Притчи 24 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Не завидуй злым людям. Не теряй на них время.
2 В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле.
3 Добрые дома построены на мудрости и понимании.
4 Знание наполняет их комнаты редкими и бесценными сокровищами.
5 Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает его силу.
6 Ты должен посоветоваться с мудрыми людьми, прежде чем начинать войну; тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть.
7 Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.
8 Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя как приносящего беды и никогда не будут слушать тебя.
9 Всё, что планирует глупый, — грех. Люди презирают того, кто смеётся над праведностью.
10 Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.
11 Если люди замышляют убить кого-то, ты должен его спасти.
12 Ты не можешь сказать:
«Это не моё дело ».
Господь знает твои поступки и чем руководствуешься ты. Он следит за тобой, и поэтому воздаст по делам твоим.
13 Сын мой, ешь сладкий мёд из сот, ведь он полезен для тебя.
14 Так же и мудрость полезна для тебя. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет.
15 Не будь подобен вору, который хочет украсть у доброго человека или хочет забрать его дом.
16 Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный навечно будет побеждён бедами своими.
17 Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.
18 Господь увидит, если ты радуешься этому, и решит не наказывать твоего врага.
19 Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.
20 Нет надежды у злых, и свет их погаснет.
21 Сын мой, почитай Господа и царя и не присоединяйся к тем, кто выступает против них.
22 Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов.
23 Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству.
24 Люди возненавидят судью, который освобождает виновного, и даже другие народы проклянут такого судью.
25 Но, если судья наказывает виновного, все люди будут рады его справедливости.
26 Честный ответ осчастливит всех как поцелуй в уста.
27 Не строй дом раньше, чем засеешь свои поля.
28 Не говори без причины против кого-либо, иначе всем будет очевидна твоя глупость.
29 Не говори:
«Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Я накажу его за причинённое мне зло».
30 Я прошёл мимо поля ленивого человека, мимо виноградника, принадлежащего глупому.
31 Всё на этих полях заросло сорняками, дикие виноградные лозы покрыли землю, а ограда была разрушена.
32 Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел:
33 немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма —
34 всё это сделает тебя бедным очень быстро, и вскоре у тебя ничего не останется, словно вор вломился в дом твой и всё забрал.

Толкование Далласской семинарии

Притч 24:1−2. Девятнадцатое высказывание. Не ревнуй, т. е. не завидуй злым… Аргумент? Потому что это безнравственно (подразумевается) — завидовать тому, что есть зло и источник зла и насилия. Такое же по смыслу предостережение в 23:17−18 обосновывается тем, что человек, которого не прельщают «успехи» грешников, имеет добрую надежду в Господе, и, в отличие от «злодеев» (сравните схожее высказывание в 24:19−20), он «имеет будущность».

Притч 24:3−4. Двадцатое высказывание. Мудростью благоустраивается дом — для безбедной жизни его обитателей, и для жизни достойной налаживается их домашний быт.

Притч 24:5−6. Двадцать первое высказывание о том, что мудрость и силы прибавляет (здесь подразумевается сила политическая, военная). Человек мудрый силен тем, что никакое дело, в том числе и войну, не начинает необдуманно, но — вникнув во множество поданных ему советов, чтобы принять наиболее разумные.

Притч 24:7. Двадцать второе высказывание. Образно выраженная мысль о том, что у ворот, где совещаются «отцы города», глупому человеку сказать нечего, ибо ему далеко до их мудрости.

Притч 24:8−9. Двадцать третье высказывание. Умышляющие зло совершают грех, но сами греховные помыслы рождаются лишь в головах глупцов и кощунников (буйных, распутных; 22:10 и толкование на этот стих), которые благочестивым людям отвратительны.

Притч 24:10. Двадцать четвертое высказывание констатирует, что если человек пал духом в день бедствия, то немного же силы было в нем; тут можно уловить намек на то, что и мудростью большой такой человек не обладал, ибо мудрость прибавляет силы (стих 5). В евр. тексте здесь игра слов: сразу после сарах (бедствие) стоит «сар» (буквально — «ограничена»; по-русски передано как «бедна»).

Притч 24:11−12. Двадцать пятое высказывание. Мудрость, подсказывающая человеку выход из его собственного «бедствия» (стих 10), послужит ему и при спасении других. Под «взятыми на смерть» и «обреченными» здесь едва ли подразумеваются преступники, приговоренные «к убиению» судом, скорее — жертвы насилия, несправедливости.

Возможная эгоистическая отговорка, ссылка на «незнание», заранее отвергаются. Автор притчи напоминает читающему (или слушающему) о том, что есть Бог, Испытующий сердца и знающий помыслы каждого человека и истинные мотивы каждого человеческого поступка, действия (или, напротив, бездействия): Он воздаст человеку по делам его.

Притч 24:13−14. Двадцать шестое высказывание. Сравнение мудрости с медом, которая так же «сладка» (полезна и благодатна) для души, как мед — для гортани. Мудрость — залог успешной будущности и осуществления надежд (сравните с 23:18).

Притч 24:15−16. Двадцать седьмое высказывание. С него начинаются три высказывания — предупреждения (27:29), соответствующие стихам 15−16, 17−18, 19−20.

Мысль, содержащаяся в стихах 15−16, — о бесполезности «злоумышлений» против праведника и его имущества, ибо он пребывает под Божией защитой, и потому сколько бы раз ни падал (семь — число полноты), — встанет; нечестивые же пожнут плоды своих злых умыслов (впадут в погибель).

Притч 24:17−18. Двадцать восьмое высказывание предостерегает против злорадства: сердце, «веселящееся» по причине чьего-то несчастья, даже если несчастье это постигло злого человека, врага того, кто «радуется», — неугодно Господу, настолько неугодно, что Он и наказание отвратит от заслужившего его злодея, чтобы тот, кто пострадал от него, не имел причины злорадствовать.

Притч 24:19−20. Двадцать девятое высказывание. Повторение мысли о неразумности завидовать нечестивым (сравните 23:17; 24:1), дополненное советом не держать на них гнева, потому что будущее их безотрадно, и светильник жизни их скоро угаснет.

Притч 24:21−22. Тридцатое высказывание. Часто повторяющаяся мысль о необходимости страха Господнего дополнена наставлением бояться и царя. И на этом основании «не сообщаться» с мятежниками. Ибо от Господа и царя внезапно придет на мятежников погибель, и тогда не избежать беды всякому, кто связался с ними (сравните Рим 13:1−7; 1Пет 2:13−17).

Б. Дополнительные высказывания мудрецов (24:23−34) Их здесь шесть — на тему справедливости и несправедливости в судах, лжесвидетельства, мстительности, лени.

1. ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:23−25)

Притч 24:23−25. Лицеприятие на суде осуждается во Втор 1:17; 16:19; Притч 17:15; 18:5; 28:21. Мысль о «лицеприятии» развивается в стихе 24. О недопустимости оправдания виновного образно говорится во второй части стиха 24. В стихе 25 обещается благословение тем, кто виновных обличает.

2. ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:26)

Притч 24:26. С искренним поцелуем, выражающим доброжелательное отношение к тому, кого целуют, сравнивается честный ответ на суде (буквально здесь — «слова честные и прямые»).

3. ТРЕТЬЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:27)

Притч 24:27. О приоритете полевых работ над устроением домашних дел и быта.

4. ЧЕТВЕРТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:28)

Притч 24:28. Часто повторяющееся в книге Притчей предостережение против лжесвидетельства (толкование на 6:19), которое есть нарушение 9-ойзаповеди (Исх 20:16).

5. ПЯТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:29)

Притч 24:29 Предостережение против искушения местью. Отмщение — дело Божие (Втор 32:35; Пс 93:1; Притч 20:22; Рим 12:19; Евр 10:30).

6. ШЕСТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (24:30−34)

Некоторые из этих изречений, касающиеся бездельников и их лени, схожи с таковыми в 6:6−11. Автор делится своими наблюдениями, размышляет над ними и обращается к ленивцу с предупреждением о том, что его ожидает.

Притч 24:30−31. Лень и скудоумие ассоциируются здесь. Поле и виноградник человека, которому присущи эти незавидные свойства, пребывают в крайнем небрежении.

Притч 24:32−34. Размышляя над увиденным, автор притчи извлекает из него урок, который, впрочем, адресует ленивому владельцу запущенной земли: смотри, предупреждает он, бедность явится к тебе, как прохожий (возможно, подразумевается элемент неожиданности) и, как разбойник, накинется на тебя нужда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.