Притчи 10 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Это притчи Соломона: Мудрый сын осчастливит своего отца, глупый сын огорчает мать.
2 Не будет пользы от богатства, добытого нечестным путём, но, делая добро, человек спасается от смерти.
3 Господь заботится о праведных. Он даёт им необходимую пищу, не позволяя злым добиваться всего, что они пожелают.
4 Праздные руки приносят нищету, трудолюбивые руки приносят богатство.
5 Умный сын вовремя собирает урожай, а спящий во время жатвы будет опозорен.
6 Добрые люди приносят благословение праведным, а слова же злого лишь скрывают его подлые намерения.
7 Добрый человек оставляет добрую память, злой человек будет быстро забыт.
8 Мудрый человек принимает чужие советы, а болтливый глупец навлекает на себя беду.
9 Честному человеку опасность не грозит, но кто обманывает, тот будет пойман.
10 Скрывающий правду подвержен многочисленным страданиям, а говорящий открыто сотворяет мир.
11 Слова доброго человека — источник жизни, слова же злого лишь скрывают насилие его.
12 Ненависть приводит к раздору, а любовь прощает все ошибки.
13 Умные люди изрекают мудрость, а глупцы без побоев ничему не научатся.
14 Мудрые люди спокойны и учатся новому, глупцы своими речами приносят себе несчастья.
15 Богатство хранит богатого, бедность разрушает бедняка.
16 Поступки доброго приносят жизнь, а злого — грех.
17 Кто принимает наказание, тот своим примером учит других достойной жизни. Однако тот человек, который отвергает поучение, увлекает других на грешный путь.
18 Тот, кто скрывает ненависть, — лжец. Тот, кто открыто оскорбляет людей, — глупец.
19 Многословие — причина многих бед, но мудрый всегда сдержан в словах.
20 Слова доброго человека — чистое серебро, а мысли злого человека ничего не стоят.
21 Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость приносит человеку погибель.
22 Благословение Господа является источником богатства, а упорный труд не умножит его.
23 Глупый наслаждается своими грешными делами, а мудрый счастлив мудростью своей.
24 Глупый будет побеждён тем, чего он боится, а добрый человек получит всё, о чём мечтает.
25 Когда нахлынут беды, злых постигнет смерть, а праведных ничто не потревожит.
26 Никогда не позволяй ленивому исполнять твои поручения; его просить о помощи также противно, как пробовать уксус или страдать от дыма, режущего глаза.
27 Кто Господа чтит, тот долго живёт, злобные же люди теряют годы жизни.
28 Надежды доброго приносят счастье, а надежды злобных уничтожают всё.
29 Господь хранит добрых людей и сокрушает тех, кто зло творит.
30 Добрые люди будут всегда вне опасности, покинуть землю будут вынуждены злые.
31 Добрые люди всегда говорят мудрые вещи, но тех, кто приносит несчастья, люди не будут слушать.
32 Добрые люди дают правильные советы, всё, что говорят злые, приносит лишь несчастье.

Толкование Далласской семинарии

III. Притчи Соломона (10:1 — 22:16)

В этом разделе книги Притчей Соломона содержится 375 изречений и пословиц. Одна какая-то мысль во всей ее полноте умещается в 2-х строках или более каждого стиха. В главах 10−15 продолжается тема, превалирующая в главах 1−9, — тема противопоставления праведных (или мудрых) нечестивым (или безрассудным). Остальная часть раздела (16:1 — 22:16) характеризуется более разнообразной тематикой.

Большая часть стихов в главах 10−15 построена по принципу контраста (так называемого антитетического, или прямо противоположного параллелизма), грамматически выраженного во второй строке стиха через частицу «же», союз «а» и т. п. В 16:1 — 22:16, напротив, лишь немногие стихи «контрастны»; большая же часть их построена или на сравнении (синонимический параллелизм), или по принципу развития, дополнения мысли, выраженной в первой строке (синтетический параллелизм); для таких стихов характерен союз «И», которым нередко начинается 2-ая строка.

Частая смена темы (от одного стиха к другому) представляется намеренной; этим читателя побуждают вдуматься в мысль, выраженную в одном стихе, прежде чем перейти к следующему стиху. Однако время от времени встречаются два или более следующих друг за другом стихов, которые связаны между собой общей темой или «ключевым словом».

К примеру, в 10:4−5 говорится как о лени, так и о прилежании, усердии, а в 10:11, 13−14, 18−21, 31−32 — о речах добрых и злонамеренных. В каждом из стихов в 16:1−7 встречаем слово «Господь», а «ключевым словом» в каждом из стихов в 16:12−15 является «царь»; в 15:16−17 каждый стих начинается со слова «лучше», а в 11:9−12 — с одной и той же еврейской буквы; каждый из стихов в 12:9−11 посвящен устроению сельской домашней жизни.

А. Притчи, противопоставляющие праведную жизнь неправедной (главы 10−15)

Притч 10:1. Относительно «Притчей Соломона» в разделе «Авторство и время написания Притчей» во Вступлении. При том, что авторство Соломона не подлежит сомнению в отношении глав 1−9 (1:1) и глав 25−29 (25:1), а также — 10:1 — 22:16, им написано около 84 процентов всей книги; конечно, все написанное Соломоном создавалось по вдохновению от Божественного Автора, Святого Духа.

«Контрастность» первого стиха в этой главе — в противопоставлении мудрого сына глупому. Автор не хочет сказать, что сын глупый не огорчает отца или что мудрый не радует матери (сравните 1:8; 15:20; 17 25), но хочет в этом изречении — притче подчеркнуть особую печаль материнского сердца о неудачном сыне. Для приточной литературы типично такое, как здесь, «выступление парами»: в одной строке «отец» — в другой «мать».

Притч 10:2. Сокровища, неправедно нажитые, если и будут на протяжении какого-то времени радовать владеющего ими, то в конечном счете пользы ему они не принесут. Это первая мысль краткого изречения-притчи; вторая же как бы определяет обратную сторону медали: правда (в значении праведных намерений и поступков), напротив, избавляет от смерти («смерть» в Притчах употребляется не только в собственном, узком, смысле слова, но и в значении несчастного горестного существования).

Притч 10:3. Господь позаботится о праведном человеке. Этой мысли противопоставляется мысль о том, как поступит Он с нечестивыми: осуществлению их злых, разрушительных намерений (понимаемых здесь под словом стяжание) Господь помешает. Стих в целом, как это часто бывает в притчах, формулирует некое общее правило, знающее исключения; так бывает обычно: угодные Богу люди не страдают от голода, и далеко не все зловещие планы нечестивых осуществляются.

Притч 10:4−5. Тема этих стихов — усердие и лень. Первое есть свойство разумного, праведного человека, вторая — «беспутного». Любовь прилежных к труду, их умение все делать в свое время (стих 5) обогащает их, тогда как нерадивых лень ведет к бедности. Развитие мысли, с которой начинается стих 3, можно проследить в стихах 4−5: любящих труд праведников благословляет сам Господь, поэтому обычно (выше) они голода не терпят.

Притч 10:6−7. Не во всех, но в очень многих стихах этого раздела жребий праведных и жребий нечестивых противопоставляются друг другу. Типичны в этом смысле стихи 6−7. В первой части стих 6 говорится о благословениях, которыми благословляется праведник; во второй его части — «характеристика» беззаконников, о незавидной судьбе которых говорится во второй части стиха 7. Требует особого пояснения фраза уста же беззаконных заградит насилие (стих 6б), которая повторяется в стихе 11б. Это «заградит» означает одно из двух: либо что «беззаконные» скрывают, не выдают в неосторожной речи вынашиваемые ими планы зла, насилия, либо, напротив, то, что сходящее с уст их пышет (как бы «переполняя уста» их) ненавистью, насилием.

Тут вспоминаются слова Иисуса Христа: «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк 6:45). В стихе 7 Соломон имеет в виду, что самая память о добрых делах праведника будет вдохновлять на них потомков, станет для них источником духовных благословений; что же касается нечестивых, то большинству людей поскорее захочется забыть о них, ибо даже имя их будет вызывать у них омерзение.

Притч 10:8−9. Мудрый сердцем подлежит обучению, а тот, кто глуп, слишком много болтает попусту (он человек глупый устами), чтобы чему-нибудь научиться; такого не ждет ничего хорошего (он преткнется). Склонность к пустой болтовне часто ассоциируется в Притчах с глупостью, последствия которой печальны (сравните 13:3). Кто ведет себя честно, непорочно (ходит в непорочности; стих 9), того (подразумевается) защищает Бог (стих 18:10): он ходит безопасно; тот же, кто ходит кривыми путями, рано или поздно будет наказан (сравните 28:18).

Притч 10:10−12. Здесь о том, как зло и добро сказываются на человеческих взаимоотношениях. «Мигающие глаза» (имеется в виду, хитро, недобро мигающие) часто символизируют в Библии злые намерения (сравните 6:13; 16:30; Пс 34:19); они, естественно, могут обернуться печалью, бедой (здесь причиняет досаду) для тех, на кого направлены. Относительно второй части стиха 10 комментарии на вторую часть стиха 8. Уста праведника — источник жизни (стих 11а), ибо то, что сходит с уст его, вселяет в слушающих утешение и бодрость (сравните 13:14; 14:27; 16:22).

Толкование второй части этого стиха в комментарии на вторую часть стиха 6. Взаимная ненависть не может не вести к раздорам между ненавидящими друг друга, но любовь покрывает (в значении «прощает») дурные поступки других людей, проявляет к грешникам снисходительность, всячески содействуя миру (1Кор 13:5; Иак 5:20; 1Пет 4:8).

Притч 10:13−14. Еще один ракурс противопоставления разумного и глупого. Первый говорит мудрые вещи, второй же подвергается неприятностям. Тут может подразумеваться и следующее: разумный легко усваивает знания, они у него всегда наготове (В устах у него), и тогда, в частности, когда их надо преподать другим; глупого же приходится сечь розгой в процессе обучения. В стихе 14 та, очевидно, мысль, что и попусту мудрые своими знаниями не разбрасываются («не мечут бисера перед свиньями»), но знают, когда, как и в каком обществе воспользоваться ими (они сберегают знание). Глупый же человек навлекает на себя беду (погибель) тем, что говорит не то и не к месту.

Притч 10:15−16. В стихе 15 — констатация житейского факта: богатство ограждает (до известной степени) от бедствий (в других стихах книги Притчей содержится предостережение против чрезмерного упования на него; 11:4; 23:4−5); первой мысли этого стиха противопоставляется вторая: всегдашняя скудость средств к существованию есть неразрешимая проблема для бедных. На тему материальной обеспеченности и притча в стихе 16. В ней говорится о том, что результаты трудов праведного гарантируют ему безбедную жизнь, тогда как успех нечестивого (то, чем он овладел, чего достиг, — подразумевается, нечестным путем) послужит лишь совершению им нового греха.

Притч 10:17. Здесь часто повторяющаяся в притчах мысль о пользе следовать добрым советам и наставлениям и о бедственном положении тех, кто не склонны принимать обличение.

Притч 10:18−20. В каждом из этих стихов рассматриваются разные аспекты «пользования словом». В стихе 18 речь о лживом слове, возбуждаемом ненавистью. Скрывающий свою ненависть к другому лжет или лицемерит, когда говорит с ним или о нем; вторая мысль стиха 18 развивает первую: говорящий ложь в адрес того, кого ненавидит, клевещет на него; клеветать же удел безрассудных.

В стихе 19 — о пользе сдерживать язык, ибо при многословии не миновать греха. В стихе 20 «языку» лгуна, клеветника, лицемера противопоставляется язык праведного, который уподоблен «отборному серебру». Ничтожество в стихе 20 означает то (в противовес серебру), что ценности вообще не имеет; таково сердце… нечестивых (т. е. вся их внутренняя суть).

Притч 10:21. Здесь пасут в значении «питают», причем «питают» не в буквальном, а в духовном смысле этого слова: слова, сходящие с уст праведного, служат полезным назиданием для многих — так может быть прочтена эта строка. Мысль же второй строки в том, что глупые не могут духовно напитать и самих себя, они страдают (умирают не обязательно следует понимать тут буквально) от недостатка разума.

Притч 10:22. Подчеркивается, что благословение Господне, которое (подразумевается) удел разумного и трудолюбивого, приносит только радость, печаль же никогда ему не сопутствует.

Притч 10:23. Отсюда и до конца главы (в большинстве стихов) «глупый», который ассоциируется с «нечестивым», противопоставляется в том или ином смысле разумному (праведному). В этом стихе кесил (глупый, твердолобый; толкование на 1:7) веселится, совершая преступное дело; противопоставление ему «разумного», которому присуща мудрость, показывает, что в библейском понимании мудрость была явлением нравственного порядка.

Притч 10:24−25. Здесь поучение Соломона имеет, вероятно, целью убедить людей, еще не до конца сформировавшихся, не имеющих большого житейского опыта, что, выбирая между нечестием и праведностью, следует иметь в виду не немедленные их плоды, а те, которые дадут о себе знать какое-то время спустя. Многие нечестивые боятся, говорит он, что ответное зло постигнет их — и так оно и происходит.

Праведники же живут под защитой Господней, и не это ли их главное желание! Бог благословляет одних и насылает бедствия на других. Так, внезапно налетевшим вихрем может быть уничтожено все имущество нечестивого, да и он сам (сравните 1:27; 6:15; 29:1); что же касается праведника, то его жизнь и благополучие зиждутся на более твердом основании (сравните 10:9, 30; 12:3).

Притч 10:26. Лень вредна не только для самого ленивого, но и для тех, кто пошлет его по какому-то поручению, либо понадеется на него в исполнении какого-нибудь дела.

Притч 10:27−30. Перспектива праведников, которые следуют путем, угодным Господу (стих 29), т. е. исполняют заповеди Его, — долголетие, добрая надежда, чувство безопасности. Нечестивые же, как правило, лишены всего этого.

Притч 10:31−32. Снова противопоставление «уст» праведных и нечестивых (сравните стихи 11−14, 18−21). В стихе 32 та мысль, что уста праведного произносят слова дельные, уместные, добрые, а уста нечестивых — такие, которые противны здравому смыслу, морали и любви.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.