Притчи 5 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Сын мой, слушай мои мудрые поучения, будь внимателен к моим словам.
2 Тогда ты узнаешь, как правильно жить, и речи твои докажут мудрость твою.
3 Слова жены другого человека могут быть соблазнительны, а поцелуи — сладки и нежны.
4 Но в итоге она принесёт тебе только горечь и боль, которые будут горше отравы и острее меча.
5 Она идёт по тропе смерти, она и тебя сведёт в могилу.
6 Не следуй за ней, она сбилась с праведного пути и сама не ведает об этом. Будь осторожен, следуй путём жизни.
7 Теперь, сын мой, послушай меня и не забывай слов моих.
8 Будь в стороне от женщины, которая в замужестве совершает прелюбодеяние, даже не приближайся к дверям её дома.
9 Если ты сделаешь это, то потеряешь уважение людей, и другие извлекут пользу из потерянной тобой чести. Кончится всё тем, что другим людям достанется всё, для чего ты трудился всю свою жизнь.
10 Люди, тебе незнакомые, заберут всё твоё богатство, получат всё, что заработал ты.
11 Ты будешь страдать в конце своей жизни.
12 Тогда ты скажешь:
«Почему я не слушал родителей моих? Почему я не слушал учителей моих?
13 Я противился наказанию, не желал, чтобы меня поправляли.
14 Теперь я вижу, что жизнь моя погублена и все видят мой позор».
15 Вот учение о браке и половых отношениях между супругами: пей воду, которая течёт только из твоего колодца,
16 и не позволяй твоей воде выплёскиваться на улицу.
17 Это означает, что ты должен быть верен своей жене, и пусть дети твои будут только от тебя и твоей жены.
18 Поэтому будь счастлив со своей женой. Наслаждайся той, на которой женился ты, будучи молодым.
19 Она прекрасна как лань, очаровательна словно косуля. Пусть её любовь полностью удовлетворит тебя, та любовь, которая покорила тебя однажды.
20 Не позволяй жене другого пленить тебя, тебе не нужна её любовь.
21 Господь воистину видит всё, что ты делаешь, и следит за тем, куда ты идёшь.
22 Грехи злобного человека будут ему ловушкой. Они как верёвки опутают его.
23 Он умрёт, поскольку отказался от послушания, он угодит в ловушку собственных желаний.

Толкование Далласской семинарии

3. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)

В этой притче наставления отца имеют конкретную направленность: это настойчивое предостережение против прелюбодейных связей, красочное описание горьких их последствий и противопоставление им преимуществ супружеской верности. Притча завершается напоминанием о том, что грех прелюбодеяния, как и всякий другой, «не скрыт» от глаз Господа.

Притч 5:1−6. Как и другие, Притча 5 начинается с призыва слушать внимательно и затем, прислушавшись к наставлению старшего, — блюсти рассудительность и хранить знание.

Уста сына, как бы защищенные полученным знанием, противопоставляются «устам чужой жены, источающим мед» (стих 3). Сын предостерегается против ее сладких льстивых речей, льющихся, как елей. Ибо тому, кто поверил им, не избежать горьких, как полынь, последствий — болезненных, словно раны, нанесенные острым мечом (стихи 3−4). Нечистая женщина гибнет духовно, ее ждет преисподняя, да и физически она быстро «сгорает» по причине развратного образа жизни (Ноги ее нисходят к смерти; стих 5). В стихе 6 речь о том, что глупо было бы верить в постоянную привязанность такой женщины.

Притч 5:7−14. Сознавая, как быстро могут вспыхнуть чувства неопытного юноши, Соломон советует ему — во избежание соблазна — и близко не подходить к дверям дома блудницы. «Здоровье» в стихе 9 и «сила» в стихе 10, возможно, включают и понятие богатства, самоуважения, чести; в разных переводах эти места передаются неодинаково. Что касается смысла стихов 10−11, то относительно этого высказываются следующие соображения: юношу, уличенного в прелюбодейной связи с чужой женой, муж этой женщины мог — из чувства злобы и мести — заставить работать на себя, либо потребовать от него платы деньгами (сравните с Притч 6:34−35). Но это только догадка, и в Библии свидетельств или «прецедентов», подтверждающих ее, не находим. Горькое раскаяние, которым стал мучиться после юноша, прельстившийся чужой женой, предсказывается в стихах 11−14. Причем в стихе 14 имеется, вероятно, в виду предельное падение его в глазах общества.

Притч 5:15−20. В стихах 15−17 образ супружеской верности, который приобретает особое звучание в свете того, что на Ближнем Востоке, не богатом водными источниками, собственный водоем или колодезь был особенно ценен в глазах каждого хозяина. В стихах 16−17 речь может идти о детях (сравните с Чис 24:7, где потомство уподобляется потокам вод) — да не будут они рассеяны тобой «по свету» (по улице… по площадям), но да рождаются лишь от твоей жены (чтобы не принадлежать им, наряду с тобою, — чужим). Описание прелестей жены, с которой человек сошелся еще в юности, схоже с таковым в книге Песни Песней (П. Песн 4:5; образ «серны» и «лани» характерен для древневосточной любовной поэзии).

Притч 5:21−23. В стихе 21 — указание на главную причину, почему следует блюсти целомудрие: предпочитающие ему распутный образ жизни ведут его пред очами Господа, Которому известны все пути каждого человека. В стихах 22−23 подразумеваются как естественные последствия его беззакония, так и кары, посылаемые на него свыше.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.