«Идти ли мне против какого-либо из городов Иуды?»
Господь сказал ему:
«Иди».
Давид спросил:
«Куда мне идти?»
Господь ответил:
«В Хеврон».
«Господь благословит вас за то, что вы оказали эту милость своему господину Саулу и похоронили его.
«Пусть юноши померяются силами перед нами».
Иоав ответил:
«Хорошо, пусть так и будет».
«Ты ли это, Асаил?»
Асаил ответил:
«Да, это я».
«Перестань преследовать меня. Сверни направо или налево. Выбери одного из молодых воинов, тебе будет легко взять его оружие».
Но Асаил продолжал преследовать Авенира.
«Перестань преследовать меня, иначе мне придётся тебя убить. Как смогу я тогда смотреть в лицо твоему брату Иоаву?»
«Будем ли мы вечно сражаться и убивать друг друга? Ты же знаешь, что последствия будут печальные. Скажи своим людям: пусть перестанут преследовать своих братьев».
«Так же верно, как то, что Господь жив, если бы ты ничего сейчас не сказал, то люди преследовали бы своих братьев до утра».
2:1 Давид вопросил Господа. Будучи полностью уверенным в том, что Бог избрал его преемником Саула на израильском престоле, Давид, тем не менее, не проявляет излишней самоуверенности и не торопит события, а напротив, как это он делал ранее (напр., 1Цар 23:2, 4, 9−12; 1Цар 30:7−8), просит совета у Господа.
в Хеврон. Древний город в гористой части Иудеи (ок. 900 м над уровнем моря) в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима. В силу своего стратегически выгодного местоположения, а также ряда других причин он более всех других городов Иудеи подходил в качестве места помазания Давида на царство. Ко времени прихода евреев из Египта в землю обетованную Хеврон являлся царской столицей хананеев (Нав 10:3), однако еще с эпохи патриархов этот город был связан с историей народа Божиего (см. Быт 13:18; Быт 23:2, 19; Быт 35:27).
2:2 Ахиноама... Авигея. См. ком. к 1Цар 25:40−44.
Изреелитянка. Под Изреелем, откуда была родом Ахиноама, следует понимать упоминаемое в Нав 15:56 поселение, располагавшееся южнее Хеврона, а не более известный одноименный город на севере Израиля.
Кармилитянка. См. ком. к 1Цар 15:12; 1Цар 23:14; 1Цар 25:2.
2:4 помазали там Давида на царство. См. 1Цар 2:10 и ком. Уже будучи помазанным Самуилом в знак Божиего избрания (1Цар 16:3, 12−13), Давид теперь получает второе помазание, на этот раз в качестве царя иудейского. Третье помазание (5:3) сделает его царем и над Израилем.
Триумф Давида.
2:5 благословенны вы у Господа. Восхваляя жителей Иависа Галаадского за милость, оказанную ими Саулу, Давид, во-первых, доказывает, что он не держит зла против покойного предшественника, и, во-вторых, подготавливает почву для того, чтобы обратиться к Галааду с предложением подчиниться его власти.
2:8 взял Иевосфея. См. ком. к 1Цар 31:2. Из последующего повествования становится ясно, что последний оставшийся в живых сын Саула был всего лишь марионеткой в руках Авенира.
привел его в Маханаим. Местоположение Маханаима окончательно не установлено: известно, что этот город располагался на реке Иавок.
2:9 воцарил его над Галаадом... и над всем Израилем. В этих словах отражены, скорее, претензии Иевосфея и Авенира, чем действительное положение дел.
2:11 семь лет и шесть месяцев. См. ком. к 5:4−5.
2:12 Гаваон. Гаваон принадлежал колену Вениаминову и располагался приблизительно в восьми километрах севернее Иерусалима.
2:13 Иоав, сын Саруи. См. ком. к ст. 18.
2:14 пусть встанут юноши и поиграют пред нами. Авенир предлагает Иоаву устроить бой, в котором бы приняли участие по несколько человек от каждой из сторон. Этот бой представлял собой то же, что и единоборство Давида с Голиафом (см. ком. к 1Цар 17:4). Однако этим поединком не удалось предотвратить массового кровопролития (ст. 17:31).
2:18 три сына Саруи. Согласно 1Пар 2:16, Саруя была одной из двух сестер Давида. Следовательно, ее сыновья приходились царю племянниками.
Иоав. Будучи «начальником войска» (8:16) Давида, Иоав играл видную роль в событиях его царствования. Иоав проявил себя горячим и преданным сторонником Давида, но, в то же время, порой он выходил из подчинения царю (3:39), преследуя личные цели (3:26−27; 18:5, 9−14). При царе Соломоне за свои проступки он был казнен (3Цар 2:28−35).
Авесса. Авесса так же, как и Иоав, являлся одним из военачальников Давида (10:10; 18:2); в 23:18 о нем говорится как о «главном из трех». Асаил Асаил, как и два его брата, также упоминается среди Давидовых военачальников (23:24). В данном эпизоде рассказано об упорном преследовании Асаилом Авенира, окончившемся его гибелью от руки преследуемого (ст. 23).
2:22 тогда с каким лицем явлюсь я к Иоаву, брату твоему? Нежелание Авенира убивать своего преследователя можно объяснить не только его страхом перед возможной местью Иоава, но также и стремлением сохранить возможность компромисса с Давидом. См. ком. к ст. 26.
2:26 доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих? Авенир демонстрирует готовность примириться с Давидом; вероятно, к этому моменту он осознал, что никакая сила не сможет предотвратить воцарение Давида над всем Израилем.
2:28 затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар 13:3.
2:30−31 Большая разница в потерях, понесенных войском Давида и армией Вениамина, предопределяет дальнейший ход событий, связанных с воцарением Давида над всем Израилем.