Деяния 15 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Лингвистический. Роджерс

Под редакцией Кулаковых

1 В Антиохию из Иудеи пришли несколько человек и стали убеждать братьев: «Если не обрежетесь, как то делал Моисей, не спастись вам».
2 Когда же у Павла и Варнавы возникли с ними острые разногласия и споры, то было решено по этому делу отправить Павла, Варнаву и еще несколько братьев к апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3 Церковь проводила их в путь. Шли они через Финикию и Самарию и повсюду рассказывали об обращении1 язычников, и все братья, слыша о том, радовались.
4 По прибытии в Иерусалим они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, которым они поведали обо всем, что Бог совершил через них.
5 Тогда выступили некоторые из верующих, в прошлом сторонники фарисейского толка, и сказали: «Язычники должны быть обрезаны. От них надо потребовать соблюдения Закона Моисеева».
6 Апостолы и пресвитеры собрались вместе, чтобы рассмотреть это дело.
7 После долгого обсуждения Петр встал и сказал им: «Братья мои, как вы хорошо знаете, с самых первых дней Бог среди вас избрал меня, чтобы из моих уст язычники услышали слова Благой Вести и уверовали.
8 И Бог, Которому ведомо сердце каждого, показал, что принимает их,2 даровав им Духа Святого, как и нам.
9 Бог не сделал никакого различия между нами и ими, Он сделал сердца их чистыми, когда они уверовали.
10 Так зачем же вы теперь испытываете терпение Бога, пытаясь надеть на шею учеников ярмо, которое не смогли нести на себе ни отцы наши, ни мы?
11 Ведь мы верим, что спасены3 благодатью Господа Иисуса так же, как и они».
12 Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла: они рассказывали о тех знамениях и чудесах, которые сотворил Бог через них среди язычников.
13 Когда они закончили, заговорил Иаков: «Братья мои, послушайте меня:
14 Симон4 поведал нам, как Бог с самого начала проявил заботу о том, чтобы из язычников составить Себе народ, который носил бы имя Его.
15 И это в полном согласии со словами пророков, ведь в Писании сказано:
16

После этого Я вернусь и отстрою
обратившийся в развалины дом5 Давида;
разрушенное в нем воссоздам и восстановлю его,

17

дабы к Господу могли обратиться6 все остальные люди,
все язычники, на которых имя Мое призывается.7
Так говорит Господь,
делающий это8

18

известным от вечности“.9

19 И потому я считаю: нам не следует возлагать ненужное бремя на язычников, обращающихся к Богу.
20 Мы должны написать им, чтобы они воздерживались от пищи, оскверненной тем, что ее приносили в жертву языческим богам,10 от блуда, от мяса удавленных животных и крови.11
21 Ибо Закон Моисеев с древних времен12 проповедуется в каждом городе и вслух читается в синагогах каждую субботу».
22 Тогда апостолы и пресвитеры вместе со всей церковью решили избрать кого-нибудь из братьев и послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою. Избрали они двух руководящих братьев: Иуду, называемого Варсаввой, и Силу.
23 С ними они послали такое письмо:13 « Мы, апостолы и пресвитеры, как братья приветствуем всех вас, братьев своих, — христиан из язычников, живущих в Антиохии, Сирии и Киликии.
24 Нам стало известно, что несколько человек из нашей общины, которым мы того не поручали, приходили к вам и своими требованиями14 смутили и встревожили вас.15
25 Поэтому мы все единодушно решили16 избрать братьев, чтобы послать их к вам вместе с горячо любимыми нами Варнавою и Павлом —
26 людьми, рисковавшими жизнью своей за имя Господа нашего Иисуса Христа.17
27 И вот, мы посылаем к вам Иуду и Силу, которые устно подтвердят написанное нами.
28 Вот как решили Дух Святой и мы: не возлагать на вас никакого иного бремени, кроме совершенно необходимого:
29 воздерживаться от употребления в пищу того, что приносилось в жертву идолам, от крови и мяса удавленных животных и от блуда. Избегая всего этого,18 вы поступите верно.
Всего вам доброго!»
30 Простившись, они отправились в Антиохию. Там собрали всех верующих19 и передали им письмо.
31 Они прочитали его, и эта утешительная весть обрадовала их.
32 А Иуда и Сила, сами будучи пророками, многое сказали, чтобы ободрить и укрепить братьев.
33 После того, как они пробыли там некоторое время, братья, пожелав им мира, проводили их к тем, кто их послал.
34 [отсутствует]20
35 Павел и Варнава, однако, остались в Антиохии, там они продолжали учить слову Господню и вместе со многими другими возвещали Благую Весть.
36 Несколько дней спустя Павел предложил Варнаве: «Вернемся и посетим братьев наших во всех городах, где мы возвестили слово Господне, и узнаем, как они живут».
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком,
38 но Павел воспротивился и настаивал на том, что не следует брать с собой человека, который покинул их в Памфилии, отказавшись трудиться вместе с ними.
39 Разлад между ними был настолько велик, что они расстались друг с другом. Варнава взял с собою Марка, и они отплыли на Кипр,
40 а Павла братья вверили благодати Господа,21 когда он, избрав себе в спутники Силу, отправился в путь.
41 Шел он через Сирию и Киликию, укрепляя прежде созданные там церкви.

Лингвистический. Роджерс

1 κατελθόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от κατέρχομαι (G2718) нисходить.
ἐδίδασκον impf.* ind.* act.* от διδάσκω (G1321) учить. Inch.* impf.*, «они начали учить и продолжали это делать» (RWP*).
περιτμηθῆτε aor.* conj.* pass.* от περιτέμνω (G4059) обрезать. Conj.* с ἐάν (G1437) в cond.* 3 типа, в котором условие считается возможным.
ἔθει dat.* sing.* от ἔθος (G1485) привычка, обычай, закон (TLNT*). Instr.* или причинный dat.* (MT*, 242).
δύνασθε praes.* ind.* med.*/pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
σωθῆναι aor.* pass.* inf.* от σῴζω (G4982) избавлять, спасать. Богосл.* pass.* означает, что спасает Бог.
2 γενομένης aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть, наступать, возникать. Gen.* abs.*
στάσις (G4714) восстание, противостояние или несогласие с кем-л., раскол, противоречия, ожесточенная ссора (LN*, 1:439; TLNT*, 1:287).
ζήτησις (G2214) расспросы, диспут, спор.
ἔταξαν aor.* ind.* act.* от τάσσω (G5021) устраивать. Подлежащее гл.* предполагает, что антиохийская братия избрала Павла и Варнаву своими представителями (LC*).
ἀναβαίνειν aor.* act.* inf.* от ἀναβαίνω (G305) подходить. Inf.* в роли obj.* или эпэкз.* inf.*, объясняющий, что было организовано.
ζήτημα (G2213) вопрос, противоречие, тема (BAGD*).
3 προπεμφθέντες aor.* pass.* part.* от προπέμπω (G4311) сопровождать, снабжать путешественника пищей и деньгами, заботясь о сопровождении, средствах передвижения и т. п., отправлять в путь (BAGD*).
διήρχοντο impf.* ind.* med.* (dep.*) от διέρχομαι (G1330) проходить через. Impf.* изображает действие в прошлом в его развитии.
ἐκδιηγούμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* (сопутств.*) от ἐκδιηγέομαι (G1555) рассказывать в деталях, повествовать (см.* 13:41).
ἐπιστροφή (G1995) превращение, обращение.
ἐποίουν impf.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать; здесь используется в знач. «причинять», «вызывать» с dat.* преимущества (BAGD*).
4 παραγενόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от παραγίνομαι (G3854) прибывать.
παρεδέχθησαν aor.* ind.* pass.* от παραδέχομαι (G3858) принимать, приветствовать.
ἀνήγγειλαν aor.* ind.* act.* от ἀναγγέλλω (G312) сообщать.
ἐποίησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 3.
5 ἐξανέστησαν aor.* ind.* act.* от ἐξανίστημι (G1817) подниматься. Предложное сочетание перфектно (MH*, 308f).
αἵρεσις (G139) группа, партия. Это не еретики, не секта в современном значении (LC*).
πεπιστευκότες perf.* act.* part.* от πιστεύω (G4100) верить. Adj.* part.* в роли subst.* perf.* указывает на длительное состояние или условие.
δεῖ (G1163) praes.* ind.* act.* необходимо, с inf.*
περιτέμνειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 1.
αὐτούς acc.* pl.* от αὐτός (G846) он; acc.* используется с inf.* Имеются в виду уверовавшие язычники или, возможно, те товарищи Павла, которые, как Тит, не были обрезаны (Williams*).
παραγγέλλειν praes.* act.* inf.* от παραγγέλλω (G3853) повелевать, приказывать. Относится в особенности о передаче приказов военного командования (AS*).
τηρεῖν praes.* act.* inf.* от τηρέω (G5083) хранить, беречь, соблюдать. Inf.* в косвенной речи.
6 συνήχθησαν aor.* ind.* pass.* от συνάγω (G4863) собирать вместе, созывать.
ἰδεῖν aor.* act.* inf.* от ὁράω (G3708) видеть, исследовать и оценивать (Schille*). Inf.* цели.
7 γενομένης aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*), см.* ст. 2. «После многих споров...»
ἀναστάς aor.* act.* part.* (сопутств.*) от ἀνίστημι (G450) подниматься.
εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
ὑμεῖς nom.* pl.* pers.* pron.* от σύ (G4771) ты (эмфатическое).
ἐπίστασθε praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπίσταμαι (G1987) понимать, обладать информацией, предполагается осознание важности подобной информации (LN*, 1:335).
ἐξελέξατο aor.* ind.* med.* («избирать для себя») ἐκλέγομαι (G1586) выбирать, делать выбор.
ἀκοῦσαι aor.* act.* inf.* от ἀκούω (G191) слышать. Inf.* либо определяет выбор, либо выражает результат.
πιστεῦσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 5.
8 καρδιογνώστης (G2589) тот, кто знает сердце (см.* 1:24).
ἐμαρτύρησεν aor.* ind.* act.* от μαρτυρέω (G3140) свидетельствовать. Используется в знач. подтверждать или одобрять (TDNT*).
δούς aor.* act.* part.* от δίδωμι (G1325) давать, даровать. Part.* указывает на то, как выражено одобрение (Haenchen*).
9 διέκρινεν aor.* ind.* act.* от διακρίνω (G1252) отличать, делать различие.
μεταξύ (G3342) между.
πίστει dat.* sing.* от πίστις (G4102) вера. Instr.* dat.* («через»); эмфатическое по положению.
καθαρίσας aor.* act.* part.* от καθαρίζω (G2511) чистить, очищать. Part.* либо причины, либо пояснительное.
10 πειράζετε praes.* ind.* act.* от πειράζω (G3985) испытывать, искушать. Это напоминание об искушении Богом Израиля в пустыне (TLNT*, 3:84−85). Praes.* может быть конативным (см.* Иак 1:13).
ἐπιθεῖναι aor.* act.* inf.* от ἐπιτίθημι (G2007) возлагать. Эпэкз.* inf.* объясняет, как они испытывают Бога (Bruce*).
ζυγός (G2218) иго. Иудейские авторы использовали это слово для обозначения обязанности, но здесь речь скорее о бремени, чем о религиозном долге (LC*; SB*, 1:608−10; 2:728).
ἰσχύσαμεν aor.* ind.* act.* от ἰσχύω (G2480) быть сильным, быть способным, иметь способности для, с inf.* (BAGD*).
βαστάσαι aor.* act.* inf.* от βαστάζω (G941) нести груз, нести бремя.
11 σωθῆναι aor.* pass.* inf.* от σῴζω, см.* ст. 1. Inf.* в косвенной речи: «мы верим, что спасены благодатью...» (RWP*).
καθ᾽ ὃν τρόπον (G2596; G3739; G5158) подобным образом.
12 ἐσίγησεν aor.* ind.* act.* от σιγάω (G4601) быть спокойными. Inch.* aor.*, «затихать».
ἤκουον impf.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать, слушать, с gen.* Impf.* указывает на развитие действия в прошлом.
ἐξηγουμένων praes.* med.* (dep.*) part.* от ἐξηγέομαι (G1834) объяснять, исследовать события, вести о них рассказ, пересказывать; давать подробную, систематическую информацию, полностью объяснять (RWP*; TLNT*; LN*, 1:411; GELTS*, 160). Temp.* part.* «когда они все рассказали».
ἐποίησεν aor.* ind.* act.* от ποιέω (G4160) делать.
13 σιγῆσαι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 12. Inf.* с предл.* μετά выражает время («после»).
ἀπεκρίθη aor.* ind.* pass.* (dep.*) от ἀποκρίνομαι (G611) отвечать.
ἀκούσατε aor.* imper.* act.*, см.* ст. 12. Aor.* imper.* призывает к специфическому действию.
14 ἐξηγήσατο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 12.
ἐπεσκέψατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от ἐπισκέπτομαι (G1980) смотреть, посещать, заботиться (BAGD*; NDIEC*, 2:69). Здесь это значит, что Бог позаботился о призыве язычников (LC*).
λαβεῖν aor.* act.* inf.* от λαμβάνω (G2983) принимать. Эпэкз.* inf.* или inf.* намерения.
τῷ ὀνόματι αὐτοῦ (G3686; G846) во Имя Его. Dat.* личной заинтересованности.
15 συμφωνοῦσιν praes.* ind.* act.* от συμφωνέω (G4856) соглашаться, быть в согласии с кем-л., находиться в гармонии с чем-л. (Cleon Rogers, Jr., “The Davidic Covenant in Acts-Revelation”, Bib Sac* 151 [1994]: 76; TLNT*).
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* («является написанным») относится к важным документам с непреходящей силой (MM*).
16 ἀναστρέψω fut.* ind.* act.* от ἀναστρέφω (G390) обращаться снова.
ἀνοικοδομήσω fut.* ind.* act.* от ἀνοικοδομέω (G456) строить снова, восстанавливать.
σκηνή (G4633) палатка, скиния. Перевод евр.* סֻכֹּת (succoth), обозначает легкий шалаш из переплетенных ветвей, крепящихся к раме; может также указывать на династию Давида (Rogers, Jr., “Davidic Cov. in Acts and Rev.”, Bib Sac* 151 [1994]: 77−78).
πεπτωκυῖαν perf.* act.* part.* (adj.*) acc.* fem.* sing.* от πίπτω (G4098) падать, рушиться.
κατεσκαμμένα perf.* pass.* part.* (adj.*) от κατασκάπτω (G2679) уничтожать, крушить. Perf.* part.* подчеркивает состояние — «ее обрушенные остатки» (RWP*).
ἀνορθώσω fut.* ind.* act.* от ἀνορθόω (G461) воздвигать снова, восстанавливать, строить вновь.
17 ἐκζητήσωσιν aor.* act.* conj.* от ἐκζητέω (G1567) взыскивать. Conj.* с ὅπως (G3704) выражает цель (MT*, 105).
κατάλοιπος (G2645) остаток, остальные.
ἐπικέκληται perf.* ind.* pass.* от ἐπικαλέω (G1941) звать, призывать, называть своим имуществом (BAGD*).
ἐπ᾽ αὐτούς над ними. Использование pron.*, повторяющего относительное, является сим влиянием (BD*, 65; PAPC*, 33−42; об использовании цитаты из ВЗ в свитках Мертвого моря см.* CD* 7:15; 4QFlor. 1:12).
18 γνωστός (G1110) известный. Это может быть комментарий Иакова, который означает: «мы не можем противиться выраженной воле Бога — но только Бог точно знает, как сочетается все в мире и как это следует понимать» (Longenecker*, 447).
19 κρίνω (G2919) praes.* ind.* act.* судить, учреждать закон. Это определенное решение суда, имеется в виду, что судья руководствуется своим личным авторитетом (LC*).
παρενοχλεῖν praes.* act.* inf.* от παρενοχλέω (G3926) беспокоить, надоедать, причинять дополнительные затруднения и проблемы, постоянно беспокоя кого-л., с dat.* (LN*, 1:245; MM*; NDIEC*, 4:166−67). Praes.* означает: «прекратите надоедать» (LC*). Inf.* в косвенной речи.
ἐπιστρέφουσιν praes.* act.* part.* (adj.*) от ἐπιστρέφω (G1994) обращаться к кому-л. Praes.* part.* указывает на признание текущей работы (EGT*).
20 ἐπιστεῖλαι aor.* act.* inf.* от ἐπιστέλλω (G1989) посылать, отправлять к кому-л., наставлять. В папирусах обычно относится к отправлению письма или другого письменного сообщения, но в официальных документах имеет значение «наставлять», «воссоединяться» (MM*). Inf.* в косвенной речи зависит от гл.* κρίνω в ст. 19.
ἀπέχεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от ἀπέχω (G568) med.* держаться далеко от чего-л., воздерживаться от чего-л., с gen.* (BAGD*). Inf.* в косвенной речи передает содержание наставления.
ἀλίσγεμα (G234) загрязнение, заражение. Говорят, что Иеремия учил людей держаться подальше от вавилонских язычников, чтобы не оскверняться (Paraleipomena Jeremiou 7:32 [4 Baruch 7:37]; OTP*, 2:423). Имеется в виду скорее ритуальное, чем моральное осквернение (LC*).
πορνεία (G4202) незаконные сексуальные отношения. Возможно, здесь относится к нарушениям иудейского закона о браке, запрещающего брак с близкими родственниками (Bruce*; TDNT*; SB*, 2:729−30).
πνικτός (G4156) задушенный, удавленный. В иудейских текстах относится к животным, которые умерли естественной смертью или были убиты без пролития крови, то есть «жизнь, содержащаяся в крови», считалась задушенной (BAGD*; SB*, 2:730−34; Исх 22:31; Лев 17:15; Вт. 14:21).
αἷμα (G129) кровь. Об иудейских запретах на употребление в пищу крови см.* SB*, 2:734−39; CD*, 4:6; 11QT, 53:6; DCH*, 2:443.
21 κατὰ πόλιν из города в город; распределительное значение предлога.
κηρύσσοντας praes.* act.* part.* от κηρύσσω (G2784) проповедовать, провозглашать. Iterat.* praes.* part.* в роли subst.*
ἀναγινωσκόμενος praes.* pass.* part.* от ἀναγινώσκω (G314) читать. О чтении ВЗ и проповедовании на службах в синагоге см.* 13:15; SB*, 4:154−88.
22 ἔδοξε aor.* ind.* act.* от δοκέω (G1380) казаться; кажется хорошим, с dat.* и inf.* Этот термин обозначает в греческом голосование или передачу права решения собранию (LC*).
ἐκλεξαμένους aor.* med.* (indir.* med.*, «выбирать для себя») part.* (temp.*) от ἐκλέγω (G1586) избирать.
πέμψαι aor.* act.* inf.* от πέμπω (G3992) посылать. Эпэкз.* inf.* объясняет, что они считали хорошим.
καλούμενον praes.* pass.* part.* (adj.*) от καλέω (G2564) звать; pass.* носить имя.
ἡγουμένους praes.* med.* (dep.*) part.* от ἡγέομαι (G2233) вести. Part.* в роли subst.*, вожди.
23 γράψαντες aor.* act.* part.* от γράφω (G1125) писать. Nom.* abs.* (RG*, 459).
χαίρειν praes.* act.* inf.* от χαίρω (G5463) приветствовать. Inf.* abs.* эпистолярный, т. е. часто встречающийся в письмах (RG*, 1093; RWP*; VA*, 377; BAGD*; NDIEC*, 7:35−36, 8:127−28; NSV*, 82).
24 ἐπειδή (G1894) так как, ввиду того, что.
ἠκούσαμεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 7.
ἐξελθόντες aor.* act.* part.* (adj.*) от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
ἐτάραξαν aor.* ind.* act.* от ταράσσω (G5015) беспокоить, приводить в замешательство, тревожить, относится к неуверенности и замешательству; вызывать серьезное эмоциональное расстройство и тревогу (Haenchen*; TLNT*; LN*, 1:315).
ἀνασκευάζοντες praes.* act.* part.* от ἀνασκευάζω (G384) разрушать, извращать. Имеется в виду извращать совершенное, уничтожать построенное или отменять достигнутое соглашение (LC*). Это также военный термин, обозначающий разграбление города (Bruce*). Конативный praes.*, «они пытались...» Part.* образа действия, объясняющее, как они доставляли беспокойство.
διεστειλάμεθα aor.* ind.* med.* (dep.*) от διαστέλλομαι (G1291) приказывать, давать строгие указания.
25 γενομένοις aor.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от γίνομαι (G1096) становиться, быть.
ὁμοθυμαδόν (G3661) единодушно, вместе, единогласно, в согласии, в братском согласии. Относится к единству мнений в синоде, к согласию между кредиторами, между мужем и женой, между братьями (TLNT*; MM*).
26 ἄνθρωπος (G444) человек. Находится в аппозиции для описания характера избранника.
παραδεδωκόσι perf.* act.* part.* (adj.*) от παραδίδωμι (G3860) передавать, вручать, доверять (BAGD*; TLNT*). Perf.* указывает на состояние или условие, в котором находится этот персонаж.
27 ἀπεστάλκαμεν perf.* ind.* act.* от ἀποστέλλω (G649) посылать, посылать в качестве официального представителя.
ἀπαγγέλλοντας praes.* act.* part.* от ἀπαγγέλλω (G518) сообщать. Part.* может использоваться для обозначения цели (LC*).
28 ἔδοξεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 22.
πλέον comp.* от πολύς (G4183) много; adv.* comp.* больше.
ἐπιτίθεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от ἐπιτίθημι (G2007) возлагать, добавлять к чему-л. Inf.* в косвенной речи.
ἐπάναγκες (G1876) adv.* по принуждению, по необходимости, вынужденно; здесь: «необходимые вещи» (BAGD*; Jos., Ant.*, 16:365; о трудностях толкования этого слова см.* LC*).
29 ἀπέχεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.*, с gen.*, см.* ст. 20. Inf.* в косвенной речи.
εἰδωλόθυτον (G1494) то, что предлагается в жертву идолу.
διατηροῦντες praes.* act.* part.* (cond.*) от διατηρέω (G1301) тщательно хранить, тщательно соблюдать.
πράξετε fut.* ind.* act.* от πράσσω (G4238) делать, указывает на действия человека, обладающего моралью и ответственностью (MM*); с εὖ (adv.*) поступать праведно или благоденствовать (LC*; MM*).
ἔρρωσθε perf.* pass.* imper.* от ῥώννυμι (G4517) усиливать, усиливаться, быть здравым, здравствовать. Обычное завершение письма (RWP*; MM*; NDIEC*, 7:26−27; VA*, 362).
30 ἀπολυθέντες aor.* pass.* part.* (temp.*) от ἀπολύω (G630) отпускать, распускать.
κατῆλθον aor.* ind.* act.* от κατέρχομαι (G2718) спускаться.
συναγαγόντες aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 6.
ἐπέδωκαν aor.* ind.* act.* от ἐπιδίδωμι (G1929) передавать, доставлять. В позднем греческом термин для отправки сообщения или вручения письма (Bruce*; NDIEC*, 7:35).
31 ἀναγνόντες aor.* act.* part.* (temp.*), см.* ст. 21.
ἐχάρησαν aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 23. Inch.* aor.*, «они пришли в необыкновенный восторг» (RWP*).
παράκλησις (G3874) ободрение (TDNT*; EDNT*).
32 ὄντες praes.* act.* part.* (adj.*) от εἰμί (G1510) быть.
παρεκάλεσαν aor.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) ободрять, бодрить, утешать (MNTW*, 134; TDNT*; EDNT*).
ἐπεστήριξαν aor.* ind.* act.* от ἐπιστηρίζω (G1991) усиливать, делать сильнее в знач. более твердого и неизменного отношения, укреплять в вере (LN*, 1:678; GELTS*, 175).
33 ποιήσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ποιέω (G4160) делать; здесь: проводить время.
ἀπελύθησαν aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 30.
ἀποστείλαντας aor.* act.* part.*, см.* ст. 27. Adj.* part.* в роли subst.*
35 διέτριβον impf.* ind.* act.* от διατρίβω (G1304) оставаться, проводить время.
διδάσκοντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от διδάσκω (G1321) учить.
εὐαγγελιζόμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* (сопутств.*) от εὐαγγελίζομαι (G2097) провозглашать благую весть, благовествовать.
36 εἶπεν aor.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
ἐπιστρέψαντες aor.* act.* part.*, см.* ст. 19. Сопутств.* part.* со знач. imper.* в основном гл.* (VANT*, 386).
ἐπισκεψώμεθα aor.* conj.* med.* (dep.*), см.* ст. 14. Побудительный conj.*, «давайте посетим».
κατηγγείλαμεν aor.* ind.* act.* от καταγγέλλω (G2605) провозглашать. Этот гл.* вместе с предложным сочетанием подчеркивает торжественный стиль объявления (CBB*).
ἔχουσιν praes.* ind.* act.* от ἔχω (G2192) иметь; здесь: «как там у них», «каково их состояние», то есть каково внутреннее и внешнее состояние христиан (Meyer*).
37 ἐβούλετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от βούλομαι (G1014) хотеть, желать, с inf.* impf.* указывает на верность Варнавы его решению (RWP*).
συμπαραλαβεῖν aor.* act.* inf.* от συμπαραλαμβάνω (G4838) брать с собой, брать себе в помощь (MM*). Praes.* inf.* в ст. 38 в сопоставлении с aor.* inf.* здесь означает иметь кого-л. рядом с собой изо дня в день (M*, 130).
καλούμενον praes.* pass.* part.*, см.* ст. 22.
38 ἠξίου impf.* ind.* act.* от ἀξιόω (G515) считать достойным, считать подходящим, с inf.* Он не думал, что Марк достоин или подходит для того, чтобы брать его с собой (Alex*.). Менее суровую точку зрения на ситуацию использования impf.* — что Павел только спрашивал, а не утверждал — см.* в GI*, 95.
ἀποστάντα aor.* act.* part.* (adj.*) от ἀφίστημι (G868) уходить, покидать, отказываться.
συνελθόντα aor.* act.* part.* от συνέρχομαι (G4905) идти с кем-л., сопровождать.
συμπαραλαμβάνειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 37.
39 ἐγένετο aor.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 2.
παροξυσμός (G3948) раздражение, провокация, ссора, жестокий спор, вызванный существенными расхождениями во мнениях, ожесточенная дискуссия (TDNT*; LN*, 1:440; LS*, 1343).
ἀποχωρισθῆναι aor.* pass.* inf.* от ἀποχωρίζω (G673) отделяться, уходить. Inf.* выражает результат (RG*, 999).
παραλαβόντα aor.* act.* part.* (adj.*) от παραλαμβάνω (G3880) брать с собой.
ἐκπλεῦσαι aor.* act.* inf.* от ἐκπλέω (G1602) отплывать. Inf.* выражает результат. Ссора привела к одному положительному результату: вместо одной миссионерской экспедиции в путь отправились две (Bruce*).
40 ἐπιλεξάμενος aor.* med.* (indir.* med.* выбрать для себя) part.* (сопутств.*) от ἐπιλέγω (G1951) выбирать, избирать.
ἐξῆλθεν aor.* ind.* act.* от ἐξέρχομαι (G1831) выходить.
παραδοθείς aor.* pass.* part.*, см.* ст. 26.
41 διήρχετο impf.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 3. На этот раз Павел пошел пешком. Хотя точный маршрут не указан, он, наверное, прошел через Килийские ворота или западнее, через Селевкию к Ларанде и Дервии. (David French, “Acts and the Roman Roads of Asia Minor”, BAFCS*, 2:53−54; 54; Schneider*). Вероятно, Павел отправился во второе миссионерское путешествие весной 49 г. (BASHH*, 269; BAFCS*, 2:398−99; FAP*, 286).
ἐπιστηρίζων praes.* act.* part.* (сопутств.*), см.* ст. 32.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — См. в Словаре Обращение.
8  [2] — Букв.: дал им свидетельство.
11  [3] — В некот. рукописях: будем спасены.
14  [4] — Греч.: Симеон.
16  [5] — Букв.: скинию/шатер.
17  [6] — Букв.: дабы Господа искали.
17  [7] — «Призвать на человека имя Господа» в древности означало «посвятить этого человека Господу», ср. 2Пар 7:14. Некоторые считают, что здесь речь идет о приобщении язычников к откровению о Господе.
17  [8] — Ам 9:11,12 (LXX).
18  [9] — В некот. рукописях: делающий то, 18 что известно (Ему) от вечности.
20  [10] — Букв.: воздерживались от осквернения идолами.
20  [11] — Некот. рукописи добавляют: и чтобы не делали другим, чего не хотят себе; то же в ст. 29.
21  [12] — Или: из поколения в поколение.
23  [13] — Букв.: написав (и послав) своей рукой.
24  [14] — Букв.: словами/речами. Некот. рукописи добавляют: говоря, (что нужно) обрезываться и соблюдать Закон.
24  [15] — Букв.: души ваши.
25  [16] — Букв.: нам… было угодно; то же в ст. 28.
26  [17] — Или: людьми, посвятившими жизнь свою служению имени Господа нашего Иисуса Христа.
29  [18] — Или: храня себя от всего этого.
30  [19] — Или: общину.
34  [20] — Некот. рукописи добавляют: но Сила решил остаться там.
40  [21] — В некот. рукописях: Божьей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.