Деяния 15 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Учебной Библии МакАртура

Под редакцией Кулаковых

1 В Антиохию из Иудеи пришли несколько человек и стали убеждать братьев: «Если не обрежетесь, как то делал Моисей, не спастись вам».
2 Когда же у Павла и Варнавы возникли с ними острые разногласия и споры, то было решено по этому делу отправить Павла, Варнаву и еще несколько братьев к апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3 Церковь проводила их в путь. Шли они через Финикию и Самарию и повсюду рассказывали об обращении1 язычников, и все братья, слыша о том, радовались.
4 По прибытии в Иерусалим они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, которым они поведали обо всем, что Бог совершил через них.
5 Тогда выступили некоторые из верующих, в прошлом сторонники фарисейского толка, и сказали: «Язычники должны быть обрезаны. От них надо потребовать соблюдения Закона Моисеева».
6 Апостолы и пресвитеры собрались вместе, чтобы рассмотреть это дело.
7 После долгого обсуждения Петр встал и сказал им: «Братья мои, как вы хорошо знаете, с самых первых дней Бог среди вас избрал меня, чтобы из моих уст язычники услышали слова Благой Вести и уверовали.
8 И Бог, Которому ведомо сердце каждого, показал, что принимает их,2 даровав им Духа Святого, как и нам.
9 Бог не сделал никакого различия между нами и ими, Он сделал сердца их чистыми, когда они уверовали.
10 Так зачем же вы теперь испытываете терпение Бога, пытаясь надеть на шею учеников ярмо, которое не смогли нести на себе ни отцы наши, ни мы?
11 Ведь мы верим, что спасены3 благодатью Господа Иисуса так же, как и они».
12 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла: они рассказывали о тех знамениях и чудесах, которые сотворил Бог через них среди язычников.
13 Когда они закончили, заговорил Иаков: «Братья мои, послушайте меня:
14 Симон4 поведал нам, как Бог с самого начала проявил заботу о том, чтобы из язычников составить Себе народ, который носил бы имя Его.
15 И это в полном согласии со словами пророков, ведь в Писании сказано:
16

После этого Я вернусь и отстрою
обратившийся в развалины дом5 Давида;
разрушенное в нем воссоздам и восстановлю его,

17

дабы к Господу могли обратиться6 все остальные люди,
все язычники, на которых имя Мое призывается.7
Так говорит Господь,
делающий это8

18

известным от вечности“.9

19 И потому я считаю: нам не следует возлагать ненужное бремя на язычников, обращающихся к Богу.
20 Мы должны написать им, чтобы они воздерживались от пищи, оскверненной тем, что ее приносили в жертву языческим богам,10 от блуда, от мяса удавленных животных и крови.11
21 Ибо Закон Моисеев с древних времен12 проповедуется в каждом городе и вслух читается в синагогах каждую субботу».
22 Тогда апостолы и пресвитеры вместе со всей церковью решили избрать кого-нибудь из братьев и послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою. Избрали они двух руководящих братьев: Иуду, называемого Варсаввой, и Силу.
23 С ними они послали такое письмо:13 « Мы, апостолы и пресвитеры, как братья приветствуем всех вас, братьев своих, — христиан из язычников, живущих в Антиохии, Сирии и Киликии.
24 Нам стало известно, что несколько человек из нашей общины, которым мы того не поручали, приходили к вам и своими требованиями14 смутили и встревожили вас.15
25 Поэтому мы все единодушно решили16 избрать братьев, чтобы послать их к вам вместе с горячо любимыми нами Варнавою и Павлом —
26 людьми, рисковавшими жизнью своей за имя Господа нашего Иисуса Христа.17
27 И вот, мы посылаем к вам Иуду и Силу, которые устно подтвердят написанное нами.
28 Вот как решили Дух Святой и мы: не возлагать на вас никакого иного бремени, кроме совершенно необходимого:
29 воздерживаться от употребления в пищу того, что приносилось в жертву идолам, от крови и мяса удавленных животных и от блуда. Избегая всего этого,18 вы поступите верно.
Всего вам доброго!»
30 Простившись, они отправились в Антиохию. Там собрали всех верующих19 и передали им письмо.
31 Они прочитали его, и эта утешительная весть обрадовала их.
32 А Иуда и Сила, сами будучи пророками, многое сказали, чтобы ободрить и укрепить братьев.
33 После того, как они пробыли там некоторое время, братья, пожелав им мира, проводили их к тем, кто их послал.
34 [отсутствует]20
35 Павел и Варнава, однако, остались в Антиохии, там они продолжали учить слову Господню и вместе со многими другими возвещали Благую Весть.
36 Несколько дней спустя Павел предложил Варнаве: «Вернемся и посетим братьев наших во всех городах, где мы возвестили слово Господне, и узнаем, как они живут».
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком,
38 но Павел воспротивился и настаивал на том, что не следует брать с собой человека, который покинул их в Памфилии, отказавшись трудиться вместе с ними.
39 Разлад между ними был настолько велик, что они расстались друг с другом. Варнава взял с собою Марка, и они отплыли на Кипр,
40 а Павла братья вверили благодати Господа,21 когда он, избрав себе в спутники Силу, отправился в путь.
41 Шел он через Сирию и Киликию, укрепляя прежде созданные там церкви.

Учебной Библии МакАртура

15:1−30 На протяжении всей истории церкви ее руководители занимались вопросами вероучения. Историки пишут о 7 соборах в истории ранней церкви. Прежде всего, это Никейский (325 г. по Р.Х.) и Халкидонский (451 г. по Р.Х.) соборы. Самым же важным был Иерусалимский совет, потому что он дал ответ на самый важный доктринальный вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы получить спасение?» Апостолы и старейшины отвергли попытки навязать законничество и обрядность как необходимые предпосылки для спасения. Они постановили раз и навсегда, что спасение дается всецело благодатью и только через веру в Иисуса Христа.

15:1 некоторые Иудействующие — лжеучителя, которые самозванно насаждали законничество, проповедуя учение о спасении делами.
из Иудеи См. пояснение к 1:8.
если не обрежетесь… не можете спастись Ср. ст. 24. Ересь, которую распространяли иудействующие. См. пояснения к Быт 17:10−12.

15:2 в Иерусалим См. пояснение к 18:22. пресвитерам Начальствующие в Иерусалимской церкви (см. пояснение к 11:30).

15:4 Павел с Варнавой и другие очень подробно рассказали о делах Божьих, которые проявлялись в их служении. Они, несомненно, привели достаточно убедительные свидетельства о фактах спасения язычников (ср. 10:44−48; 11:17−18).

15:7 Петр, встав Это было первое из трех выступлений Петра на совете, которое является сильнейшим во всем Писании словом в защиту спасения благодатью через веру. Петр начал свою речь свидетельством о том, как Бог спасал язычников в ранние дни Церкви, не требуя обрезания, соблюдения закона или обряда на примере спасения Корнилия и его дома (10:44−48; 11:17−18). Если Бог не ставит никаких дополнительных требований для спасения, то для чего это делают законники?
из уст моих См. 10:1−48.

15:8 даровав им Духа Святого По-видимому, иудействующие подвергали сомнению спасение Корнилия и его дома, потому что те не исполняли требования закона. Чтобы опровергнуть этот довод, Петр повторяет: Бог дал им Духа Святого, подтвердив тем самым реальность их спасения (см. пояснение к 2:4).

15:10 иго Сравнение с законничеством книжников и фарисеев (Мф 23:4; ср. Лк 11:46). Законники полагали, что язычники смогут нести ношу, которую они сами нести не хотели.

15:11 благодатию Господа Иисуса Христа Повторение истины о спасении благодатью исключительно через веру (см. пояснения к Рим 3:24−25).

15:12 Варнаву и Павла Они говорили о делах, совершенных через них Богом среди язычников во время только что завершившегося миссионерского путешествия.
знамения и чудеса См. пояснение к 2:19.

15:13 начал речь Иаков Это было третье слово в защиту спасения через веру, акцентировавшееся на том, что Бог намерен совершить в будущем для спасения язычников

15:14 народ во имя Свое См. пояснения к гл. 10−11. Ср. Мал 2:2, 5; 3Ин 1:7.

15:15−17 Иаков цитирует пророчество Амоса (9:11−12) о Тысячелетнем Царстве в доказательство того, что спасение язычников не противоречит Божиему плану для Израиля. В этом Царстве посланники Божии возвестят спасение для язычников (Зах 8:20−23).

15:17 все народы… возвестится Иаков хочет сказать, что Амос не упоминает о том, что язычники станут прозелитами в иудействе. Если язычники могут спастись, не становясь иудеями, в Царстве, то нет нужды язычникам становиться прозелитами в веке нынешнем.

15:19 не затруднять Эквивалент слова «затруднять» в греческом означает «не бросать что-нибудь на пути человека и не раздражать его». Иерусалимский совет, рассмотрев все свидетельства, решил, что соблюдение закона и выполнение обрядов не являются необходимыми для спасения. Иудействующим следовало прекратить «затруднять» обращающихся к Богу из язычников.

15:20 Иаков и другие старейшины не хотели, чтобы язычники ликовали в свободе во Христе и смущали верующих из иудеев. Поэтому Иаков потребовал, чтобы язычники воздерживались от четырех вещей, связанных с идолопоклонством и нарушавших закон Моисеев, чтобы не оскорблять иудеев.
от оскверненного идолами Продукты, которые приносились в жертву языческим богам, а потом продавались в храмовых магазинах. Поскольку идолослужение было настолько отвратительно иудеям как запрещенное Богом (ср. Исх 20:3; Исх 34:17; Втор 5:7), они избегали всего связанного с идолами, включая жертвенное мясо (ср. 1Кор 8:1−13).
от блуда Всякие грехи в сфере половых отношений и особенно оргии, связанные с поклонением языческим богам. Язычникам следовало быть осторожными, чтобы не задевать чувства иудеев в сфере семейных и половых отношений.
удавленины и крови Запреты касательно пищи (Быт 9:4; Лев 3:17; Лев 7:26; Лев 17:12−14; Лев 19:26; Втор 12:16, 23; Втор 15:23; 1Цар 14:34; Иез 33:25).

15:22 Иуду О нем известно лишь то, что он был пророком (ст. 32).
Силу См. пояснение к ст. 40. Известен также как Силуан, сопровождал Павла во время его второго миссионерского путешествия (ст. 40; 16:19, 25, 29; 17:4, 10, 14, 15; 18:5) и позднее помогал Петру в качестве писаря при написании его Первого послания (1Пет 5:12).

15:23 в Антиохии, Сирии и Киликии Антиохия была столицей Сирии и Киликии, как единой области под управлением Рима. Церкви в Киликии были основаны, вероятно, Павлом после его бегства из Иерусалима (9:30).

15:24 смутили… поколебали Слово «смутить» имеет смысл «глубоко огорчить», «сильно обеспокоить», «поставить в затруднительное положение» или «вызвать страх». Слово «поколебать» во внебиблейских текстах говорило о чьем-либо банкротстве. Эти два слова вместе точно описывают то великое замешательство, которое вызвали иудействующие.
обрезываться Ср. ст. 1; см. пояснения к Быт 17:10−12.

15:26 предавшими души свои Во время первого миссионерского путешествия их жестоко преследовали (13:50), а Павел едва не был убит (14:19−20).

15:29 См. пояснение к ст. 20.

15:34 Во многих рукописях этот стих отсутствует.

15:36 как они живут Кроме благовествования, Павел считал также необходимым укреплять новообращенных в их вере (Мф 28:19−20; Еф 4:12−13; Флп 1:8; Кол 1:28; 1Фес 2:17), поэтому планировал во время второго миссионерского путешествия пройти по тем же местам.

15:37−38 Иоанна, называемого Марком См. пояснения к 12:12; 13:13.

15:39 огорчение… разлучились Это не было дружеское расставание — они резко разошлись во мнениях относительно Иоанна Марка. Правота была, скорее всего, за Павлом, хотя бы потому, что он был Апостолом Иисуса Христа. Одно это должно было заставить Варнаву подчиниться его авторитету. Но впоследствии они примирились (1Кор 9:6).
Кипр См. пояснение к 13:4.

15:40 Силу Он был идеальным попутчиком для Павла, поскольку он был пророком и мог учить Слову. Будучи евреем, он имел доступ в синагоги (см. пояснение к 6:9). Поскольку он был римским гражданином (16:37), он пользовался теми же правами, что и Павел. Его авторитет в Иерусалимской общине позволял укреплять учение Павла о спасении для язычников благодатью через веру (см. пояснение к ст. 22).

15:41 Сирию и Киликию Павел посещал приходы, которые он, вероятнее всего, и основал до его труда в Антиохии (Гал 1:21). Там также поднимался вопрос об обрезании.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — См. в Словаре Обращение.
8  [2] — Букв.: дал им свидетельство.
11  [3] — В некот. рукописях: будем спасены.
14  [4] — Греч.: Симеон.
16  [5] — Букв.: скинию/шатер.
17  [6] — Букв.: дабы Господа искали.
17  [7] — «Призвать на человека имя Господа» в древности означало «посвятить этого человека Господу», ср. 2Пар 7:14. Некоторые считают, что здесь речь идет о приобщении язычников к откровению о Господе.
17  [8] — Ам 9:11,12 (LXX).
18  [9] — В некот. рукописях: делающий то, 18 что известно (Ему) от вечности.
20  [10] — Букв.: воздерживались от осквернения идолами.
20  [11] — Некот. рукописи добавляют: и чтобы не делали другим, чего не хотят себе; то же в ст. 29.
21  [12] — Или: из поколения в поколение.
23  [13] — Букв.: написав (и послав) своей рукой.
24  [14] — Букв.: словами/речами. Некот. рукописи добавляют: говоря, (что нужно) обрезываться и соблюдать Закон.
24  [15] — Букв.: души ваши.
25  [16] — Букв.: нам… было угодно; то же в ст. 28.
26  [17] — Или: людьми, посвятившими жизнь свою служению имени Господа нашего Иисуса Христа.
29  [18] — Или: храня себя от всего этого.
30  [19] — Или: общину.
34  [20] — Некот. рукописи добавляют: но Сила решил остаться там.
40  [21] — В некот. рукописях: Божьей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.