Библия » Толкования Августина

От Иоанна 16 глава

Стих 2

Что плохого было для апостолов в изгнании из иудейских синагог, словно бы они не собирались выйти из них, хотя бы никто и не гнал? Без сомнения, Он хотел возвестить, что иудеи не примут Христа, тогда как ученики от Него не отступят. Потому предстояло быть тому, чтобы изгнаны были не желавшими пребывать в Нем те, кто без Него не мог существовать. Разумеется, не было иного народа Божьего, кроме семени Авраамова. И если бы они признали и приняли Христа, они остались бы естественными ветвями маслины (17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, Рим. 11:17). И церкви Христовы ничем не отличались бы от синагог иудеев: все было бы едино, если бы они возжелали пребывать в Нем. А поскольку они отказались, то, не впуская внутрь Христа, им ничего не оставалось, как изгнать и тех, кто Христа не оставил.

В целом мне не кажется, что Иисус имел ввиду нечто помимо того, что они должны были понять и возрадоваться тому, что таким образом смогут многих призвать для Христа – когда их будут гнать из собраний иудеев, когда станет ясно, что изгонять их недостаточно, и иудеи не позволят им жить из страха, что все обратятся по их проповеди во имя Христа и перестанут поклоняться иудаизму, словно бы сами они проповедовали саму истину Бога. Так нам следует понимать сказанное об иудеях: Изгонят вас из синагог. Ведь свидетели, то есть мученики Христовы, также предавались смерти язычниками, однако язычники не считали, что при этом они служат Богу, но своим лжебогам. А всякий иудей, убивая проповедников Христа, считал, что служит Богу, и верил, что обращающийся во Христа отходит от Бога Израилева.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 93.2, 93.3

Стих 4

У трех других евангелистов эти предсказания происходят до вечери1 , у Иоанна же вечеря уже состоялась. Если же учесть, что и другие евангелисты относят это событие ко времени, когда страсти уже совсем близки, то сообщение Иоанна совершенно истинно и согласуется с другими, когда говорится: Не говорил же сего вам сначала. А Матфей сообщает, что эти пророчества сделаны были Господом не только при вкушении Пасхи, когда Он возлежал с учениками, но и в самом начале, когда были избраны двенадцать апостолов и отправлены совершать дела Божьи2 . Как связать это со словами Господа? Эти слова относятся к обетованию Святого Духа, Который сойдет на них, и к свидетельству, которое Он даст, когда они примут страдания. Иисус не говорил об Утешителе сначала, потому что Сам был с ними. Его присутствие было предостаточным утешением. Теперь же, накануне Своего ухода, надо было возвестить им сошествие Духа, Которым любовь Бога изольется в их сердца, чтобы они в полноте веры проповедовали слово Божье.

Примечания

  • 1 – См. 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; Мф. 24:9, 8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. Мк. 13:8-9, 12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;13 будет же это вам для свидетельства.14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, Лк. 21:12-17
  • 2 – См. 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Мф. 10:1-15

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 94.1-2. Cl. 0278, 94.1.6.

Стих 5

Если раньше, когда они спрашивали, куда Он идет, Он отвечал, что идет туда, куда они прийти не могут (33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Ин. 13:33), то теперь Он обещает уйти так, что никто не станет спрашивать, куда Он идет. Ибо облако взяло Его, когда уходил от них, и идущего на небеса не спрашивали словами, а провожали своими глазами (9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян. 1:9-11). Господь наш понимал, что вызовут в сердцах их Его слова. Еще не имея внутри утешения, которое предстояло дать им Духу Святому, они страшились потерять внешнее присутствие Христа. Теперь, когда из Его Собственных слов они больше не могли сомневаться в том, что останутся без Него, их человеческие чувства омрачились утратой видимого объекта. Он же знал, что им это будет во благо, потому что внутреннее видение, которым утешит их Святой Дух, – это лучшее видение.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 94.3-4. Cl. 0278, 94.3.3

Стих 7

Поскольку блаженства не видеть, но верить (29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин. 20:29) нам не достичь иначе, как не получив его от Святого Духа, то очень уместно сказано: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, Ин. 16:7). Своей Божественностью Он, конечно, всегда с нами. Но пока бы Он не ушел от нас во плоти, мы всегда могли бы лицезреть Его плоть и никогда не смогли бы поверить духовно. А это – единственная вера, которой мы можем оправдаться, сделаться блаженными и наследовать право созерцать то самое Слово, Которое есть Бог у Бога, Которым все начало быть и Которое стало плотью, дабы обитать с нами (1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.2 Оно было в начале у Бога.3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин. 1:1-3, 14).

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 143.4. Cl. 0284, 143.PL38.786.37

Стих 8

Господь, сказав о Святом Духе: Обличит мир о грехе, имел в виду неверие. Ведь именно грех стал причиной неверия в Него. То же самое Он имеет в виду, говоря: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха (22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ин. 15:22). Он не говорил о тех временах, когда они еще не имели греха, а желал указать на отсутствие веры, в силу которого они не поверили в Него даже тогда, когда Он был с ними и когда говорил им. Это были люди, принадлежавшие воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, Еф. 2:2). Потому те, в ком нет веры, суть сыны диавола, ибо внутри них нет ничего, что могло бы вызвать прощение за совершенное и по человеческой немощи, и по неведению, и по зломышлению. Сыны же Бога – это не те, без сомнения, кто говорит, будто они не имеют греха, тем самым обманывая себя и не имея в себе истины 1 , но те, кто тут же исповедует грехи свои 2 (чего не делают сыны диавола или же делают не по вере, которая свойственна сынам Божиим), – и Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 1 Ин. 1:9).

Августин Иппонский, Против двух посланий пелагиан 3.4. Cl. 0346, 3.3.4.489.3

Примечания

  • 1 – Ср. 8 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. 1 Ин. 1:8
  • 2 – Ср. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 1 Ин. 1:9

Стих 9

Есть большая разница между верой в Христа и верой в то, что Иисус есть Христос. Ведь даже бесы верили, что Он – Христос1 . А верующий во Христа и любит Христа, и уповает на Христа.

Августин Иппонский, Проповеди 144.2.2

Примечания

  • 1 – Ср. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Иак. 2:19
  • 2 – Cl. 0284, 144.PL38.788.37

Стих 10

Каким же способом будет обличен мир, если не праведностью верующих? Он, соответственно, обличается в грехе, потому что не верит в Христа, и он же обличается правдой тех, которые веруют. Ведь и само сравнение с верующими является укором неверующим. А поскольку голос неверующих обычно таков: «Как поверить нам в то, чего не видим?», то правда верующих заключается в самом определении [веры]: Я иду к Отцу Моему. Ведь блаженны невидевшие и уверовавшие (29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин. 20:29). Да и те, кто видели Христа, – не за то достойна хвалы вера их, что поверили в Того, Кого видели, – Сына Человеческого; но за то, что поверили в Того, Кого не видели, – Сына Божьего. Когда же образ раба исчез из их взора, тогда во всех смыслах исполнилось слово: Праведный верою жив будет (17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Рим. 1:17; 4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Авв. 2:4). Вот такой, говорит Он, будет правда ваша, которой мир будет обличен, потому что поверите в Меня, Кого видеть не будете. Но вы увидите Меня – не униженного, но вознесенного, не смертного, но вечного, не судимого, но судящего. Этой верой вашей, иначе – правдой, Дух Святой обличит мир неверия.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 95.2-31 .

Примечания

  • 1 – Cl. 0278, 95.2.21.

Стих 12

Возможно, вы захотите узнать, что же не способны были вместить тогда апостолы. Только кто из нас отважится сказать, что способен вместить то, что не смогли они? А потому не следует ждать и от меня, чтобы я сказал то, чего, вероятно, и сам не мог бы понять, если бы мне это сказал кто-то другой; да и вы не смогли бы вместить это, даже если бы я был способен донести до слуха вашего то, что выше вашего понимания. Может и так быть, что среди вас есть способные понимать то, что пока остается не доступным для других. А что такое Он Сам предпочел не говорить – безрассудно было бы даже желать догадываться.

Итак, некто может сказать, что христианам не нужно говорить, что хотел сказать здесь Господь, даже в том случае, если они хотят это услышать. Нам же, если бы мы читали нечто такое в книгах, подтвержденных каноническим авторитетом и написанных после Вознесения Господа, было бы недостаточно такого суждения, если бы не было здесь же указано, что это – одна из вещей, которые Господь тогда не желал говорить Своим ученикам, поскольку они неспособны были это вместить.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 96.1-2. Cl. 0278, 96.1.10.

Стих 13

Вот, возлюбленные, вы не должны ждать от нас ответа, почему Господь не захотел это сказать ученикам, ибо они еще не были способны вместить это. Вы же пытайтесь возрастать в любви, излитой в сердца ваши данным вам Святым Духом1 , дабы, горя духом и любя духовное, стать способными воспринять тот духовный свет, то духовное слово, которые не способны вместить люди плотские – и не каким-либо знамением, очевидным вашему плотскому зрению, не каким-либо звуком, достигающим вашего плотского слуха, но внутренним видением, внутренним слухом. Ибо нельзя любить то, что не изведано. Но если что-то известное, пусть и в малой мере, еще и является любимым, то самой любовью оно познается больше и лучше. И если вы возрастаете в той любви, которую Святой Дух изливает в сердца ваши, Он научит вас всякой истине, или, как говорится в других списках, Наставит вас на всякую истину, ибо сказано: Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей (11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Пс. 85:11). Будет так, что не от сторонних учителей вы узнаете то, что Господь не пожелал сказать, но научены будете Богом2 , дабы вы смогли умом вместить все то, что узнавали из наставлений и проповедей со стороны и во что верили.

Соответственно, когда Он говорит: Наставит вас на всякую истину, или: «Приведет вас к истине», то, как я думаю, в этой жизни это ни в каком смысле исполниться не может. Ибо кто из живущих в этом тленном теле, отягощающем душу4 , способен познать всю истину, когда даже апостол говорит: Теперь знаю я отчасти (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1 Кор. 13:12)? Действием же (Святого Духа, залог Которого дан [в сердца наши]5 , мы придем к полноте знания, о которой говорит тот же апостол: Тогда же лицем к лицу, и: Теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1 Кор. 13:12).

Ведь он не говорит о чем-то, что знает полностью в этой жизни, но о том, что еще только будет, когда он достигнет такого совершенства. Именно это и обещает нам Господь через любовь Духа, когда говорит:

Наставит вас на всякую истину, или: «Приведет вас к истине».

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 96.43 .

***

Когда о Святом Духе говорится, что Он не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, мы должны это понимать так, что Он не от Себя. Один лишь Отец ни от кого. Ведь Сын рожден от Отца, а Святой Дух от Отца исходит. Отец же и не рожден от кого-то, и не исходит от кого-то. Однако все это не должно приводить человека к мысли, будто есть некое неравенство внутри Всевышней Троицы. Ибо Сын равен Тому, от Кого Он рожден, как и Дух Святой равен Тому, от Кого Он исходит. Различие же между исходить и быть рожденным и слишком долго нужно исследовать, и слишком сложно определить – ведь определение такое будет лживым в силу поспешности, даже после обсуждения. Такое слишком сложно и для ума, чтобы надлежащим образом воспринять. ‹…› Поскольку, тем самым, [Дух] не от Себя, а от Того, от Кого Он исходит и от Кого имеет Свою сущность, то именно от Него[то есть Отца] Он имеет знание. Следовательно, Дух слышит от Отца, и это слышание есть не что иное, как знание.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 99.4. Cl. 0278, 99.4.29

Примечания

  • 1 – См. 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим. 5:5
  • 2 – См. 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Ин. 6:45
  • 3 – Cl. 0278, 96.4.1
  • 4 – См. 13 Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? Прем. 9:13
  • 5 – См. 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 2 Кор. 1:22

Стих 14

Он прославит Меня, излив любовь в сердца верующих и делая их духовными, давая возможность видеть Сына, Которого они прежде знали во плоти, равным Отцу. Или же сами они, исполнившись веры через саму эту любовь и избавившись от страха, возвестят людям Христа, так что слава Его наполнит весь мир. Ведь что им предстояло делать Духом Святым, то, как сказал Он, сделано будет Самим Духом.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 100.11 .

Примечания

  • 1 – Cl. 0278, 100.1.11.

Стих 15

Святой Дух не меньше Сына, как сочли некоторые еретики, будто бы если Сын принимает от Отца, а Святой Дух от Сына, то это и есть указание на некую градацию Их природы. Сам Он тут же разрешает это затруднение и разъясняет Собственные слова: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 100.4. Cl. 0278, 100.4.3.

Стих 16

Несколько раньше Он не сказал: «Вскоре», но: Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня (10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; Ин. 16:10). Он, похоже, ясно говорил, чтобы они об этом не вопрошали друг друга. Теперь же то, что было непонятно для них, а вскоре стало очевидным, совершенно ясно и нам. Ведь через некоторое время Он принял страдания, и они уже не видели Его. А вскоре Он воскрес, и они снова видели Его.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 101.1. Cl.0278, 101.1.11.

Стих 22

Ныне Церковь в муках рождения стремится принести плод своих трудов – тогда же она родит его в созерцании. Ныне она рождает в стенаниях – тогда же родит в радости. Ныне рождает молитвою – тогда же родит хвалою. И младенец сей мужеского пола, потому что ради этого плода созерцания совершаются все дела [Церкви]. Ибо Он один свободен от любых уз, Он Сам по Себе, Он не связан ничем. Ему – любое служение: Ему предназначено все, что добро, потому что ради Него совершается. Сам же не ради чего-нибудь есть, но Сам по Себе. Там тот конец, которого нам довольно. Он будет вечным, потому что никакого конца нам не будет довольно, кроме Того, Кто не имеет конца. Такая мысль вдохновляла Филиппа, когда он говорил: Покажи нам Отца, и довольно для нас (8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Ин. 14:8). И Сын показывает Себя, говоря, что Он в Отце и Отец в Сыне. Вот такую радость никто не отнимет от вас.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 101.5. Cl. 0278, 101.5.19.

Стих 23

Употребленный здесь глагол «просить» означает не только обращаться с мольбой, но и вопрошать. В греческом Евангелии, с которого сделан перевод, стоит слово, которое также может пониматься в обоих смыслах, так что двусмысленность не устраняется1 . И даже если бы она устранилась, сложность [толкования] осталась бы. Ибо мы читаем, что Господу Иисусу после Воскресения и вопросы задавались, и просьбы направлялись. Ученики перед самым Его Восхождением на небеса спрашивали, когда Он явит Себя и когда наступит царство Израиля2 . И когда Он уже был на небесах, Стефан просил Его дать ему Духа Его3 . Кто осмелится думать или сказать, что восседающего на небесах Христа не должно просить, а находившегося на земле просить надо было? Что Его бессмертного просить не следует, а бывшего подверженным смерти просить надо было?

Отправляясь к Отцу, Он становился невидимым для них. И потому сказанное Им не означало, что Он собирался умереть и стать недоступным их взору вплоть до Воскресения, но означало, что Он отправляется к Отцу, что и сделал после Воскресения... когда через сорок дней Он взошел на небо4 . Тем самым, Его слова Вскоре вы не увидите Меня (16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Ин. 16:16) адресованы тем, кто видел Его тогда во плоти, потому что Он отправлялся к Отцу и в том смертном состоянии, в котором они лицезрели Его теперь, Его уже нельзя было увидеть. Слова же, которые Он добавил: И опять вскоре увидите Меня (16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Ин. 16:16), – обетование Вселенской Церкви, подобно как и другое: И се, Я с вами во все дни до скончания века (20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Мф. 28:20). Господь не медлит [исполнять] обетованное. И вот, вскоре мы увидим Его, но нам не придется ни просить, ни вопрошать Его, ибо нечего будет желать, ничто не будет сокрыто, о чем пришлось бы вопрошать. Нам это вскоре кажется долгим, ибо оно все еще продолжается. А когда закончится, тогда мы поймем, как скоро это произошло. Так пусть не будет радость наша радостью мира!

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 101.4.6. Cl. 0278, 101.4.4.

Примечания

  • 1 – Греч, έρωτήσετε.
  • 2 – См. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Деян. 1:6
  • 3 – См. 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Деян. 7:59
  • 4 – См. 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. Деян. 1:3, 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Деян. 1:9

Стих 24

Вот совершенная радость для нас – и нет ничего более нее – наслаждаться Богом Троицей, по образу Которого мы сотворены.

Источник: Августин Иппонский, О Троице 1.8.18. Cl. 0329, SL50.1.8.130.

***

Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Но что же? – Не ничего. Что же? Чтобы радость ваша была совершенна, то есть то просите, чего вам будет довольно. Ведь иногда вы просите ни о чем: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять (13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, Ин. 4:13). Ибо он опускает в колодезь ведро алчности, поднимает и пьет, чтобы снова возжаждать. Просите, чтобы радость ваша была совершенна, то есть чтобы вы постоянно не испытывали жажды, а не утоляли ее на время. Просите то, чего вам будет довольно; говорите голосом Филиппа: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Ин. 14:8). Вам Господь говорит: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Ин. 14:9). Итак, воздавайте хвалу Христу, за вас, немощных, ставшему человеком, готовьте горло ваше, чтобы утолить жажду Божественностью Христа.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 145.6. Cl. 0284, 145.PL38.795.43

Стих 25

Время, о котором Он говорит, может быть понято как та будущая жизнь, когда мы будем прямо видеть Его, лицем к лицу (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1 Кор. 13:12) – словами апостола. Так что слова Доселе Я говорил вам притчами согласуются со словами апостола Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1 Кор. 13:12). Однако прямо возвещу вам о том, что Отца можно видеть через действия Сына, что соответствует сказанному Иисусом в другом месте: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Мф. 11:27).

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 102.2-3. Cl. 0278, 102.2.24.

Стих 26

Просьба предполагает отсутствие чего-либо, что будет вряд ли возможно там, где будет такой преизбыток. Тогда нам остается понять, что Иисус дал обетование изменить учеников так, что они из плотских и природных существ превратятся в духовных. Человек природный не воспринимает того, что [идет] от Духа Божьего, и когда слышит что-либо о природе Бога, не может представить себе ничего, кроме некой телесной формы – сколь угодно объемной или громадной, сколь угодно яркой и великолепной, но всеже формы. Потому притчами остается для такого человека все то, что Премудрость выразила о бестелесной, неизменной сущности: не то, чтобы он считал все это притчами, но понимает это так, будто бы это были притчи. Когда же человек духовный начинает все различать... пусть даже в этой жизни он видит как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1 Кор. 13:12), он понимает (не телесными чувствами, не воображением, а яснейшим разумением), что Бог не материален, а духовен. Сын прямо возвещает нам об Отце тем, что Он Сам, возвещающий, предстает в той же самой природе, как и Тот, о Ком возвещает.

Итак, просящие просят во имя Его, потому что в самом звучании этого имени они понимают не что иное, как реальность, которую это имя выражает. Они способны в определенной степени понимать, что Господь наш Иисус Христос, поскольку Он – Человек, ходатайствует за нас перед Отцом. Но поскольку Он также Бог, они понимают, что Он и выслушивает нас вместе с Отцом. Вот это, думаю я, Он имеет в виду, говоря: Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас. Понять же это, то есть как Сын не просит Отца, но вместе Отец и Сын слышат просящих, возможно не иначе, как только духовным видением.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 102.3-4. Cl. 0278, 102.3.11.

Стих 27

Сам Отец, – говорит Он, – любит вас, потому что вы возлюбили Меня. Итак, Он любит, потому что любим мы, или, скорее, мы любим, потому что любит Он? Пусть на это ответит из послания своего тот же самый евангелист: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1 Ин. 4:19). Вот, следовательно, та действенная причина нашей любви: мы возлюблены прежде. И конечно, любить Бога есть дар Божий. Это Он дал, чтобы быть возлюбленным, Он, Кто возлюбил, не будучи возлюбленным. Будучи неугодными, мы были возлюблены, дабы в нас открылось то, что способно угождать. Ведь не могли бы мы возлюбить Сына, если бы не возлюбили и Отца. Отец же любит нас, потому что мы любим Сына, но от Отца и Сына мы восприняли способность любить и Отца, и Сына: любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим. 5:5) Того и Другого, и этим Духом мы любим и Отца, и Сына, и Духа, Которого любим с Отцом и Сыном. Итак, ту благочестивую любовь нашу, которой чтим Бога, сотворил нам Бог, и Он увидел, что это хорошо, а потому возлюбил то, что сотворил. Но Он не сотворил бы в нас то, что возлюбил бы, если бы прежде не возлюбил нас.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 102.5. Cl. 0278, 102.5.1.

Стих 28

Придя в Мир, Он исшел от Отца, но не оставил Его; и покидая мир, Он так отправляется к Отцу, что не оставляет мир. Ведь Он исшел от Отца, потому что Он – от Отца; Он пришел в мир, явив миру плоть, воспринятую от Девы. Он покинул мир плотью, Он взошел к Отцу Человеком, но Он не оставил мир, присутствуя в нем Своим правлением.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 102.6. Cl. 0278, 102.6.3.

Стих 29

Как возможно им сказать: Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой? Действительно ли настал час – тот час, в который, как обещал, Он уже не будет говорить притчами? Нет, конечно, этот час еще не настал, как видно из продолжения. Они же говорят так потому, что, хотя Господь продолжает общаться с ними притчами, они столь далеки от понимания их, что даже не понимают [самого факта] непонимания Его слов. Они все еще были младенцами, не умевшими духовно различать то, что слышали.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 103.1. Cl. 0278, 103.1.14.

Стих 30

Зачем говорят это Тому, Кто знает все? Вместо того чтобы уместным образом сказать: «Тебе нет нужды в том, чтобы кого-либо спрашивать», они говорят: Не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Однако читаем, что было и то, и другое: Господь наш задавал вопросы, и Ему задавали вопросы. Объясняется это легко. То и другое делалось не Себе на пользу, но тех, кого Он вопрошал или кто вопрошал Его. И Он спрашивал людей не для того, чтобы нечто узнать от них, но чтобы их научить. А те, кто спрашивал Его, желая нечто от Него узнать, имели в этом нужду – узнать нечто от Того, Кто знает все. Однако им не нужно было говорить Ему нечто, ибо Он ведает, чего желает вопрошающий еще прежде самого вопроса. Итак, предведать мысли людей – не великое дело для Господа, а для младенцев – великое: Посему веруем, что Ты от Бога исшел.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 103.2. Cl. 0278, 103.2.20.

Стих 31

Наконец, Он напоминает им о том времени, когда в отношении своего внутреннего человека они были незрелы и немощны. Когда Его схватили, они не только в телесном смысле оставили Его, но и разумом оставили веру. Об этом Он и говорит здесь: Теперь веруете? Словно бы Он сказал: «Потом вы так рассеетесь, что оставите и то, во что верите». И было, что они пришли к такому отчаянию, что наступила, так сказать, смерть их прежней веры. Вот, Клеопа после Воскресения Христова, не зная, что разговаривает с Иисусом, рассказывал Ему о том, что случилось: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Лк. 24:21). Они, тем самым, оставили Его тем, что оставили саму веру, которой прежде в Него верили.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 103.2, З. Cl. 0278, 103.2.1, 3.14.

Стих 32

Он говорит: Отец со Мною, чтобы они не думали, будто Сын так исшел от Отца, что покинул Его.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 103.2. Cl. 0278, 103.2.48.

Стих 33

Когда Он говорит: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир, Он подразумевает не только сказанное сейчас, но и сказанное прежде – либо со времени, когда избрал учеников, либо с вечери, когда начал этот продолжительный и восторгающий разговор1 . ‹…› И темой всего этого разговора Он обозначает слова: Чтобы вы имели во Мне мир. Сей мир во времени не будет иметь конца, ибо он и есть конец любого нашего благочестивого намерения и осуществления.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 104.1. Cl. 0278, 104.1.1.

Примечания

  • 1 – См. 2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Ин. 13:2 и далее

***

Он желал, чтобы они имели мир, пребывая в Нем. ‹…› Во время гонений, случившихся после Его прославления, они, приняв Святого Духа, уже не оставляли Его. Даже если они и бежали из города в город, то от Него не бежали. Напротив, будучи действительно гонимы миром, они сделали Его своим прибежищем, чтобы в Нем иметь мир, а не бежать от Него. Когда же дан им был Святой Дух, они возмужали и победили. Ведь и Он не победил бы мир, случись миру одолеть Его члены.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 103.3. Cl. 0278, 103.3.8. ++

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Иоанна, 16 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.