3 Царств 7 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Свой дворец Соломон строил тринадцать лет, пока не завершил его.
2 Он построил дворец из ливанского дерева, длиной в сто локтей, шириной в пятьдесят локтей и высотой в тридцать локтей.1 На четыре ряда кедровых столбов опирались кедровые балки.
3 Потолок был из кедра, подшитые к балкам доски поддерживали сорок пять колонн, по пятнадцать в каждом ряду.
4 Окна были тройные, в три ряда, друг против друга.2
5 Все двери и проемы были квадратными и расположены в три ряда друг против друга.
6 Сделал он и галерею с колоннами, длиной в пятьдесят локтей и шириной в тридцать локтей, а перед ней было крытое пространство — колонны с навесом.
7 Устроил он и тронный зал, где вершил суд: он назывался залом правосудия и был обшит кедром от пола до потолка.
8 Покои, где жил он сам, находились за этим залом и были устроены так же. И покои для дочери фараона, которую Соломон взял в жены, были устроены так же.
9 Все эти строения были возведены из дорогого камня, вытесанного по размеру и обработанного пилами по всей поверхности стен снизу доверху изнутри дворца и снаружи, со стороны большого двора.3
10 Основание было сложено из больших дорогих камней: были там камни и по десять, и по восемь локтей.
11 Поверх — дорогие камни, вытесанные по размеру, и кедровые балки.
12 Большой двор был огорожен тремя рядами тесаных камней и рядом кедровых бревен, как и внутренний двор Храма ГОСПОДНЯ и притвор Храма.
13 Царь Соломон через своих послов призвал к себе Хирама из Тира.
14 Тот был сыном вдовы из колена Неффалима; отец его был медником из Тира. Хирам был сведущ и искусен4 во всякой работе с медью. Прибыл он к царю Соломону и взялся за дело.
15 Он отлил две медные колонны, по восемнадцати локтей высотой и по двенадцати локтей обхватом каждая.5
16 Отлил он и две медные капители для обеих колонн: в пять локтей высотой одна капитель и в пять — другая.
17 Капители на верхушках колонн были украшены искусным плетеным узором из цепочек: семь на одной колонне и семь на другой.
18 Каждый плетеный узор на капители одной колонны он опоясал двумя рядами плодов граната и точно так же украсил плетеный узор капители другой колонны.
19 А колонны притвора были увенчаны капителями в виде лилии, в четыре локтя высотой.
20 Капители этих колонн над плетеным узором из цепочек были опоясаны рядами из двухсот плодов граната — одна капитель и другая.
21 Эти колонны поставили в притворе Храма: ту, что справа, назвали Яхином,6 а ту, что слева, — Боазом.7
22 Капители колонн походили на лилии. Так была закончена работа над колоннами.
23 Еще Хирам отлил из меди круглую чашу, что называлась «морем»:8 от края до края в десять локтей, высотой в пять локтей, а окружностью — в тридцать локтей.
24 По всему краю «моря» были отлиты изображения плодов9 по десяти на локоть — отлиты они были вместе с «морем».
25 «Море» покоилось на двенадцати быках: три были обращены головами на север, три — на запад, три — на юг, три — на восток, хвостами внутрь.10 На них и покоилось «море».
26 Толщиной стенка «моря» была в ладонь; его край, подобный ободу чаши, походил на цветок лилии. Оно вмещало две тысячи батов11 воды.
27 Также Хирам сделал десять подставок из меди для сосудов для омовений, 12 каждая подставка длиной по четыре локтя, шириной по четыре локтя и высотой по три локтя.13
28 Вот как были устроены эти подставки: на рамках крепились стенки,
29 и на стенках, что между рамками, были изображены львы, быки и херувимы, и то же было изображено на рамках, а выше и ниже львов и быков — плетеный узор.
30 У каждой из подставок были медные колеса с осями из меди по четырем углам. И на каждой был сосуд для омовений на четырех опорах, отлитых на каждой стороне вместе с узором.
31 Сверху каждой подставки было углубление в локоть с круглым отверстием, резьба была и по его кромке, так что всего получалось полтора локтя.14 А стенки были прямоугольными, но не круглыми.
32 Четыре колеса были под стенками, и оси колес крепились к подставке; высотой колеса были в полтора локтя.
33 Колеса устроены так же, как и колеса в колеснице: их оси, ободья, спицы и ступицы были литыми.
34 У подставок было по четыре рукоятки, по одной от каждого угла. Они были отлиты вместе с подставками.
35 Наверху подставки — круглое возвышение высотой в половину локтя,15 также наверху были свои рукоятки, отлитые вместе со стенками.
36 На плоской поверхности рукояток и на их опорах Хирам вырезал херувимов, львов и пальмы — там, где было место, а вокруг них — узоры.
37 Так он сделал десять подставок, отлил все по единому размеру и единому образцу.
38 Также он сделал десять медных сосудов для омовений, каждый вмещал по сорок батов.16 Каждый был по четыре локтя в поперечнике, стояли они на десяти подставках.
39 Он поставил пять подставок с правой стороны Храма и пять подставок — с левой, а «море» поставил справа, на юго-восточной стороне.
40 Хирам сделал сосуды для омовений, и совки, и чаши. Так Хирам завершил работу, которую делал для царя Соломона в Храме ГОСПОДНЕМ:
41 две колонны с двумя чашами капителей на верхушках и два плетеных узора, покрывавших чаши капителей на верхушках колонн;
42 четыреста гранатов на двух плетеных узорах, опоясывавших в два ряда каждую чашу капители на верхушках колонн;
43 десять подставок и десять сосудов для омовений на подставках;
44 одно «море» и двенадцать быков под «морем»;
45 горшки, и совки, и чаши — всю эту утварь Хирам сделал царю Соломону для Храма ГОСПОДНЕГО из полированной меди.
46 Царь отливал их в земле в Иорданской долине, между Суккотом и Цартаном.
47 Медной утвари у Соломона было так много, что подсчитать ее точный вес было невозможно.
48 Также Соломон изготовил все другие принадлежности для Храма: золотой жертвенник и золотой стол для хлебов, полагаемых пред лицом Божьим; 17
49 пять светильников из чистого золота с правой стороны и пять — с левой стороны перед внутренним святилищем, и золотые цветы, и лампады, и язычки;
50 блюда, щипцы, кропильницы, ковши и кадильницы из чистого золота; дверные петли из золота для внутренней части Храма, Святая святых, и для створок дверей в зал Храма.18
51 Так была закончена работа, которую делал царь Соломон для Храма ГОСПОДНЕГО. Тогда Соломон принес то, что было посвящено Богу отцом его Давидом: серебро, золото и прочую утварь, и положил всё в сокровищницу ГОСПОДНЕГО Храма.

Толкование Далласской семинарии

3. ДВОРЕЦ СОЛОМОНА (7:1−12)

3Цар 7:1−11. Судя по описанию дворца Соломона в стихах 1−12, это было не одно, а несколько «самостоятельных», но соединенных между собой зданий, другими словами, дворцовый комплекс. Будучи гораздо больше храма, дворец и строился много дольше (тринадцать лет; храм строился семь с половиной лет; 6:37−38). Первым и цетральным зданием дворцового комплекса (который в целом был, очевидно, выдержан в характерном для Востока архитектурном стиле: галереи с колоннадами, а посредине них — двор (был дом из дерева Ливанского) сравните 10:17; Ис 22:8); свое название он, видимо, получил из-за множества использованных в нем кедровых бревен и столбов. Его размеры были 50 на 25, а вышина — 15 метров. Общая площадь дворцовых сооружений более чем в четыре раза превышала таковую храма.

«Дом кедрового дерева», очевидно, служил своего рода арсеналом (10:17; сравните Ис 22:8). Судя по окончанию стих 2, этот «дом» представлял собой крытую колоннаду из четырех рядов колонн. На основании стихов 3−5 создается впечатление, что он был трехэтажным, или трехъярусным; на каждом этаже были боковые комнаты (характерный элемент древнееврейской архитектуры; сравните 3Цар 6:5−6; Иез 41:6). «Притворы», или крытые галереи, о которых идет речь в стихах 6−7 (в длину и ширину они в два раза уступали «кедровому дому»), очевидно, составляли одно здание, а именно тронный зал (притвор с престолом, он же — зал правосудия (с престолом… с которого он судил).

Как и резиденция Соломона и его жены, дочери фараоновой (стих 8), тронный зал примыкал к «дому из дерева Ливанского». Все это составляло единый гармонический комплекс, раскинувшийся на большом дворе (стих 9). Все здания комплекса сооружены были из дорогих и тщательно обработанных камней (кроме крыш); каменными были и основания.

3Цар 7:12. Упомянутый большей двор был окружен тремя рядами тесанных камней и одним рядом кедровых бревен, т. е. огорожен и защищен так же, как внутренний двор храма (сравните 6:36). Вероятно, дворец сооружен был неподалеку от храма (возможно, к югу от него), хотя никаких остатков его археологам обнаружить не удалось.

4. ОПИСАНИЕ ХРАМА (7:13−51)

а. Работа Хирама (7:13−47)

3Цар 7:13−14. Хирам, искусный ремесленник, был родом из Тира, но овдовевшая мать его была израильтянкой из колена Неффалимова; отец же — Тиряннном, т. е. финикийцем. Согласно 2Пар 2:14, мать Хирама была «из дочерей Дановых». Может быть, она происходила от Дана, а затем жила (до замужества) на территории Неффалима, или наоборот. Сын ее, Хирам, как и его отец, был искусным медником.

3Цар 7:15−22. Хирам отлил из меди два громадных столба (две колонны), каждый вышиною около 9 м. и около 6 м. по окружности. Венцы, или капители, столбов увеличивали их высоту еще почти на два с половиной метра. (Относительно кажущихся расхождений между стих 15 и 2Пар 3:16 соответственно комментарии в 2-й Паралипоменон.) Дальнейшие подробности, свидетельствующие о необычайной красоте и сложном декоре этих медных колонн, приводятся в 7:17−20, 22 (сравните толкование на 2Пар 3:16).

Колонны стояли перед храмом (2Пар 3:15); и поставил столбы к притвору храма (частью его они не являлись, а были «самостоятельны»). И дал им Хирам имена: колонне, стоявшей на правой стороне… Иахин, а стоявшей на левей стороне… Воаз. Значение первого имени: «Иегова утверждает», значение второго — «в Нем (Иегове) — сила».

Завершение строительства храма знаменовало наступление принципиально нового периода в истории Божиего народа, и медные колонны перед храмом свидетельствовали об этом своей впечатляющей монументальностью, напоминая: лишь в Боге — залог безопасности Израиля, и сила его зависит от послушания Иегове.

3Цар 7:23−26. Море, вылитое Хирамом из меди, представляло собой бассейн во дворе храма, установленный неподалеку от жертвенника всесожжения; он служил священникам водным резервуаром и умывальником (очевидно, в нем имелись краны или отверстия). Это сооружение тоже было огромным: пяти метров в диаметре, пятнадцати — по окружности и вышиною — два с половиной метра (цифровые соотношения приводятся не вполне точно, без учета дробей). «Море» покоилось на спинах двенадцати медных волов и содержало около 46 тысяч литров воды. В 2Пар 4:5 приводится иная цифра в «батах», соответствующая 60 тысячам или более литрам воды; возможно, таковой была вместимость бассейна, который, однако, не заполнялся до предела.

3Цар 7:27−40а. И сделал Хирам десять медных умывальниц (которыми пользовались при забое жертвенных животных, для омовения туш) и установил их (стих 38) на подвижных медных подставах; каждая была 2 x 2 метра в длину и ширину и высотой 1, 5 метра; каждая умывальница содержала до 900 литров воды. Выступы наподобие плеч (стих 30), вероятно, соответствовали второму резервуару на каждой из подстав, вода из которого вытекала в «круглое отверстие», расположенное внизу.

Стенки… подстав были декорированы резьбой, и каждая имела по четыре медных колеса. Десять этих одинаковых подвижных «столов», вылитых из меди, с установленными на них «умывальницами», можно было перекатывать в случае надобности с места на место, хоть и не без труда. Стояли же они по пять на южной и северной сторонах храма.

3Цар 7:40б−47. Здесь подводится итог изумительным ручным работам Хирама-медника (которые включали также и медный жертвенник; 2Пар 4:1). О каждой из них в отдельности говорится столь подробно, чтобы подчеркнуть великолепие и симметрию храмовых сооружений. Сказано, что от мала до велика все медные предметы отливались в глинистой земле, в окрестности Иордана (точнее, в Иорданской долине), между Сокхофом и Цартаном (километрах в 45 на север от Мертвого моря и на восток от р. Иордан). На изготовление всего сделанного Хирамом ушло столько меди, что и вес ее не был установлен.

б. О золотых вещах и принадлежностях в храме (7:48−50)

3Цар 7:48−50. Из меди изготовлялось все, что было за стенами храма (стихи 40−45), но вся обстановка внутри его была сделана из чистого золота. Золотой жертвенник это жертвенник для возжигания благовоний. Под «золотым столом» для хлебов предложения, возможно, понимался один большой стол и девять — меньшего размера (здесь о них не упомянуто, но в 2Пар читаем о «десяти столах» в 4:8 и о «столах» в 4:19). Тогда как в скинии был только один светильник, в храме их было десять, установленных перед святилищем. Все это, включая дверные петли, было сделано из золота.

3Цар 7:51. Ко всему, что было вновь изготовлено в храме и для храма, царь Соломон присоединил все приготовленное для него Давидом, отцем его (2Цар 8:11; 1Пар 22:14; 29:1−9). Серебро и золото и вещи Давида помещены были в сокровищницы храма Господня.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Т. е. размеры дворца: 45×22,5×13,5 м.
4  [2] — Текст оригинала неясен.
9  [3] — Или: и снаружи вплоть до большого двора.
14  [4] — Букв.: исполнен мастерства, сообразительности и знания; ср. Исх 31:3.
15  [5] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: и вокруг второй колонны был обвязан шнур длиной в двенадцать локтей.
21  [6] — Букв.: Он утвердит.
21  [7] — Букв.: в Нем сила.
23  [8] — Емкость для воды в Храме.
24  [9] — Или: округлые узоры.
25  [10] — Букв.: задней стороной они были обращены внутрь. Очевидно, речь идет о лучеобразно расположенных фигурах.
26  [11] — Т. е. 44000 л.
27  [12] — Ср. Исх 30:18.
27  [13] — Т. е. размер подставки: 1,8×1,8×1,35 м.
31  [14] — Что именно составляло полтора локтя (ок. 0,7 м), неясно: общая глубина отверстия, считая от верхушки возвышавшейся кромки (ср. ст. 35), или диаметр этого отверстия.
35  [15] — Т. е. ок. 0,2 м.
38  [16] — Т. е. ок. 880 л.
48  [17] — Или: хлебов Присутствия. Ср. Исх 25:30.
50  [18] — Или: в Святилище.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.