1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику. Здесь была иудейская синагога.
2 По своему обыкновению, Павел ходил туда и три субботы подряд приводил собравшимся доводы из Писания,
3 объясняя и доказывая, что Мессия должен был пострадать и воскреснуть из мертвых. «Этот Иисус, Которого я проповедую вам, и есть Мессия», — говорил он.
4 Некоторых из них эти доводы убедили, и они примкнули к Павлу и Силе вместе с очень многими почитающими единого Бога язычниками1 и немалым числом знатных женщин.
5 Но это вызвало зависть у иудеев, что не уверовали, и они, прихватив с собой ничтожных людей из городской черни, собрали толпу и начали возмущать город. Они ринулись к дому Иасона, пытаясь найти там Павла и Силу, чтобы привести их в народное собрание.
6 Не найдя их, повлекли Иасона и еще некоторых братьев к городским властям, крича: «Эти люди, перевернувшие вверх дном весь мир, теперь пришли и сюда!
7 Иасон принял их у себя; все они нарушают повеления кесаря, утверждая, что есть другой царь, Иисус».
8 Эти слова встревожили народ и городские власти,
9 и они отпустили Иасона и тех, кто был с ним, только после того, как получили от них залог.
10 С наступлением ночи братья немедленно отправили Павла и Силу в Верию; войдя в город, они сразу же пошли в иудейскую синагогу.
11 Иудеи в Верии были более благородными и открытыми, чем в Фессалонике, — они очень охотно приняли весть,2 ежедневно исследуя Писания, чтоб самим видеть, верно ли то, что им было сказано.
12 И многие из них уверовали, и немало среди них было уважаемых в обществе женщин и мужчин из греков.3
13 Но когда иудеи в Фессалонике узнали, что и в Верии возвещено Павлом слово Божие, то пришли и туда, чтобы сеять смуту и возмущение в народе.
14 Тогда братья немедленно отправили Павла к морю, а Сила и Тимофей остались в Верии.
15 Провожавшие Павла довели его до Афин и, получив от него наказ для Силы и Тимофея как можно скорее прийти к нему, отправились в обратный путь.
16 В Афинах, дожидаясь Силу и Тимофея, Павел до глубины души был потрясен видом города, погрязшего в идолопоклонстве.
17 И потому он в заботе о жителях города беседовал, где и с кем только мог: и в синагоге с иудеями, и с почитающими единого Бога язычниками, и каждый день на площади с прохожими.
18 А кое-кто из философов, эпикурейцев и стоиков, беседовал с ним, и некоторые из них говорили: «Что хочет сказать этот пустослов?» А иные: «Он, кажется, вестник каких-то богов других народов», — это потому, что Павел проповедовал4 им об Иисусе и воскресении мертвых.
19 Тогда взяли они его с собой, привели в Ареопаг5 и там спросили: «Можем ли мы узнать, что это за новое учение, о котором ты всё толкуешь?
20 Мы слышали от тебя нечто странное и хотим знать, что всё это значит».
21 (Ведь все афиняне и даже живущие в их городе иностранцы ни в чем так охотно не проводили время, как в том, чтобы слушать или обсуждать что-нибудь новое.)
22 Павел, представ перед Ареопагом, сказал: «Уважаемые афиняне, по всему вижу, что вы очень набожны.
23 Когда я ходил и осматривал ваши святыни, нашел я жертвенник, на котором написано: „НЕВЕДОМОМУ БОГУ“. Именно Этого Бога, Которого вы, не зная, почитаете, я и возвещаю вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, Властелин6 неба и земли, не в рукотворных храмах обитает.
25 Что могут сделать для Него люди своими руками?! Он ведь ни в чем не нуждается — Сам дарует Он всему жизнь, дыхание да и всё остальное.
26 Он не только создал все народы7 от одного человека,8 чтоб всю землю они населили, но и заранее определил для них точные времена и пределы обитания.
27 И это с тем, чтобы они искали Бога, пусть даже ощупью шли к Нему и могли найти Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
28 Ибо в Нем мы живем и движемся, Им существуем, как сказал об этом один из ваших поэтов: „Ведь все мы — дети9 Его“.
29 А раз мы дети Божии, нам нельзя допустить и мысли, что Божество подобно чему-то, сделанному из золота, серебра или камня — всему тому, что носит на себе печать искусства и замысла человека.
30 Было время, когда Бог считал нужным не обращать внимания на неведение людское, а ныне Он повелевает всем людям повсюду покаяться.
31 Он уже определил день, когда будет судить весь мир судом праведным через Того, Кого Он поставил на это, и Он всем доказал это, воскресив Его из мертвых».
32 При упоминании о воскресении мертвых одни стали насмехаться, а другие сказали: «Мы послушаем тебя об этом еще раз».10
33 С этим Павел и покинул их собрание.
34 Но некоторые люди пошли за ним11 и уверовали. Среди них были Дионисий Ареопагит, женщина по имени Дамарь и с ними многие другие.
1 διοδεύσαντες aor.* act.* part.* от διοδεύω (G1353) проходить по дороге через. Этой дорогой была Via Egnatia (Gill, “Macedonia”, BAFCS*, 2:409−10; FAP*, 297−99; P*, 199−205). Этот гл.*, вероятно, был выбран, чтобы подчеркнуть их путь (Bruce*). Temp.* part.*, или, возможно, part.* средства: «отправившись по дороге».
ἦλθον aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить.
Фессалоника, город вдоль дорогиVia Egnatia , находилась на расстоянии 427 км от адриатического побережья, примерно на середине дороги (Gill, BAFCS*, 2:409−10; о римском каменном указателе, найденном недалеко от города, см.* NDIEC*, 1:81; ABD*, 4:831−32). Фессалоника стала «свободным городом» в 42 г. до н.э., была известна своими горячими источниками (Thermae ) и местом для общественных собраний возле рыночной площади (Agora ), примыкавшей к портику. Это был один из наиболее густо населенных городов области — включая поселения снаружи городской стены, в нем жило около 100.000 человек (Gill, BAFCS*, 2:414−15; FAP*, 296−301; ABD*, 6:523−27; NW*, 2:11:767−68). О религии в городе см.* Charles Edson, “State Cults of Thessalonica (Macedonia II)”, Harvard Studies in Classical Philogy 51 (1940): 127−36; C. Edson, “Cults of Thessalonica (Macedonia III)”, HTR* 41 (1948): 153−204; Karl P. Donfried, “The Cults of Thessalonia and the Thessalonian Correspondence”, NTS* 31 (1985): 336−56.
ἦλθον aor.* ind.* act.* от ἔρχομαι (G2064) идти, приходить.
Фессалоника, город вдоль дороги
2 εἰωθός (G1486) pf. act.* part.* acc.* n.* sing.* от ἔθω быть привычным. Part.* в роли subst.*: привычка, обычай: «так как Павел имел обыкновение» (BAGD*).
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ἐπὶ σάββατα τρία три субботы, но не обязательно три недели (LC*, 202−03).
διελέξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от διαλέγομαι (G1256) доказывать, спорить, обсуждать, приводить аргументы, учить с помощью метода вопросов и ответов, произносить речь, всегда предполагается интеллектуальный стимул (RWP*; LN*, 1:439).
γραφῶν gen.* pl.* от γραφή (G1124) Писание. Для Павла и для иудеев ВЗ был авторитетным источником.
εἰσῆλθεν aor.* ind.* act.* от εἰσέρχομαι (G1525) входить.
ἐπὶ σάββατα τρία три субботы, но не обязательно три недели (LC*, 202−03).
διελέξατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от διαλέγομαι (G1256) доказывать, спорить, обсуждать, приводить аргументы, учить с помощью метода вопросов и ответов, произносить речь, всегда предполагается интеллектуальный стимул (RWP*; LN*, 1:439).
γραφῶν gen.* pl.* от γραφή (G1124) Писание. Для Павла и для иудеев ВЗ был авторитетным источником.
3 διανοίγων praes.* act.* part.* от διανοίγω (G1272) открывать. Part.* средства, объясняет, как спорил Павел.
παρατιθέμενος praes.* med.* part.* от παρατίθημι (G3908) расставлять, прилагать, представлять доказательства, доказывать истинность чего-л. (LN*, 1:673; MM*; Preisigke*, 2:258). Здесь речь идет о доказательстве с помощью фрагментов Писания (EGT*). Praes.* part.* подчеркивает длительное действие и описывает средства убеждения и аргументации Павла.
ἔδει impf.* ind.* act.* от δεῖ (G1163) необходимо, с inf.* указывает на логическую необходимость.
παθεῖν aor.* act.* inf.* от πάσχω (G3958) страдать.
ἀναστῆναι aor.* act.* inf.* от ἀνίστημι (G450) подниматься.
καταγγέλλω (G2605) praes.* ind.* act.* провозглашать. Это слово часто подчеркивает возвышенность и торжественность заявления (NIDNTT*, 3:45; TDNT*).
παρατιθέμενος praes.* med.* part.* от παρατίθημι (G3908) расставлять, прилагать, представлять доказательства, доказывать истинность чего-л. (LN*, 1:673; MM*; Preisigke*, 2:258). Здесь речь идет о доказательстве с помощью фрагментов Писания (EGT*). Praes.* part.* подчеркивает длительное действие и описывает средства убеждения и аргументации Павла.
ἔδει impf.* ind.* act.* от δεῖ (G1163) необходимо, с inf.* указывает на логическую необходимость.
παθεῖν aor.* act.* inf.* от πάσχω (G3958) страдать.
ἀναστῆναι aor.* act.* inf.* от ἀνίστημι (G450) подниматься.
καταγγέλλω (G2605) praes.* ind.* act.* провозглашать. Это слово часто подчеркивает возвышенность и торжественность заявления (NIDNTT*, 3:45; TDNT*).
4 ἐπείσθησαν aor.* ind.* pass.* от πείθω (G3982) убеждать; pass.* быть убежденным.
προσεκληρώθησαν aor.* ind.* pass.* от προσκληρόω (G4345) избирать, назначать; pass.* привязываться, присоединяться к чему-л., с dat.* (BAGD*).
σεβομένων praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от σέβομαι (G4576) быть преданным, набожным, жить в страхе Божьем (см.* 10:2).
πολὺ γυναικῶν τε τῶν πρώτων «и многие из выдающихся женщин». Греческие верующие и женщины, вероятно, принадлежали к высшим слоям общества (BAFSC, 2:113).
προσεκληρώθησαν aor.* ind.* pass.* от προσκληρόω (G4345) избирать, назначать; pass.* привязываться, присоединяться к чему-л., с dat.* (BAGD*).
σεβομένων praes.* med.* (dep.*) part.* (adj.*) от σέβομαι (G4576) быть преданным, набожным, жить в страхе Божьем (см.* 10:2).
πολὺ γυναικῶν τε τῶν πρώτων «и многие из выдающихся женщин». Греческие верующие и женщины, вероятно, принадлежали к высшим слоям общества (BAFSC, 2:113).
5 ζηλώσαντες aor.* act.* part.* (причины) от ζηλόω (G2206) ревновать, завидовать, таить обиду на кого-л. (LN*, 1:760).
προσλαβόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от προσλαμβάνω (G4355) брать с собой, принимать в круг своих знакомых, брать с собой как компаньона или помощника (BAGD*).
ἀγοραῖος (G60) рыночный; здесь: люди с рынка, те, кто болтался на рыночной площади, воры, грабители, или крестьяне, привезшие свои товары наagora , чтобы продать их (Bruce*; BAGD*; LS*; DGRA*, 35−36). Agora изначально была открытой площадью, на которой царь говорил с народом; позже это была площадь, где собирались граждане; затем — открытое пространство, вокруг которого располагались важные правительственные здания, а также магазины, где можно было купить все необходимое; это слово соответствует латинскому Forum . Сделки обычно заключались в рыночные дни с 9 до 12 ч. утра — Nundinae (DGRA*, 32−36; TAA*; LLAR*, 59−61).
ὀχλοποιήσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ὀχλοποιέω (G3792) собирать толпу.
ἐθορύβουν impf.* ind.* act.* от θορυβέω (G2350) доставлять неудобства, беспокоить, смущать. Inch.* impf.*, «они начали беспокоить...»
ἐπιστάντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐφίστημι (G2186) стоять перед, приближаться, появляться.
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать, пытаться.
προαγαγεῖν aor.* act.* inf.* от προάγω (G4254) вести, приводить к кому-л. Эпэкз.* inf.* объясняет, что они пытались сделать.
δῆμος (G1218) народ, толпа, собравшаяся с любой целью (BAGD*).
προσλαβόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* от προσλαμβάνω (G4355) брать с собой, принимать в круг своих знакомых, брать с собой как компаньона или помощника (BAGD*).
ἀγοραῖος (G60) рыночный; здесь: люди с рынка, те, кто болтался на рыночной площади, воры, грабители, или крестьяне, привезшие свои товары на
ὀχλοποιήσαντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ὀχλοποιέω (G3792) собирать толпу.
ἐθορύβουν impf.* ind.* act.* от θορυβέω (G2350) доставлять неудобства, беспокоить, смущать. Inch.* impf.*, «они начали беспокоить...»
ἐπιστάντες aor.* act.* part.* (temp.*) от ἐφίστημι (G2186) стоять перед, приближаться, появляться.
ἐζήτουν impf.* ind.* act.* от ζητέω (G2212) искать, пытаться.
προαγαγεῖν aor.* act.* inf.* от προάγω (G4254) вести, приводить к кому-л. Эпэкз.* inf.* объясняет, что они пытались сделать.
δῆμος (G1218) народ, толпа, собравшаяся с любой целью (BAGD*).
6 εὑρόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от εὑρίσκω (G2147) находить.
ἔσυρον impf.* ind.* act.* от σύρω (G4951) тащить.
πολιτάρχης (G4173) правитель города. В основном используется как македонский титул членов магистратов неримских городов (обычно их было пять), в обязанности которых, помимо прочего, входило утверждение решений, принятых демосом, и поддержание мира и порядка в городе. Этот титул можно найти во многих надписях, большинство которых обнаружено в северной Греции, и примерно 40 процентов — в городе Фессалоника (LC*; G. H. R. Horsley, “The Politarchs”, BAFCS*, 2:419−31; ADB, 6:386−89; NDIEC*, 2:34−35; FAP*, 314−15; Bruce*).
βοῶντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от βοάω (G994) кричать.
ἀναστατώσαντες aor.* act.* part.* от ἀναστατόω (G387) расстраивать, возмущать. Используется в письме матери, которая говорит о ребенке: «он сводит меня с ума» (LAE*, 202).
πάρεισιν praes.* ind.* act.* от πάρειμι (G3918) присутствовать. Перфектный praes.* указывает на действие, а также на условие и состояние (VANT*, 230−40).
ἔσυρον impf.* ind.* act.* от σύρω (G4951) тащить.
πολιτάρχης (G4173) правитель города. В основном используется как македонский титул членов магистратов неримских городов (обычно их было пять), в обязанности которых, помимо прочего, входило утверждение решений, принятых демосом, и поддержание мира и порядка в городе. Этот титул можно найти во многих надписях, большинство которых обнаружено в северной Греции, и примерно 40 процентов — в городе Фессалоника (LC*; G. H. R. Horsley, “The Politarchs”, BAFCS*, 2:419−31; ADB, 6:386−89; NDIEC*, 2:34−35; FAP*, 314−15; Bruce*).
βοῶντες praes.* act.* part.* (сопутств.*) от βοάω (G994) кричать.
ἀναστατώσαντες aor.* act.* part.* от ἀναστατόω (G387) расстраивать, возмущать. Используется в письме матери, которая говорит о ребенке: «он сводит меня с ума» (LAE*, 202).
πάρεισιν praes.* ind.* act.* от πάρειμι (G3918) присутствовать. Перфектный praes.* указывает на действие, а также на условие и состояние (VANT*, 230−40).
7 ὑποδέδεκται perf.* ind.* med.* (dep.*) от ὑποδέχομαι (G5264) принимать, развлекать.
ἀπέναντι (G561) против, вопреки.
πράσσουσι praes.* ind.* act.* от πράσσω (G4238) делать, практиковать.
λέγοντες praes.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить. Part.* объясняет, что они делали иротив цезаря.
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть. Inf.* в косвенной речи. Это обвинение по сути своей не только политического, но и религиозного характера, так как существовал имперский культ (Gill & Winter, BAFCS*, 2:93−103; S. R. F. Price, “Gods and Emperors: The Greek Language of The Roman Imperial Cult”, JHS* 104 [1984]: 79−95).
ἀπέναντι (G561) против, вопреки.
πράσσουσι praes.* ind.* act.* от πράσσω (G4238) делать, практиковать.
λέγοντες praes.* act.* part.* от λέγω (G3004) говорить. Part.* объясняет, что они делали иротив цезаря.
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί (G1510) быть. Inf.* в косвенной речи. Это обвинение по сути своей не только политического, но и религиозного характера, так как существовал имперский культ (Gill & Winter, BAFCS*, 2:93−103; S. R. F. Price, “Gods and Emperors: The Greek Language of The Roman Imperial Cult”, JHS* 104 [1984]: 79−95).
8 ἐτάραξαν aor.* ind.* act.* от ταράσσω (G5015) возмущать, смущать, беспокоить.
ἀκούοντας praes.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать, прислушиваться.
ἀκούοντας praes.* act.* part.* (temp.*) от ἀκούω (G191) слышать, прислушиваться.
9 λαβόντες aor.* act.* part.* (temp.*) от λαμβάνω (G2983) брать.
ἱκανόν (G2425) acc.* sing.* удостоверение, поручительство. Это эквивалент латинскогоsatis accipere , который используется в связи с предложением и обеспечением безопасности в гражданских и уголовных процедурах (Sherwin-White*, 95; MM*; Preisigke*, 1:693−94).
ἀπέλυσαν aor.* ind.* act.* от ἀπολύω (G630) отпускать. О связи этих событий с содержанием 1 и 2 Фес см.* Bruce*; FAP*, 325−26.
ἱκανόν (G2425) acc.* sing.* удостоверение, поручительство. Это эквивалент латинского
ἀπέλυσαν aor.* ind.* act.* от ἀπολύω (G630) отпускать. О связи этих событий с содержанием 1 и 2 Фес см.* Bruce*; FAP*, 325−26.
10 διὰ νυκτός (G1223; G3571) ночью, в течение или во время ночи (IBG, 56).
ἐξέπεμψαν aor.* ind.* act.* от ἐκπέμπω (G1599) высылать, отправлять. О городе Верия см.* Gill, “Macedonia”, BAFCS*, 2:415−16; CH*, 261−62.
οἵτινες nom.* pl.* от ὅστις (G3748) кто.
παραγενόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от παραγίνομαι (G3854) прибывать.
ἀπῄεσαν impf.* ind.* act.* от ἄπειμι (G549) уходить, идти: «они пошли своей дорогой в синагогу» (LC*).
ἐξέπεμψαν aor.* ind.* act.* от ἐκπέμπω (G1599) высылать, отправлять. О городе Верия см.* Gill, “Macedonia”, BAFCS*, 2:415−16; CH*, 261−62.
οἵτινες nom.* pl.* от ὅστις (G3748) кто.
παραγενόμενοι aor.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от παραγίνομαι (G3854) прибывать.
ἀπῄεσαν impf.* ind.* act.* от ἄπειμι (G549) уходить, идти: «они пошли своей дорогой в синагогу» (LC*).
11 ἦσαν impf.* ind.* act.* от εἰμί, см.* ст. 7.
εὐγενέστεροι comp.* от εὐγενής (G2104) благородный; здесь: благородное происхождение, знатность, благородство ума (BAGD*); comp.* более благородный. Это слово относится не только к благородству происхождения, но и к благородным чувствам, характеру, морали; таким образом, иудеи Верии обладали более благородным характером, чем иудеи Фессалоники, поэтому приветствовали апостолов и приняли их сердечно (TLNT*).
οἵτινες nom.* pl.* от ὅστις, см.* ст. 10. Люди, принадлежащие к одному классу; используется для того, чтобы подчеркнуть отличительную особенность, которая подтверждает предыдущее утверждение (BAGD*; IBG, 124).
ἐδέξαντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать.
προθυμία (G4288) желание, готовность. Указывает на положительное отношение, добрую волю в возвышенном смысле готовности и рвения; это похвала, которая прибавляет чести тому, к кому она относится (TLNT*; TDNT*; EDNT*).
καθ᾽ ἡμέραν (G2596; G2250) день за днем, ежедневно.
ἀνακρίνοντες praes.* act.* part.* от ἀνακρίνω (G350) исследовать, разбирать вдоль и поперек, внимательно и тщательно расследовать, как в судебном процессе; пытаться познать природу чего-л. или истину путем тщательно изучения, оценки и вывода (RWP*; GELTS*, 29; LN*, 1:331).
ἔχοι praes.* opt.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Opt.* в косвенном вопросе: «действительно ли так обстоят дела» (MT*, 130; RG*, 1043).
εὐγενέστεροι comp.* от εὐγενής (G2104) благородный; здесь: благородное происхождение, знатность, благородство ума (BAGD*); comp.* более благородный. Это слово относится не только к благородству происхождения, но и к благородным чувствам, характеру, морали; таким образом, иудеи Верии обладали более благородным характером, чем иудеи Фессалоники, поэтому приветствовали апостолов и приняли их сердечно (TLNT*).
οἵτινες nom.* pl.* от ὅστις, см.* ст. 10. Люди, принадлежащие к одному классу; используется для того, чтобы подчеркнуть отличительную особенность, которая подтверждает предыдущее утверждение (BAGD*; IBG, 124).
ἐδέξαντο aor.* ind.* med.* (dep.*) от δέχομαι (G1209) принимать, приветствовать.
προθυμία (G4288) желание, готовность. Указывает на положительное отношение, добрую волю в возвышенном смысле готовности и рвения; это похвала, которая прибавляет чести тому, к кому она относится (TLNT*; TDNT*; EDNT*).
καθ᾽ ἡμέραν (G2596; G2250) день за днем, ежедневно.
ἀνακρίνοντες praes.* act.* part.* от ἀνακρίνω (G350) исследовать, разбирать вдоль и поперек, внимательно и тщательно расследовать, как в судебном процессе; пытаться познать природу чего-л. или истину путем тщательно изучения, оценки и вывода (RWP*; GELTS*, 29; LN*, 1:331).
ἔχοι praes.* opt.* act.* от ἔχω (G2192) иметь. Opt.* в косвенном вопросе: «действительно ли так обстоят дела» (MT*, 130; RG*, 1043).
12 ἐπίστευσαν aor.* ind.* act.* от πιστεύω (G4100) верить, доверять.
εὐσχήμων (G2158) уважаемый, благородный, относится к внешности, наружному поведению, высокоморальному поведению, или к высшим слоям общества; то есть имеется в виду особый класс состоятельных и уважаемых граждан города (TLNT*; NDIEC*, 2:86; MM*; Gill, “Acts and the Urban Elite”, BAFCS*, 2:117).
εὐσχήμων (G2158) уважаемый, благородный, относится к внешности, наружному поведению, высокоморальному поведению, или к высшим слоям общества; то есть имеется в виду особый класс состоятельных и уважаемых граждан города (TLNT*; NDIEC*, 2:86; MM*; Gill, “Acts and the Urban Elite”, BAFCS*, 2:117).
13 ἔγνωσαν aor.* ind.* act.* от γινώσκω (G1097) знать. Inch.* aor.*, «приходить к знанию».
κατηγγέλη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 3.
ἦλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
σαλεύοντες praes.* act.* part.* от σαλεύω (G4530) трясти, волновать, будоражить, возбуждать. Толпа взбудоражена, как землетрясением (RWP*). Part.*, выражающее цель.
ταράσσοντες praes.* act.* part.*, см.* ст. 8. Part.* выражает намерение.
κατηγγέλη aor.* ind.* pass.*, см.* ст. 3.
ἦλθον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 1.
σαλεύοντες praes.* act.* part.* от σαλεύω (G4530) трясти, волновать, будоражить, возбуждать. Толпа взбудоражена, как землетрясением (RWP*). Part.*, выражающее цель.
ταράσσοντες praes.* act.* part.*, см.* ст. 8. Part.* выражает намерение.
14 ἐξαπέστειλαν aor.* ind.* act.* от ἐξαποστέλλω (G1821) высылать.
πορεύεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от πορεύομαι (G4198) идти, путешествовать. Эпэкз.* inf.* объясняет ἐξαπέστειλαν.
ὑπέμειναν aor.* ind.* act.* от ὑπομένω (G5278) оставаться, оставаться позади. Предложное сочетание имеет значение: «ожидать сзади» (MH*, 327).
πορεύεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от πορεύομαι (G4198) идти, путешествовать. Эпэкз.* inf.* объясняет ἐξαπέστειλαν.
ὑπέμειναν aor.* ind.* act.* от ὑπομένω (G5278) оставаться, оставаться позади. Предложное сочетание имеет значение: «ожидать сзади» (MH*, 327).
15 καθιστάνοντες praes.* act.* part.* (temp.*) от καθίστημι (G2525) приводить на какое-л. место.
ἤγαγον aor.* ind.* act.* от ἄγω (G71) вести, приводить.
λαβόντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от λαμβάνω (G2983) брать, получать.
ἐντολή (G1785) указание.
ὡς τάχιστα (G5613; G5030) так быстро, как только возможно.
ἔλθωσιν aor.* conj.* act.*, см.* ст. 1. Conj.* с ἵνα (G2443) используется как дополнение в косвенном приказе (RG*, 1046).
ἐξῄεσαν impf.* ind.* act.* от ἔξειμι (G1826) выходить.
ἤγαγον aor.* ind.* act.* от ἄγω (G71) вести, приводить.
λαβόντες aor.* act.* part.* (сопутств.*) от λαμβάνω (G2983) брать, получать.
ἐντολή (G1785) указание.
ὡς τάχιστα (G5613; G5030) так быстро, как только возможно.
ἔλθωσιν aor.* conj.* act.*, см.* ст. 1. Conj.* с ἵνα (G2443) используется как дополнение в косвенном приказе (RG*, 1046).
ἐξῄεσαν impf.* ind.* act.* от ἔξειμι (G1826) выходить.
16 ἐκδεχομένου praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от ἐκδέχομαι (G1551) ожидать, ждать. Gen.* abs.* О городе Афины см.* David W. J. Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:441−48; TAA*; Daniel J. Geagan, “Roman Athens: Some Aspects of Life and Culture”, ANRW* 2.7.1, 371−437; CH*, 266−96; AAT*, 232−42; BBC*; ABD*, 1:513−18; Pausanias, “Attica”, Description of Greece, 1. i-xliv.
παρωξύνετο impf.* ind.* pass.* от παροξύνω (G3947) побуждать, подстрекать к беспокойствам, возбуждать; pass.* злиться (см.* 15:39).
θεωροῦντος praes.* act.* part.* от θεωρέω (G2334) видеть, наблюдать. Вероятно, Павел отличал статуи богов от статуй обыкновенных людей по отсутствию надписей на первых (DCNT*, 125). Temp.* или причинное part.*
κατείδωλος (G2712) полный изображений. О предложном сочетании и форме этого слова см.* MH*, 317. Прист. может означать «насыщенный», «изобилующий», используется для описания густой растительности (R. E. Wycherly, “St. Paul at Athens”, JTS*, n.* s. 19 [1968]: 619, 620). Возможно, Павел стоял наStoa Poikile и смотрел на различные храмы имперского культа, а также прочие храмы и жертвенники (Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:443−45).
οὖσαν praes.* act.* (adj.*) part.* от εἰμί, см.* ст. 7.
παρωξύνετο impf.* ind.* pass.* от παροξύνω (G3947) побуждать, подстрекать к беспокойствам, возбуждать; pass.* злиться (см.* 15:39).
θεωροῦντος praes.* act.* part.* от θεωρέω (G2334) видеть, наблюдать. Вероятно, Павел отличал статуи богов от статуй обыкновенных людей по отсутствию надписей на первых (DCNT*, 125). Temp.* или причинное part.*
κατείδωλος (G2712) полный изображений. О предложном сочетании и форме этого слова см.* MH*, 317. Прист. может означать «насыщенный», «изобилующий», используется для описания густой растительности (R. E. Wycherly, “St. Paul at Athens”, JTS*, n.* s. 19 [1968]: 619, 620). Возможно, Павел стоял на
οὖσαν praes.* act.* (adj.*) part.* от εἰμί, см.* ст. 7.
17 διελέγετο impf.* ind.* med.* (dep.*), см.* ст. 2. Impf.* изображает повторяющееся действие.
σεβομένοις praes.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 4. Part.* в роли subst.*
ἀγορᾷ (G58) dat.* sing.* агора, форум, рыночная площадь как центр экономической, политической и культурной жизни города (см.* ст. 5; Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:445−56).
παρατυγχάνοντας praes.* act.* part.* от παρατυγχάνω (G3909) оказываться близко или присутствовать. Не обязательно случайно (MM*), Part.* в роли subst.*
σεβομένοις praes.* med.* (dep.*) part.*, см.* ст. 4. Part.* в роли subst.*
ἀγορᾷ (G58) dat.* sing.* агора, форум, рыночная площадь как центр экономической, политической и культурной жизни города (см.* ст. 5; Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:445−56).
παρατυγχάνοντας praes.* act.* part.* от παρατυγχάνω (G3909) оказываться близко или присутствовать. Не обязательно случайно (MM*), Part.* в роли subst.*
18 συνέβαλλον impf.* ind.* act.* от συμβάλλω (G4820) вмешиваться, спорить, встречаться, ссориться.
Об эпикурейцах и стоиках см.* Bruce*.
ἔλεγον impf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
θέλοι praes.* opt.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, с inf.* Потенциальный opt.* используется в незавершенном cond.*, в котором протасис только подразумевается. «Что бы он хотел сказать, если бы мог сказать что-л.?”, «Что он может пытаться сказать?» (M*, 174; IBG, 151).
σπερμολόγος (G4691) собиратель семян. Слэнговый термин, который вначале относился к птицам, клюющим зерно; затем — к людям, которые собирают остатки и объедки на рынке, и, наконец, к ревностным искателям второсортного товара подешевле и вообще бесполезного человека — «этот тип» (LC*; MM*; PTR, 242−43; TLNT*, 3:268−69).
ξένος (G3581) странный, иноземец.
δαιμονίων gen.* pl.* от δαιμόνιον (G1140) божество, бог (BAGD*). Obj.* gen.*
καταγγελεύς (G2604) провозгласитель, глашатай, проповедник (BAGD*).
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί, см.* ст. 7. Inf.* в косвенной речи.
εὐηγγελίζετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от εὐαγγελίζομαι (G2097) провозглашать благую весть (TDNT*; TLNT*).
Об эпикурейцах и стоиках см.* Bruce*.
ἔλεγον impf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить.
θέλοι praes.* opt.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть, с inf.* Потенциальный opt.* используется в незавершенном cond.*, в котором протасис только подразумевается. «Что бы он хотел сказать, если бы мог сказать что-л.?”, «Что он может пытаться сказать?» (M*, 174; IBG, 151).
σπερμολόγος (G4691) собиратель семян. Слэнговый термин, который вначале относился к птицам, клюющим зерно; затем — к людям, которые собирают остатки и объедки на рынке, и, наконец, к ревностным искателям второсортного товара подешевле и вообще бесполезного человека — «этот тип» (LC*; MM*; PTR, 242−43; TLNT*, 3:268−69).
ξένος (G3581) странный, иноземец.
δαιμονίων gen.* pl.* от δαιμόνιον (G1140) божество, бог (BAGD*). Obj.* gen.*
καταγγελεύς (G2604) провозгласитель, глашатай, проповедник (BAGD*).
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί, см.* ст. 7. Inf.* в косвенной речи.
εὐηγγελίζετο impf.* ind.* med.* (dep.*) от εὐαγγελίζομαι (G2097) провозглашать благую весть (TDNT*; TLNT*).
19 ἐπιλαβόμενοι aor.* med.* part.* (сопутств.*) от ἐπιλαμβάνω (G1949) держаться за что-л.
Ἄρειος πάγος (G697) Ареопаг, или холм Ареса (Марсов холм). Это может быть либо географическое название, либо место заседания правительственного совета Афин. Среди многочисленных функций совета был надзор за образованием, в особенности проверка приезжих лекторов, которых было немало, и контроль за введением новых и несанкционированных религий (BAGD*; PTR, 245; LC*; BBC*; DPL*, 51−54; DGRA*, 126−29). Есть предположение, что все произошло в северо-западной части Агоры или рядом с портиком Базилейос, см.* C. J. Hemer, “Paul at Athens: A Topographical Note”, NTS* 20 (1974): 341−50; BASHH*, 117. Возможно, совет собирался в месте, которое называлось Марсовым холмом (Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:448).
ἤγαγον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 15.
δυνάμεθα praes.* ind.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
γνῶναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 13.
λαλουμένη praes.* pass.* part.* (adj.*) от λαλέω (G2980) говорить.
Ἄρειος πάγος (G697) Ареопаг, или холм Ареса (Марсов холм). Это может быть либо географическое название, либо место заседания правительственного совета Афин. Среди многочисленных функций совета был надзор за образованием, в особенности проверка приезжих лекторов, которых было немало, и контроль за введением новых и несанкционированных религий (BAGD*; PTR, 245; LC*; BBC*; DPL*, 51−54; DGRA*, 126−29). Есть предположение, что все произошло в северо-западной части Агоры или рядом с портиком Базилейос, см.* C. J. Hemer, “Paul at Athens: A Topographical Note”, NTS* 20 (1974): 341−50; BASHH*, 117. Возможно, совет собирался в месте, которое называлось Марсовым холмом (Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:448).
ἤγαγον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 15.
δυνάμεθα praes.* ind.* pass.* (dep.*) от δύναμαι (G1410) быть способным, с inf.*
γνῶναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 13.
λαλουμένη praes.* pass.* part.* (adj.*) от λαλέω (G2980) говорить.
20 ξενίζοντα praes.* act.* part.* от ξενίζω (G3579) принимать как гостя, развлекать, поражаться или удивляться чему-л. новому или странному. Part.* в роли subst.*, «удивительные вещи» (BAGD*).
εἰσφέρεις praes.* ind.* act.* от εἰσφέρω (G1533) вносить.
γνῶναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 13.
εἶναι praes.* act.* inf.*, см.* ст. 7.
εἰσφέρεις praes.* ind.* act.* от εἰσφέρω (G1533) вносить.
γνῶναι aor.* act.* inf.*, см.* ст. 13.
εἶναι praes.* act.* inf.*, см.* ст. 7.
21 ἐπιδημοῦντες praes.* act.* part.* от ἐπιδημέω (G1927) жить в качестве иностранца. Part.* в роли subst.*
ηὐκαίρουν impf.* ind.* act.* от εὐκαιρέω (G2119) иметь время, располагать свободным временем или возможностью. С предлогом это означает: «посвящать чему-л. свой досуг» (AS*). Обыденный impf.*
οὐδὲν ἕτερον … ἤ (G3761; G2087; G2228) «ничего кроме» (BAGD*).
λέγειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 18. Эпэкз.* inf.* объясняет гл.* ηὐκαίρουν.
ἀκούειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 8.
καινότερον comp.* от καινός (G2537) новый; comp.* более новый. Сравнительная степень часто может иметь значение superl.* (D, 127). Истинное значение сравнения может быть: «нечто более новое, чем то, что мы слышали раньше» (RG*, 665).
ηὐκαίρουν impf.* ind.* act.* от εὐκαιρέω (G2119) иметь время, располагать свободным временем или возможностью. С предлогом это означает: «посвящать чему-л. свой досуг» (AS*). Обыденный impf.*
οὐδὲν ἕτερον … ἤ (G3761; G2087; G2228) «ничего кроме» (BAGD*).
λέγειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 18. Эпэкз.* inf.* объясняет гл.* ηὐκαίρουν.
ἀκούειν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 8.
καινότερον comp.* от καινός (G2537) новый; comp.* более новый. Сравнительная степень часто может иметь значение superl.* (D, 127). Истинное значение сравнения может быть: «нечто более новое, чем то, что мы слышали раньше» (RG*, 665).
22 σταθείς aor.* pass.* part.* от ἵστημι (G2476) стоять. Сопутств.* или temp.* part.*
ἐν μέσῳ (G2619; G3319) в середине. Вероятно, значит скорее: «посреди совета», чем «посреди холма».
ἔφη aor.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить.
δεισιδαιμονεστέρους acc.* pl.* comp.* от δεισιδαίμων (G1174) богобоязненный, набожный, суеверный; comp.* очень набожный. Это слово обозначает уважение или страх по отношению к сверхъестественному, то есть в зависимости от ситуации, как набожность, так и суеверие (Williams*; LC*; TLNT*). Здесь comp.* значит «более набожный, чем обычно» (RWP*). Афинян часто хвалили за их благочестие (TLNT*, 1:308; см.* также приведенные здесь ссылки).
θεωρῶ praes.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
ἐν μέσῳ (G2619; G3319) в середине. Вероятно, значит скорее: «посреди совета», чем «посреди холма».
ἔφη aor.* ind.* act.* от φημί (G5346) говорить.
δεισιδαιμονεστέρους acc.* pl.* comp.* от δεισιδαίμων (G1174) богобоязненный, набожный, суеверный; comp.* очень набожный. Это слово обозначает уважение или страх по отношению к сверхъестественному, то есть в зависимости от ситуации, как набожность, так и суеверие (Williams*; LC*; TLNT*). Здесь comp.* значит «более набожный, чем обычно» (RWP*). Афинян часто хвалили за их благочестие (TLNT*, 1:308; см.* также приведенные здесь ссылки).
θεωρῶ praes.* ind.* act.*, см.* ст. 16.
23 διερχόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* (temp.*) от διέρχομαι (G1330) проходить через.
γάρ ибо, вводит объяснение предыдущего утверждения.
ἀναθεωρῶν praes.* part.* (temp.*) от ἀναθεωρέω (G333) смотреть на что-л., наблюдать. Предложное сочетание перфектно (MH*, 296).
σέβασμα (G4574) объект поклонения или религиозного почитания (NIDNTT*, 2:91−92).
εὗρον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 6.
βωμός (G1041) жертвенник.
ἐπεγέγραπτο plperf.* ind.* pass.* от ἐπιγράφω (G1924) писать.
Ἀγνώστῳ θεῷ (G57; G2316) неведомому Богу. Примеры и свидетельства о неизвестных богах в Афинах и вокруг них см.* BC*, 5:240−46; Haenchen*; Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:446−47; BASHH*, 117; BBC*.
ἀγνοοῦντες praes.* act.* part.* от ἀγνοέω (G50) не знать, быть в неведении. Уступительное part.* «хотя вы не знаете его...»
εὐσεβεῖτε praes.* ind.* act.* от εὐσεβέω (G2151) почитать, уважать, поклоняться. Обыденный praes.*
καταγγέλλω (G2605) praes.* ind.* act.*, см.* ст. 3. Praes.* указывает на развивающееся действие.
γάρ ибо, вводит объяснение предыдущего утверждения.
ἀναθεωρῶν praes.* part.* (temp.*) от ἀναθεωρέω (G333) смотреть на что-л., наблюдать. Предложное сочетание перфектно (MH*, 296).
σέβασμα (G4574) объект поклонения или религиозного почитания (NIDNTT*, 2:91−92).
εὗρον aor.* ind.* act.*, см.* ст. 6.
βωμός (G1041) жертвенник.
ἐπεγέγραπτο plperf.* ind.* pass.* от ἐπιγράφω (G1924) писать.
Ἀγνώστῳ θεῷ (G57; G2316) неведомому Богу. Примеры и свидетельства о неизвестных богах в Афинах и вокруг них см.* BC*, 5:240−46; Haenchen*; Gill, “Achaia”, BAFCS*, 2:446−47; BASHH*, 117; BBC*.
ἀγνοοῦντες praes.* act.* part.* от ἀγνοέω (G50) не знать, быть в неведении. Уступительное part.* «хотя вы не знаете его...»
εὐσεβεῖτε praes.* ind.* act.* от εὐσεβέω (G2151) почитать, уважать, поклоняться. Обыденный praes.*
καταγγέλλω (G2605) praes.* ind.* act.*, см.* ст. 3. Praes.* указывает на развивающееся действие.
24 ποιήσας aor.* act.* part.* (adj.*) от ποιέω (G4160) делать.
ὑπάρχων praes.* act.* part.* (причины) от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть.
χειροποίητος (G5499) рукотворный. Возможно, Павел намекает на множество рукотворных храмов.
κατοικεῖ praes.* ind.* act.* от κατοικέω (G2730) обитать, быть дома. Praes.* указывает на вечную истину.
ὑπάρχων praes.* act.* part.* (причины) от ὑπάρχω (G5225) существовать, быть.
χειροποίητος (G5499) рукотворный. Возможно, Павел намекает на множество рукотворных храмов.
κατοικεῖ praes.* ind.* act.* от κατοικέω (G2730) обитать, быть дома. Praes.* указывает на вечную истину.
25 ἀνθρώπινος (G442) человеческий. Adj.* с этим окончанием обозначает материал, происхождение или род (MH*, 359).
θεραπεύεται praes.* ind.* pass.* от θεραπεύω (G2323) заботиться, помогать, служить.
προσδεόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от προσδέομαι (G4326) хотеть, желать дополнительно. Cond.* part.* «если бы Ему было что-л. нужно» (RWP*).
αὐτός (G846) он. Эмфатическое: «Он Сам».
διδούς praes.* act.* part.* (причины) от δίδωμι (G1325) давать. (Schneider*).
θεραπεύεται praes.* ind.* pass.* от θεραπεύω (G2323) заботиться, помогать, служить.
προσδεόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от προσδέομαι (G4326) хотеть, желать дополнительно. Cond.* part.* «если бы Ему было что-л. нужно» (RWP*).
αὐτός (G846) он. Эмфатическое: «Он Сам».
διδούς praes.* act.* part.* (причины) от δίδωμι (G1325) давать. (Schneider*).
26 ἐποίησεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 24.
κατοικεῖν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 24. Inf.* в роли obj.*
ὁρίσας aor.* act.* part.* от ὁρίζω (G3724) отмечать границы, определять. Aor.* part.* относится ко времени не более позднему, чем время действия основного гл.* Определение места обитания человека предшествовало его сотворению в планах Бога (M*, 133).
προστεταγμένους perf.* pass.* part.* от προστάσσω (G4367) назначать, выдвигать, предписывать, устанавливать. Perf.* указывает на непреходящие результаты.
καιρός (G2540) время, пора. Может относиться как к времени года, так и к исторической эпохе (Polhill*).
ὁροθεσία (G3734) граница. Может означать необитаемые районы земли или границы между странами (Polhill*).
κατοικεῖν praes.* act.* inf.*, см.* ст. 24. Inf.* в роли obj.*
ὁρίσας aor.* act.* part.* от ὁρίζω (G3724) отмечать границы, определять. Aor.* part.* относится ко времени не более позднему, чем время действия основного гл.* Определение места обитания человека предшествовало его сотворению в планах Бога (M*, 133).
προστεταγμένους perf.* pass.* part.* от προστάσσω (G4367) назначать, выдвигать, предписывать, устанавливать. Perf.* указывает на непреходящие результаты.
καιρός (G2540) время, пора. Может относиться как к времени года, так и к исторической эпохе (Polhill*).
ὁροθεσία (G3734) граница. Может означать необитаемые районы земли или границы между странами (Polhill*).
27 ζητεῖν praes.* act.* inf.* от ζητέω (G2212) искать. Inf.* цели (RWP*).
ψηλαφήσειαν aor.* opt.* act.* от ψηλαφάω (G5584) трогать, ощущать. Гл.* передает идею поиск Бога в темноте, когда свет абсолютного откровения недоступен (Bruce*). Opt.* в типе неполного cond.*, выражающего цель или задачу (MT*, 127; RG*, 1021; VA*, 311−12).
εὕροιεν aor.* opt.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
καί γε (G2532; G1065) и все же, хотя, уступительное выражение (Bruce*; Thrall*, 37f).
ψηλαφήσειαν aor.* opt.* act.* от ψηλαφάω (G5584) трогать, ощущать. Гл.* передает идею поиск Бога в темноте, когда свет абсолютного откровения недоступен (Bruce*). Opt.* в типе неполного cond.*, выражающего цель или задачу (MT*, 127; RG*, 1021; VA*, 311−12).
εὕροιεν aor.* opt.* act.* от εὑρίσκω (G2147) находить.
καί γε (G2532; G1065) и все же, хотя, уступительное выражение (Bruce*; Thrall*, 37f).
28 ζῶμεν praes.* ind.* act.* от ζάω (G2198) жить.
κινούμεθα praes.* ind.* med.*/pass.* от κινέω (G2795) двигаться. Этот гл.* может означать одновременно и «Он движет нас» и «мы движемся в Нем» (DCNT*, 127).
ποιητής (G4163) поэт.
εἰρήκασιν perf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Об этих цитатах из греческого поэта Арата, а также, возможно, Эпименида, см.* BC*, 5:246−51; Polhill*; Longenecker*, 476.
τοῦ gen.* sing.* от ὁ (G3588), gen.* источника или происхождения: «от Него», «из Него».
γένος (G1085) потомки общего предка (BAGD*).
κινούμεθα praes.* ind.* med.*/pass.* от κινέω (G2795) двигаться. Этот гл.* может означать одновременно и «Он движет нас» и «мы движемся в Нем» (DCNT*, 127).
ποιητής (G4163) поэт.
εἰρήκασιν perf.* ind.* act.* от λέγω (G3004) говорить. Об этих цитатах из греческого поэта Арата, а также, возможно, Эпименида, см.* BC*, 5:246−51; Polhill*; Longenecker*, 476.
τοῦ gen.* sing.* от ὁ (G3588), gen.* источника или происхождения: «от Него», «из Него».
γένος (G1085) потомки общего предка (BAGD*).
29 ὑπάρχοντες praes.* act.* part.*, см.* ст. 24; Причинное part.*, «так как мы...»
ὀφείλομεν praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть обязанным, быть должным, с inf.*
νομίζειν praes.* act.* inf.* от νομίζω (G3543) полагать, думать.
χρυσίον (G5553) золото.
ἄργυρος (G696) серебро.
χάραγμα (G5480) гравировка, выгравированная надпись. Dat.* с adj.* ὅμοιον.
τέχνης (G5078) gen.* sing.* искусство, навык, ремесло (BAGD*). Gen.* описания.
ἐνθύμησις (G1761) мысль, размышление, за мысел, содержание мыслей и рассуждений (LN*, 1:351).
θεῖος (G2304) божественный; в роли subst.* божественное существо, божество (BAGD*). Субъект inf.*
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί, см.* ст. 7. Inf.* в косвенной речи в роли дополнения другого inf.* νομίζειν. Дион Хризостом считал скульптуру одним из источников восприятия божественного человеком (DCNT*, 128; DC* XII, 44, 80). Раз они охотно восприняли основное утверждение Павла о том, что Бог — Создатель, они должны были признать и свое самопоклонение и необходимость покаяния (Polhill*).
ὀφείλομεν praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть обязанным, быть должным, с inf.*
νομίζειν praes.* act.* inf.* от νομίζω (G3543) полагать, думать.
χρυσίον (G5553) золото.
ἄργυρος (G696) серебро.
χάραγμα (G5480) гравировка, выгравированная надпись. Dat.* с adj.* ὅμοιον.
τέχνης (G5078) gen.* sing.* искусство, навык, ремесло (BAGD*). Gen.* описания.
ἐνθύμησις (G1761) мысль, размышление, за мысел, содержание мыслей и рассуждений (LN*, 1:351).
θεῖος (G2304) божественный; в роли subst.* божественное существо, божество (BAGD*). Субъект inf.*
εἶναι praes.* act.* inf.* от εἰμί, см.* ст. 7. Inf.* в косвенной речи в роли дополнения другого inf.* νομίζειν. Дион Хризостом считал скульптуру одним из источников восприятия божественного человеком (DCNT*, 128; DC* XII, 44, 80). Раз они охотно восприняли основное утверждение Павла о том, что Бог — Создатель, они должны были признать и свое самопоклонение и необходимость покаяния (Polhill*).
30 ἀγνοίας gen.* sing.* от ἄγνοια (G52) невежество. Gen.* описания.
ὑπεριδών aor.* act.* part.* от ὑπεροράω (G5237) недосматривать. Частый гл.* в Септ.*, обозначающий вещь, на которую не обратили внимания, оставили без помощи или без сурового наказания (Bengel*). Уступительное part.* («хотя»).
παραγγέλλει praes.* ind.* act.* от παραγγέλλω (G3853) приказывать, повелевать, наставлять.
πανταχοῦ (G3837) везде.
μετανοεῖν praes.* act.* inf.* от μετανοέω (G3340) изменять мнение, каяться; это полный отказ от их поклонения лжебогам и обращение к Богу (Polhill*). Inf.* in indir.* discourse.
ὑπεριδών aor.* act.* part.* от ὑπεροράω (G5237) недосматривать. Частый гл.* в Септ.*, обозначающий вещь, на которую не обратили внимания, оставили без помощи или без сурового наказания (Bengel*). Уступительное part.* («хотя»).
παραγγέλλει praes.* ind.* act.* от παραγγέλλω (G3853) приказывать, повелевать, наставлять.
πανταχοῦ (G3837) везде.
μετανοεῖν praes.* act.* inf.* от μετανοέω (G3340) изменять мнение, каяться; это полный отказ от их поклонения лжебогам и обращение к Богу (Polhill*). Inf.* in indir.* discourse.
31 καθότι (G2530) ввиду того, что.
ἔστησεν aor.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) назначать, избирать.
κρίνειν praes.* act.* inf.* от κρίνω (G2919) судить. Используется с μέλλει для выражения будущего.
ἐν ἀνδρί человеком. Об использовании предлога, указывающего на действующее лицо, см.* примеры, которые цитирует Хенчен.
ᾧ dat.* sing.* от ὅς (G3739) rel.* pron.*, dat.* по аттракции.
ὥρισεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 26.
παρασχών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от παρέχω (G3930) снабжать, показывать, оборудовать; с πίστιν: доказывать, делать очевидным, гарантировать (RWP*; BAGD*; TLNT*, 3:112).
ἀναστήσας aor.* act.* part.* от ἀνίστημι (G450) поднимать. Temp.* part.* или part.* средства.
ἔστησεν aor.* ind.* act.* от ἵστημι (G2476) назначать, избирать.
κρίνειν praes.* act.* inf.* от κρίνω (G2919) судить. Используется с μέλλει для выражения будущего.
ἐν ἀνδρί человеком. Об использовании предлога, указывающего на действующее лицо, см.* примеры, которые цитирует Хенчен.
ᾧ dat.* sing.* от ὅς (G3739) rel.* pron.*, dat.* по аттракции.
ὥρισεν aor.* ind.* act.*, см.* ст. 26.
παρασχών aor.* act.* part.* (сопутств.*) от παρέχω (G3930) снабжать, показывать, оборудовать; с πίστιν: доказывать, делать очевидным, гарантировать (RWP*; BAGD*; TLNT*, 3:112).
ἀναστήσας aor.* act.* part.* от ἀνίστημι (G450) поднимать. Temp.* part.* или part.* средства.