Стих 2
См. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. 1Ин 2:11
Иное толкование
Срединное место, куда приходят они, — это Сам Христос; Он в середине, поскольку равен для всех; все, что полагается в середине, — общее для всех. Подойдите к горе, взойдите на гору и, взойдя, не желайте сходить с нее. Здесь вы будете в безопасности, здесь будете защищены, ибо гора прибежища вашего — Христос. А где пребывает Христос? Одесную Отца, ибо Он вознесся на небо.
Проповеди 62А 3, Cl. 0284, 62A.MiAgl.609.25.
Говорится о горе, и гора эта сокрыта от сторонников Доната. Святой пророк Даниил видел видение и записал то, что увидел, и говорит, что видел он камень, оторвавшийся от горы без содействия рук (34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Дан 2:34). Это — Христос, происходящий от иудейского народа; поскольку и этот народ был горой, ведь имел он царство. Что же за гора, о которую преткнулись еретики? Послушай самого Даниила, вот как говорит он: И возрос этот камень, и сделался великой горою, так что наполнил все лицо земли (35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Дан 2:35)1. Справедливо говорит псалом, обращаясь к возносящемуся Господу Христу: Ты восходишь на небеса, Боже, и по всей земле слава Твоя (12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Пс 56:12; 6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею [да] [будет] слава Твоя, Пс 107:6)2. Что означает: По всей земле слава Твоя? По всей земле Церковь Твоя, по всей земле Невеста Твоя.
Проповеди 147А 4, Cl. 0284, 147A.MiAgl.53.13.
Примечания
- 1 — Синод, перевод: А камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.
- 2 — Синод, перевод: Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
Стих 3
Первый закон, называемый Ветхим Заветом, был дан с горы Синай через Моисея. О том же, которому надлежало быть данным через Христа, предсказано: от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
О граде Божием 18.54, Cl. 0313, SL 48, 18.54.24.
Стих 5
Вот, тот же самый пророк Исаия предвозвестил, что будет уготована гора во главе гор, к которой придут все народы1 , поскольку не от горы Синай для одного народа, но от горы Сион и из Иерусалима для всех народов предстояло произойти закону и слову Божию. Мы видим, что это со всей очевидностью исполнилось на Христе и христианах. Что же значит, когда немного ниже пророк говорит: О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем? Здесь вы, конечно, скажете, как обычно: «Это говорится о нас». Но остановитесь на минуту: говоря, что вам хотелось бы, вы услышите также и то, что вам не хочется. Ведь пророк продолжает и говорит: Но Ты отринул народ Твой, дом Израиля2. Здесь скажите: «Это говорится о нас», здесь признайте, что это — вы, и извините нас, напомнивших вам об этом.
Против иудеев 8, Cl. 0315, PL 42, 59.34.
Примечания
- 1 — См. 2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. Ис 2:2.
- 2 — Синод, перевод: Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова.
Пусть, возлюбленные, слушают это иудеи с благодарностью или же с негодованием, а мы, когда можем, станем проповедовать это с любовью к ним. Не будем гордо превозноситься над отломившимися ветвями1 , но лучше помыслим о том, Чьей благодатью мы со столь великим милосердием привиты к этому корню.
Примечания
- Против иудеев 1033, Cl. 0315, PL 42, 63.18.
Примечания
- 1 — См. 17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. 19 Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Рим 11:17−21.