2 Царств 23 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Вот последние слова Давида:
«Это слово Давида, сына Иессея. Это послание человека, которого Всевышний сделал великим, помазанника Бога Иакова и сладкоголосого певца Израиля.
2 Дух Господа говорит во мне. Слово Его на языке у меня.
3 Говорил Бог Израиля, сказал мне Бог, Твердыня Израиля: „Когда владычествующий над людьми справедлив, когда он правит в страхе Божьем,
4 то он подобен утреннему свету, при восходе солнца на безоблачном небе. Подобен сиянию солнечного света после дождя, от которого трава растёт из земли”.
5 Бог укрепил мою семью, со мной навеки соглашение заключив. Соглашение то вечно и надёжно, и в нём спасение моё. В нём — всё, что я желал.
6 А злые люди все подобны колючкам. Никто не может их держать в руках. И их выбрасывают.
7 А если дотронется до них человек, то они причиняют боль как копьё из дерева и меди. Да, эти люди как колючки: они будут брошены в огонь и сожжены».
8 Вот имена храбрых воинов Давида: Исбосеф ахаманитянин, был главным из трёх. В одном из боёв, он поднял своё копьё против восьмисот человек и поразил их за один раз.
9 Следующим был Елеазар, сын Додо, сына Ахохи. Елеазар был одним из трёх героев, которые были с Давидом, когда филистимлянин вызвал их (в Фасдамиме). Филистимляне собрались там на битву, а израильтяне бросились в бегство.
10 Но Елеазар же остался и поражал филистимлян до тех пор, пока его рука не устала и не прилипла к мечу. Господь принёс Израилю в тот день великую победу. Народ вернулся к Елеазару после того, как он одержал победу в битве, но только для того, чтобы собирать вещи с убитых.
11 За ним был Шамма гараритянин, сын Аге. Филистимляне собрались для битвы там, где было поле, засеянное чечевицей. Народ Израиля побежал от филистимлян.
12 Но Шамма стал посреди поля и держал свою позицию, и Господь дал Израилю великую победу в тот день.
13 Однажды во время жатвы, когда филистимляне стояли лагерем в долине Рефаимов, трое главных из тридцати героев пришли к Давиду в пещеру Одоллам.
14 В другой раз Давид был в крепости, а отряд филистимлян находился в Вифлееме.
15 Давид захотел пить и сказал:
«Я бы хотел, чтобы кто-нибудь принёс мне воды из колодца возле городских ворот Вифлеема».
16 Тогда три героя прорвались сквозь ряды филистимлян, набрали воды из колодца у ворот Вифлеема и принесли Давиду. Однако Давид отказался её пить, вылив воду на землю как приношение Господу.
17 Давид сказал:
«Господи, я не могу пить эту воду. Разве это не кровь людей, которые ради меня рисковали своей жизнью?»
Вот почему Давид не захотел пить эту воду. Эти три героя совершили ещё много подвигов, подобных этому.
18 Авесса, брат Иоава, сын Саруи, был главным из трёх героев. Он сразился с тремястами воинами и убил их своим копьём. Авесса был так же знаменит, как те три героя.
19 Он прославился даже больше, чем три героя. Авесса стал их командиром, хотя и не был одним из них.
20 Был там также и Ванея, сын Иодая, храброго человека из Кавцеила. Ванея совершал великие подвиги. Он убил двух лучших солдат, служивших в моавском войске. Однажды, когда шёл снег, Ванея спустился в яму и умертвил там льва.
21 Он же убил одного египетского воина, который был очень высокого роста. В руке египтянин держал копьё, а Ванея пошёл против него всего лишь с палкой. Он выхватил копьё из рук египтянина и убил врага его же собственным копьём.
22 Ванея, сын Иодая, совершил ещё много смелых поступков, подобных этому. Он был так же знаменит, как и три героя.
23 Ванея стал более знаменит, чем тридцать героев, но не был одним из тех троих. Давид назначил его начальником своих телохранителей.
24 Вот имена тридцати героев: Асаил, брат Иоава; Елханан, сын Додо из Вифлеема;
25 Шамма хародитянин; Елика хародитянин;
26 Хелец палтитянин; Ира, сын Икеша фекоитянина;
27 Авиезер анафофянин; Мебуннай хушатянин;
28 Залмон ахохитянин; Магарай нетофатитянин;
29 Хелев, сын Вааны нетофатитянина; Иттай, сын Рибая, из Гивы Вениаминовой;
30 Ванея пирафонянин; Иддай из Нагале-Гааша;
31 Ави-Албон арбатитянин; Азмавеф бархюмитянин;
32 Елияхба шаалбонянин; сыновья Яшена; Ионафан,
33 сын Шамма из Гарара; Ахиам, сын Шарара из Гарара;
34 Елифелет, сын Ахасбая, маахитянина; Елиам, сын Ахитофела гилонянина;
35 Хецрой кармелитянин; Паарай арбитянин;
36 Игал, сын Нафана, из Сувы; Мивхар, сын Гагрия;
37 Целек аммонитянин; Нахарай беерофянин, оруженосец Иоава, сына Саруи;
38 Ира ифриянин; Гареб ифриянин;
39 Урия хеттеянин. Всего их было тридцать семь.

Новой Женевской Библии

23:1−7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь.

23:1 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида.

изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24:3−4; 4Цар 9:25−26). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян 2:31).

певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов — «возлюбленного Защитника Израилева».

23:2 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар 28:11−12; Мф 22:43; Деян 1:16. О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар 16:13.

23:3 скала. См. ком. к 22:3.

владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар 12:14 и ком.

23:4 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс 71.

23:5 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7:11−16; 2Пар 13:5; 2Пар 21:7; Пс 88:3−4, 28−29; Ис 55:3; Иез 37:25−26).

23:6 нечестивые. См. ком. к 1Цар 2:12. Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида.

23:8−39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21:15−22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8−12 и 13−17), также Авесса (ст. 18−19), Ванея (ст. 20−23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24−39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар 11:10−47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.

23:8 восемьсот. В 1Пар 11:1 — «триста» (возможно, ошибка переписчика).

23:10 И даровал Господь в тот день великую победу. Это утверждение, повторенное в ст. 12, служит напоминанием о том, что не человеческая отвага обеспечивает победу — победу дарует Бог (8:6, 14).

23:13 в пещеру Оишам. См. ком. к 1Цар 22:1.

в долине Рефаимов. См. ком. к 5:18.

23:14 в укрепленном месте. См. ком. к 1Цар 23:14.

23:16 вылил ее во славу Господа. В отважном поступке этих троих людей проявилась их преданность Давиду, а тот, отказавшись пить добытую ими с риском для жизни воду (ст. 17), со своей стороны выказал свою любовь к ним.

23:18 Авесса. См. ком. к 2:18.

23:20 Ванея, сын Иодая. См. ком. к 8:18.

23:24 в числе тридцати. Возможно, это число округлено. Вполне естественно, что большая часть воинов Давида принадлежала к колену Иудину.

Асаил. См. ком. к 2:18.

Елханан. Этого человека не следует путать с Елхананом, о котором говорится в 21:19 (см. ком.).

23:29 из Гивы сынов Вениаминовых. Давид имел сторонников даже из числа жителей родного города Саула (1Цар 10:26; 1Цар 11:4).

23:30 Ванея. Этот человек — не тот Ванея, о котором говорится в ст. 20−23.

23:34 Елиам, сын Ахитофела. См. ком. к 11:3.

23:36 из Цобы. См. ком. к 8:13.

23:37 Беротянин. См. ком. к 4:3.

23:39 Урия Хеттеянин. Перечень храбрых людей Давида завершает имя Урии, против которого так тяжко согрешил Давид (гл. 11). Таким образом, данная глава оканчивается жгучим напоминанием о том, что, несмотря на все совершенное Богом ради Давида и с Его помощью, Давид был, как и все люди, грешником, нуждающимся в Божием прощении (гл. 12).

Всех тридцать семь. См. ком. к ст. 8−39.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.