2 Samuel 8 глава

Samuel
New Living Translation → Новой Женевской Библии

New Living Translation

David’s Military Victories

1 After this, David defeated and subdued the Philistines by conquering Gath, their largest town.a
2 David also conquered the land of Moab. He made the people lie down on the ground in a row, and he measured them off in groups with a length of rope. He measured off two groups to be executed for every one group to be spared. The Moabites who were spared became David’s subjects and paid him tribute money.
3 David also destroyed the forces of Hadadezer son of Rehob, king of Zobah, when Hadadezer marched out to strengthen his control along the Euphrates River.
4 David captured 1,000 chariots, 7,000 charioteers,b and 20,000 foot soldiers. He crippled all the chariot horses except enough for 100 chariots.
5 When Arameans from Damascus arrived to help King Hadadezer, David killed 22,000 of them.
6 Then he placed several army garrisons in Damascus, the Aramean capital, and the Arameans became David’s subjects and paid him tribute money. So the LORD made David victorious wherever he went.
7 David brought the gold shields of Hadadezer’s officers to Jerusalem,
8 along with a large amount of bronze from Hadadezer’s towns of Tebahc and Berothai.
9 When King Toi of Hamath heard that David had destroyed the entire army of Hadadezer,
10 he sent his son Joram to congratulate King David for his successful campaign. Hadadezer and Toi had been enemies and were often at war. Joram presented David with many gifts of silver, gold, and bronze.
11 King David dedicated all these gifts to the LORD, as he did with the silver and gold from the other nations he had defeated —
12 from Edom,d Moab, Ammon, Philistia, and Amalek — and from Hadadezer son of Rehob, king of Zobah.
13 So David became even more famous when he returned from destroying 18,000 Edomitese in the Valley of Salt.
14 He placed army garrisons throughout Edom, and all the Edomites became David’s subjects. In fact, the LORD made David victorious wherever he went.
15 So David reigned over all Israel and did what was just and right for all his people.
16 Joab son of Zeruiah was commander of the army. Jehoshaphat son of Ahilud was the royal historian.
17 Zadok son of Ahitub and Ahimelech son of Abiathar were the priests. Seraiah was the court secretary.
18 Benaiah son of Jehoiada was captain of the king’s bodyguard.f And David’s sons served as priestly leaders.g

Новой Женевской Библии

8:1 Давид поразил Филистимлян и смирил их. В перечне военных побед Давида на первом месте, с полным на то основанием, названа победа над филистимлянами, на всем протяжении первых двух книг Царств выступающими в качестве злейших врагов Израиля (напр., 3:18; 1Цар 9:16). С филистимлянами Давид сражался гораздо более успешно, чем Саул (1Цар 14:52; см. также ком. к 5:25).

взял... Мефег-Гаамма. Поселение с названием Мефег-Гаамм нигде более не упоминается (ср., однако, «холм Амма», 2:24). Можно предположить, что Мефег и Гаамм — имена не собственные, а нарицательные. Их сочетание буквально переводится как «бразды правления», а вся фраза в таком случае звучит так: «Взял Давид бразды правления из рук филистимлян». В книге Паралипоменон рассматриваемому здесь месту соответствуют слова «взял Геф и зависящие от него города из руки Филистимлян» (1Пар 18:1). Первые талмудисты, стремясь согласовать между собой тексты книги Царств и Паралипоменона, предлагали такое их толкование: Геф был главным городом Филистинии, и, следовательно, взять в свои руки Геф — то же, что взять бразды правления всей страной.

8:2 Моавитян. См. Быт 19:37; 1Цар 22:3 и ком.

отмерил две веревки. Давид ослабил своих врагов моавитян, уничтожив две трети этого народа, и сделал их своими данниками. О причинах такой политики Давида в отношении народа, которому он в свое время доверил жизнь своих близких (1Цар 22:3), ничего не известно.

8:3 поразил Давид Адраазара. Имя Адраазар, по всей видимости, составлено из двух слов: из имени сирийского бога бури и грома — Адад и слова «азар» (или «езер»), т.е. «помощь». Таким образом, имя сувского царя можно перевести как «Адад — (моя) подмога». Потерпев поражение от Давида, Адраазар вскоре снова выступил против него в союзе с аммонитянами (10:15−19). царя Сувского. Сува — область в Сирии севернее Дамаска. Уже в царствование Саула у израильтян было столкновение с «царями Сувы» (1Цар 14:47).

8:4 подрезал Давид жилы у всех коней колесничных. Согласно Втор 17:16, цари израильские не должны были «умножать себе коней», однако позднее сыновья Давида Авессалом и Адония готовились отстаивать свои претензии на престол, приготовив множество коней и колесниц, перед которыми поставили бежать пятьдесят человек (15:1; 3Цар 1:50; см. предупреждение Самуила в 1Цар 8:11). Третий же сын Давида Соломон особенно прославился своими боевыми колесницами (3Цар 4:2−28; 3Цар 9:22; 3Цар 10:2−29).

8:5 Сирийцы. См. Быт 10:22−23; Быт 25:20; Втор 26:5.

8:6 хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. См. ком. к 5:10; 7:4−17.

взял... весьма много меди. Впоследствии Соломон использовал эту медь для строительства храма (1Пар 18:8).

8:11 Их также посвятил царь Давид Господу. Возможно, этот поступок Давида означал начало приготовлений к строительству храма, которое предстояло осуществить его сыну Соломону (1Пар 22:1−5, 14; 1Пар 29:1−5, 16−19).

8:13 сделал Давид себе имя. См. 7:9.

в долине Соленой. Долина Соленая находилась южнее или юго-западнее Мертвого моря. В 1Пар 18:12 убийство восемнадцати тысяч идумеян приписывается Авессе. Это расхождение между двумя книгами может быть объяснено закрепившейся в одной из них ошибкой переписчика, однако, с другой стороны, с большим основанием можно предположить, что Авесса, будучи одним из военачальников Давида, непосредственно командовал израильским войском в этой битве, в связи с чем и назван летописцем победителем идумеян.

8:15 творил Давид суд и правду. Правление Давида характеризуется не только победами над врагами (ст. 1−14), но также «правосудием и правдой», критерием которых служили «права царства» (1Цар 10:25) и закон Моисеев (3Цар 2:3; ср. Неем 9:13). Последующие цари из рода Давидова, несмотря на призывы пророков (Иер 22:3), не всегда следовали примеру своего предка, в результате чего им в конце концов пришлось стать свидетелями разрушения Иерусалима (предсказанного им бедствия, см. Иер 22:5; ср. 52:12−14). Но еще до этого события Израиль начал возлагать надежды на «отрасль праведную» дома Давидова, на то, что «воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер 23:5 ;ср. 33:15). См. ком. к 7:4−17.

над всем народом своим. См. 5:12 и ком.

8:16 Иоав. См. ком. к 2:18.

дееписателем. Эта должность упоминается здесь впервые в ВЗ. Из-за недостаточности сведений описать обязанности дееписателя затруднительно. Он являлся кем-то вроде хранителя государственных актов, государственного секретаря или — и это, возможно, самая близкая из аналогий — царского герольда. Иосафат продолжал занимать эту должность и в царствование Соломона (3Цар 4:3).

8:17 Садок, сын Ахитува. Согласно 1Пар 6:3−8, 50−53, он был левитом и через Елеазара возводил свой род к Аарону. Наряду с Авиафаром, внуком Ахитува (1Цар 22:20; этого Ахитува не следует путать с отцом Садока, носившим то же имя), Садок назван здесь одним из двух священников Давида. В царствование Соломона Авиафар был отстранен от первосвященнического служения за то, что поддержал Адонию в его притязаниях на престол (3Цар 1:7, 8), а его место занял Садок (3Цар 2:35). Отстранение Авиафара от служения явилось довершением Божиего суда над домом Илия (см. 1Цар 2:31 и ком.). Род же Садока становится в дальнейшем наиболее выдающимся родом священников (Езд 7:1−2; Иез 40:46; Иез 43:19; Иез 44:15).

Сераия — писцом. Имя писца воспроизводится в тексте ВЗ по-разному (Суса — в 20:25 и 1Пар 18:16; Сива — в 3Цар 4:3), и это обстоятельство заставляет предположить, что он был не израильтянином, а происходил родом, скорее всего, из Египта, страны с древними традициями письма и государственной службы. В Израиле, судя по всему, писцы входили в число наиболее высокопоставленных чиновников (4Цар 12:10; 4Цар 25:19).

8:18 Ванея. Ванее, имеющему на своем счету значительные военные заслуги (23:20−22), в будущем представится случай продемонстрировать глубокую преданность Давиду и Соломону (3Цар 1:8, 36−37), а убив по приказанию Соломона Иоава, он станет главным царским военачальником (3Цар 2:34−35; 3Цар 4:4).

над Хелефеями и Фелефеями. См. ком. к 1Цар 30:14.

первыми при дворе. В древнееврейском тексте данной фразы стоит слово «священниками». Вообще маловероятно, чтобы царские сыновья могли быть священниками. Можно, однако, предположить, что, обосновавшись в Иерусалиме, Давид решил возобновить служение царя-священника по образцу Мелхиседека, который являлся одновременно «царем Салимским» и «священником Бога Всевышнего» (Быт 14:18; ср. Пс 109:4). В книге Паралипоменон (1Пар 18:17) вместо «священниками» сказано «первыми при царе». Вероятнее всего, сыновья Давида были кем-то вроде дворцовых управляющих или распорядителей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.