3 Царств 14 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В то время заболел Авия, сын Иеровоама.
2 Иеровоам сказал жене: «Прошу тебя, переоденься, чтобы не узнали в тебе жену Иеровоама, и иди в Силом. Там живет пророк Ахия: это он предсказал, что я буду царствовать над этим народом!
3 Возьми с собой десять хлебов, лепешки и кувшин меда, иди к нему, а он скажет тебе, что будет с мальчиком».
4 Так и сделала жена Иеровоама: отправилась в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже ничего не видел, его глаза помутнели от старости.
5 Но ГОСПОДЬ сказал Ахии: «Вот идет жена Иеровоама спросить тебя о своем сыне, ибо он болен. Ты ответишь ей так-то и так-то, ведь она придет, притворившись, будто это не она».
6 И когда Ахия заслышал звук ее шагов у входа, то сказал: «Входи, жена Иеровоама! Зачем притворяешься, будто это не ты? Грозную весть возвещу я тебе.
7 Иди и передай Иеровоаму, что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израилев: „Я возвысил тебя из народа и поставил правителем над народом Моим, Израилем,
8 Я вырвал царство у рода Давидова и отдал его тебе. Но ты оказался не таков, как слуга Мой Давид, который соблюдал Мои повеления и всем сердцем следовал за Мной, делая только то, что праведно в глазах Моих.
9 Ты поступал хуже всех, кто был до тебя: делал себе других богов, литых идолов, Мне вопреки, а обо Мне и думать забыл.1
10 За это Я наведу беду на ваш род, истреблю в нем всех мужчин,2 от слуг до господ,3 — смету род Иеровоама с земли, как сор, весь, без остатка.
11 Кто из этого рода умрет в городе, того псы съедят, а кто умрет в поле, тем поживятся птицы небесные. Так говорит ГОСПОДЬ!“
12 Отправляйся домой, и, лишь только войдешь в свой город, ребенок умрет.
13 Оплачет его весь Израиль, и похоронят его — он один из рода Иеровоама ляжет в гробницу, ибо в нем одном из рода Иеровоама нашлось нечто доброе пред ГОСПОДОМ, Богом Израиля.
14 ГОСПОДЬ Сам воздвигнет царя над Израилем, и тот истребит род Иеровоама. Сегодня же! Сейчас!
15 ГОСПОДЬ поразит Израиль, закачается тот, как прибрежный тростник, и прогонит Он израильтян с этой благодатной4 земли, которую дал вашим праотцам, рассеет их по ту сторону Евфрата за то, что поставили они себе столбы, посвященные Ашере,5 вопреки воле ГОСПОДА!6
16 Отвергнет ГОСПОДЬ Израиль за грехи, какие Иеровоам совершил сам и в какие вовлек израильтян».
17 Жена Иеровоама отправилась прочь, пришла в Тирцу — и едва она ступила на порог дома, как ребенок умер.
18 Его похоронили и оплакали все израильтяне по слову ГОСПОДНЮ, которое Он изрек через слугу своего, пророка Ахию.
19 Прочие дела Иеровоама — как он воевал и как царствовал — описаны в летописи царей Израиля.
20 Иеровоам царствовал двадцать два года и отошел к праотцам. После него воцарился сын его Надав.
21 Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иудее. В сорок один год он взошел на престол, семнадцать лет правил в Иерусалиме — городе, который избрал ГОСПОДЬ из всех племен Израилевых, чтобы здесь имя Его было почитаемо. Мать Ровоама звали Наама, она была аммонитянкой.
22 Иудеи творили зло пред ГОСПОДОМ, оскорбляя Его еще больше своих отцов грехами, которые совершали.
23 Они строили себе капища на холмах, ставили священные камни и столбы, посвященные Ашере, на каждом холме и под каждым ветвистым деревом.
24 Были в стране и продающие тело свое в капищах языческих — они творили все те же мерзости, что и народы, которых ГОСПОДЬ изгнал перед израильтянами.
25 На пятом году царствования Ровоама царь египетский Шишак напал на Иерусалим
26 и захватил сокровища ГОСПОДНЕГО Храма и сокровища царского дворца. Всё захватил он, даже все золотые щиты, сделанные Соломоном.
27 Вместо них царь Ровоам сделал щиты из меди и передал их начальникам стражи, которая охраняла вход в царский дворец.
28 Стражники несли их, когда царь шел в Храм ГОСПОДЕНЬ, а потом возвращали в комнату стражи.
29 Что до прочих дел Ровоама и всего, что он совершил, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
30 Ровоам и Иеровоам постоянно воевали друг с другом.
31 И отошел Ровоам к праотцам и был похоронен с праотцами своими в Городе Давидовом. Его мать звали Наама, она была аммонитянкой. После него воцарился его сын Авия.

Толкование Далласской семинарии

4. АХИЯ ПРОИЗНОСИТ ПРОРОЧЕСТВО ПРОТИВ ИЕРОВОАМА (14:1−18)

Тогда как пророчество Божиего человека (13:2), в первую очередь, предупреждало об уничтожении в будущем религиозной системы, учрежденной Иеровоамом, пророчество Ахии было направлено против дома (династии) этого царя.

а. Болезнь Иеровоамова сына (14:1−5)

3Цар 14:1−5. «В то время», вероятно, относится к какому-то времени вскоре после описанного в главе 13. Авию, сына Иерововама, не следует путать с сыном Ровоама, носившим то же имя (15:1). Сын Иеровоама был еще мальчиком (14:3, 12, 17). Неизвестно, чем он был болен, да это и не имеет значения для дальнейшего повествования.

Ахия был тем пророком (жившим в Силоме, где некогда находилась скиния израильская), который в свое время предсказал Иеровоаму, что он станет царем (11:29−39). Возможно, он надеялся вновь получить от Ахии благоприятное пророчество (что сын его выздоровеет). Вместе с тем, сознавая, что отступил от Иеговы, царь не решается идти к пророку сам, но посылает к нему жену, да еще велит ей переодеться, дабы не узнали ее люди по дороге, а, может быть, и сам Ахия. Почему-то Иеровоам подумал, что Иегова не откроет Ахии, кто посетил его.

Даже и дары, которые царь велел взять жене (это было обычаем идти к уважаемому лицу, в том числе и к пророку, не с пустыми руками), были, скорее, дарами небогатого человека. Старому и слепому Ахии, действительно, не узнать бы своей посетительницы, если бы Бог не открыл ему это и не дал проникнуть в тайные мысли и надежды царя.

б. Предсказание относительно дома Иеровоамова (14:6−18)

3Цар 14:6−7а. Жена Иеровоама надеялась на лучшее, но услышала самое худшее: ее муж, она сама и их сын — обречены, ее «маскарад» был открыт пророком, едва она вошла (для чего тебе было переодеваться?). Царица думала, что она послана к Ахии, но вот он назвал себя «грозным посланником к ней». Ибо Бог Израиля — Господь, а не золотые тельцы, установленные Иеровоамом в Вефиле и Дане. И Ахия был Его посланником к царю и царице.

3Цар 14:7б−9. Устами пророка Бог напомнил Иеровоаму, что это Он взял его из среды простого народа и поставил вождем… Израиля. Но царь не последовал по стопам Давида, как от него требовалось, и поступал хуже всех, кто когда-либо правил народом. Идолами ли или средством поклонения Иегове считал своих золотых тельцов сам Иеровоам, Бог назвал их «иными богами и истуканами», которые вызвали Его гнев. Поклонение им Господь расценил как отвержение Его царем и народом Израиля.

3Цар 14:10−11. И за это, возвещает Он через пророка, беды постигнут дом Иеровоамов, и истреблены в нем будут все мужчины («мочащиеся к стене»), которые могли бы продолжить род царя. «Заключенный и оставшийся» при буквальном переводе с еврейского звучит как «держащийся и оставленный» (вероятный смысл этого выражения — «от мала до велика»: «держащийся за руку» и «оставленный» — в значении «не нуждающийся в посторонней помощи»). Это грозное пророчество осуществлено было царем Ваасой (15:28−29).

Самая мысль остаться непогребенным была страшна для древнего еврея, но именно это возвещено было Господом Иеровоаму.

3Цар 14:12−13. Единственный, кто будет предан достойному погребению из дома Иеровоама, это его сын (который очень скоро умрет), ибо в нем Господь нашел нечто доброе.

3Цар 14:14−15. Царь, которому предстояло, согласно пророчеству Ахии, истребить дом Иеровоамов, и был Ваасой (сравните стих 10; 15:28−29). В конце стих 14 выражена некая отрывочная мысль, скорее всего означающая, что то, что произойдет теперь (смерть отрока Авии), — лишь начало бедствий для Израиля. В стихе 15 уже не только царь и его дом, но и весь народ, сравнивается с тростником, колеблемым в воде. В этом образе удивительно верно переданы нестабильность и общая растерянность, которые будут присущи истории Северного царства — от момента его отделения от Иудеи до окончательного падения.

Ахия предсказал изгнание (стих 15) Израильтян из этой доброй земли… за реку (Евфрат). Это было совершено в 722 г, до Р. Х. руками ассирийцев. Такую страшную цену заплатил народ за отвержение Иеговы и поклонение идолам (судя по употребленному в этом месте еврейскому слову ашерим (ашера — «священная роща»), тут подразумевались не только тельцы Иеровоама, но и откровенное идолопоклонство, которому предавались древние евреи).

3Цар 14:16. И предаст Господь Израиля… Здесь «предаст» в значении «отвернется», «оставит», причем сказано это не в абсолютном смысле (не в смысле — навсегда). Ибо благословение, которое Бог обещал Аврааму и его потомкам, было благословением на все времена (Быт 12:2−3; 18:17−18; 22:17−18). Части этих благословений еще предстоит осуществиться (Ис 62). Бог попустил пленение Израиля, в этом смысле Он и «отвернулся от него», но затем настали дни, когда Он возвратил его из плена.

3Цар 14:17−18. Итак, пророчество Ахии относительно смерти царевича Авии исполнилось в точности, что и зафиксировано в этих стихах. Можно себе представить, с каким тяжелым сердцем возвращалась царица из Силома (стих 2) в свой дом, в Фирцу, куда переселился со своим дворцом из Сихема (12:25) Иеровоам; с того времени и до времени царя Амврия Фирца оставалась столицей Израиля.

В смерти Авии осуществилась та часть слова Божия, которой предстояло осуществиться немедленно. Но и подлежавшее исполнению в долгосрочном плане начало обретать черты реальности уже в дни Иеровоама. Полагают, что поначалу его владения простирались почти на всю территорию Соломонова царства, за исключением Иудеи. И значительную часть этой территории Иеровоам утратил, в том числе земли в окрестностях Дамаска, на севере, которые стали независимым Арамейским, или Сирийским, царством. На юго-западе филистимляне вновь овладели частью своей бывшей территории и стали сильнее (15:27).

На востоке, по-видимому, отделился Моав. Именно в царствование Иеровоама его союзник и защитник — египетский фараон Сусаким (11:40) вторгся в Иудею (14:25). Все это было сопряжено с повсеместным разорением евреев. Следует упомянуть и поражение, которое потерпел Иеровоам от иудейского царя Авии (2Пар 13:13−20).

5. СМЕРТЬ ИЕРОВОАМА (14:19−20)

3Цар 14:19−20. Всего Израилем правило 20 царей. Начиная с Иеровоама, события каждого из 18 царствований были (как это повторяется в 3 и 4 книгах Царств) описаны в летописи царей Израильских (фраза эта не звучит лишь в записях о царях Фамнии (3Цар 16:21−22) и Осии — 4Цар 17:1−6). Также и о событиях царствований 14 из 19 иудейских царей сказано в 3 и 4 книгах Царств, что о них записано (начиная с Ровоама, сына Соломонова; 3Цар 14:29) «в летописи царей Иудейских». Под этими летописями подразумеваются книги исторических документов, возможно, хранившиеся в царских архивах.

Ни одна из них не сохранилась. (сравните с «летописью царя Давида» в 1Пар 27:24 и с «книгой дел Соломоновых» в 3Цар 11:41; в этой связи раздел «Авторство» во Вступлении к 1Пар.). Автор 3-й Царств отбирал материалы для своей книги под действием Духа Святого, чтобы выделить и подчеркнуть неугодные Богу аспекты двадцатидвухлетнего царствования Иеровоама над Израилем. Трон Иеровоама унаследовал Нават, сын его.

Иеровоам, видимо, был сильной личностью, раз удалось ему отделить Израиль от Иудеи и править Северным царством столь долго. Но он не был достаточно предан Господу, без чего не мог стать воистину великим царем.

В. Нечестивое правление Ровоама в Иудее (14:21−31)

Далее описываются события, происходившие в Южном царстве — в Иудее.

1. ЗЛЫЕ ДЕЛА РОВОАМА (14:21−24)

3Цар 14:21. Ровоам… царствовал семнадцать лет (931−913 гг. до Р. Х.). Он и все последующие цари Иудеи имели своей столицей Иерусалим. Возможно, с целью противопоставить этот город столицам Северного царства (Сихему, Фирце и Самарии; толкование на 12:25) автор пишет о Иерусалиме как о городе, который избрал Господь, тогда как «стольные» израильские города были избраны людьми.

Матерью Ровоама была Наама, одна из чужеземных жен Соломона. Будучи аммонитянкой, она поклонялась Милхому (11:5, 33), или Молоху. Вероятно, ответственность за то, что в дни правления Ровоама в Израиле возродилось поклонение ханаанским идолам, частично лежала и на ней.

3Цар 14:22−24. Из 2-й Паралипоменон, где о царствовании Ровоама повествуется подробнее, следует, что первые три года этот царь ходил «путями Давида и Соломона» (2Пар 11:17). Но когда царство его укрепилось (2Пар 12:1, 14), он отвернулся от Господа. Оживление ханаанских культов в Иудее отбросило народ к тому состоянию, в котором он пребывал в дни судей — прежде чем Давид вновь обратил его к Господу.

И раздражали… Господа (в англ. тексте — «пробуждали ревнивый гнев Господа»), Высоты могли быть и местами поклонения Иегове, Ему, однако, неугодными. Статуи же и капища, несомненно, были атрибутами и местами идолопоклонства. Содомский грех, которому предавались блудники, или мужчины-проститутки, был частью языческих ритуалов. То есть к тем самым «делам», которые и побудили Бога прибегнуть к крайним мерам (очищению земли руками Иисуса Навина от прежнего ее населения, пораженного нравственным «раком»), иудеи в царствование Ровоама обратились сами.

2. ВТОРЖЕНИЕ СУСАКИМА (14:25−28)

3Цар 14:25−28. Сусаким (сравните 11:40), царь (фараон) Египетский (945−924 гг. до Р. Х.), был родоначальником 22-ой династии. За годы до описываемых событий он предоставил убежище Иеровоаму (11:40). На пятом году царствования Ровоама Сусаким попытался подчинить Палестину Египту. Его военные кампании против Иудеи, Израиля, Едома и земли Филистимской позволили ему установить контроль над 156 палестинскими городами. Запись об этих победах сохранилась на южной стене храма Амона в Карнаке (Египет). Сусаким захватил ряд иудейских городов и угрожал осадой Иерусалиму.

Тогда Ровоам и вожди народа смирились перед Господом, и Бог спас Иерусалим от разрушения (2Пар 12:2−12). От Сусакима Ровоам откупился, позволив ему взять сокровища из храма и дворца (14:26), включая все золотые щиты, числом 500, сделанные при Соломоне (10:16−17). Они были заменены менее дорогими медными щитами, которые, как прежде, золотые, использовались лишь при торжественном шествии царя в храм.

Вторжение Сусакима было первым серьезным нападением на Иудею со стороны чужеземцев со дней царя Саула. Однако подчинить себе Палестину, как он намеревался, египетскому фараону не удалось.

3. СМЕРТЬ РОВОАМА (14:29−31)

3Цар 14:29−30. Летописец (2Пар 12:13−16) упоминает (помимо летописи царей Иудейских) и о других современных ему источниках, в которых было записано о делах и днях Ровоама. О непрекращавшейся вражде между Ровоамом и Иеровоамом… во все дни жизни их говорится как здесь, так и в 2Пар 12:15 (сравните 3Цар 15:6). Однако ни здесь, ни там никаких подробностей относительно этой «войны» не приводится.

В свете первоначальных планов Ровоама силой покорить Израиль (12:21), от чего он, однако, отказался после того, как устами пророка Самея Бог запретил ему развязывать гражданскую войну (2Пар 11:1−4), представляется, что упомянутая непрекращавшаяся война между ним и Иеро-воамом сводилась к постоянным пограничным стычкам на территории Вениамина. Но судя по давней приверженности Вениамина к Иуде, больший успех в этих пограничных спорах сопутствовал Ровоаму. Однако, по всей вероятности, граница между двумя частями разделившегося царства неоднократно менялась в те первые после разделения годы.

Ровоам превратил в крепости 15 городов, расположенных на территории Иуды и Вениамина, южнее и западнее Иерусалиама (карту «Пятнадцать иудейских городов, укрепленных Ровоамом» там, где комментарий на 2Пар 11:5−10). Вероятно, это было сделано после вторжения Сусакима — с целью защитить Иудею от нападений со стороны Египта и филистимлян в будущем.

3Цар 14:31. По смерти Ровоам был погребен в старой части Иерусалима (в городе Давидовом; ком на 2:10). Вновь приводится имя его матери (сравните 14:21), как обычно в заключительной части повествования о правлении каждого из царей. Ему наследовал Авия, сын его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Или: вызывая Мой гнев и повернувшись ко Мне спиной.
10  [2] — Букв.: всех мочащихся к стене.
10  [3] — Или: будь то малый, будь слабый; или: от мала до велика.
15  [4] — Или: прекрасной.
15  [5] — Евр. ашерехем — мн. ч. от Ашера — имени финикийской богини.
15  [6] — Или: вызывая гнев Господа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.