Притчи 28 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Злые всего боятся, но добрый смел как лев.
2 В стране, народ которой отказывается подчиняться законам, будет много плохих правителей. Однако в земле, где уважается закон, будет царствовать мудрый правитель на протяжении долгих лет.
3 Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай.
4 Не подчиняясь закону, ты умножаешь зло; принимая закон, ты препятствуешь поступкам злых.
5 Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её.
6 Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым.
7 Подчиняющийся закону — умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего.
8 Если ты разбогател, занимая деньги под высокие проценты, то всё твоё состояние достанется тому, кто был добр к бедным.
9 Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его.
10 Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым.
11 Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду.
12 Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой, то люди прячутся.
13 Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны.
14 Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога навлечёт на себя множество бед.
15 Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к нападению.
16 Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель будет править долго.
17 Виновный в убийстве никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого.
18 Живущему праведно ничего не будет угрожать, злого же вскоре постигнет смерть.
19 Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на бесконечные мечтания будет всегда жить в бедности.
20 Господь благословит того человека, на которого можно положиться, но пытающийся быстро разбогатеть будет наказан.
21 Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи меняют решения даже за кусок хлеба.
22 Себялюбивый желает одного — стать богатым, но не понимает такой, как близок он к бедности.
23 Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное, чтобы показаться добропорядочным.
24 Некоторые крадут у отца и матери, говоря:
«Это не грех».
Но их поступки подобны поступкам врага, который вламывается в дом и всё разбивает вдребезги.
25 Жадный приносит только беды, но надеющийся на Господа будет вознаграждён.
26 Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья.
27 У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно.
28 Когда правителем избран злой, то люди таятся, но, когда он побеждён, тогда число добрых людей умножается.

Толкование Далласской семинарии

Притч 28:1. В главах 28−29, как и в главах 10−15, немало стихов, построенных по принципу антитетического параллелизма, или по принципу контраста; вторая фраза (строка) таких стихов вводится союзом «а» или «но». Нечестивого (стих 1) преследует нечистая совесть, не дающая ему покоя, и это не легче чем если бы его преследовали блюстители закона; и хотя никто реальный не гонится за ним, он в мыслях своих вечно бежит, гонимый страхом за содеянное зло. Праведнику, т. е. человеку с чистой совестью, смелость дается от Господа.

Притч 28:2. Когда в стране разгорается мятежный дух, то один правитель сменяет в ней другого: то и дело происходят дворцовые перевороты, и один узурпатор власти следует за другим. Печальный пример этого являет древний Израиль, или Северное царство (после разделения еврейского государства на два), в котором сменилось 20 царей, принадлежавших к 9 династиям. История Иудеи, напротив, характеризовалась твердым правлением законных царей, которые, как правило, обеспечивали в стране порядок и связанное с ним благосостояние.

Притч 28:3. В английских переводах Библии в первой строке этого стиха, вместо и, стоит «который». В еврейском оригинале слову бедный соответствуют два слова, которые означают «сильный человек» и «нуждающийся» («голодный»). Существует предположение, что речь тут идет о человеке, выдвинувшемся из народа, но еще не успевшем обогатиться.

Из истории известно, что таковые нередко спешили сделать это за счет тех, которые доверились им и вознесли их на высоту. Сравнение «нового начальника» с «дождем, смывающим хлеб», объясняется характером проливных дождей в жарких странах: они стремительны, и за коротким, но разрушительным действием их следует засуха, так что урожаю эти дожди никак не способствуют.

Притч 28:4−5. Противопоставление отступников от закона Моисеева (то же, что злые люди) и соблюдающих закон, т. е. ищущих Господа. Первые страдают таким притуплением нравственного чувства, что справедливости просто не разумеют (т. е. не умеют отличить доброе от дурного), потому и хвалят они нечестивых. Вторым же разумение вещей дается Господом.

Притч 28:6. Стих почти идентичен 19:1. Возможно, и здесь подразумевается, что ходящий в жизни кривыми, сомнительными путями — человек лживый и при том не умный, ибо в противном случае избрал бы пути благочестия (непорочности).

Притч 28:7 Часто повторяющаяся в книге сентенция о сыне разумном и благочестивом, который радует родителей, и о таком, который своим поведением лишь срамит отца своего.

Притч 28:8. Наживающий богатство неправедно (наживающийся на чрезмерных процентах) в конце-концов лишится его в пользу человека честного, который станет благотворить бедным, а не грабить их. Здесь одна из многих в книге Притчей иллюстраций закона возмездия и конечного торжества справедливости над несправедливостью.

Притч 28:9. Отказывающийся подчиняться закону, который дал Бог, не может рассчитывать на милость Его. Молитвы такого человека не могут не быть лицемерны, и, следовательно, в глазах Божиих есть мерзость. Господь не отвечает на них (сравните 15:8; Пс 65:18; Ис 59:2).

Притч 28:10. Мысль о воздаянии за зло (тут — совращающим праведны: па путь зла). Их незавидной судьбе противопоставляется судьба непорочных, которым воздастся добром.

Притч 28:11. Наличие денег не обязательно сопутствует наличию ума и разумения, и человек богатый нередко лишь мнит себя мудрецом. Напротив, бедняк обладает порой острой проницательностью, позволяющей ему видеть насквозь мнимого мудреца и его замыслы (толкование на Притч 17:5).

Притч 28:12. Под «торжествующими» тут подразумеваются утвердившиеся у власти. Если они праведники, то правление их сулит их подданным порядок и благополучие (28:2 и комментарий на этот стих), но когда возвышаются нечестивые, людям (в первую очередь порядочным, не руководствующимся корыстью и не способным на сделки с совестью, но и просто бедным, беспомощным людям) не остается ничего другого, как «уйти в подполье» (сравните стих 28а), затаиться, чтобы не стать объектом безжалостных притеснений (сравните стихи 15−16).

Притч 28:13−14. Между этими двумя стихами очевидная смысловая связь. В стихе 13 выражается та непреложная библейская истина, что нет иного способа очиститься от греха (преступлений своих), как сознаться в нем пред Богом, и «оставить» его (Пс 31:3−5 сравните с 1Ин 9; также Пс 50:3−12). «Благоговение» в стихе 14 — это благоговейный страх перед Богом и (как органическая часть его) — страх перед последствиями греха (преступлений). Счастлив человек, имеющий этот страх, ибо самая мысль о сознательном нарушении Божиих заповедей отталкивает его. Тот же, который Бога не боится, ожесточает сердце свое; такому беды не избежать.

Притч 28:15−16. В этих стихах можно видеть развитие мысли, выраженной в стихе 12. Продолжит дан в стихе 16 означает «будет жить долго» (подразумевается, что «дни» тирана («неразумного правителя») долгими не будут).

Притч 28:17. О мухах нечистой совести и страхе наказания, которые преследуют убийцу до могилы (сравните с первой фразой в стихе 1).

Притч 28:18. Непорочным, которые под охраной Господа, противопоставляются «любители кривых путей», на одном из которых им неизбежно предстоит упасть (закон возмездия). Тождественные или схожие сентенции звучат в Притч 10:9 и 28:6, 10.

Притч 28:19. Стих почти идентичен 12:11 (толкование на него).

Притч 28:20. Верный (здесь в значении «заслуживающего доверия»; один из синонимов «праведного») обильно благословляется Богом, и в этом его богатство. Оно противопоставляется тому, сугубо материальному богатству, которое вожделеющий к нему наживает спешно, не стесняясь средствами. Он не останется не наказанным. Либо суд покарает его, либо бедность, которой завершатся все его махинации.

Притч 28:21. Тут осуждается корыстный человек, готовый и за мелкую взятку (символизируется «куском хлеба») «сделать неправду», к примеру, выступить с ложным, лицеприятным свидетельством в суде (сравните Притч 28:5; 24:23).

Притч 28:22. По смыслу этот стих созвучен стиху 20. комментарий на него.

Притч 28:23. Обличающий в недостатках и ошибках человека мудрого (подразумевается) вызовет у него больше симпатии чем тот, кто льстит ему.

Притч 28:24. Обкрадывающий отца своего и мать не лучше грабителя, обкрадывающего посторонних. Это грех и позор, заклейменные прежде в Притч 19:26. Преступление того же рода совершают и те, которые отказывают старикам-родителям в материальной поддержке. Оно недвусмысленно было осуждено Иисусом Христом (Мф 15:5−6; Мк 7:11−13).

Притч 28:25. Первая фраза этого стиха повторяется (с небольшими вариациями) в Притч 13:10; 15:18; 29:22. Надменный приравнивается к нечестивому в 21:4. Ссоры он разжигает потому, что творить зло доставляет ему удовольствие. Но принести ему благоденствие оно не может. Напротив, праведник, надеющийся на Господа, будет благоденствовать.

Притч 28:26. Ему противопоставляется глупец, надеющийся на себя. Подразумевается, что мудрый уповает на Бога и потому будет цел.

Притч 28:27. О добром воздаянии тому, кто сострадателен и щедр (сравните 11:24−25; 19:17; 22−9; Втор 15:10). На голову жадного и бессердечного падут проклятия тех. кому он мог, но не захотел помочь.

Притч 28:28. Первая часть стиха идентична сказанному в стихе 12б. Но имеется здесь и добавочная мысль: с падением нечестивых в обществе, в котором они подавляли всякое доброе чувство и душили каждую светлую мысль, возрастает число праведников. Точнее, их «открывается» в этом обществе все больше, ибо прежде им приходилось скрываться…



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.