По Луке 5 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды, когда Иисус стоял у Геннисаретского озера, а народ, слушая слово Божие, теснился вокруг Него,
2 увидел Он две лодки, что причалили к берегу озера. Рыбаки, выйдя из них, чистили сети.
3 Иисус вошел в одну из лодок, в ту, что принадлежала Симону, и попросил его немного отплыть от берега, а Сам, сидя в лодке, учил народ.
4 Когда Он закончил говорить, то сказал Симону: «Отплыви на глубину. И люди, что с тобой, пусть забросят сети свои для лова».
5 Симон ответил Ему: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но если Ты велишь, закину сети».
6 Они так и сделали и поймали такое множество рыбы, что их сети начали рваться.
7 Тогда они знаками позвали на помощь рыбаков с другой лодки и, когда те подошли к ним, так наполнили обе лодки рыбой, что они стали погружаться в воду.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Уйди от меня, Господи, ведь я человек грешный».
9 При виде такого необычного улова страх охватил его и всех, кто был с ним.
10 Таким же страхом были объяты товарищи Симона Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы.
«Не бойся, — сказал Иисус Симону, — отныне ты будешь ловить людей».
11 Вытащив лодки на землю, рыбаки оставили всё и пошли за Иисусом.
12 Однажды, когда Иисус находился в одном из городов, Он встретил там человека, который весь был покрыт проказой. Увидев Иисуса, он пал перед Ним ниц и стал умолять Его: «Господи, Ты ведь можешь меня очистить, стоит только Тебе захотеть».
13 Иисус протянул руку и прикоснулся к нему. «Хочу, — сказал Он. — Будь чист!» И тотчас проказа сошла с больного.
14 Иисус повелел ему не говорить никому об этом. «Но пойди,сказал Он, — покажись священнику и принеси жертву за твое очищение, как повелел Моисей, чтобы и другие священники убедились, что ты исцелился».1
15 Но молва об Иисусе распространялась всё дальше и дальше. И сходилось к Нему много людей, чтобы услышать Его и получить исцеление от своих болезней.
16 А Иисус время от времени удалялся в пустынные места и там молился.
17 Однажды Иисус учил, и среди тех, кто слушал Его, сидели также фарисеи2 и учителя Закона, пришедшие из всех селений Галилеи и Иудеи и из Иерусалима; и сила Господня была с Ним, чтобы Он мог исцелять больных.
18 В это время несколько человек принесли на носилках больного, разбитого параличом. Они попытались внести его в дом, чтобы положить [его] перед Иисусом,
19 но из-за толпы не смогли сделать этого. Тогда поднялись они на крышу дома, разобрали черепицу и спустили его вместе с носилками прямо к ногам Иисуса.
20 Увидев их веру, Иисус сказал больному: «Друг мой, 3 прощены тебе грехи твои!»
21 Фарисеи и книжники,4 услышав это, задались вопросом: «Кто Он такой? Он кощунствует. Никто не может прощать грехи, кроме Бога!»
22 Иисус же, зная их мысли, сказал им в ответ: «К чему такие мысли?5
23 Что легче сказать: „Прощены тебе грехи твои“ или „Встань и ходи“?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,тут Иисус обратился к параличному, — говорю тебе: встань, возьми свою постель и иди домой».
25 И тотчас на глазах у всех тот встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел домой, прославляя Бога.
26 Изумление охватило всех присутствовавших: они славили Бога и с трепетом говорили: « Настоящее чудо видели мы сегодня!»
27 Когда же Иисус вышел после этого из дома, Он увидел сидевшего на своем месте6 сборщика налогов по имени Левий и сказал ему: «Иди за Мной».
28 И тот, оставив всё, встал и пошел за Иисусом.
29 И устроил Левий в честь Иисуса в своем доме большой обед, и были в гостях у него7 многие сборщики налогов и другие люди.
30 Фарисеи и книжники стали с возмущением говорить ученикам Иисуса: «Почему вы едите и пьете вместе со сборщиками налогов и грешниками?»
31 Им ответил Сам Иисус: «Не здоровым нужен врач, а больным.
32 Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников».
33 Тогда они сказали Ему: «Ученики8 Иоанна часто постятся и молятся, ученики фарисеев тоже, а Твои — и едят, и пьют».
34 Но Иисус возразил им: «Разве вы можете заставить гостей на брачном пире9 поститься, пока Жених с ними?
35 Но настанут дни, когда отнимут у них Жениха, вот тогда они и будут поститься».
36 И рассказал им Иисус такую притчу: «Никто не ставит заплату на старую одежду, оторвав кусок ткани от одежды новой, иначе и новую можно испортить, и к старой эта заплата не подойдет.
37 И никто не наливает молодое вино в старые мехи, иначе оно прорвет мехи — и само вытечет, и мехи пропадут.
38 Нет, молодое вино надо наливать в мехи новые.
39 [И] никто, попробовав старого вина, не захочет молодого. Он скажет: „Старое лучше“».

Учебной Библии МакАртура

5:1 озера Геннисаретского Т.е. моря Галилейского, которое иногда также названо морем Тивериадским (Ин 6:1; Ин 21:1). На самом деле это большое пресноводное озеро, более чем на 690 футов (210 метров) ниже уровня моря, оно служит основным источником воды и торговли для Галилейского региона.

5:2 вымывали сети Прорыбачив всю ночь и ничего не поймав в результате (ср. ст. 5), они сушили и чинили свои сети для работы в следующую ночь.

5:3 сев См. пояснения к 4:20; Мф 5:1.

5:4 закиньте сети свои Обычно рыба, которая ловилась ночью на мелководье, мигрировала в течение дня в более глубокие места, где ее поймать сетью было нелегко, вот почему Петр ловил ночью. Несомненно, Петр посчитал указание Иисуса бессмысленным, но он все же послушался и был вознагражден за свое послушание (ст. 6).

5:8 выйди от меня Удивительный улов рыбы был определенно чудом, изумившим всех рыбаков в Капернауме (ст. 9). Петр тотчас понял, что он находится в присутствии Святого, проявляющего Божью власть, и устыдился своего собственного греха. Ср. Исх 20:19; Исх 33:20; Суд 13:22; Иов 42:5−6. См. пояснение к Ис 6:5.

5:11 оставили все и последовали за Ним См. пояснение к Мф 4:18. У Луки больше подробностей, чем у Матфея, но они описывают один и тот же случай.

5:12 весь в проказе Такое внимание Луки при описании болезни предполагает, что это был чрезвычайно опасный случай проказы. См. пояснение к Мк 1:40.

5:13 тотчас Немедленное и полное исцеление было одной из особенностей исцелений Христа. Ср. 17:14; Мф 8:13; Мк 5:29; Ин 5:9.

5:14 никому не сказывать См. пояснение к Мф 8:4.
показаться священнику Т.е. согласно закону о проказе (Лев 13:1−46).

5:17 фарисеи См. пояснение к Мф 3:7.
законоучители Т.е. книжники. См. пояснение к Мф 2:4. Эти иудейские вожди пришли издалека, даже из Иерусалима. Слава Иисуса распространилась, и Он уже был под пристальным вниманием книжников и фарисеев.

5:19 сквозь кровлю По-видимому, это был дом богатого человека, построенный в греко-римском стиле, с черепичной крышей, разобрав которую, друзья больного проделали проход, чтобы опустить нуждающегося в исцелении между балками крыши. Чрезвычайные усилия, которые они применили, чтобы положить человека перед Иисусом, показывают, что за Ним следовали большие толпы. Из-за скопления множества народа вокруг Иисуса людям, несущим парализованного,, вероятно, было невозможно подойти к Нему достаточно близко, даже если бы они подождали, пока Он выйдет из дома.

5:20 прощаются тебе грехи Христос пренебрег проблемой паралича и в первую очередь занялся духовной нуждой человека. См. пояснение к Мф 9:2. Поступив так, Он подтвердил Свою власть, принадлежащую только Богу (ст. 21; ср. 7:49). Последующее исцеление парализованного человека было доказательством Божьей сущности Иисуса.

5:21 богохульствует Оценка была бы верной, если бы Он не был воплощенным Богом. См. пояснение к Мф 9:3.

5:22 уразумев Т.е. посредством Своего всеведения. Ср. Мф 9:4; Ин 5:24−25.

5:23 Что легче См. пояснение к Мф 9:5.

5:24 чтобы вы знали Его способность по желанию исцелять любого и каждого, немедленно и полностью (ст. 25) была неопровержимым доказательством Его Божьей природы. Как Бог, Он имел всю власть прощать грехи. Это был решающий момент, который должен был раз и навсегда положить конец противодействию фарисеев. Вместо этого они попытались дискредитировать Его, обвиняя в нарушении их субботних постановлений (см. пояснение к 6:2−11).

5:26 чудные дела Реакция была необычайно уклончивая — не пустое удивление или изумление, а полное отсутствие истинной веры.

5:27 Левия Имя Матфея до его обращения См. пояснение к Мф 9:9, 11.

5:28 оставив все Ср. ст. 11; 9:59−62. Это подразумевает необратимость действия.

5:29 множество мытарей Немедленной реакцией Левия было представить своих бывших товарищей Христу.

5:30 едите и пьете Общение с изгоями на любом уровне — даже просто разговор с ними — квалифицировалось как недостойное и позорящее. Есть и пить с ними — означало определенный уровень дружеских связей, что было неприемлемо для фарисеев (ср. 7:34; 15:2; 19:7).

5:31 здоровые Т.е. те, которые думают, что они здоровы, и не ищут исцеления. См. пояснение к Мф 9:12.

5:33 постятся часто Иисус постился по крайней мере один раз (Мф 4:2), но не как фарисеи, а в соответствии со Своим, Божьим учением (ср. Мф 6:16−18). Закон предписал также пост в день искупления (Лев 16:29−31; Лев 23:27); но предполагалось, что были и другие посты. Они были добровольными и практиковались в особых случаях, как, например, при раскаянии и горячей молитве. То, что фарисеи подняли этот вопрос, показывает, что они использовали пост как возможность перед всем народом продемонстрировать свою «духовность». Ветхий Завет также обличал лицемерный пост (Ис 58:3−6). См. пояснения к Мф 6:17; Мф 9:15.

5:36−38 См. пояснения к Мф 9:16−17.

5:39 старое лучше Те, кто был склонен к ветхозаветным обрядам и фарисейским преданиям, не хотели отказаться от них ради нового учения Иисуса. Это высказывание добавляет только Лука.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Букв.: Моисей, во свидетельство им.
17  [2] — См. в Словаре Фарисеи.
20  [3] — Букв.: человек.
21  [4] — См. в Словаре Книжник.
22  [5] — Букв.: что думаете/рассуждаете в сердцах ваших.
27  [6] — Букв.: у сбора налогов.
29  [7] — Букв.: возлежали с ними.
33  [8] — В некот. рукописях: почему ученики.
34  [9] — Букв.: сыновей брачного чертога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.