Притчи 23 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда ты сидишь за столом и ешь с важным человеком, всегда помни, с кем ты.
2 Никогда не ешь слишком много, даже если ты очень голоден.
3 Не ешь слишком много того, чем он тебя угощает. Это могло быть проверкой.
4 Не губи своё здоровье ради достижения богатства. Если ты мудр, то не поддашься этому пагубному стремлению.
5 Деньги могут исчезнуть в мгновение ока, и, словно вырастив крылья, они как птицы улетят прочь.
6 Не ешь вместе со скупым и избегай его яств.
7 Он жаден и может предложить тебе пищу, но только ради приличия. На самом же деле его заботит только одно: сколько денег ему пришлось потратить.
8 И если ты съешь предложенную им еду, тебе может стать плохо, и ты будешь неловко себя чувствовать.
9 Не пытайся учить глупого, он только посмеётся над твоей мудростью.
10 Никогда не сдвигай старую межу и не отнимай землю у сирот.
11 В этом случае Господь будет против тебя.
12 Слушай учителя своего и учись всему, чему можешь.
13 Всегда наказывай ребёнка, если это нужно. Наказание ему не повредит.
14 Если накажешь его, ты можешь спасти его жизнь.
15 Сын мой, если станешь мудрым, я буду очень счастлив.
16 Счастье будет в сердце моём, когда услышу от тебя добрые слова.
17 Не завидуй злым и всегда старайся почитать Господа.
18 Тем самым ты обретёшь надежду в своём сердце, которая никогда не покинет тебя.
19 Поэтому слушай, сын мой, и будь мудрым. Всегда старайся жить праведно.
20 Не дружи с теми, кто пьёт слишком много вина и слишком много ест.
21 Пьяницы и обжоры быстро беднеют. Всё, что они делают, — это пьют, едят, спят, и вскоре у них ничего не останется.
22 Слушай, что говорит твой отец, ведь без него ты бы не родился. А также почитай мать свою, даже когда она станет старой.
23 Истина, мудрость, учение, понимание стоят денег и стоят слишком дорого, чтобы продавать их.
24 Отец доброго человека счастлив. Если дети мудры, они приносят отцу радость.
25 Пусть твои родители будут счастливы, и пусть мать твоя возрадуется.
26 Сын мой, слушай внимательно, что я говорю, пусть примером тебе будет жизнь моя.
27 Блудницы и распутные женщины подобны западне; они словно глубокий колодец, из которого невозможно выбраться.
28 Словно вор поджидает тебя блудница. Она является причиной того, что многие мужчины становятся грешниками, изменяя своим жёнам.
29 Такие люди часто ссорятся и дерутся; у них красные глаза и беды постоянно преследуют их.
30 Плохо будет тем, кто всю ночь пьёт слишком много вина и крепких напитков.
31 Так что будь осторожен с вином. Оно красиво искрится в бокале и легко пьётся.
32 Но потом оно кусает словно змея.
33 Вино будет причиной твоих странных поступков, когда помутнеет разум твой.
34 Когда ты ляжешь, тебе покажется, что ты в бурном море, находясь на мачте корабля.
35 Ты скажешь:
«Они били меня, но я этого не помню, ударили, однако я ничего не почувствовал. Теперь же не могу проснуться, мне нужно ещё выпить».

Толкование Далласской семинарии

Притч 23:1−3. Высказывание шестое. Возможно, этот совет вытекает из допущения в предыдущем стихе. Если ты удостоишься «стоять перед царем» и будешь приглашен вкушать пищу за его столом, веди себя пристойно, и если ты жаден (алчен) до лакомой пищи, сдерживай себя (поставь преграду в гортани твоей) Здесь может иметься в виду: в противном случае ты повредишь себе в глазах царя и его знатных гостей. Но на основании фразы обманчивая пища и некоторого грамматического анализа текста делается и такой вывод: тут звучит предупреждение против внешнего дружелюбия «властелина», за коим могут скрываться и зловещие планы, сравните со стихами 6−8.

Притч 23:4−5. Седьмое высказывание. Эта притча не призывает к работе «с прохладцей» или «спустя рукава», но к тому, чтобы, работая, не надрываться ради обретения богатства. Судя по англ. текстам Библии, во второй фразе стиха 4 содержится «совет» обратиться к собственной мудрости: да удержит она человека от неразумной погони за богатством, которое имеет свойство «обретать крылья» и улетать, подобно орлу, к небу (образ ненадежности и скоропреходящности земного богатства; сравните с 1Тим 6:17). Притча явно не утратила своей актуальности и в наши дни.

Притч 23:6−8. Восьмое высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного «вкушения пищи») с человеком неискренним и завистливым. На добрые слова такой откликается лишь по видимости, и кусок, съеденный у него, по всей вероятности, «выйдет горлом».

Притч 23:9. Девятое высказывание. О бесполезности давать глупцу разумные советы.

Притч 23:10−11. Десятое высказывание почти идентично по смыслу сказанному в 22:23 и 28а. комментарии на эти стихи.

3. ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 11−30 (23:12)

Притч 23:12. Этот стих вводит новую серию мудрых высказываний и схож с призывом, начинающим предыдущую серию в 22:17: умные слова надо слушать как можно внимательнее, и учение (полезное знание) — воспринимать сердцем.

4. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 11−30 (23:13 — 24:22)

Притч 23:13−14. Одиннадцатое высказывание содержит увещание строго воспитывать юношу, прибегая в случае нужды и к физическому наказанию, от которого тело его, если и пострадает, то не настолько, чтобы этого следовало опасаться, зато душа спасена будет от преисподней. Мысль о пользе воздействия на воспитуемого не только словом, но и розгою, многократно встречается в книге (к примеру, Притч 13:24; 22:15; 29:15).

Притч 23:15−16. Двенадцатое высказывание. О радости отца и учителя иметь мудрого, справедливого сына (ученика).

Притч 23:17−18. Тринадцатое высказывание. Неразумно завидовать грешникам, даже если сегодня они радуются и преуспевают: ведь в будущем их так или иначе постигнет возмездие. Надежда же живущих в страхе Господнем не обманет их.

Притч 23:19−21. Четырнадцатое высказывание как бы продолжает предыдущее, обращая внимание на один из грехов, доставляющих сугубо временное удовольствие, — на пьянство и обжорство. Слушающий отца да не предастся этому греху, который в конечном счете ведет к бедности.

Притч 23:22−23. Пятнадцатое высказывание. Первая часть (стих 22) его находит продолжение в шестнадцатом. Вторая часть в англ. текстах Библии звучит несколько иначе: «Купи истину и не продавай ее; также и мудрость и учение, и разум»; подразумевается, что для обретения оных не следует жалеть ничего, как и отказываться от них не следует «ни за какие блага».

Притч 23:24−25. В шестнадцатом высказывании, как и в первой части пятнадцатого, обращается внимание на необходимость уважительного отношения к родителям на протяжении всей их жизни (в согласии с пятой заповедью; Исх 20 12), на то, как велика радость отца и матери, родивших мудрого сына, ведущего праведный образ жизни.

Притч 23:26−28. Семнадцатое высказывание. Возвращение к теме греха (здесь греха блудодеяния; сравните с 23:20−21), спасение от которого для сына в том, чтобы следовать путями отца. Мысли сына и все сокровенное в нем да будут открыты перед отцом: отдай сердце твое мне! Опасен грех блуда, в который так часто впадают юноши. Отец сознает, насколько эта опасность реальна, отсюда горячность его призыва к сыну держаться подальше от «глубокой пропасти», которой он уподобляет развратных женщин — как профессиональных блудниц, так и чужих жен (в этой связи толкование на 2:16). сравните 6:27−35; 7:6−27.

Притч 23:29−35. Восемнадцатое высказывание. В этих стихах — самое пространное и красноречивое в Притчах предостережение против пьянства (сравните стихи 20−21; 20:1; 31:4−5). Шесть риторических вопросов в стихе 29 подразумевают горестные последствия пьянства — душевные и физические, семейные и социальные. Любители вина, приправленного пряностями, любуются наего цвет, искристость, гладкую струю (как оно ухаживаетса ровно; стих 31), не заботясь о том, что вскоре оно укусит… ужалит… как змей (стих 32).

Вино пробуждает в сердце похоть и толкает в объятия чужих жен (стих 33); это ли не коварный «укус»? В стихе 34, по-видимому, образно говорится о потере осторожности и утрате бдительности пьяным человеком. Он настолько в плену алкоголя, что лишился нормальных человеческих чувств и даже чувствительности к боли. Просыпаясь в винном угаре, он лишь ищет напиться снова (стих 35).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.