2 Samuel 5 глава

Samuel
New Living Translation → Новой Женевской Библии

New Living Translation

David Becomes King of All Israel

1 Then all the tribes of Israel went to David at Hebron and told him, “We are your own flesh and blood.
2 In the past,a when Saul was our king, you were the one who really led the forces of Israel. And the LORD told you, ‘You will be the shepherd of my people Israel. You will be Israel’s leader.’”
3 So there at Hebron, King David made a covenant before the LORD with all the elders of Israel. And they anointed him king of Israel.
4 David was thirty years old when he began to reign, and he reigned forty years in all.
5 He had reigned over Judah from Hebron for seven years and six months, and from Jerusalem he reigned over all Israel and Judah for thirty-three years.

David Captures Jerusalem

6 David then led his men to Jerusalem to fight against the Jebusites, the original inhabitants of the land who were living there. The Jebusites taunted David, saying, “You’ll never get in here! Even the blind and lame could keep you out!” For the Jebusites thought they were safe.
7 But David captured the fortress of Zion, which is now called the City of David.
8 On the day of the attack, David said to his troops, “I hate those ‘lame’ and ‘blind’ Jebusites.b Whoever attacks them should strike by going into the city through the water tunnel.c” That is the origin of the saying, “The blind and the lame may not enter the house.”d
9 So David made the fortress his home, and he called it the City of David. He extended the city, starting at the supporting terracese and working inward.
10 And David became more and more powerful, because the LORD God of Heaven’s Armies was with him.
11 Then King Hiram of Tyre sent messengers to David, along with cedar timber and carpenters and stonemasons, and they built David a palace.
12 And David realized that the LORD had confirmed him as king over Israel and had blessed his kingdom for the sake of his people Israel.
13 After moving from Hebron to Jerusalem, David married more concubines and wives, and they had more sons and daughters.
14 These are the names of David’s sons who were born in Jerusalem: Shammua, Shobab, Nathan, Solomon,
15 Ibhar, Elishua, Nepheg, Japhia,
16 Elishama, Eliada, and Eliphelet.

David Conquers the Philistines

17 When the Philistines heard that David had been anointed king of Israel, they mobilized all their forces to capture him. But David was told they were coming, so he went into the stronghold.
18 The Philistines arrived and spread out across the valley of Rephaim.
19 So David asked the LORD, “Should I go out to fight the Philistines? Will you hand them over to me?”
The LORD replied to David, “Yes, go ahead. I will certainly hand them over to you.”
20 So David went to Baal-perazim and defeated the Philistines there. “The LORD did it!” David exclaimed. “He burst through my enemies like a raging flood!” So he named that place Baal-perazim (which means “the Lord who bursts through”).
21 The Philistines had abandoned their idols there, so David and his men confiscated them.
22 But after a while the Philistines returned and again spread out across the valley of Rephaim.
23 And again David asked the LORD what to do. “Do not attack them straight on,” the LORD replied. “Instead, circle around behind and attack them near the poplarf trees.
24 When you hear a sound like marching feet in the tops of the poplar trees, be on the alert! That will be the signal that the LORD is moving ahead of you to strike down the Philistine army.”
25 So David did what the LORD commanded, and he struck down the Philistines all the way from Gibeong to Gezer.

Новой Женевской Библии

5:1 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины».

кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19:12−13; Быт 29:14; Суд 9:2). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем.

5:2 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника (1Цар 17:32, 45−47; 1Цар 18:7, 13, 16; 1Цар 25:28).

сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар 16:1).

будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически — для обозначения Бога (напр., Быт 48:15; Быт 49:24; Пс 22:1; Пс 79:2), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин 10:11; 1Пет 5:4; Евр 13:20; Откр 7:17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7:7; Чис 27:15−17).

5:3 заключил с ними царь Давид завет. См. 3:21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20:1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль (3Цар 12:16).

помазали Давида в цари. См. ком. к 2:4.

5:4−5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2:10; 1Цар 13:1; 3Цар 14:21; 3Цар 22:42). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем.

5:6 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город (Суд 1:8), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев (Нав 15:63; Суд 1:21). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных.

Иерусалим: «город Давидов».

но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом — в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар 17:54).

5:7 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе — первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар 19:21; Ис 2:3) и даже весь народ израильский (напр., Пс 149:2; Ис 46:13). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс13:7; Ис 4:4; Плач 4:11).

5:10 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар 16:18 и ком.).

5:11 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар 5:1−12; 3Цар 9:11).

5:12 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8:15).

5:17 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы.

пошел в крепость. См. ком. к 1Цар 23:14.

5:18 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21:16 и ком.; 23:13; Нав 15:8; 18:16).

5:19 вопросил Давид Господа. См. ком. 2:1.

5:20 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима.

5:21 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1Цар, гл. 4, особ. ст. 2).

Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар 5:2. В 1Пар 14:12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем».

5:24 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар 7:6, где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней».

пошел Господь пред тобою. Господь — это «муж брани» (Исх 15:3), идущий на битву впереди народа Своего (Исх 14:14; Втор 1:30).

5:25 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана (1Цар 14:31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.