Библия » МакДональд Комментарии МакДональда

От Иоанна 13 От Иоанна 13 глава

З. Иисус умывает ноги Своим ученикам (13:1−11)

В главе 13 повествование разворачивается в верхней части Иерусалима. Иисус больше не ходил среди враждебных иудеев. Он уединился со Своими учениками в верхней комнате в Иерусалиме, чтобы остаток времени перед предстоящим испытанием и распятием на кресте провести в общении с ними. Главы 13−17 Ев. от Иоанна — одно из наиболее любимых мест во всем НЗ.

13:1 За день до распятия на кресте Господь Иисус знал, что пришел Его час умереть, воскреснуть и возвратиться на небеса. Он возлюбил Своих сущих в мире, то есть тех, кто действительно уверовал. Он до конца Своего земного служения возлюбил их и будет любить их вечно. Но Он также возлюбил их безграничной любовью, что и собирался доказать.

13:2 Иоанн не говорит, какая вечеря упомянута здесь — пасхальная вечеря, Вечеря Господня или обычная трапеза. Дьявол вложил в сердце Иуды мысль о том, что как раз настало время предать Иисуса. Иуда замыслил зло против Господа намного раньше, но теперь ему был подан сигнал для выполнения его грязных планов.

13:3 Стих 3 подчеркивает, кто исполнял обязанности раба — не просто равви, или учитель, но Иисус, сознававший Свою Божественность. Он знал, какое дело было поручено Ему; Он знал, что Он от Бога исшел и к Богу отходит.

13:4 Он осознавал, Кто Он, Свою миссию и судьбу, которая позволила Ему наклониться и помыть ноги ученикам. Встав с вечери, Господь снял с Себя верхнюю длинную одежду. Затем, взяв полотенце, препоясался им, как передником, занимая место раба. Мы могли бы ожидать, что этот случай будет описан в Евангелии от Марка, Евангелии Совершенного Слуги. Но то, что этот случай помещен в Евангелии Сына Божьего, делает его тем более замечательным.

Этот символический акт напоминает нам о том, что Господь оставил небесные чертоги из слоновой кости, пришел в этот мир как Слуга и служил тем, кого создал.

13:5 В восточных странах носят открытые сандалии, что создает необходимость часто мыть ноги. Было общепринято и считалось признаком гостеприимства и любезности, когда раб хозяина умывал ноги его гостям. Здесь Божественный Хозяин стал рабом и выполнил это скромное поручение. Иисус в ногах у предателя — какая картина! Какой урок для нас!

13:6 Петр был потрясен мыслью о том, что Господь умоет его ноги, и выразил свое неодобрение: как столь великий Господь может снизойти к столь недостойному, как он. Вид Бога в роли слуги вызывает беспокойство.

13:7 Иисус объяснил Петру, что Его поступок имеет духовное значение. Мытье ног олицетворяло некое духовное омовение. Петр знал, что Господь выполняет физическое действие, но не понимал его духовной значимости. Однако он уразумеет вскоре, потому что Господь это объяснит. И он уразумеет это из собственного опыта, когда позже, после своего отречения, возвратится к Господу.

13:8 Петр — живой пример крайностей человеческого характера. Он поклялся, что Господь никогда не будет умывать его ноги; здесь «никогда» буквально означает «но не вечно». Господь ответил Петру, что без этого омовения не может быть никакого единения с Ним. Значение умывания ног теперь раскрыто. Так как христиане живут в этом мире, они соприкасаются с грязью. Они слышат мерзкие разговоры, видят безобразные вещи, работают с безбожными людьми, и это неизбежно покрывает грязью каждого верующего. Он должен постоянно омываться, очищаться. Это очищение осуществляет вода Слова. Когда мы читаем и изучаем Библию, когда слышим, что она проповедует и обсуждаем это друг с другом, то обнаруживаем, что она очищает нас от внешних злых влияний. С другой стороны, чем больше мы пренебрегаем Библией, тем больше это злое влияние может оставаться в наших умах и жизнях, не причиняя нам особых беспокойств. Когда Иисус сказал: «Не имеешь части со Мною», Он имел в виду не то, что Петр не сможет спастись, пока Он не омоет его ног, а то, что общение с Господом может поддерживаться только через непрерывное очищающее действие Священного Писания в его жизни.

13:9−10 Теперь Петр впал в другую крайность. Минуту назад он говорил: «Никогда». Теперь он сказал: «Омой всего меня».

У человека, идущего из общественной умывальни, ноги опять станут грязными. Но ему не нужно еще раз полностью омываться, ему нужно только вымыть ноги. «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь».

Существует различие между баней, или купальней, и миской, умывальницей. Купальня символизирует очищение, полученное в момент спасения. Очищение от наказания за грех через Кровь Христа происходит только раз. Умывальница символизирует очищение от грязи греха, которое должно происходить непрерывно под действием Слова Божьего. Есть только одна купальня, но много умывальниц для ног. «Вы чисты, но не все» означает, что все ученики прошли купальню духовного возрождения, кроме Иуды. Он так и не принял спасение.

13:11 Обладая всеведением, Господь знал, что Иуда предаст Его, потому и Он выделил одного из них, как никогда не проходившего через искупительную купальню спасения.

И. Иисус учит Своих учеников следовать Его примеру (13:12−20)

13:12 Здесь сказано, что Христос умыл ноги всем ученикам. Затем Он надел Свою одежду и, возлегши опять, стал объяснять им духовное значение сделанного. Он начал беседу с вопроса. Интересно проанализировать вопросы Спасителя. Они представляют один из Его наиболее эффективных методов обучения.

13:13−14 Ученики подтвердили, что Иисус — их Учитель и Господь, и были правы. Но Его пример показал, что самое высокое положение в Царстве принадлежит слуге.

Если Господь и Учитель умыл ноги ученикам, чем оправдаются они, если не будут умывать ноги друг другу? Имел ли Господь в виду, что они должны буквально мыть водой ноги друг другу? (В Восточных странах есть обычай буквально умывать ноги другим, но это только один из примеров скромного служения.) Учреждал ли Он здесь церковный обряд? Нет, это действие имело духовное значение. Он говорил ученикам, что они должны содержать друг друга в чистоте постоянного общения в Слове. Если кто-нибудь заметит, что брат его увлекся суетой или становится равнодушным, он должен с любовью назидать его согласно Библии.

13:15−16 Господь подал им пример, наглядный урок того, что они должны делать друг для друга в духовном смысле.

Если гордыня или личная озлобленность мешают нам нагнуться и услужить нашим братьям, мы должны помнить, что мы не больше, чем наш Господин. Он смирился, чтобы умыть ноги тем, кто был недостоин и неблагодарен, зная, что один из них предаст Его. Смогли бы вы наклониться и послужить человеку, зная, что он собирается предать вас за деньги? Посланники (ученики) не должны считать себя слишком высокими для тех дел, которые делал Пославший их (Господь Иисус).

13:17 Знать эти истины о смирении, бескорыстии и служении — это одно; но можно знать их и никогда не исполнять. Реальная ценность и благословение в их исполнении!

13:18 Все истины о служении, которым Господь только что учил, не относились к Иуде. Он не был одним из тех, кого Господь пошлет по всему миру с Евангелием. Иисус знал, что сказанное в Священном Писании, в частности в Псалме 40:10, о Его предательстве сбудется. Иуда был тем, кто ел с Господом в течение трех лет и все же поднял... пяту свою на Него, — выражение, указывающее на то, что он предал Господа. В Псалме 41 предатель описан Господом как «мой близкий друг».

13:19 Господь открыл ученикам, что будет предан, чтобы, когда это сбудется, они поверили, что Он обладает истинной Божественностью. «...Вы поверили, что это Я ЕСМЬ». Иисус в НЗ — это Иегова Ветхого. Таким образом, сбывшееся пророчество — одно из великих доказательств Божественности Христа, а также, добавим здесь, и богодухновенности Священного Писания.

13:20 Наш Господь знал, что будет предан и что это может стать причиной преткновения и сомнений учеников. Поэтому Он добавил слова поддержки и ободрения. Они должны помнить, что посланы с Божественной миссией. Им следует настолько сильно отождествиться с Ним, чтобы принимающие их тем самым принимали и Его. Подобно тому как принимающие Христа принимают Бога Отца. Таким образом, близкая связь с Богом Сыном и Богом Отцом должна быть для них поддержкой.

К. Иисус предсказывает, что будет предан (13:21−30)

13:21−22 Знание того, что один из учеников предаст Его, причиняло Господу глубокое беспокойство. Кажется, что здесь Иисус предоставил предателю последнюю возможность отказаться от своего злого плана. Не разоблачая его открыто, Господь показал, что знает о намерении одного из двенадцати предать Его. Тем не менее даже это не изменило планов предателя.

Прочие ученики не подозревали Иуду. Они были удивлены, что один из их числа сделает такое, и недоумевали, кто это может быть.

13:23 В те дни люди во время еды за столом не сидели, а полулежали, опираясь на ложе. Иоанн, автор этого Евангелия, был тем учеником, которого любил Иисус. Он не упомянул свое имя, но не побоялся заметить, что ему принадлежало особое место в сердце Спасителя. Господь любил всех учеников, но Иоанн пользовался Его особым расположением.

13:24−25 Ему Петр сделал знак, чтобы не говорить вслух. Возможно, кивнув головой, он попросил Иоанна выяснить имя предателя. Иоанн, припав к груди Иисуса, задал шепотом роковой вопрос, на который, вероятно, таким же тихим голосом последовал ответ.

13:26 Иисус ответил, что тот, кому Он подаст кусок хлеба, обмакнув его в вино, и есть предатель. Некоторые говорят, что на Востоке хозяин во время еды подает хлеб почетному гостю.

Делая Иуду почетным гостем, Господь оказывал ему Свою особую милость и любовь, таким образом пытаясь призвать его к раскаянию. Другие предполагают, что обычно так подавали хлеб во время иудейской пасхальной вечери. Если это так, то Иуда ушел во время иудейской пасхальной вечери, до того как была учреждена Вечеря Господня.

13:27 Дьявол уже вложил в сердце Иуды мысль предать Господа. Теперь сатана вошел в него. Сначала это было просто предложение. Но Иуда его принял, оно понравилось ему, и он согласился с ним. Теперь дьявол взял его под свой контроль. Как только Господь окончательно показал, кто является предателем, Он велел ему делать это скорее. Очевидно, Он не поощрял его делать злое, но просто выражал печальное смирение.

13:28−29 Этот стих подтверждает, что предыдущий разговор о хлебе между Иисусом и Иоанном другие ученики не слышали. Они все еще не знали, что Иуда собирается предать их Господа.

Некоторые думали, что Иисус просто велел Иуде пойти и быстро купить кое-что для праздника или, поскольку Иуда был казначеем, попросил его дать что-нибудь нищим.

13:30 Иуда принял кусок хлеба, как символ особой благосклонности, а затем оставил общество Господа и других учеников. Священное Писание добавляет значащие слова «а была ночь».

Для Иуды ночь была не только в буквальном, но и в духовном смысле — ночь мрака и угрызений совести, которая никогда не кончится. Для тех, кто поворачивается спиной к Спасителю, ночь будет всегда.

Л. Новая заповедь (13:31−35)

13:31 Как только Иуда ушел, беседа Иисуса с учениками стала более свободной и задушевной. Напряженность спала. «Ныне прославился Сын Человеческий», — сказал Он. Господь находился в ожидании дела искупления, которое Он собирался исполнить. Его смерть, может быть, выглядела как поражение, но все же это был способ привести потерянных грешников к спасению. За ней следовали Его воскресение и вознесение, и в этом всем Он явил величайшую славу. И Бог прославился в делах Спасителя. Его смерть означала, что Он святой Бог, Который не мог терпеть наши грехи, но также и любящий Бог, не желающий смерти грешника; она объявила, как Он, справедливый Бог, все же мог оправдать грешников. Каждый из атрибутов Божественности достиг свой наивысшей точки на Голгофе.

13:32 «Если Бог прославился в Нем — а Он прославился, — то и Бог прославит Его в Себе». (Греческая грамматика (условие первого рода плюс ei в изъявительном наклонении) предполагает, что это истинно.) Бог увидит, что Его любимому Сыну воздается достойная честь. «И вскоре прославит Его» — без задержки. Бог Отец выполнил это предсказание Господа Иисуса, воскресив Его из мертвых и посадив по правую руку от Себя на небесах. Бог не будет ждать, пока восстановится Царство. Он сразу же прославит Своего Сына.

13:33 Впервые Господь Иисус обратился к Своим ученикам, как к малым детям, — с ласковыми словами. И Он поступил так только после того, как ушел Иуда. Недолго уже оставалось быть Ему с ними. Вскоре Он умрет на кресте. Они будут искать Его, но не смогут последовать за Ним, поскольку Он возвратится на небеса. Господь сказал то же самое иудеям, но Он вкладывал в те слова иной смысл. Для учеников Его уход будет лишь временным.

Он придет к ним снова (гл. 14). Но для иудеев Его уход окончательный и безвозвратный. Он возвратится на небеса, и они не смогут последовать за Ним из-за своего неверия.

13:34 В Его отсутствие ученики должны руководствоваться заповедью любви. Эта заповедь не была нова по времени, потому что Десять заповедей учили любви к Богу и ближнему. Но эта заповедь была новой в другом. Она новая, потому что Дух Святой облечет верующих Своей силой, чтобы они могли повиноваться ей. Она новая в том, что превосходит старую заповедь. Последняя заповедовала: «Люби ближнего своего», а новая: «Любите врагов ваших».

Хорошо сказано, что закон любви к другим теперь имеет новую ясность, движим новыми побуждениями и долгом, иллюстрируется новым примером и требует нового повиновения.

Заповедь была новой, как сказано в стихе, и потому, что призывала к большей любви: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

13:35 Знаком христианского ученичества служит не крест на шее или на лацкане пиджака и не особая одежда. Каждый мог бы изображать из себя ученика таким образом. Истинный признак христианина — любовь к своим братьям-христианам. Она требует Божественной силы, и эта сила дается только пребывающим в Духе.

М.Иисус предсказывает отречение Петра (13:36−38)

13:36 Симон Петр не понимал, что Иисус говорит о Своей смерти. Он думал, что Господь собирается в путешествие здесь, на земле, и не понимал, почему он не сможет идти рядом. Господь объяснил, что Петр пойдет за Ним позже, то есть когда умрет, но не может сделать этого теперь.

13:37 С обычным для него рвением и энтузиазмом Петр выразил готовность умереть за Господа. Он думал, что его собственных сил достаточно, чтобы вынести смерть за веру.

Позже он действительно умер за Господа, но это произошло потому, что Бог дал ему особую силу и мужество.

13:38 Иисус проверяет его «ревность не по рассуждению», сообщая Петру кое-что, о чем тот не знал: прежде чем пройдет ночь, он трижды отречется от Господа. Таким образом Петру напомнили о его слабости, трусости и неспособности, полагаясь лишь на свои силы, следовать за Господом даже несколько часов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Иоанна, 13 глава. Комментарии МакДональда.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

От Иоанна 13 глава в переводах:
От Иоанна 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.