2 Царств 5 глава

Вторая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Все роды Израиля пришли к Давиду в Хеврон и сказали:
— Мы — твоя плоть и кровь.
2 Даже прежде, когда нашим царем был Саул, ты водил израильтян в бой. Господь сказал тебе: «Ты будешь пасти Мой народ, Израиль, и станешь его правителем».
3 Когда все старейшины Израиля пришли к царю Давиду в Хеврон, он заключил с ними в Хевроне союз перед Господом, и они помазали Давида в цари над Израилем.
4 Давиду было тридцать лет, когда он стал царем, и правил он сорок лет.
5 В Хевроне он правил Иудеей семь лет и шесть месяцев, а в Иерусалиме он правил всем Израилем и Иудеей тридцать два года.
6 Царь со своими людьми пошел на Иерусалим против живших там иевусеев. Иевусеи сказали Давиду:
— Ты не войдешь сюда; тебя отгонят даже слепые и хромые. — Они думали: «Давид не сможет войти сюда».
7 Но Давид захватил укрепление Сион, что ныне Город Давида.
8 В тот день Давид сказал:
— Пусть всякий разящий иевусеев проберется к этим «хромым и слепым», ненавидящим душу Давида[12], через водопроводный туннель.
Вот почему говорится: «Слепой и хромой не войдут во дворец».[13]
9 Давид обосновался в укреплении, и оно стало называться Городом Давида. Он обстроил его кругом от Милло[14] и внутри.
10 Давид становился всё сильнее и сильнее, потому что с ним был Господь, Бог Сил[15].
11 Хирам, царь Тира, отправил к Давиду послов, кедровые бревна, а также плотников и каменщиков, которые построили Давиду дворец.
12 Давид понял, что Господь утвердил его царем над Израилем и вознес его царство ради Своего народа Израиля.
13 Покинув Хеврон, Давид взял себе в Иерусалиме ещё наложниц и жен, и у него родились ещё сыновья и дочери.
14 Вот имена детей, которые родились у него там: Шаммуа, Шовав, Нафан, Соломон,
15 Ивхар, Элишуа, Нефег, Иафия,
16 Элишама, Элиада и Элифелет.
17 Услышав о том, что Давид помазан в цари над Израилем, все филистимляне отправились искать его, но Давид, узнав об этом, спустился в укрепление.
18 Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаим.
19 Давид спросил Господа:
— Идти ли мне на филистимлян? Отдашь ли Ты их мне?
Господь ответил ему:
— Иди, Я непременно отдам филистимлян в твои руки.
20 Давид пошел к Баал-Перациму и разбил их там. Он сказал:
— Как прорвавшаяся вода, Господь разбил моих врагов.
Поэтому то место и было названо «Баал-Перацим».[16]
21 Филистимляне бросили там своих идолов, а Давид и его люди унесли их.
22 Филистимляне снова пришли и расположились в долине Рефаим.
23 Давид спросил Господа, и Тот ответил:
— Не нападай на них отсюда, но обойди их с тыла и напади на них со стороны бальзамовых деревьев.
24 Как только ты услышишь в вершинах бальзамовых деревьев шум, как от шагов, тотчас же выступай в бой, потому что Господь вышел перед тобой, чтобы разбить войско филистимлян.
25 Давид сделал так, как повелел ему Господь, и разил филистимлян всю дорогу от Гаваона[17] до Гезера.

Новой Женевской Библии

5:1 все колена Израилевы. Точнее, их предводители. Древнееврейское слово, означающее «колена», «племена», имело также значение «предводители», «старейшины».

кости твои и плоть твоя. Парафраза, выражающая родственную связь (ср. 19:12−13; Быт 29:14; Суд 9:2). То обстоятельство, что Давид являлся израильским старейшинам соплеменником, было первой из трех причин, в силу которых те пожелали видеть его своим царем.

5:2 ты выводил и вводил Израиля. Или: «ты предводил Израиль в военных сражениях». Второй причиной, по которой старейшины Израиля пожелали видеть Давида своим царем (см. ком. к ст. 1), были его удачные действия в качестве военачальника (1Цар 17:32, 45−47; 1Цар 18:7, 13, 16; 1Цар 25:28).

сказал Господь тебе. Третьей причиной, по которой Давид был призван на израильский престол, явилось его избрание Господом (см. 1Цар 16:1).

будешь пасти народ Мой. Образ пастыря часто используется в Библии метафорически — для обозначения Бога (напр., Быт 48:15; Быт 49:24; Пс 22:1; Пс 79:2), Сына Его Иисуса Христа (см., напр., Ин 10:11; 1Пет 5:4; Евр 13:20; Откр 7:17), а также, как в данном случае, того или иного человека, которого Господь поставил руководить другими людьми (см., напр., 7:7; Чис 27:15−17).

5:3 заключил с ними царь Давид завет. См. 3:21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20:1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль (3Цар 12:16).

помазали Давида в цари. См. ком. к 2:4.

5:4−5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2:10; 1Цар 13:1; 3Цар 14:21; 3Цар 22:42). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем.

5:6 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город (Суд 1:8), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев (Нав 15:63; Суд 1:21). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных.

Иерусалим: «город Давидов».

но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом — в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар 17:54).

5:7 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе — первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар 19:21; Ис 2:3) и даже весь народ израильский (напр., Пс 149:2; Ис 46:13). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс13:7; Ис 4:4; Плач 4:11).

5:10 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар 16:18 и ком.).

5:11 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар 5:1−12; 3Цар 9:11).

5:12 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8:15).

5:17 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы.

пошел в крепость. См. ком. к 1Цар 23:14.

5:18 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21:16 и ком.; 23:13; Нав 15:8; 18:16).

5:19 вопросил Давид Господа. См. ком. 2:1.

5:20 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима.

5:21 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1Цар, гл. 4, особ. ст. 2).

Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар 5:2. В 1Пар 14:12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем».

5:24 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар 7:6, где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней».

пошел Господь пред тобою. Господь — это «муж брани» (Исх 15:3), идущий на битву впереди народа Своего (Исх 14:14; Втор 1:30).

5:25 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана (1Цар 14:31).

Примечания:

 
Новый русский перевод
8 [12] — Или: которых ненавидит Давид.
8 [13] — Смысл ст. 8 в евр. тексте неясен.
9 [14] — Искусственная земляная платформа, удерживаемая стеной или стенами, на которой находились здания.
10 [15]Сил. Евр. Цевао́т; так же в других местах книги.
20 [16] — Это название означает: Господь прорыва.
25 [17] — Так в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте: от Гевы. См. 1Пар 14:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.