Деяния 5 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение,
2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.
3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою,1 что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле?
4 Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным? И после его продажи не в твоей ли власти было всё, полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу».
5 Услышав эти слова, Анания пал на землю бездыханным. Великим страхом и благоговением исполнились все, кто прослышал об этом.
6 Молодые люди встали, завернули тело в саван и, вынеся его, похоронили.
7 Часа через три пришла и жена его, ничего не подозревая о случившемся.
8 Петр обратился к ней: «Скажи мне, вы продали землю за столько-то?»
«Да, — ответила она, — за столько».
9 И тогда Петр сказал ей: «Как это вы сговорились испытать Дух Господень?!2 Вот у двери уже слышны шаги тех людей, которые похоронили мужа твоего, и тебя они вынесут».
10 В тот же миг она пала к его ногам бездыханной. Юноши, войдя, нашли ее мертвой. Они вынесли и похоронили ее рядом со своим мужем.
11 Вся церковь и все, кто об этом слышал, были охвачены великим трепетом.
12 Много знамений и чудес совершалось среди народа апостолами. Все верующие, по общему согласию, обычно собирались в галерее Соломона.
13 Из посторонних, однако, никто не осмеливался примыкать к ним, но народ говорил о них с большим уважением;
14 и всё больше и больше мужчин и женщин, верующих в Господа, пополняло их ряды.3
15 Узнав о чудесах, совершаемых апостолами, люди выносили больных даже на улицы и клали их на носилки и циновки, чтобы хоть тень Петра, когда тот проходил мимо, могла осенить кого-нибудь из них.
16 Множество народа приходило из окрестных городов Иерусалима.4 Они приносили больных и одержимых нечистыми духами, и все получали исцеление.
17 И тогда первосвященник вместе со своими людьми из саддукеев,5 движимый завистью,
18 приказал схватить апостолов и запереть в городской тюрьме.
19 Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал:
20 «Ступайте в Храм, там станьте и рассказывайте народу всё об этой новой жизни».6
21 С наступлением утра они были уже в Храме, как им было сказано, и стали там проповедовать.7
Тем временем первосвященник со своими приближенными созвал Синедрион и весь Совет старейшин народа израильского, и послали в тюрьму привести апостолов.
22 Но, придя в тюрьму, служители не нашли их там. Они возвратились и доложили:
23 «Мы увидели, что тюрьма надежно заперта и охрана стоит у дверей, но, открыв дверь, никого внутри не обнаружили».
24 Когда8 начальник храмовой стражи и старшие священники услышали это, они растерялись и не могли понять, что произошло с узниками,
25 пока не пришел некий человек и не сообщил им: «Те, кого вы посадили в тюрьму, стоят в Храме и учат народ».
26 Тогда начальник стражи и его помощники пошли и привели апостолов, сделав это без насилия: они боялись, что народ побьет их камнями.
27 Когда апостолов привели и поставили перед Синедрионом, первосвященник потребовал от них объяснения:
28 «Мы строжайше приказали вам никого не учить тому, что связано с этим именем.9 Но, несмотря на это, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите обвинить нас в убийстве10 Этого Человека».
29 В ответ Петр и апостолы сказали: «Послушание Богу для нас превыше послушания людям.11
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы убили, распяв на кресте,12
31 и вознес Его по правую руку Свою13 как Вождя14 нашего и Спасителя, чтобы через Него даровать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели всему этому15 — мы, а также Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему».
33 Слышавшие это пришли в ярость и хотели убить их.
34 Но один из членов Синедриона, фарисей16 по имени Гамалиил, учитель Закона, почитаемый всем народом, поднялся и, повелев на время вывести апостолов,
35 сказал собравшимся: «Братья израильтяне! Хорошо подумайте над тем, что вы хотите делать с этими людьми.
36 Незадолго до этого объявился Февда, выдававший себя за кого-то великого. К нему примкнуло около четырехсот человек. Но когда он был убит, все его последователи рассеялись и исчезли бесследно.
37 После него во время переписи появился Иуда, галилеянин, и увлек за собой народ. Погиб и он, и все, кто следовал за ним, разбежались.
38 Потому и в этом случае17 советую я вам: оставьте в покое этих людей и отпустите их, ибо если за всем этим замыслом или делом этим стоят лишь люди18 — разрушится всё, что бы они ни сделали.
39 А если дело их от Бога, вам не одолеть их; и может оказаться, что вы боретесь с Самим Богом».
Они приняли его совет.
40 Апостолов позвали, велели их бичевать, а затем, приказав им не говорить ни слова о том, что связано с именем Иисуса, отпустили.
41 Апостолы покинули Синедрион, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Господа.
42 И каждый день в Храме и по домам они продолжали учить и проповедовать19 о том, что Иисус есть Мессия.20

Учебной Библии МакАртура

5:1 Анания … с Сапфирою Два классических примера лицемерия среди христиан, которые хотели произвести выгодное впечатление на окружающих (ср. Мф 6:1−6, 16−18; Мф 15:7; Мф 23:13−36). Они были среди «множества … уверовавших» (4:32) и были тронуты Духом Святым (ст. 3), но в душе остались лицемерами.

5:2 утаил из цены Это не было грехом само по себе. Однако они заявили, возможно, публично, что отдают все вырученные деньги Господу. Их грех был в том, что они солгали о размере суммы, которую они отдают церкви, но более глубоким, разрушительным грехом было их духовное лицемерие, основанное на эгоизме.

5:3 сатане вложить в сердце твое Если Варнава действовал, исполнившись Духом, то Ананией и Сапфирой руководил сатана (4:37).

5:3−4 солгать Духу Святому Анания, должно быть, пообещал Господу, что отдаст все вырученные деньги. Он солгал Духу Святому (1Кор 6:19, 20), жившему в нем и в церкви (Еф 2:21−22).

5:5 великий страх См. ст. 11. Их испугала серьезность последствий лицемерия и греха в церкви. Люди поняли, что следствием греха может быть смерть (см. 1Кор 11:30−32; 1Ин 5:16). Этот страх распространился не только на присутствующих, но и на всех услышавших об этом удивительном акте возмездия (ст. 11). Ср. 1Пет 3:10; 1Пет 4:17.

5:6−10 Иудеи не бальзамировали, а обычно хоронили мертвых в тот же день, особенно по осуждению свыше (см. Втор 21:22−23).

5:9 искусить Духа Господня. Сапфира зашла слишком далеко в испытании Божьего терпения. Безумие такого мышления и поведения должно было быть показанными как грех, и вслед за этим последовало наказание свыше.

5:11 церковь В Деянии это слово употреблялось впервые, хотя оно очень часто описывает собрание уверовавших людей (ср. 4:32).

5:12 знамения и чудеса См. пояснение к 2:19.
в притворе Соломоновом См. пояснение к 3:11.

5:13 никто не смел пристать к ним См. пояснение к ст. 5. Эти неверующие с уважением относились к последователям Иисуса, но боялись присоединяться к церкви из-за своих грехов.

5:14 верующих … мужчин и женщин. В то время, как неверующие пребывали в страхе от последствий греха, многие услышавшие благословения с радостью уверовали и присоединились к церкви.

5:15 тень … Петра Люди действительно верили, что он обладает целительной силой, и даже в то, что он может передавать исцеление тенью (ср. 3:1−10). Но в Писании не говорится, что тень Петра исцелила хотя бы одного человека. В действительности, целительная сила Божия действовала через него даже дальше его тени (ст. 16 — «многие … исцелились все»). Это излияние исцелений было ответом на молитву в 4:29, 30.

5:16 нечистыми духами Ср. Мф 10:1; Мф 12:43−45; Мк 1:23−27; Мк 5:1−13; Мк 6:7; Мк 9:25; Лк 4:36; Лк 8:29; Лк 9:42. Это демоны, падшие ангелы (Откр 12:3), которые названы так из-за своей греховности и порочности. Они часто живут внутри неверующих, особенно тех, которые не обуздывают свою греховную природу.

5:17 Первосвященник См. пояснение к 4:6. В данном случае, возможно, имеется в виду Анна (ср. 4:6) или Каиафа.
саддукейской См. пояснения к 23:8; Мф 3:7.

5:18 народную темницу Общественная тюрьма.

5:19 Ангел Господень Этого Ангела не надо путать с «Ангелом Господним» из Ветхого Завета (см. пояснение к Исх 3:2).

5:20 сии слова жизни Т.е. благая весть (ср. Флп 2:16; 1Ин 1:1−4). Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы дать обильную и вечную жизнь духовно мертвым людям (ср. Ин 1:4; 11:25; 1 Ин 5:20).

5:28 учением Евангелие Иисуса Христа (см. пояснения к 2:14−40; 4:12−13).
на нас кровь Того Человека Члены синедриона, по всей видимости, забыли те резкие слова, сказанные Пилату, что ответственность за смерть Иисуса будет лежать на них и их детях (Мф 27:25).

5:29 повиноваться больше Богу, нежели человекам См. пояснение к 4:19.

5:30 повесивши на древе Ср. Втор 21:23; Гал 3:13.

5:31 Его возвысил Бог десницею Своею См. пояснения к 1:9; Мк 6:19; Флп 2:9−11.
Начальника См. пояснение к 3:15.
Израилю покаяние Т.е. спасение Иудеям. Спасение требует покаяния (ср. 2:38; 3:19; 17:30; 20:21; 26:20). О природе покаяния см. пояснения к 2Кор 7:9−12.

5:32 и Дух Святый Каждый верующий получает Духа в момент спасения повиновением Евангелию (см. пояснение к 2:4; ср. Рим 8:9; 1Кор 6:19−20).

5:34 Гамалиил Как и его дед, выдающийся законоучитель Гиллель, Гамалиил — самый известный учитель своего времени — был вождем либеральных фарисеев. Его самым выдающимся учеником был апостол Павел (22:3).

5:36 Февда О нем известно лишь, что он возглавил восстание в Иудее в самом начале первого столетия (не надо путать с более поздним Февдой, о котором пишет Иосиф Флавий как о революционере).

5:37 во время переписи Проведенной по приказу Квириния, правителя Сирии в 6−7 г.г. по Р.Х. (ср. Лк 2:2).
Иуда Галилеянин Основатель секты зилотов, который возглавлял одно из восстаний в Палестине в начале первого столетия. Зилоты были партией иудейских фанатиков-националистов, которые считали, что для свержения римского ига над Палестиной необходимы радикальные действия. Они даже пытались организовать вооруженное восстание против Рима.

5:38−39 Члены синедриона вняли словам Гамалиила относительно Апостолов. Но опиравшемуся на Писание Гамалиилу следовало быть более решительным и менее прагматичным в принятии Иисуса как воскресшего Мессии.

5:40 били их Апостолы незаслуженно получили в наказание по 39 ударов. Такова была установившаяся традиция во избежание превышения установленного Ветхим Заветом предела в 40 ударов (Втор 25:3).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: почему это наполнил сатана сердце твое. См. в Словаре Сатана.
9  [2] — Или: бросить вызов Духу Господню.
14  [3] — Друг. возм. пер.: и всё больше прибавлялось верующих в Господа, множество мужчин и женщин.
16  [4] — В некот. рукописях: в Иерусалим из окрестных городов.
17  [5] — Букв.: поднялся же первосвященник и все из партии саддукеев.
20  [6] — Букв.: все слова жизни этой.
21  [7] — Букв.: учить.
24  [8] — Некот. рукописи добавляют: священник.
28  [9] — Букв.: не учить на (основании) этого имени; или: не учить (вере) в это имя; то же в ст. 40.
28  [10] — Букв.: навести на нас кровь.
29  [11] — Букв.: повиноваться должно больше Богу, чем людям.
30  [12] — Букв.: повесив на дереве; в данном случае происходит метонимическая замена: слово «дерево» употребляется вместо обозначения креста как орудия казни.
31  [13] — Или: десницей Своей.
31  [14] — Или: Владыку/Источник; в оригинале то же слово, что и в 3:15.
32  [15] — Или: этим словам; в некот. рукописях: свидетели Ему в этом.
34  [16] — См. в Словаре Фарисеи.
38  [17] — Букв.: и теперь.
38  [18] — Букв.: ибо если… от людей.
42  [19] — Греч. эвангелидзо — проповедовать/возвещать Евангелие.
42  [20] — Или: учить и возвещать Благую Весть об Иисусе как о Христе, т.е. Помазаннике.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.