Петр полагал положить душу свою за Христа1 – за Освободителя тот, кто нуждался в освобождении; Христос же пришел положить жизнь Свою за всех Своих2 , включая Петра, что, как видим, и сталось ныне. Ибо ныне уже, поскольку Он Сам дает ее, обретается истинная крепость сердца, способная принять смерть во имя Господа – не та обманчивая, которую мы придумываем себе, заблуждаясь.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 123.4.

Примечания

  • 1 – См. 37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Ин. 13:37.
  • 2 – Ср. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Ин. 10:11.

***

Он сказал: Иди за Мною, однако не так, как говорил прежде, призывая учеников. И тогда тоже Он говорил: Идите за Мною (17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Мк. 1:17). Только тогда для того, чтобы научиться, а ныне, чтобы увенчаться. Ведь разве не боялся он быть убитым, когда отрекался от Христа? Он боялся так пострадать, как пострадал Христос. Теперь же не должен был страшиться. Ведь видел во плоти живущим Того, Кого видел висящим на древе. Христос Воскресением Своим уничтожил страх перед смертью, а поскольку уничтожил этот страх, то по праву и просил любви у Петра. Страх трижды отрекся, любовь же трижды признала. Троекратное отречение становится пренебрежением Истины; троекратное признание – свидетельством любви.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 147.3. Cl. 0284, 147.PL38.798.49.

Стих 22

Наконец, вручая овец своих любящему и трижды исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ин. 21:15-25), чем, по моему мнению, Он научил нас высокому таинству, а именно: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взору предстает единство и неизменяемость Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека, в понимании которого Слово стало плотью, – (это служение) может быть точно познано только тогда, когда Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а после явится для созерцания лицом к лицу, когда придет Жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе.

«О согласии Евангелистов". Книга четвертая.

Глава X, § 20

Стих 23

И вот, как я начал говорить, если есть люди, которые отрицают смерть Моисея, о котором само Писание без всякой неясности говорит, что он умер и что никто не знает места погребения его даже до сего дня (6 и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Втор. 34:6), то сколь больше повода дают слова Господа: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, верить, будто Иоанн живым спит под землей? Традиция говорит о нем (все это обнаруживается в некоторых апокрифических писаниях), что он в полном здравии присутствовал, когда повелел приготовить для себя могилу. Когда же она была выкопана и самым тщательным образом приготовлена, он лег, словно на ложе, и тут же почил. Но как считают те, кто подобным образом понимают слова Господа, он не умер, а только лежал подобно умершему. Поскольку же его сочли умершим, то и погребли спящим, и так он останется до тех пор, пока придет Христос, давая знак своей жизни вздыманием пыли, которое, как считается, вызывается дыханием спящего, исходящим из глубины на поверхность могилы. Выступать против этого мнения я считаю бесполезным. Пусть знающие это место сами посмотрят, происходит ли или происходило там с землей то, что рассказывается, ибо мы, в самом деле, слышали об этом от людей, которых не назовешь ненадежными свидетелями.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 124.2. Cl. 0278, 124.2.18.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 21 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.