2 Царств 16 глава

Вторая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Когда Давид немного спустился с вершины горы, ему неожиданно встретился Цива, слуга Мефи-Бошета. У него была пара оседланных ослов, навьюченных двумястами хлебами, сотней связок изюма, сотней связок инжира и бурдюком вина.
2 Царь спросил Циву:
— Для чего это у тебя?
Цива ответил:
— Ослы для того, чтобы на них ездил дом царя, хлеб и плоды — в пищу юношам, а вино — чтобы подкрепить тех, кто ослабеет в пустыне.
3 Тогда царь спросил:
— А где же внук твоего господина?
Цива ответил ему:
— Он сейчас в Иерусалиме, потому что думает: «Сегодня дом Израиля вернет мне царство моего деда».
4 Тогда царь сказал Циве:
— Всё, что ранее принадлежало Мефи-Бошету, теперь твое.
— Низко кланяюсь тебе, господин мой царь, — сказал Цива. — Да найду я расположение в твоих глазах.
5 Когда Давид приблизился к Бахуриму, оттуда вышел человек, который был из того же клана, что и семья Саула. Его звали Шимей, сын Геры; он шёл и проклинал.
6 Он бросал в Давида и его приближенных камнями, несмотря на то что и справа, и слева от Давида были его воины и стража.
7 Проклиная, Шимей говорил:
— Вон! Вон! Убийца! Негодяй!
8 Господь воздал тебе за всю кровь, пролитую тобой в доме Саула, вместо которого ты воцарился. Господь отдал царство твоему сыну Авессалому. А ты попал в беду, потому что ты — убийца!
9 Авишай, сын Саруи, сказал царю:
— Почему этот мертвый пес проклинает моего господина, царя? Позволь мне пойти и снести ему голову.
10 Но царь сказал:
— Что у вас со мной общего, сыновья Саруи? Если он проклинает, потому что Господь сказал ему: «Прокляни Давида», то кто может сказать: «Зачем ты это делаешь?»
11 Давид сказал Авишаю и всем своим приближенным:
— Мой сын, который рожден от моей плоти, пытается отнять у меня жизнь. Что же тогда говорить об этом вениамитянине! Оставьте его; пусть проклинает, потому что так сказал ему Господь.
12 Может быть, Господь увидит мое горе и воздаст мне добром за проклятия, которые я слышу сегодня.
13 И Давид со своими людьми снова тронулся в путь, а Шимей шёл по склону горы напротив него, проклиная на ходу и бросая в него камни и пыль.
14 Царь и все люди, которые были с ним, добрались до Иордана[58] утомленными и остановились там на отдых.
15 А тем временем Авессалом и все израильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними.
16 И когда аркитянин Хусий, друг Давида, пришёл к Авессалому, он сказал ему:
— Да здравствует царь! Да здравствует царь!
17 Авессалом спросил Хусия:
— Такова-то твоя верность своему другу? Почему ты не пошел с ним?
18 Хусий сказал Авессалому:
— Нет, я на стороне того, кого избрал Господь, этот народ и все израильтяне, и с ним останусь.
19 Да и кому я буду служить? Разве не его сыну? Точно так же, как я служил твоему отцу, я буду служить тебе.
20 Авессалом сказал Ахитофелу:
— Дай[59] нам совет. Что нам делать?
21 Ахитофел ответил:
— Спи с наложницами своего отца, которых он оставил присматривать за дворцом. Тогда весь Израиль услышит, что ты сделался ненавистным отцу, и руки всех, кто на твоей стороне, укрепятся.
22 Авессалому разбили шатер на крыше дворца, и он спал с наложницами своего отца на глазах у всего Израиля.
23 В те дни совет, данный Ахитофелом, считался, как если бы кто вопрошал Божье слово. Таков был всякий совет Ахитофела и для Давида, и для Авессалома.

Новой Женевской Библии

16:1 Сива. См. 9:2.

Мемфивосфея. См. ком. к 4:4.

16:5 Бахурима. См. ком. к 3:16.

Семей. Как родич Саула, Семей не мог простить Давиду, что тот занимает трон, некогда принадлежавший Саулу.

сын Геры. См. Быт 46:21; Суд 3:15; 1Пар 8:3, 5, 7. Тот факт, что Семей везде представлен с уточняющей оговоркой «сын Геры» (19:16, 18; 3Цар 2:8), вызван распространенностью его имени, неоднократно встречающегося в ВЗ (3Цар 4:18; 1Пар 4:26).

16:8 Господь обратил на тебя. Семей прав, рассматривая бедствия Давида как кару Божию, но ошибается, когда утверждает, что наказан Давид за узурпацию израильского престола и гибель многих представителей дома Саулова. Несчастья, обрушившиеся на Давида, следует считать расплатой за грехи — прелюбодеяние с Вирсавией и убийство Урии Хеттеянина, — наступившей по слову Божиему: «вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего» (12:11).

16:9 Авесса, сын Саруин. См. ком. к 2:18.

мертвый пес. См. ком. к 1Цар 24:15.

16:11 оставьте его, пусть злословит. Давид не прерывает поносящего его Семея, руководствуясь несколькими соображениями: 1) быть может, понося Давида, Семей выполняет волю Господа (ст. 10); 2) если собственный сын жаждет смерти своего отца, то стоит ли винить того, чьи близкие пострадали от руки Давида; 3) если злословие несправедливо, Господь воздает за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 12). Такая готовность смиренно принять суд Господа характерна для Давида (12:20; 15:26) и, кроме того, заставляет вспомнить священника Илия в лучшие моменты его жизни (см. ком. к 1Цар 3:18).

16:12 воздаст мне Господь благостью. В ст. 8 Семей злословит Давида, утверждая, что Господь обратил на него Свой гнев за гибель многих из дома Саулова. В данном же стихе Давид выражает надежду на то, что Господь вознаградит его за то уничижение, которое он претерпел от Семея (см. ком. к ст. 11).

16:15 Ахитофел. См. ком. к 11:3.

16:16 Хусий Архитянин. См. ком. к 15:32.

16:17−19 Видимое недоверие Авессалома к «другу Давидову» рассеивается после мудрого ответа Хусия, что он будет служить тому, кого избрал Господь и народ Израиля, и будет предан сыну так же, как был предан отцу. В его словах нет обмана, поскольку высказанным выше условиям Авессалом никак не соответствует.

16:21 войди к наложницам отца твоего. Если до этого и существовала какая-либо возможность примирения между отцом и сыном, то, вняв совету Ахитофела и войдя к наложницам Давида, оставленным им для «хранения дома» (15:16; о наложницах см. 5:13), Авессалом уничтожил ее. Подобный поступок мог свидетельствовать только о непреклонной решимости Авессалома занять отцовский престол (3:7; 12:8; 3Цар 2:22). Но каковы бы ни были мотивы Авессалома, его греховное беззаконие не могло не вызвать гнева Господа и последующего справедливого наказания (Лев 18).

16:22 на кровле. См. ком. к 11:2.

и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. Так исполнился суд Божий, возвещенный Давиду через Нафана (12:11−12).

Примечания:

 
Новый русский перевод
14 [58]До Иордана. Так в одном из древн. переводов; в евр. тексте этих слов нет.
20 [59] — Букв.: дайте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.