1 These are the last words of David:
“David, the son of Jesse, speaks —
David, the man who was raised up so high,
David, the man anointed by the God of Jacob,
David, the sweet psalmist of Israel.a
his words are upon my tongue.
The Rock of Israel said to me:
‘The one who rules righteously,
who rules in the fear of God,
like a morning without clouds,
like the gleaming of the sun
on new grass after rain.’
Yes, he has made an everlasting covenant with me.
His agreement is arranged and guaranteed in every detail.
He will ensure my safety and success.
for they tear the hand that touches them.
they will be totally consumed by fire.”
David’s Mightiest Warriors
8 These are the names of David’s mightiest warriors. The first was Jashobeam the Hacmonite,b who was leader of the Threec — the three mightiest warriors among David’s men. He once used his spear to kill 800 enemy warriors in a single battle.d
David’s Thirty Mighty Men
18 Abishai son of Zeruiah, the brother of Joab, was the leader of the Thirty.g He once used his spear to kill 300 enemy warriors in a single battle. It was by such feats that he became as famous as the Three.
Asahel, Joab’s brother;
Elhanan son of Dodo from Bethlehem;
Elika from Harod;
Ira son of Ikkesh from Tekoa;
Sibbecail from Hushah;
Maharai from Netophah;
Ithain son of Ribai from Gibeah (in the land of Benjamin);
Huraio from Nahale-gaashp;
Azmaveth from Bahurim;
the sons of Jashen;
Jonathan
Ahiam son of Sharar from Harar;
Eliam son of Ahithophel from Giloh;
Paarai from Arba;
Bani from Gad;
Naharai from Beeroth, the armor bearer of Joab son of Zeruiah;
Gareb from Jattir;
There were thirty-seven in all.
23:1−7 В своих «последний словах» Давид ведет речь о завете, который заключил с ним Господь.
23:1 последние слова Давида. В настоящем контексте выражение «последние слова» может означать, что они представляют собой последнее поэтическое произведение Давида.
изречение. Или «речь». Под данным словом очень часто, хотя и не во всех случаях, подразумевали пророчество (напр., Чис 24:3−4; 4Цар 9:25−26). Сам Давид также иногда вкладывал в него такой смысл (см. ст. 2 и ком.; Деян 2:31).
певца Израилева. Другой в равной степени допустимый вариант перевода этих слов — «возлюбленного Защитника Израилева».
23:2 Дух Господень говорит во мне. О Давиде, действующем и говорящем по Божественному вдохновению, см. 1Пар 28:11−12; Мф 22:43; Деян 1:16. О том, что на Давиде почил Дух Божий, говорится также в 1Цар 16:13.
23:3 скала. См. ком. к 22:3.
владычествующий над людьми будет праведен... в страхе Божием. Праведным владыкой может быть лишь тот, кто неизменно придерживается надлежащих отношений с Богом. О значении слов «страх Божий» см. 1Цар 12:14 и ком.
23:4 на рассвете утра ... от сияния после дождя вырастает трава из земли. Заключенная в праведном правлении благодать просвещает, придает силы и делает плодотворным труд. Более полное развитие этой темы см. в Пс 71.
23:5 не так ли дом мой у Бога? Уверенность Давида основывается не на ощущении собственной праведности, а, как становится ясно из следующей строки, на вечном завете, который по милосердию Своему заключил с ним Бог (7:11−16; 2Пар 13:5; 2Пар 21:7; Пс 88:3−4, 28−29; Ис 55:3; Иез 37:25−26).
23:6 нечестивые. См. ком. к 1Цар 2:12. Возможно, здесь имеются в виду те, кто противился владычеству Давида.
23:8−39 Представленный в данных стихах перечень «храбрых у Давида» дополняет более краткий перечень в 21:15−22. Как следует из ст. 39, всех воинов, названных в предыдущих стихах, должно быть тридцать семь; очевидно, сюда входят две группы из трех воинов каждая (ст. 8−12 и 13−17), также Авесса (ст. 18−19), Ванея (ст. 20−23) и те двадцать девять, которые перечислены в ст. 24−39. Однако здесь существуют разнообразные текстологические и иные трудности. По некоторым подсчетам, в данной главе перечисляются тридцать шесть «храбрых», к числу которых тридцать седьмым можно добавить Иоава. В 1Пар 11:10−47 представлен иной перечень, который пополнен более чем пятнадцатью новыми именами, а общий итог отсутствует.
23:8 восемьсот. В 1Пар 11:1 — «триста» (возможно, ошибка переписчика).
23:10 И даровал Господь в тот день великую победу. Это утверждение, повторенное в ст. 12, служит напоминанием о том, что не человеческая отвага обеспечивает победу — победу дарует Бог (8:6, 14).
23:13 в пещеру Оишам. См. ком. к 1Цар 22:1.
в долине Рефаимов. См. ком. к 5:18.
23:14 в укрепленном месте. См. ком. к 1Цар 23:14.
23:16 вылил ее во славу Господа. В отважном поступке этих троих людей проявилась их преданность Давиду, а тот, отказавшись пить добытую ими с риском для жизни воду (ст. 17), со своей стороны выказал свою любовь к ним.
23:18 Авесса. См. ком. к 2:18.
23:20 Ванея, сын Иодая. См. ком. к 8:18.
23:24 в числе тридцати. Возможно, это число округлено. Вполне естественно, что большая часть воинов Давида принадлежала к колену Иудину.
Асаил. См. ком. к 2:18.
Елханан. Этого человека не следует путать с Елхананом, о котором говорится в 21:19 (см. ком.).
23:29 из Гивы сынов Вениаминовых. Давид имел сторонников даже из числа жителей родного города Саула (1Цар 10:26; 1Цар 11:4).
23:30 Ванея. Этот человек — не тот Ванея, о котором говорится в ст. 20−23.
23:34 Елиам, сын Ахитофела. См. ком. к 11:3.
23:36 из Цобы. См. ком. к 8:13.
23:37 Беротянин. См. ком. к 4:3.
23:39 Урия Хеттеянин. Перечень храбрых людей Давида завершает имя Урии, против которого так тяжко согрешил Давид (гл. 11). Таким образом, данная глава оканчивается жгучим напоминанием о том, что, несмотря на все совершенное Богом ради Давида и с Его помощью, Давид был, как и все люди, грешником, нуждающимся в Божием прощении (гл. 12).
Всех тридцать семь. См. ком. к ст. 8−39.