David’s Sons Born in Hebron
2 These are the sons who were born to David in Hebron:
The oldest was Amnon, whose mother was Ahinoam from Jezreel.
The third was Absalom, whose mother was Maacah, the daughter of Talmai, king of Geshur.
The fifth was Shephatiah, whose mother was Abital.
These sons were all born to David in Hebron.
Abner Joins Forces with David
6 As the war between the house of Saul and the house of David went on, Abner became a powerful leader among those loyal to Saul.
Joab Murders Abner
22 But just after David had sent Abner away in safety, Joab and some of David’s troops returned from a raid, bringing much plunder with them.
David Mourns Abner’s Death
31 Then David said to Joab and all those who were with him, “Tear your clothes and put on burlap. Mourn for Abner.” And King David himself walked behind the procession to the grave.
“Should Abner have died as fools die?
your feet were not chained.
No, you were murdered —
the victim of a wicked plot.”
All the people wept again for Abner.
3:1 была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Воцарение Давида над Израилем встретило сопротивление со стороны племен, населявших север страны, которые хотели видеть в качестве царя представителя дома Саулова. Ключевой фигурой этого сопротивления являлся бывший военачальник Саула Авенир, возведший на престол единственного оставшегося в живых сына Саула Иевосфея (2:8−9).
3:2−11 Перечень шести сыновей, родившихся у Давида в Хевроне (ст. 2−5), служит подтверждением сказанного в ст. 1 о том, что «Давид все более и более усиливался», тогда как распря между Авениром и Иевосфеем из-за бывшей наложницы Саула (ст. 6−11) делает лишь более убедительным утверждение, что «дом Саулов все более и более ослабевал» (ст. 1).
3:2 родились у Давида ... сыновей в Хевроне. Давид к этому времени взял себе несколько новых жен. После того как Давид обосновался в Иерусалиме, у него появились еще жены и наложницы (5:13−16), которые родили царю по меньшей мере еще одиннадцать детей (см. 1Пар 3:1−9).
Амнон. Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь (гл. 13), чем косвенным образом содействовал разрыву между Давидом и Авессаломом, который отомстил за бесчестие сестры, убив Амнона (13:28−29).
3:3 Авессалом. См. гл. 13−18.
сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского. Взять в жены иноплеменницу из маленького арамейского Гессурского царства Давида, по всей видимости, побудили соображения политического характера: благодаря этому браку он мог рассчитывать на помощь народа, населявшего территории к северу от владений Иевосфея.
3:4 Адония. См. ЗЦар., гл. 1−2.
3:7 Рицпа. См. 21:7−13.
зачем ты вошел к наложнице отца моего? Сожительство Авенира с бывшей наложницей Саула могло рассматриваться как свидетельство того, что он рассчитывал со временем занять престол покойного царя (см. 12:8; 16:21; 3Цар 2:22 и ком.). Ничто определенно не говорит, имел ли упрек Иевосфея основание или же сожительство Авенира с Рицпой являлось плодом фантазии. Так или иначе, но у Авенира появился предлог, чтобы перейти на сторону Давида (ст. 8−10).
3:9 Как клялся Господь Давиду. См. 5:2 и ком.; 1Цар 13:14; 15:28; 24:20; 25:28.
3:10 от Дана до Вирсавии. Крайние северная и южная точки Израиля.
3:12 чья эта земля? В ответ на этот вопрос Авенир предполагал услышать одно из двух: либо эта земля Авенирова, либо Давидова.
3:13 если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула. Возвращение к Давиду его жены Мелхолы (1Цар 18:27) должно было не только загладить несправедливость поступка Саула, в отсутствие Давида отдавшего ее другому (1Цар 25:44), но также в определенной мере подтвердить права Давида на престол его покойного тестя. Запрещение повторного брака с одной и той же женщиной (Втор 24:1−4) на данную ситуацию не распространяется, поскольку Давид не сам оставил Мелхолу, а был с ней разлучен насильно.
3:14 отправил Давид послов к Иевосфею. Непрочность положения Иевосфея, помимо испытываемого им страха перед Авениром, сказывается также и в неспособности сына Саула противоречить повелениям Давида.
за сто краеобрезаний Филистимских. Давид имеет в виду своеобразный выкуп, назначенный Саулом за свою дочь Мелхолу (1Цар 18:25). Как известно, Давид принес вдвое больше трофеев, чем потребовал у него Саул (1Цар 18:27).
3:16 Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее. См. ком. к ст. 13.
до Бахурима. Бахурима отождествляется специалистами с поселением приблизительно в двух километрах восточнее Иерусалима, на территории, в библейские времена принадлежавшей колену Вениаминову. Из Бахурима был родом Семей, сын Геры (16:5; ЗЦар 2:8).
3:17 вы желали, чтобы Давид был царем над вами. См. ком. к ст. 1. Очевидно, что на данном этапе покорению Израиля власти Давида противостояла уже только воля Иевосфея и Авенира. Оставшись без Авенира, Иевосфей прекратит сопротивление Давиду (гл. 4).
3:21 они вступят в завет с тобою. См. 5:3.
3:26 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона.
без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21−23, 28−29, 37).
3:27 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что «убийство» это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14:11; Чис 35:1−25; Втор 19:11−13; Нав 20:3). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20:10).
3:28 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21:23; 26:37.
3:29 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным (3Цар 2:5−6, 28−35).
3:33 смертью ли подлого. Как «подлого» здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее «глупец»; именно от него образовано имя Навал (см., напр., 1Цар 25:3).
3:39 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16:10; 19:22.