«Это слово Давида, сына Иессея. Это послание человека, которого Всевышний сделал великим, помазанника Бога Иакова и сладкоголосого певца Израиля.
«Я бы хотел, чтобы кто-нибудь принёс мне воды из колодца возле городских ворот Вифлеема».
«Господи, я не могу пить эту воду. Разве это не кровь людей, которые ради меня рисковали своей жизнью?»
Вот почему Давид не захотел пить эту воду. Эти три героя совершили ещё много подвигов, подобных этому.
23:1−7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь.
23:1 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида.
изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24:3−4; 4Цар 9:25−26). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян 2:31).
певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов — «возлюбленного Защитника Израилева».
23:2 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар 28:11−12; Мф 22:43; Деян 1:16. О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар 16:13.
23:3 скала. См. ком. к 22:3.
владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар 12:14 и ком.
23:4 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс 71.
23:5 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7:11−16; 2Пар 13:5; 2Пар 21:7; Пс 88:3−4, 28−29; Ис 55:3; Иез 37:25−26).
23:6 нечестивые. См. ком. к 1Цар 2:12. Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида.
23:8−39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21:15−22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8−12 и 13−17), также Авесса (ст. 18−19), Ванея (ст. 20−23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24−39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар 11:10−47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.
23:8 восемьсот. В 1Пар 11:1 — «триста» (возможно, ошибка переписчика).
23:10 И даровал Господь в тот день великую победу. Это утверждение, повторенное в ст. 12, служит напоминанием о том, что не человеческая отвага обеспечивает победу — победу дарует Бог (8:6, 14).
23:13 в пещеру Оишам. См. ком. к 1Цар 22:1.
в долине Рефаимов. См. ком. к 5:18.
23:14 в укрепленном месте. См. ком. к 1Цар 23:14.
23:16 вылил ее во славу Господа. В отважном поступке этих троих людей проявилась их преданность Давиду, а тот, отказавшись пить добытую ими с риском для жизни воду (ст. 17), со своей стороны выказал свою любовь к ним.
23:18 Авесса. См. ком. к 2:18.
23:20 Ванея, сын Иодая. См. ком. к 8:18.
23:24 в числе тридцати. Возможно, это число округлено. Вполне естественно, что большая часть воинов Давида принадлежала к колену Иудину.
Асаил. См. ком. к 2:18.
Елханан. Этого человека не следует путать с Елхананом, о котором говорится в 21:19 (см. ком.).
23:29 из Гивы сынов Вениаминовых. Давид имел сторонников даже из числа жителей родного города Саула (1Цар 10:26; 1Цар 11:4).
23:30 Ванея. Этот человек — не тот Ванея, о котором говорится в ст. 20−23.
23:34 Елиам, сын Ахитофела. См. ком. к 11:3.
23:36 из Цобы. См. ком. к 8:13.
23:37 Беротянин. См. ком. к 4:3.
23:39 Урия Хеттеянин. Перечень храбрых людей Давида завершает имя Урии, против которого так тяжко согрешил Давид (гл. 11). Таким образом, данная глава оканчивается жгучим напоминанием о том, что, несмотря на все совершенное Богом ради Давида и с Его помощью, Давид был, как и все люди, грешником, нуждающимся в Божием прощении (гл. 12).
Всех тридцать семь. См. ком. к ст. 8−39.