Деяния 5 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принёс и положил к ногам Апостолов.
3 Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Пётр же спросил её: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Пётр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мёртвою и, вынеся, похоронили подле мужа её.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришёл же некто и донёс им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошёл со служителями и привёл их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сём? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырёхсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлёк за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их.
41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.

Учебной Библии МакАртура

5:1 Анания … с Сапфирою Два классических примера лицемерия среди христиан, которые хотели произвести выгодное впечатление на окружающих (ср. Мф 6:1−6, 16−18; Мф 15:7; Мф 23:13−36). Они были среди «множества … уверовавших» (4:32) и были тронуты Духом Святым (ст. 3), но в душе остались лицемерами.

5:2 утаил из цены Это не было грехом само по себе. Однако они заявили, возможно, публично, что отдают все вырученные деньги Господу. Их грех был в том, что они солгали о размере суммы, которую они отдают церкви, но более глубоким, разрушительным грехом было их духовное лицемерие, основанное на эгоизме.

5:3 сатане вложить в сердце твое Если Варнава действовал, исполнившись Духом, то Ананией и Сапфирой руководил сатана (4:37).

5:3−4 солгать Духу Святому Анания, должно быть, пообещал Господу, что отдаст все вырученные деньги. Он солгал Духу Святому (1Кор 6:19, 20), жившему в нем и в церкви (Еф 2:21−22).

5:5 великий страх См. ст. 11. Их испугала серьезность последствий лицемерия и греха в церкви. Люди поняли, что следствием греха может быть смерть (см. 1Кор 11:30−32; 1Ин 5:16). Этот страх распространился не только на присутствующих, но и на всех услышавших об этом удивительном акте возмездия (ст. 11). Ср. 1Пет 3:10; 1Пет 4:17.

5:6−10 Иудеи не бальзамировали, а обычно хоронили мертвых в тот же день, особенно по осуждению свыше (см. Втор 21:22−23).

5:9 искусить Духа Господня. Сапфира зашла слишком далеко в испытании Божьего терпения. Безумие такого мышления и поведения должно было быть показанными как грех, и вслед за этим последовало наказание свыше.

5:11 церковь В Деянии это слово употреблялось впервые, хотя оно очень часто описывает собрание уверовавших людей (ср. 4:32).

5:12 знамения и чудеса См. пояснение к 2:19.
в притворе Соломоновом См. пояснение к 3:11.

5:13 никто не смел пристать к ним См. пояснение к ст. 5. Эти неверующие с уважением относились к последователям Иисуса, но боялись присоединяться к церкви из-за своих грехов.

5:14 верующих … мужчин и женщин. В то время, как неверующие пребывали в страхе от последствий греха, многие услышавшие благословения с радостью уверовали и присоединились к церкви.

5:15 тень … Петра Люди действительно верили, что он обладает целительной силой, и даже в то, что он может передавать исцеление тенью (ср. 3:1−10). Но в Писании не говорится, что тень Петра исцелила хотя бы одного человека. В действительности, целительная сила Божия действовала через него даже дальше его тени (ст. 16 — «многие … исцелились все»). Это излияние исцелений было ответом на молитву в 4:29, 30.

5:16 нечистыми духами Ср. Мф 10:1; Мф 12:43−45; Мк 1:23−27; Мк 5:1−13; Мк 6:7; Мк 9:25; Лк 4:36; Лк 8:29; Лк 9:42. Это демоны, падшие ангелы (Откр 12:3), которые названы так из-за своей греховности и порочности. Они часто живут внутри неверующих, особенно тех, которые не обуздывают свою греховную природу.

5:17 Первосвященник См. пояснение к 4:6. В данном случае, возможно, имеется в виду Анна (ср. 4:6) или Каиафа.
саддукейской См. пояснения к 23:8; Мф 3:7.

5:18 народную темницу Общественная тюрьма.

5:19 Ангел Господень Этого Ангела не надо путать с «Ангелом Господним» из Ветхого Завета (см. пояснение к Исх 3:2).

5:20 сии слова жизни Т.е. благая весть (ср. Флп 2:16; 1Ин 1:1−4). Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы дать обильную и вечную жизнь духовно мертвым людям (ср. Ин 1:4; 11:25; 1 Ин 5:20).

5:28 учением Евангелие Иисуса Христа (см. пояснения к 2:14−40; 4:12−13).
на нас кровь Того Человека Члены синедриона, по всей видимости, забыли те резкие слова, сказанные Пилату, что ответственность за смерть Иисуса будет лежать на них и их детях (Мф 27:25).

5:29 повиноваться больше Богу, нежели человекам См. пояснение к 4:19.

5:30 повесивши на древе Ср. Втор 21:23; Гал 3:13.

5:31 Его возвысил Бог десницею Своею См. пояснения к 1:9; Мк 6:19; Флп 2:9−11.
Начальника См. пояснение к 3:15.
Израилю покаяние Т.е. спасение Иудеям. Спасение требует покаяния (ср. 2:38; 3:19; 17:30; 20:21; 26:20). О природе покаяния см. пояснения к 2Кор 7:9−12.

5:32 и Дух Святый Каждый верующий получает Духа в момент спасения повиновением Евангелию (см. пояснение к 2:4; ср. Рим 8:9; 1Кор 6:19−20).

5:34 Гамалиил Как и его дед, выдающийся законоучитель Гиллель, Гамалиил — самый известный учитель своего времени — был вождем либеральных фарисеев. Его самым выдающимся учеником был апостол Павел (22:3).

5:36 Февда О нем известно лишь, что он возглавил восстание в Иудее в самом начале первого столетия (не надо путать с более поздним Февдой, о котором пишет Иосиф Флавий как о революционере).

5:37 во время переписи Проведенной по приказу Квириния, правителя Сирии в 6−7 г.г. по Р.Х. (ср. Лк 2:2).
Иуда Галилеянин Основатель секты зилотов, который возглавлял одно из восстаний в Палестине в начале первого столетия. Зилоты были партией иудейских фанатиков-националистов, которые считали, что для свержения римского ига над Палестиной необходимы радикальные действия. Они даже пытались организовать вооруженное восстание против Рима.

5:38−39 Члены синедриона вняли словам Гамалиила относительно Апостолов. Но опиравшемуся на Писание Гамалиилу следовало быть более решительным и менее прагматичным в принятии Иисуса как воскресшего Мессии.

5:40 били их Апостолы незаслуженно получили в наказание по 39 ударов. Такова была установившаяся традиция во избежание превышения установленного Ветхим Заветом предела в 40 ударов (Втор 25:3).

Примечания:

 
Синодальный перевод
31 десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.