Библия » Августин Толкования Августина

От Иоанна 8 От Иоанна 8 глава

Стих 1

Где надо было учить Иисусу, как не на горе Елеонской — на горе помазания, на горе елея. Ведь имя Христос происходит от слова χρίσμα — греческого слова, означающего «помазание»1. Он помазал нас на борьбу с диаволом.

Примечания

  • 1 — Лат. unctio.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.З Сl.0278, 33.3.1.

Стих 5

Зачем им было Его обвинять? Разве они уловили Его в совершении преступления, или женщина была в какой-то не подобающей связи с Ним? И что вообще значит, что они искушали Его, дабы найти что-нибудь для обвинения? В Иисусе воссияла удивительная кротость, ведь они уже отметили Его запредельную мягкость. И правда, о Нём было пророчество: ...воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды (5 и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Пс 44:5). Итак, как учитель Он нёс истину, как освободитель — кротость, как заступник — правду. Каждое — часть Его царствования, как и предсказано пророком через Святого Духа. Когда Он говорил, истина признавалась; когда действовал против врагов, не прибегал к насилию. Кротость Его восхвалялась. И камень преткновения для Него они полагали третьим компонентом — правдой. Ведь закон предписывал побивание камнями прелюбодействующих, и, очевидно, закон не мог предполагать ничего несправедливого. Любой говорящий что-то против закона должен был восприниматься как неправедный. Потому и говорили они между собой: «Если Он решит, что ей можно идти, Он не будет праведен». Но, по их представлению, чтобы оставаться добрым, за что уже так много людей приняло Его, Иисус должен принять решение её отпустить. Они надеялись найти повод Его обвинить как преступающего закон, чтобы и Его побить камнями вместе с женщиной... А Господь наш в ответе удержал и правду Свою, и кротость Свою не умалил. Они Ему ставили ловушку, и сами же в неё угодили, потому что не поверили Тому, Кто способен был их спасти из сетей.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.4 Сl. 0278, 33.4.8.

Стих 7

Ну и что же тогда ответил Господь? Что вещала Истина? Как говорила

Премудрость? Как реагировала Праведность, когда её пытались очернить? Он не сказал: «Не побивайте её камнями», — иначе могло казаться, что Он говорит против закона.

Но Бог препятствовал тому, чтобы Он сказал: «Побейте её», ибо Он пришёл не потерять, что нашёл, но взыскать, что потеряно. Что же ответил? Смотри, сколь праведен, сколь кроток, сколь истинен Его ответ! Кто из вас без греха, первый брось на нее камень... Это — глас правды. И пусть грешник будет наказан, но не грешниками. Пусть закон будет исполнен, но не преступающими закон.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.5 Сl.0278,33.5.1.

Стих 9

Сражённые голосом правды словно стрелой, они вопрошают себя, нахо-дят себя виновными и, один за другим, уходят.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.5 Сl. 0278, 33.5.32.

***

Но когда мы им это говорим, они не только не хотят смягчить сурвость, но гневаются на истину и говорят в ответ: «Но мы мужи! Разве достоинство нашего пола стерпит такую несправедливость, чтобы, если мы что-то попускаем себе с другими женщинами, кроме наших жен, чтобы мы наравне с женщинами платили пени?». Как будто не потому они должны мужественно обуздывать недозволенные похоти, что они — мужи; как будто не потому они должны являть своим женам пример добродетели, что они — мужи; как будто не потому они должны тем менее поддаваться похоти, что они — мужи; как будто не потому они должны тем менее потакать плотской распущенности, что они — мужи.

И однако они негодуют, если они слышат, что мужи-прелюбодеи пла-тили пени, подобно женщинам, хотя их следовало бы наказать настолько суровее, насколько более им пристало побеждать грех добродетелью и своим примером направлять женщин на правый путь.

Конечно, я говорю с христианами, которые с верою внимают словам: Глава жене муж (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. 1Кор 11:3), — и поскольку мужи себя признают вождями, женщины должны следовать за ними. И тем более надо им остерегаться в жизни той дороги, если существует опасность, что по ней последует и жена, подражая мужу. Но те, кому не нравится, чтобы муж и жена хранили один и тот же образ целомудрия, и кто скорее избирает, более всего по этой причине, подчинение законам мира, а не Христа, поскольку право площадей с очевидностью связывает мужей не теми же узами целомудрия, как женщин, — пусть они прочитают, что император Антоний, хотя и не христианин, постановил относительно этого, что муж не может обвинять жену в прелюбодеянии, если своим поведением не представил ей примера целомудрия, и что оба должны быть наказаны, если обнаружится, что оба равно погрешают против целомудрия.

Августин Иппонский, О супружеской неверности 2.8.7 Сl. 0302, 2.8.7.388.19.

Стих 10

Остались двое: страдалица и Сострадание... Стало быть, те, рассмотрев сами себя, и своим уходом все о себе сказав, оставили женщину, [обремененную] великим грехом, вместе с Тем, Кто без греха. И поскольку она это слышала: кто без греха, первый брось в нее камень, она думала, что Тот ее накажет, — в Ком нельзя найти греха. А Тот, Кто отразил ее противников языком правды, подняв на нее кроткие очи, спросил ее: никто не осудил тебя?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 2.7.62 Сl. 0278, 33.5.35.

Иное толкование

Даровал прощение, но, даруя прощение, подняв голову Свою, сказал ей: «Никто не бросил в тебя камень?».

И она не сказала: «Почему? Что я сделала, Господи? Неужели я виновата?» — не сказала этого, но сказала: Никто, Господи, — ибо она сама себя осудила.

Те не могли ее одобрить, и сами скрылись. Но она исповедалась в том, что Господь прекрасно знал, но Он искал ее веры и исповедания. «И Никто не бросил в тебя камень?» — а она: «Никто, Господи. Никто, потому что исповедал свои грехи, а Ты, Господи, — потому что помиловал. Никто, Господи. И то, и другое я понимаю.

Кто Ты, я знаю, кто я, знаю. Ибо Тебе исповедуюсь. Ведь я слышала: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ (1 Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 105:1)1 ».

Примечания

  • 1 — Так в церк.-слав. переводе с Септуагинты: Исповедайтеся Господеви, яко благ, в Синод, переводе: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

Августин Иппонский, Проповеди 16А.5 Сl. 0284, 16А.SL41.134.

И Я Тебя не осуждаю. Так что же. Господи? Значит, Ты благоволишь грехам? — Конечно, нет. Смотри, что дальше: Иди, и больше не греши. Стало быть, и Господь осудил, но грех, не человека. Ибо если бы Он благоволил ко грехам, Он сказал бы: «И Я Тебя не осуждаю, иди, живи, как хочешь; будь уверена в том, что Я даю Тебе свободу; Я, сколько бы ты ни согрешила, освобожу тебя от наказания в геенне и адских мучениях». Он не сказал этого. Пусть обратят на это внимание те, кто любит кротость Господню и боится истины. Ведь Господь сладок и праведен (8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, Пс 24:8). Тебе нравится, что Он сладок, — бойся, что Он праведен.

...Господь милосерден и милостив. Это так. Прибавь к этому: «долготерпелив»; прибавь к этому: «весьма милосерден», — но бойся того, что следует: «и истинен» (15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, Пс 85:15). Кого Он только терпит, когда они согрешают, тех будет судить, если они Им пренебрегают. Или ты пренебрегаешь богатством долготерпения и кротости Его, не зная, что терпение Божие ведет тебя к покаянию? А ты, по жесткости сердца твоего и сердцу нераскаянному, собираешь себе сокровище гнева в день гнева и откровения праведного суда Божия, Который воздаст каждому по делам его (4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:4−6). Господь кроток, Господь долготерпелив, Господь милосерден; но Господь и праведен, Господь и истинен2.

Тебе даруется время на исправление; но ты больше любишь откладывать его на потом, чем исправляться. Ты был дурным вчера? Сегодня будь хорош. И сегодняшний день провел в пороке? Хотя бы завтра изменись! Ты всегда ждешь и говоришь себе много о милосердии Божием, как будто Тот, Кто обещал тебе прощение за покаяние, обещал тебе также и вольготную жизнь. Откуда ты знаешь, что принесет завтрашний день? Верно говоришь в сердце своем: когда я исправлюсь, Бог простит мне все прегрешения.

Примечания

  • 2 — См.: Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия 1.25 (CS 110:250).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.6−7 Сl. 0278, 33.6.15.

Стих 11

Некоторые люди, имея слабую веру, или даже враждебные к истинной вере, из страха, как я думаю, что свобода грешить безнаказанно подаётся их жёнам, устранили из текстов Писания рассказ о том, как Господь наш помиловал эту женщину, взятую в прелюбодеянии. Это словно бы Тот, Кто сказал: иди и впредь не греши (11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. Ин 8:11), пожаловал прощение греха, или словно бы эта женщина не исцелена была от греха Божественным Целителем, дабы не задеть всех других, кто в равной мере нечисты.

Августин Иппонский, О супружеской неверности 2.7.6 Сl. 0302, 2.7.6.387.25.

Иное толкование

Остались двое: страдалица и Сострадание... Стало быть, те, рассмотрев сами себя, и своим уходом все о себе сказав, оставили женщину, [обремененную] великим грехом, вместе с Тем, Кто без греха. И поскольку она это слышала: кто без греха, первый брось в нее камень, она думала, что Тот ее накажет, — в Ком нельзя найти греха. А Тот, Кто отразил ее противников языком правды, подняв на нее кроткие очи, спросил ее: никто не осудил тебя?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 2.7.62 Сl. 0278, 33.5.35.

Даровал прощение, но, даруя прощение, подняв голову Свою, сказал ей: «Никто не бросил в тебя камень?».

И она не сказала: «Почему? Что я сделала, Господи? Неужели я виновата?» — не сказала этого, но сказала: Никто, Господи, — ибо она сама себя осудила.

Те не могли ее одобрить, и сами скрылись. Но она исповедалась в том, что Господь прекрасно знал, но Он искал ее веры и исповедания. «И Никто не бросил в тебя камень?» — а она: «Никто, Господи. Никто, потому что исповедал свои грехи, а Ты, Господи, — потому что помиловал. Никто, Господи. И то, и другое я понимаю.

Кто Ты, я знаю, кто я, знаю. Ибо Тебе исповедуюсь. Ведь я слышала: Исповедайтесь Господу, ибо Он благ (1 Аллилуия. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 105:1)1 ».

Примечания

  • 1 — Так в церк.-слав. переводе с Септуагинты: Исповедайтеся Господеви, яко благ, в Синод, переводе: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 16А.5 Сl. 0284, 16А.SL41.134.

***

И Я Тебя не осуждаю. Так что же. Господи? Значит, Ты благоволишь грехам? — Конечно, нет. Смотри, что дальше: Иди, и больше не греши. Стало быть, и Господь осудил, но грех, не человека. Ибо если бы Он благоволил ко грехам, Он сказал бы: «И Я Тебя не осуждаю, иди, живи, как хочешь; будь уверена в том, что Я даю Тебе свободу; Я, сколько бы ты ни согрешила, освобожу тебя от наказания в геенне и адских мучениях». Он не сказал этого. Пусть обратят на это внимание те, кто любит кротость Господню и боится истины. Ведь Господь сладок и праведен (8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, Пс 24:8). Тебе нравится, что Он сладок, — бойся, что Он праведен.

...Господь милосерден и милостив. Это так. Прибавь к этому: «долготерпелив»; прибавь к этому: «весьма милосерден», — но бойся того, что следует: «и истинен» (15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, Пс 85:15). Кого Он только терпит, когда они согрешают, тех будет судить, если они Им пренебрегают. Или ты пренебрегаешь богатством долготерпения и кротости Его, не зная, что терпение Божие ведет тебя к покаянию? А ты, по жесткости сердца твоего и сердцу нераскаянному, собираешь себе сокровище гнева в день гнева и откровения праведного суда Божия, Который воздаст каждому по делам его (4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:4−6). Господь кроток, Господь долготерпелив, Господь милосерден; но Господь и праведен, Господь и истинен2.

Тебе даруется время на исправление; но ты больше любишь откладывать его на потом, чем исправляться. Ты был дурным вчера? Сегодня будь хорош. И сегодняшний день провел в пороке? Хотя бы завтра изменись! Ты всегда ждешь и говоришь себе много о милосердии Божием, как будто Тот, Кто обещал тебе прощение за покаяние, обещал тебе также и вольготную жизнь. Откуда ты знаешь, что принесет завтрашний день? Верно говоришь в сердце своем: когда я исправлюсь, Бог простит мне все прегрешения.

Примечания

  • 2 — См.: Беда Достопочтенный, Гомилии на Евангелия 1.25 (CS 110:250).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 33.6−7 Сl. 0278, 33.6.15.

Стих 12

Манихеи решили, что это солнце, видимое плотским очам, общее для всех и поставленное не только людям, по также и всем скотам на обозрение, есть Господь Христос. Но правая вера кафолической Церкви не одобряет такого понимания и считает его диавольским учением; и не только не признает в вере, но, насколько может, обличает в суждении...

Итак, следуй, ибо, когда пророк сказал: у Тебя источник жизни, — далее он добавил: во свете Твоем узрим свет (10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Пс 35:10): Бога от Бога, Свет от Света1. Через этот Свет был сотворен свет солнца2 ; и Свет, создавший солнце, под которым Он создал и нас, оказался под солнцем ради нас. Оказался, говорю я, из-за нас под солнцем свет, создавший солнце.

Не презирай облака плоти: облаком прикрывается, не чтобы помрачиться, но чтобы умериться. Итак, говоря в облаке плоти, свет неоскудевающий, свет Премудрости, говорит людям: Я свет миру; кто следует за Мной, не ходит во тше, но будет иметь свет жизни.

Примечания

  • 1 — См. Символ веры.
  • 2 — я См. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Быт 1:3. См. также: Тертуллиан, Против Праксея 12

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 34.2,4−5 Сl. 0278, 34.2.7.

***

Каким образом Он увел тебя от очей плоти и возвратил очам сердца? Ведь недостаточно сказать: «Кто следует за Мной, не ходит в тьме, но — будет иметь свет», ибо добавил: свет жизни, — как там сказано: ибо у Тебя источник жизни (10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Пс 35:10). Итак, смотрите, братья мои, каким образом слова Господни согласуются с истиной того псалма; и там поставлено слово «свет» рядом с «источником жизни», и Господь сказал: свет жизни. Но для телесных привычек свет — одно, источник — другое: источника ищет гортань, света — глаза. Когда мы жаждем, мы ищем источника; когда мы во тьме, мы ищем света. И если вдруг мы почувствуем жажду ночью, зажигаем свет, чтобы прийти к источнику. Не так у Бога: что свет, то и источник (См.10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Пс 35:10) — Тот, Кто светит тебе, чтобы ты видел, Он же пребывает с тобой, чтобы ты пил.

Итак, вы видите, братья мои, видите, видите внутри, каков этот свет, о котором Господь говорит: кто за Мной последует, не будет ходить во тьме. Следуй за этим солнцем, и мы увидим, не ходишь ли ты во тьме.

Вот оно встает для тебя на востоке; и в своем пути стремится на запад; может быть, твой путь лежит на восток; если не повернешь в противоположную сторону, не туда, куда стремится оно, в следовании, конечно лее, заблудишься и вместо востока попадешь на запад. Если ты следуешь за ним на земле, заблудишься: если моряк следует за ним в море, заблудится и он. Наконец, ты видишь, что надо следовать за солнцем, и ты устремляешься сам на запад, куда и оно стремится; посмотрим: когда оно зайдет, не будешь ли ты ходить во тьме? Смотри: хотя ты и не хотел его оставлять, оно само тебя оставит, завершая день по необходимости своего рабского служения. Господь же наш Иисус Христос, хотя в облаке плоти и не всем являлся, силой премудрости все охватывал. Твой Бог повсюду целый: если ты не отпадешь от Него, Сам Он никогда для тебя не зайдет.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 34.5−6 Cl. 0278, 34.5.4

Стих 14

Свет обнаруживает и другое, и себя самого. Ты зажигаешь светильник, например, чтобы искать тунику, и вот пред тобой горящий светильник, чтобы ты нашел тунику; неужели ты зажигаешь светильник, чтобы увидеть горящий светильник? Ибо горящий светильник способен и другое, что скрывалось во тьме, обнажить, и самого себя явить твоим очам.

Итак, истинно свидетельство света, указывает ли он на себя или на других; потому что без света ты не можешь видеть свет, и без света ты не можешь видеть ничего другого, что не есть свет. Если свет способен обнаружить то, что не есть свет, неужели его не хватит, [чтобы явить] самого себя... Стало быть, способен Господь наш Иисус Христос представить свидетельство о Себе Самом.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 35.4,6 Cl. 0278, 35.4.9.

***

Горящий светильник способен обнажить и другое, что скрывается во тьме, и самого себя явить твоим очам. Так и Господь Христос верных Своих и врагов-иудеев, словно свет от тьмы, отделял, как тех, кого пронизывал лучом веры, и тех, чьи закрытые глаза обходил стороной. Ведь и это солнце освещает лицо зрячего и слепого; оба одинаково стоят, и, подставляя лица солнцу, освещаются телесно, но не оба просвещаются его лучом; этот видит, тот не видит; рядом с обоими присутствует солнце, но один, при том что солнце рядом, сам отсутствует. Так и Премудрость Божия, Слово Божие, Господь Иисус Христос всюду присутствует, ибо повсюду присутствует истина, повсюду присутствует Премудрость...

Итак, свет свидетельствует о себе, отверзает здравые очи, и сам есть свой свидетель, чтобы познали свет.

Но что мы скажем о неверующих?

Неужели для них Его нет? Есть Он и для них; но у них нет очей сердца, чтобы Его увидеть.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 35.4 Сl. 0278, 35.4.13.

Стих 15

Стало быть, эти иудеи видели Человека, но не понимали и не верили, что Он — Бог.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 36.3 Сl. 0278, 36.3.1.

***

Этот вопрос можно разрешить двумя способами. Понимая либо так:

Не сужу никого, — то есть как Он говорит в другом месте: Я пришел не чтобы судить мир, но чтобы, спасти (17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Ин 3:17), — не отрицая Свой суд, но откладывая. Или, поскольку ранее Он определенно сказал: Вы судите по плоти, — прибавил к этому: Я не сужу никого, — надо понимать, по плоти. Итак, никто из нас да не задержит в сердце крупицу сомнения относительно веры, которой мы держимся и которую мы возвещаем, о Судии Христе. Пришел Христос, но сперва — спасти, потом — судить.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 36.4 Сl. 0278, 36.4.10.

Стих 17

Истину устанавливают через двоих свидетелей? Конечно, таков обычай человеческого рода; однако может быть, что и двое лгут. Непорочную Сусанну обвиняли два лжесвидетеля; неужели, поскольку их было двое, они не были лжесвидетелями? О двоих мы говорим или о троих? Целый народ лгал против Христа. Таким образом, если народ, состоящий из великого множества людей, оказался лжесвидетелем, как надо понимать: устами двоих или троих утвердится всякое слово (16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; Мф 18:16), как не то, что здесь открыто таинство Троицы, в Которой вечно постоянство истины? Ты хочешь быть убедительным на суде? Возьми двоих или троих свидетелей: Отца, Сына и Святого Духа... Итак, поскольку в законе вашем написано, что свидетельство двоих человек истинно1 , примите наше свидетельство, не думайте, что суд.

Примечания

  • 1 — Ср. 30 Если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть. Чис 35:30, 6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; Втор 17:6, 15 Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело. Втор 19:15

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 36.10 Сl. 0278, 36.10.6.

Стих 19

Что значит: Если бы вы Меня, знали и Отца Моего знали, — как не то, что Я и Отец — одно (30 Я и Отец — одно. Ин 10:30)? Когда ты видишь, что кто-то на кого-то похож... и ты знаешь, на кого он похож, ты в восхищении говоришь: «Как этот человек похож на того человека!». Ты бы этого не говорил, если бы их не было двое. А ты, чтобы показать тому, кто его не знает, на примере того, кого он видит, говоришь в ответ: «Этого ты видел, считай, что и того видел». И когда ты так говоришь, ты не утверждаешь, что человек один, и отрицаешь, что их двое; но вследствие сходства даешь такой ответ: этого ты знал и того знал, они очень похожи и нет никакого различия. Так и Господь: Если бы вы Меня, — говорит, — знали, и Отца Моего знали бы, — не потому, что Отец есть Сын, а потому что Сын подобен Отцу.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 37.7 Сl. 0278, 37.7.8.

Стих 21

Я, говорит, отхожу, и будете искать Меня не от любви, но от ненависти. Ибо после того, как Он скрылся от очей людских, стали искать Его и те, кто ненавидел, и те, кто любил, — одни, преследуя, другие, желая обладать... Наконец, те, кто так искал Его, со злым умыслом, лукавым сердцем, — что Он затем прибавил? Будете искать Меня и, чтобы вы не думали, что ищете Меня во благо, умрете во грехах ваших. Вот что значит злонамеренно искать Христа — умирать в грехе своем; это значит ненавидеть Того, через Кого, Единого, можно спастись. Ибо люди, чья надежда в Боге, не должны были воздавать злом даже за зло, а они воздавали злом за добро. Поэтому Господь предвозвестил им и сказал, в предведении приговора, что они умрут в своем грехе.

Наконец Он прибавил: Куда Я иду, вы не сможете придти. Это Он сказал ученикам в другом месте (См. 33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Ин 13:33), но им не сказал: во грехе вашем умрете. А что же сказал? То же, что и этим: куда Я иду, Вы не сможете придти. Не отнял надежду, но предсказал нескорое ее исполнение. Ибо когда Господь говорил это ученикам, тогда они не могли прийти туда, куда Он шел, но впоследствии должны были прийти, а эти — никогда, кому Он, в предведении, сказал: во грехе вашем умрете.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 38.2 Сl. 0278, 38.2.4. Ориген вопрошает, возможно ли упорствующим в неверии вообще взыскивать Иисуса. См. Комментарии на Евангелие от Иоанна 19.71−71.

Стих 24

Что значит: если не уверуете, что это Я? Это Я — что это? Ничего Он не прибавил и, поскольку ничего не прибавил, многое в это вложил. Ибо ожидали, что Он скажет, что Он есть, а Он не сказал. Чего ожидали, что Он скажет? Может быть: «Если не уверуете, что Я Христос: если не уверуете, что Я Сын Божий; если не уверуете, что Я Слово Божие; если не уверуете, что Я — Основатель мира; если не уверуете, что я Создатель и Воссоздатель человека, Сотворивший и Вновь Творящий, Творец и Живо творен; если не уверуете, что это Я, умрете во грехах своих». Многозначительно и то, что Он сказал: Это Я есмь, ибо так некогда сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий (14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. Исх 3:14). Кто достойно изъяснит, что значит: есмь?..

Все, что может изменяться, в измененном состоянии не есть то, чем было, а если не есть то, чем было, там появилась некая смерть, истреблено нечто, что было и чего нет...

О, истина, воистину сущая! Ибо во всех действиях и движениях наших, и во всем дальнейшем действовании творения я нахожу два времени, прошедшее и будущее. Ищу настоящего, ничто не стоит; что я сказал, уже не существует; что я собираюсь сказать, еще не существует; что я прожил, уже не существует, что я собираюсь прожить, еще не существует. Прошлое и будущее нахожу я во всяком движении вещей; а в том, что в истине пребывает, прошлого и будущего не нахожу, но только настоящее, и то неповреждаемо, чего в творении нет. Рассуждай об изменчивости вещей, найдешь «было» и «будет»; помышляй о Боге, найдешь «есть», где «было» и «будет» быть не может.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 38.8−10 Cl. 0278, 38.8.3.

Стих 25

Кто Ты есть, чтобы мы могли поверить? Он ответил: «Начало». Это — существование, которое есть [всегда]. Начало не может изменяться; начало самодостаточно и всепорождающе, то есть начало, которому сказано: Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся... (См. 28 но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. Пс 101:28) Верьте, что Я есмь начало, так чтобы не умереть вам во грехах ваших. Сказав: «Кто Ты?», они сказали не что иное, как: «Во что нам верить о Тебе?». И Он ответил: «Начало», то есть верьте, что Я есмь начало1.

Примечания

  • 1 — Далее Августин обсуждает греческий текст с целью подтвердить собственную интерпретацию.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 38.11 Сl.0278, 38.11.4.

***

Неужели и Слово Он сотворил?

Нет, но что же? В начале было Слово (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин 1:1). Уже было то, посредством чего Он творил; значит, Он сотворил то, чего не было. Мы можем понять, и правильно поймем, что в самом единородном Слове были сотворены небо и земля.

Ибо через Кого они созданы, в Том и созданы. Это может быть пониматься как начало, в котором сотворил Бог небо и землю. Ибо само Слово есть Премудрость Божия, о которой говорится: «Все премудростью сотворил Ты» (24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Пс 103:24). Если Бог сотворил все Премудростью, а Единородный Сын Его, без сомнения, есть Премудрость Божия, не будем сомневаться, что в Сыне сотворено то, что, как мы знаем, сотворено через Сына. Ибо Сам Сын есть, конечно же, начало. Потому что, когда иудеи спрашивали и говорили: Ты кто? — Он ответил: Начало. Вот, В начале сотворил Бог небо и землю (1 В начале сотворил Бог небо и землю. Быт 1:1).

Августин Иппонский, Проповеди 223А.1 Сl. 0284, 223А.MiAg1.12.4.

Стих 26

Вы помните, что Он говорит: Я не сужу никого (15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого. Ин 8:15); — вот только что Он сказал: многое имею Я говорить о вас и судить. Но одно дело «не сужу», другое — «имею судить». Не сужу — сказал о настоящем; ибо пришел, чтобы спасти мир, не чтобы судить мир; а что говорит: Многое имею о вас говорить и судить, говорит о будущем суде. Ибо Он восшел [на небо], чтобы прийти судить живых и мертвых.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 39.6 Сl. 0278, 39.6.2.

***

Много имею Я, — говорит Он, — говорить и судить о вас, но Пославший Меня есть истинен, — как если бы Сказал: «Я сужу истинно потому, что Я — Истина, Сын Истинного»... Сын — Истина, Отец истинен; спрашиваю: «Что больше?» — и обнаруживаю равенство. Ибо истинный Отец истинен не потому, что имел в себе часть Истины, но потому, что породил Ее во все полноте.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 39.7 5 Сl. 0278, 39.7.1.

Стих 28

Так что же это? Кажется, Он сказал не что иное, как то, что после Его страдания они познают, кто Он. Стало быть, без сомнения, Он видел там некоторых, о ком Сам знал, что Сам Он, заранее ведая, избрал их вместе с другими святыми Своими до основания мира и что после Его страдания они уверуют... Ибо когда был послан свыше Дух Святой, после страдания, воскресения и вознесения Господня, когда чудеса творились во имя Того, Кого преследователи-иудеи презирали, как мертвого, они были уязвлены в сердце, и те, кто, в ярости убил Его, переменившись, уверовали в Него... те три тысячи и те пять тысяч иудеев, которых Он видел там1 когда говорил: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда познаете, кто Я». Словно говоря: откладываю [время] вашего познания, чтобы претерпеть страдание Мое.

Не потому, что все тогда должны были уверовать из тех, кто слушал, то есть после страдания Господня: ибо чуть позже евангелист говорит: Когда Он говорил это, многие уверовали в Него (30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Ин 8:30), но еще не был вознесен Сын Человеческий2. А вознесением он называет вознесение в страдании не во славе, на крест — не на небо, потому что и тогда Он был вознесен, когда висел на древе. Но то вознесение было смирением. Ибо тогда Он стал послушен даже до смерти крестной (8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Флп 2:8). Это должно было быть исполнено руками тех, кот впоследствии уверовал, кому Он сказал: когда вознесете Сына Человеческого, тогда познаете, кто Я. Почему так, как не для того, чтобы никто не отчаивался, сознавая за собой какое-либо преступление, видя, что тем, кто убил Христа, даруется [как бы] человекоубийство?

Примечания

  • 1 — См. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Деян 2:41; 4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч. Деян 4:4.
  • 2 — См. 28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин 8:28.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.2 Сl. 0278,40.2.8−22.

***

Ты думал, что Он есть Отец, поскольку Он сказал: Это Я", услышь, что Он есть Сын: И от Себя ничего не делаю (28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин 8:28). Что значит: от Себя ничего не делаю?Я не Сам по Себе существую. Ибо Сын — Бог от Отца; а Отец не есть Бог от Сына. Сын есть Бог от Бога, Отец же Бог, но не от Бога. Сын есть Свет от Света; Отец же Свет, но не от Света. Сын есть, но есть, от Кого Он есть; Отец есть, но нет Того, от Кого Он есть... Итак, не представляйте в очах ваших как бы двух людей, из которых один отец, другой сын, и что отец говорит сыну, как делаешь ты, когда говоришь своему сыну какие-то слова... Так что же мы говорим, братья? каким образом Отец беседовал с Сыном, поскольку Сын говорит: как научил Меня Отец, так и говорю (28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин 8:28)? Он беседовал с Ним? Когда Отец научил Сына, Он произносил слова, как ты, когда учишь своего сына, произносишь слова? Каким образом Он произносил слова, обращаясь к Слову? Как многие слова воспринимались Единым Словом? ‹…› Итак, если Бог... говорит в сердцах наших без звука, как Он говорит со Своим Сыном? Отец с Сыном беседовал бестелесно, ибо бестелесно Отец породил Сына. Он учил Его не так, как будто породил неученым, но учил Его так, что породил знающим... Ведь если, что понимают немногие, проста природа истины, это значит, что для Сына быть — значит знать... Отец, порождая, дал Ему бытие; точно так, порождая, Он дал Ему и знание.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.3−5 Сl.0278,40.3.16.

Стих 29

И однако, при том что Оба существуют одновременно, Один послан, Другой послал, поскольку посылание есть воплощение, и само воплощение есть только Сына, но не Отца... «Итак, — говорит Иисус, — Пославший Меня, Чьею властью, как Отчей, Я воплотился».

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.6 Сl. 0278,40.6.5.

***

Итак, Отец послал Сына, но не отступил от Сына. Не так, что там, куда был послан Сын, не было Отца. Где нет Того, Кто сотворил все? Где нет Того, Кто сказал: Небо и землю Я наполняю (24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Иер 23:24)? Не оставил Меня, говорит, одного, ибо Я то, что угодно Ему, всегда делаю. Всегда есть это равенство, не от какого-то начала и до конца, но без начала, без конца. И рождение Бога (Сына) не имеет начала во времени, потому что Рожденным сотворены времена.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.6 Сl. 0278,40.6.7.

Стих 31

Ученику мало прийти, но надо им остаться. Итак, Он не говорит: «Если услышите слово Мое»; или: «Если приступите к слову Моему»; или «Если похвалите слово Мое». Но смотрите, что Он сказал: Если пребудете в слове Моем, вы истинно Мои ученики; и познаете истину, и истина освободит вас (31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ин 8:31−32). Что мы говорим, братья? Пребывать в слове Божием — это труд или не труд? Если это труд, ожидай великой награды; если не труд, воспримешь награду даром. Итак, давайте пребывать в Том, Кто пребывает в нас.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 84.12 Сl. 0284, 134.PL38.743.7.

Стих 32

Что Он обещает верующим, братья? И познаете истину. Так что же? Значит, они не познали ее ранее, когда Господь беседовал? Если не познали, то как уверовали? Не потому, что познали, уверовали, но уверовали, чтобы познать. Ибо мы веруем, чтобы познать, а не познаем, чтобы уверовать. А то, что нам предстоит познать, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1Кор 2:9)1. Так что же такое вера, как не веровать в то, чего не видишь? Стало быть, вера — веровать в то, чего не видишь; истина — видеть то, во что уверовал, как и Он Сам говорит в некоем месте (Ср. 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин 20:29)... Так что же?

То, что ты сказал, не есть истина? — Истина, но в которую до сих пор веруют, еще не видя ее. Если стоять в том, во что веруешь, достигнешь того, чего не видишь (Ср. 2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 1Ин 3:2).

Примечания

  • 1 — Ср. 4 Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ис 64:4.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.9 Сl.0278, 40.90.1.

Иное толкование

Мы — монета Божия, пропавшая из сокровищницы. Вследствие ошибки стерлось то, что было запечатлено; пришел Тот, Кто восстановит, потому что Сам запечатлел, Сам Он ищет свою монету, как и кесарь свою монету. Потому Он говорит: отдайте кесарю кесарево, а Богу — Божие (21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:21); кесарю — монеты, Богу — вас самих. Тогда на нас запечатлеется истина.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 40.9 Сl.0278, 40.90.36.

Возможно, кто-нибудь скажет:

«И какая польза мне знать истину?». И истина освободит вас. Если не радует истина, будет радовать свобода. По правилам латинского языка, liberan можно понимать двояко: и более всего мы привыкли слышать этот глагол, когда кто-то освобождается, понимая, что он избегает опасности, избавляется от тягот. Однако в собственном смысле liberari означает «быть свободным»: как saluari — «быть целым», sanari — «быть здоровым», так liberari — «быть свободным». Поэтому я сказал, что если не радует истина, будет радовать свобода. На греческом языке это звучит очевиднее1.

Примечания

  • 1 — В греч. тексте 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ин 8:32KAI H ALHQEIA ELEUQERWSEI UMAS , что передано в Синод, переводе митр. Филарета Дроздова как истина сделает вас свободными, а в переводе еп. Кассиана Безобразова как истина освободит вас. — Прим. ред

Августин Иппонский, Проповеди 134.22. Сl. 0284, 134.PL38.743.39.

Иное толкование

Это и есть наша свобода, когда мы подчиняемся этой истине; и Сам Бог наш есть Тот, Кто освободит нас от смерти, то есть от состояния гре-ховности,. Ибо сама Истина, Она же Человек, беседуя с людьми, говорит верующим в себя: если пребудете в слове Моем, вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина освободит вас (31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ин 8:31−32). Ибо ничем не наслаждается душа в свободе, кроме того, чем наслаждается с уверенностью.

Августин Иппонский, О свободе воли 2.13.37. Сl. 0260, 2.13.48.

Какая польза смертным от истины?

И истина, — говорит Он, — освободит вас. От чего, как не от смерти, тления, изменчивости? Ибо истина пребывает бессмертной, нетленной, неизменной. А истинное бессмертие, истинное нетление, истинная неизменность есть сама вечность.

Августин Иппонский, О Троице 4.18.244. Сl. 0329, SL50.4.18.59.

Стих 33

Однако сказал Господь не «вы свободны», но — истина освободит вас.

А в этом глаголе, как я сказал — по-гречески это ясно, — они не поняли ничего кроме свободы и стали превозноситься, что они — семя Авраамово, и сказали: Мы — семя Авраамово, и никому никогда не служили, как Ты говоришь: будете свободными? О, надутый мех! Не величие это, а одно вздутие!

И это, учитывая свободу того времени, верно ли сказали? Разве вы никому никогда не служили? Иосиф не был ли продан?1 Святые пророки не были ли уведены в плен?2 Наконец, разве это не тот народ, который в Египте делал кирпичи и служил жестоким правителям, работая не с золотом и серебром, но с глиной?3 Если вы никому никогда не служили, о неблагодарные, почему вам постоянно напоминает Бог, что Он освободил вас из дома рабства?4 Или, может быть, служили отцы ваши, а вы, которые говорите, не служили никому и никогда? А как же тогда вы платили дань римлянам, почему и сами подстроили Истине как бы ловушку плена?5

Примечания

  • 1 — См. 28 и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет. Быт 37:28.
  • 2 — См. 4Цар 24.
  • 3 — См. 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Исх 1:14.
  • 4 — См. 3 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: Исх 13:3; 6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Втор 5:6.
  • 5 — См. 17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Мф 22:17.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 41.2 Сl. 0278, 41.2.5.

Стих 34

Ко многому побуждает то, что Он произносит, в некотором смысле, если дозволено об этом говорить, — клятва Его: Аминь, аминь говорю вам. Ибо «аминь» переводится как «истинно», и однако же не переведено, хотя можно было сказать: «истинно говорю вам».

Ни греческий переводчик не дерзнул это сделать, ни латинский, ведь это слово — «аминь» — не греческое и не латинское, но еврейское. Так и осталось непереведенным, чтобы хранить благоговение под покровом тайны; не для того, чтобы скрыть, но чтобы не обтрепалось, будучи обнажено... А к чему побуждает оно, узнайте из самого его повторения... Однако побуждает, уязвляет, каким-то образом пробуждает спящих, призывает к вниманию, не хочет, чтобы Ею пренебрегали... потому что всякий, кто совершает грех, раб есть греха.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 41.3−4 Сl. 0278, 41.3.10.

Стих 35

Сильно Он нас устрашил, братья мои, говоря: раб не пребывает в доме вечно. Однако Он прибавляет, говоря: сын же пребывает вечно. Стало быть, один в доме Своем будет Христос? И не будет при Нем людей? Кому Он будет главой, если не будет тела? Или, может быть, это все — Сын, и глава, и тело? Ведь не без причины Он и устрашил нас, и дал надежду: устрашил, чтобы мы не любили греха; надежду дал, чтобы не отчаивались в отпущении грехов: всякий, говорит, делающий грех, раб есть греха (34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Ин 8:34). Раб же не пребывает в доме вечно. Так какая же нам надежда, нам, которые не бываем без греха?

Услышь о своей надежде: сын пребывает вечно. Стало быть, если Сын вас освободил, вы поистине будете свободными. В этом наша надежда, братья, что мы будем освобождены Свободным, и, освобождая, Он сделает нас рабами: ибо мы были рабами похоти, а по освобождении станем рабами милости. Так и апостол говорит: «Вы же, братья, призваны к свободе; но не отдавайте свободу в угождение плоти, а в любви служите друг другу (13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Гал 5:13)».

Итак, да не говорит христианин:

«Я свободен, к свободе я призван; я был рабом, но был искуплен, и в самом искуплении стал свободен, буду делать, что хочу, пусть никто не препятствует моей воле, если я свободен». Но если по этой воле ты совершаешь грех, ты раб греха. Так не злоупотребляй свободой для того, чтобы свободно грешить, но пользуйся ею, чтобы не грешить. Итак, воля твоя будет свободной, если будет благочестивой. Будешь свободным, если был рабом; свободным от греха, рабом правды, как говорит апостол: когда вы были рабами греха, вы были свободны от праведности... но ныне вы освобождены от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. 22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Рим 6:20−22). К этому будем стремиться, это будем делать.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 41.82. Сl. 0278, 41.8.9.

Стих 36

Итак, первая свобода — не совершать преступлений. Потому и апостол Павел, когда избирает тех, кого хочет поставить пресвитерами или диаконами, и всех, призванных возглавлять Церковь, не говорит: если кто без греха; ибо если бы он говорил так, всякий человек был бы отвергнут, никто не был бы поставлен, — но он говорит: если кто не обременен преступлением, то есть человекоубийством, прелюбодеянием, какой-либо плотской нечистотой, воровством, ложью, святотатством, и прочими подобными.

Когда человек начал избегать их (а их должен избегать всякий человек-христианин), он начинает поднимать голову к свободе, но это начальная, а не совершенная свобода.

Почему — скажет кто-нибудь, — это не совершенная свобода? «Потому что я вижу другой закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего (23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Рим 7:23), ибо не делаю, чего хочу, — говорит он, — но то, что ненавижу, то делаю (15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Рим 7:15)». Плоть, — говорит он, — вожделеет против духа, и дух борется против плоти, чтобы вы не делали того, чего хотите (17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Гал 5:17). Отчасти свобода, отчасти рабство: еще не всецелая, еще не чистая, еще не полная свобода, ибо еще не вечность.

Ибо мы отчасти одержимы немощью, отчасти принимаем свободу. Всякий наш прежний грех уничтожен во крещении. Неужели, раз уничтожена всякая неправда, не остается никакой немощи? Если бы не оставалось, мы бы жили здесь без греха.

Так кто же посмеет это сказать, кроме как гордый, кроме как недостойный милосердия Освободителя, кроме как тот, кто хочет обманывать самого себя, и в ком нет истины? Итак, оттого, что осталось нечто от немощи, я осмеливаюсь сказать: какою частью мы служим Богу, тою мы свободны; какою частью мы служим закону греха, тою мы до сих пор являемся рабами. Почему говорит апостол то, что мы начали говорить: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием (22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Рим 7:22). Вот когда мы свободны — когда услаждаемся законом Божиим: ибо свобода услаждает. Ведь пока ты из страха делаешь то, что праведно, Бог тебя не услаждает. Доколе делаешь как раб, тебя не услаждает, будет тебя услаждать — и будешь свободным. Не бойся наказания, полюби праведность. Ты еще не можешь любить праведность? Бойся хотя бы наказания, чтобы достичь вожделенной праведности.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 41.10. Сl. 0278, 41.10.1.

***

Так не злоупотребляй свободой для того, чтобы свободно грешить, но пользуйся ею, чтобы не грешить. Итак, воля твоя будет свободной, если будет благочестивой.

Будешь свободным, если был рабом; свободным от греха, рабом правды...

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 41.8. Сl. 0278. 41.8.31.

Стих 37

Если бы слово Мое было принято, [говорит Господь], оно бы вместилось; если бы вас уловили, вы были бы заключены в сети веры, подобно рыбам. Так что же это: не вмещается в вас? Не вмещает его сердце ваше, потому что не принимается оно вашим сердцем. Таково слово Божие, и так должно быть у верных, как крючок для рыбы: тогда вмещается, когда принимается.

И нет несправедливости по отношению к тем, кого уловили: ибо на спасение, а не на погибель они улавливаются.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.1. Сl. 0278, 42.1.15.

Стих 38

Господь подразумевает Бога Отца, говоря: Я говорю то, что видел у Отца Моего. Я видел истину, говорю об истине, ибо Я есть истина. Если Господь говорит об истине, которую видит у Отца, то Он видит Себя, говорит о Себе, ибо Он Сам есть истина Отца, которую Он видит у Отца; ведь Он Сам — Слово, которое было у Бога (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин 1:1).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.2. Сl. 0278, 42.2.7.

Стих 39

Источник: Словно говорили: «Что ты скажешь против Авраама?». Казалось, что они Его подстрекают, чтобы Он сказал что-либо плохое об Аврааме и чтобы представился случай сделать то, что они собирались.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.3. Сl. 0278, 42.3.1.

***

И, однако, выше Он говорит: Знаю, что вы семя Авраамово (37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Ин 8:37). Он не отрицает их происхождения, но осуждает деяния; они принадлежали ему по плоти, но не по жизни.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.4. Сl. 0278, 42.4.13.

Стих 41

Ведь они как будто начали понимать, что Господь говорит не о рождении по плоти, но о образе жизни. И так как Писания, о которых они говорят, обычно называют любодеянием, когда душа, как публичная женщина, отдается многочисленным ложным богам, на это они ответили: На это сказали Ему: Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога (41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Ин 8:41).

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.7. * Сl. 0278, 42.7.1.

Стих 42

Значит, смысл пришествия Христа — это воплощение. То, что Слово действительно произошло от Бога, есть вечное происхождение... Значит, Слово произошло от Него, как Бог, как равный, как единственный Друг, как Слово Отца, и пришло к нам, ибо Слово стало плотью (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин 1:14), чтобы жить в нас. Его приход, Его человечность, Его местопребывание, Его Божественность; Его Божественность — то, к чему мы идем, Его человечность — как мы идем.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.8. Сl. 0278, 42.8.11.

Стих 43

Но почему же они не могли слышать, если не потому, что не хотели исправиться с помощью веры?

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.9. Сl. 0278, 42.9.3.

Стих 44

Разве, возможно, кто-нибудь скажет, что сказанное Господом о дьяволе в Евангелии: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Ин 8:44) следует понимать не в том только смысле, что он был человекоубийцей от начала, т. е. от начала человеческого рода, с того момента, когда сотворен был человек, которого он мог бы убить посредством обольщения. Но он-де не устоял в истине от начала своего сотворения, и потому никогда не был блаженным вместе со святыми ангелами; так как отказывался быть в подчинении своему Создателю, находил гордое удовольствие как бы в своем особом личном могуществе, а через то являлся лицемерным и лживым, потому что никогда не мог уйти от силы Всемогущего и не желал в благочестивом подчинении сохранять то, что действительно есть, усиливаясь по гордой надменности ложно изображать то, чего не было. В этом-де смысле должно пониматься и сказанное блаженным апостолом Иоанном: «Сначала диавол согрешил» (8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 1Ин 3:8), т. е. что с того момента, когда был сотворен, он отрекся от истины, которой может обладать только благочестивая и преданная Богу воля.

Кто удовлетворяется таким мнением, тот еще не единомыслен с известными еретиками, т. е. манихеями. Впрочем, и некоторые другие зловредные ереси придерживаются того образа мыслей, что дьявол как бы от некоторого противоположного (Богу) начала получил свою собственную в известном роде злую природу. В суетности своей они доходят до такого безумия, что, хотя уважают одинаково с нами вышеприведенные евангельские слова, не обращают внимания на то, что Господь не сказал: «Диавол чужд был истине», но сказал: «Не устоял в истине». Этим Он хотел дать понять, что диявол отпал от истины; а если бы устоял в ней, то, сделавшись ее участником, пребывал бы блаженным вместе со святыми ангелами.

«О граде Божьем". Глава XIII. Все ли ангелы сотворены равно блаженными, но так, что падшие не могли знать, что они падут, а устоявшие получили предведение о своем постоянстве только после падения падших

Иное толкование

До сих пор Он не называет их отца. Несколько выше Он упомянул об Аврааме, имея в виду плотское происхождение, а не подражание его жизни. Он скажет о другом их отце, который не породил и не сотворил их людьми. Однако они были его сыновьями в том, что касается плохого, а не в том, что касается человечности; в подражании, а не в сотворении.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.23. Сl. 0278, 42.2.14.

Как долго вы будете вспоминать Отца? Как долго вы будете менять отцов: то Авраам, то Бог! Услышьте от Сына Божия, чьи вы сыновья: Ваш отец диавол.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.9. Сl. 0278, 42.9.5.

Иное толкование

Вот почему вы — его сыновья: так как желаете подобное, а не так как рождены от него. Каковы его желания? Он был человекоубийца от начала. Вот что есть: вы хотите исполнять желания вашего отца, вы ищете убить Меня, Человека, Который говорит вам истину (40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Ин 8:40). И он завидует человеку и убивает человека. Ведь когда дьявол позавидовал человеку, то в образе змея обратился к женщине и через женщину отравил ядом и мужа. Они умерли, слушая дьявола, которого не слушали бы, если бы хотели услышать Господа. Ведь человек был помещен между Тем, Кто сотворил, и тем, кто пал. Он должен был повиноваться Творцу, а не обманщику. Значит, он был человекоубийца от начала. Увидьте род человекоубийцы, братья. Дьявол называется человекоубийцей, не будучи вооруженным мечом или опоясанным железом. Он пришел к человеку, посеял злое слово и убил. Значит, не думай, что ты не человекоубийца, когда советуешь брату своему злое. Если ты советуешь брату своему злое, то убиваешь. И чтобы ты знал, что убиваешь, услышь псалом: ...сыны человеческие, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — меч острый.(5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч. Пс 56:5).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 42.11/ Сl. 0278, 42.11.3.

Так и относительно известных слов Иоанна о дьяволе: сначала дьявол согрешил. (8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 1Ин 3:8), они не понимают, что если это естественное дело, то оно никоим образом не составляет греха. А в таком случае что сказать относи тельно пророческих свидетельств, — того ли, что говорит Исайя, выводя дьявола под образом князя Вавилонского: Как упал ты с неба, денница, сын зари! (12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Ис 14:12); или того, что говорит Иезекииль: Ты находился в Едеме, в саду Божием (13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Иез 28:13)? Из этих слов видно, что он некогда был без греха. Ибо несколько далее говорится ему с большей выразительностью: Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего (13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Иез 28:13). Если эти слова не могут иметь другого, более точного по смыслу значении, то и «не устоял в истине» мы должны понимать в том смысле, что он пробывал в истине, но не остался в ней. И на основании этого выражение «сначала дьявол согрешил» следует понимать так, что он согрешает не от того начала, когда он был сотворен, но от начала греха, потому что грех получил начало от его гордости.

Августин Иппонский, О граде Божием 11.13,15. Сl.0313, SL48.11.13.34−15.1.

Стих 48

Господь Иисус Христос захотел, что-бы под этим самарянином подразумевался Он Сам. Ведь самарянин значит сторож. Поэтому, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим 6:9). Ибо Тот, Кто сторожит Израиль, не спит и не хочет спать. Затем, когда иудеи злословили Его с такими упреками, они сказали Ему: Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин, и что бес в Тебе? Значит, когда Господу было сделано два упрека и было сказано: Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин, и что бес в Тебе? — Он мог ответить: «Я не самарянин, и во Мне беса нет», но Он ответил: Во Мне беса нет (49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Ин 8:49). Он опроверг то, на что ответил, подтвердил то, о чем промолчал. Тот, Кто знал, что изгоняет бесов, сказал, что в Нем нет беса, но не отказался от того, что Он — сторож слабого.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 171.2. Cl. 0284, 17PL38.934.4

Стих 50

Кого Он имеет в виду, если не Отца? Значит, в другом месте Он говорит: Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, Ин 5:22)... Каким образом есть Ищущий и Судящий? Есть Отец, Который разделяет и отделяет Мою славу от вашей. Вы гордитесь в соответствии с этим веком. Я не горжусь... Что Он отделяет? Славу Сына Своего от славы людей... Не потому, что Он сделался человеком, Он должен быть сравнен с нами. Мы — люди с грехом, Он — без греха... Итак, братья, согласно самому образу раба... согласно, говорю, самому образу раба, велика разница между славой Христа и славой прочих людей.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 43.4, 9. Сl.0278, 43.4.2.

Стих 54

Он говорит это из-за того, что они сказали: Чем Ты Себя делаешь?

(53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Ин 8:53). Он Свою славу переносит на Отца... Он говорит: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш, и вы не познали Его (54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. 55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Ин 8:54−55). Посмотрите, братья мои, каким образом Он говорит, что Сам Бог является Отцом Христа, о Котором было возвещено и иудеям... Господь Христос говорит, что Его Отец — Тот, Кого они называли своим Богом, но не познали Его. Ведь если бы они Его познали, то приняли бы Сына Его.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 43.14−15. Сl. 0278, 43.14.3.

Стих 55

***

Некоторые еретики говорят, что Бог, возвещенный в Ветхом Завете, не является Отцом Христа, но неким начальником над злыми ангелами1... Итак, послушайте, чтобы имели, что возразить им. Господь Христос говорит, что Его Отец — Тот, Кого они называли своим Богом, но не познали Его. Ведь если бы они Его познали, то приняли бы Сына Его. Но Я, — сказал Он, — знаю Его. Судящим по плоти Он мог и здесь показаться надменным... Значит, следует не столько бояться надменности, сколько не оставлять истину.

Примечания

  • 1 — Как, например, манихеи и маркиониты.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 43.15. Сl. 0278, 43.15.5.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на Евангелие от Иоанна, 8 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 8 глава в переводах:
От Иоанна 8 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.