Библия » Толкования Августина

2-е послание Тимофею 3 глава

Стих 2

Чтобы кто-нибудь не докучал требованием доказательств того, что и слово «любовь» может употребляться в дурном смысле (употребление в хорошем смысле мы уже указали), тот пусть прочитает слова Писания: люди будут самолюбивы, сребролюбивы.

Источник: О граде Божием 14.7 Cl. 0313, SL 48.14.7.36.

Стих 5

Вы только что, когда совершалось чтение, услышали, как Симон Маг крестился, но не оставил дурных помыслов1 : это имело вид таинства, силы же таинства не имело. Послушай, что апостол говорит о нечестивых: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Что есть вид благочестия? Таинство видимое. Что есть сила благочестия? Любовь невидимая.

Проповеди 229U Cl.0284, 229U.RB 79.4.211.18

Примечания

  • 1 — См. 9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. 10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. 11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. 12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. 13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. 14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, 15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. 16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. 17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. 18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. 20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. 22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. 24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Деян 8:9−24

***

Откажись от порочной любви к миру, чтобы исполниться любви к Богу. Ты сосуд, но все еще полный. Вылей то, что имеешь, чтобы принять то, чего не имеешь. Несомненно, братья наши уже возродились от воды и Духа, и мы несколько лет назад возродились от воды и Духа. Это — благо для нас. Да не любим мира, чтобы таинства не пребывали в нас во осуждение наше, вместо оплота во спасение. Оплот спасения — иметь корень любви2 , иметь силу благочестия, а не только вид.

Трактат на Первое послание Иоанна 2 Сl. 0279, 2.PL:1994.10.

Примечания

  • 2 — Ср. 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, Еф 3:17

Стих 6

Обратим духовный взор свой и с Божией помощью будем стараться узнать Бога. Глас божественной песни таков: Ищите Бога, и да живет душа ваша (33 Увидят [это] страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, Пс 68:33)1. Будем искать Того, Кого должно обрести, будем искать Того, Кто уже обретен. Чтобы с целью обрести искали Его — Он сокрыт; чтобы уже обретенного искали Его — Он безмерен. ...Так, Ищите лицо Его всегда (4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда. Пс 104:4) сказано не в том значении, в каком, например, говорится о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, но, скорее, в том, в каком говорится: «Когда человек закончит, он только начинает»2.

Трактат на Евангелие от Иоанна 63.1 Сl. 0278.63.1.1.

Примечания

  • 1 — В Синод, переводе этот стих звучит иначе: И оживет сердце ваше, ищущие Бога. — Прим. ред.
  • 2 — Ср.13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, Флп 3:13

Стих 8

Не противятся ли они сей истине — люди умом развращенные, невежды в вере, которые отвечают и произносят несправедливые слова, говоря: «От Бога мы имеем то, что мы люди, однако от нас самих — то, что мы праведны»? Что говорите вы, обманывающие самих себя, — не защитники, а ниспровергатели свободы воли, — с высоты возвышения через пустоту предубеждения погружаясь на глубину? Несомненно, это ваши слова, что человек сам по себе творит правду. И это — высота вашего превозношения!

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 81.2 Сl. 0278.81.2.8.

Стих 12

Сказанное тем же учителем: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы, — может быть приложимо ко всяким временам. Потому что, хотя известное время, когда враги внешние не свирепствуют, и кажется спокойным, и даже таким является на самом деле, и доставляет великое утешение, особенно слабым, — однако же и тогда существуют, и даже очень много внутри таких людей, которые своими развращенными нравами терзают чувства людей, живущих благочестиво... При существовании этих и им подобных развращенных нравов и заблуждений желающие жить благочестиво во Христе терпят гонения, хотя тело их и не подвергается ни от кого нападению и мучению.

Источник: О граде Божием 18.51 Сl. 0313, SL 48.18.51.31

***

Каковы же суть те, кто, боясь огорчить своих собеседников, не только не готовит их к предстоящим искушениям, но даже обещает счастье века сего, которого Сам Бог не обещал веку сему? Он предсказывает тяготы за тяготами, которые будут вплоть до скончания века сего, а ты хочешь, чтобы христианин был избавлен от этих страданий? Он потому и христианин, что готов претерпеть нечто большее в веке сем.

Источник: Проповеди 46 Сl. 0284, 46.SL 41.233

Стих 13

Что значит: [ встань, возьми постель свою и] ходи (8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. Ин 5:8)? Преуспевай, преуспевай в добре. Ибо, согласно апостолу, есть некоторые, преуспевающие во зле. Если преуспеваешь, ты ходишь, но преуспевай в добре, преуспевай в праведной вере, преуспевай в добрых нравах: пой — и иди.Не блуждай, не возвращайся, не стой на месте.

Источник: Проповеди 256 Cl 0284,256.PL38.1193.23

Стих 14

Вот почему ни помощь самых святых людей, на даже содействие святых ангелов одни сами собою никогда вполне и правильно не выучивают тайнам, относящимся к внутренней жизни с Богом, если кто не от Бога научен Богом (45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Ин 6:45)... Как лекарства телесные, прилагаемые людям от людей же, помогают только тем, кому доставляет здоровье Бог, могущий без лекарств уврачевать, — и, хотя лекарства без помощи Бога недействительны, однако ж люди и употребляют их, и усердное доставление их почитается во всяком случае делом милосердия и благочестия, — так и пособия научения, преподаваемого душе, помогают, когда делает их полезными Сам Бог, Который не от людей и не через человека мог, если бы захотел, дать человеку само Евангелие.

Источник: Об учении христианском 4.16 .С1. 0263, 4.16.29.

Стих 16

Писания святы, правдивы, беспорочны... Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Источник: Проповеди 23,Сl. 0284, 28.SL 41.89

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

комментарии Женевской Библии на 2-е послание Тимофею, 3 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.