Библия » Мэтью Генри Толкование Мэтью Генри

2-е Тимофею 3 2-е Тимофею 3 глава

I. Апостол предсказывает Тимофею о том, какими и почему будут последние дни, ст. 1−9.

II. Предписывает ему различные средства для противостояния им (ст. 10−17), в частности приводит свой личный пример («А ты последовал мне в учении», и далее) и знание священных писаний, могущих умудрить нас во спасение и являющихся противоядием против разложения тех дней, в какие мы живем. В этой главе Павел говорит Тимофею, какими плохими будут другие и каким хорошим должен быть он поэтому. Плохие люди полезны для нас в том отношении, что побуждают нас тверже держаться своей непорочности.

Стихи 1−9. Тимофей не должен удивляться тому, что в церкви были плохие люди, ибо сеть Евангелия захватывает как хорошую, так и худую рыбу, Мф 13:47−48. Иисус Христос предсказывал, что должны прийти обольстители (Мф 24), поэтому мы не должны соблазняться на них и думать плохо о христианстве или о церкви из-за них. Даже в золоте присутствует примесь, и в пшенице, рассыпанной на полу, много мякины.

I. Тимофей должен знать, что в последние дни (ст. 1), в евангельские времена, наступят времена тяжкие. Хотя эпоха Евангелия является временем исправления во многих отношениях, однако он должен знать, что даже в эту эпоху будут тяжкие времена, не столько в смысле гонений извне, сколько в смысле внутреннего разложения. Будут такие тяжкие времена, что трудно будет для человека сохранить добрую совесть. Апостол не говорит, что тяжкими времена будут потому, что иудеи и язычники объединятся против церкви, но потому что люди, имеющие вид благочестия (ст. 5), будут развращаться и причинять большой вред церкви. Два предателя внутри крепости могут нанести ей гораздо больше вреда, чем две сотни осаждающих ее стены извне. Времена будут тяжкими, потому что люди будут нечестивыми, злыми. Заметьте:

1. Грех делает времена тяжкими. При общем разложении нравов и характеров людей наступают опасные для жизни времена, ибо трудно сохранить свою непорочность среди всеобщего разложения.

2. Наступление тяжких времен доказывает истинность предсказаний Священного Писания; если бы события не соответствовали в этом отношении пророчествам, мы могли бы сомневаться в богодухновенности Библии.

3. Мы все должны знать об этом, верить этому предсказанию и учитывать его, чтобы не удивляться, когда придут эти тяжкие времена: Знай же...

II. Павел говорит о том, что сделает эти времена тяжкими, то есть о приметах и признаках, по каким можно будет узнать эти времена, ст. 2 и далее.

1. Самолюбие сделает эти времена тяжкими. Но кто не любит себя? Здесь имеется в виду неумеренная греховная любовь к себе. Люди будут больше любить свое плотское естество, нежели духовное. Они больше будут заботиться об удовлетворении своих плотских похотей и об их обеспечении, чем об угождении Богу и исполнении своего долга. Вместо христианского милосердия, которое печется о благе другого, они будут думать только о себе и предпочитать свое собственное удовлетворение созиданию церкви.

2. Сребролюбие. Заметьте: себялюбие порождает целый ряд грехов и преступлений. Когда люди любят самих себя, от них не приходится ожидать никакого добра, так как его можно ожидать лишь от тех, кто любит Бога от всего сердца. Когда чрезвычайно преобладает сребролюбие, когда каждый стремится чем-то завладеть и сохранить то, что он имеет, то люди становятся опасными друг для друга, тогда все вынуждены стоять на страже против своего соседа.

3. Гордость и надменность. Это времена тяжкие, когда люди, будучи гордыми, надмеваются над другими, презирают их и смотрят на них свысока и злословят Бога и имя Его. Если люди не боятся Бога, то они не уважают и человека, и наоборот.

4. Когда дети непокорны своим родителям, нарушают обязанности, возложенные на них в отношении их (как в смысле долга перед ними, так и в смысле благодарности им, а часто и в смысле обеспечения родителей, находящихся в зависимости от них и ожидающих помощи от них), то они делают времена тяжкими. Ибо перед каким беззаконием может остановиться человек, оскорбляющий своих родителей и восстающий против них?

5. Тяжкими делают времена также неблагодарность и нечестивость, обычно сопутствующие друг другу. Что делает людей нечестивыми, лишенными страха Божьего, как не их неблагодарность Богу за Его милости? Неблагодарность и нечестивость дополняют друг друга; вы не можете назвать человека худшим именем, чем имя неблагодарный. Безрассудный, нечистый, оскверненный похотями — все это признаки великой неблагодарности Богу, давшему человеку все потребное для его тела; мы злоупотребляем Его дарами, если делаем их пищею для удовлетворения своих похотей.

6. Времена становятся тяжкими, когда люди переступают границы естественной или обычной порядочности, когда они недружелюбны, непримирительны, ст. 3 (англ. не имеющие естественных привязанностей, нарушители мира. — Прим. переводчика). Всем людям присущи естественные привязанности. Человеческой природе свойственны дружелюбные чувства к подобным себе, особенно к родственникам. Времена делаются тяжкими, когда дети непокорны родителям своим (ст. 2), а родители не любят своих детей, ст. 3. Смотрите, как грех извращает природное естество человека, как он лишает людей даже того, что природа заложила в них для сохранения и продолжения их рода. Ведь естественные привязанности родителей к своим детям это то, от чего зависит продолжение рода человеческого на земле. И что удивительного в том, что людей, которых не связывают естественные чувства родства, не могут объединить никакие торжественные союзы и договоры. Они непримирительны (нарушители мира), не стыдятся нарушать взятых на себя обязательств.

7. Клеветники тоже делают времена тяжкими. Если люди клевещут друг на друга, то они делаются диаволами друг для друга. Они не уважают доброго имени других, воображая, будто могут говорить и делать все, что им вздумается, Пс 11:5.

8. Когда люди не управляют собой и своими собственными похотями. Они не могут управлять своими похотями, потому что они невоздержны, и своими страстями, так как они жестоки. Человек, не управляющий своим духом, подобен разрушенному городу, без стен, он быстро раздражается по малейшему поводу.

9. Когда доброе и достойное почитания совершенно презирается и унижается. Не любящие добра (англ. презирающие добрых. — Прим. переводчика). Преследователи, по гордости своей, смотрят с презрением на добрых людей, хотя они намного превосходят своих ближних.

10. Когда большинство людей предатели, наглы, напыщенны, тогда времена тяжкие, ст. 4. Христос предсказывал, что брат предаст брата на смерть, и отец — детей (Мф 10:21), это наихудшие из всех предателей. Когда люди высокомерны и надменны, оскорбляют всех окружающих, особенно, когда такие нравы преобладают, то времена становятся тяжкими.

11. Когда люди в большинстве своем более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Когда больше эпикурейцев, чем истинных христиан, тогда времена поистине тяжкие. Бога следует любить более всего. Если кто предпочитает Богу что-нибудь, особенно такие низменные удовольствия, как плотские похоти, то это есть вражда против Бога, ибо плотские помышления суть вражда против Бога.

12. Когда, при всем этом, они имеют вид благочестия (ст. 5), называются христианами, крещенными в христианскую веру, и делают показуху из религии. Но каким бы благовидным ни было их формальное благочестие, они не имеют силы его. Принимая только вид благочестия и отвергая силу благочестия, они раздирают то, что Бог соединил вместе. Они хотят иметь вид благочестия, чтобы избавиться от осуждений своей совести, но не хотят подчиняться силе благочестия, чтобы избавиться от своего греха. Заметьте:

(1) Люди могут быть на редкость плохими, нечестивыми, невзирая на исповедание ими религии. Они могут быть самолюбивыми, и так далее, и в то же время иметь вид благочестия.

(2) Вид благочестия — это нечто совершенно отличное от силы его; человек может иметь одно и совершенно не обладать другим, даже отвергать его, по крайней мере, в своей практической жизни.

(3) Добрые христиане должны удаляться от таковых.

III. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он остерегался обольстителей, чтобы не только сам удалялся от них, но и защищал от обольщения тех, кто находится на его попечении.

1. Он показывает, как обольстители усердно стараются приобрести себе последователей (ст. 6): они вкрадываются в доверие к отдельным лицам, проникают в их дома, не осмеливаясь действовать открыто, ибо делающие зло боятся света, Ин 3:20. Они не вторгаются в дома, но деликатно вкрадываются в них, завоевывая симпатии людей, внушая им доброе мнение о себе и таким образом привлекая их на свою сторону. И кого же удается им увлечь? Слабых женщин, обремененных грехами и водимых различными похотями. Неразумная голова и развращенное сердце делает человека, особенно женщин, легкой добычей обольстителей.

2. Апостол показывает, как далеки были эти женщины от познания истины, несмотря на то что делали вид, будто всегда учатся, ст. 7. В некотором смысле мы всегда должны учиться, то есть возрастать в познании, стремиться вперед, следуя за Христом. Но они были легкомысленны и непостоянны, жадно впитывали всякую новую идею, как бы желая увеличить свои познания, но никогда не приходили к ясному разумению истины.

3. Павел предсказывает несомненный конец, какой будет положен успехам этих еретиков, ст. 8−9. Он сравнивает их с египетскими волхвами, названными здесь Ианний и Иамврий, которые противились Моисею. Хотя их имена не встречаются на страницах Священного Писания, однако они упоминаются у некоторых иудейских авторов. Когда Моисей пришел с божественным поручением вывести израильский народ из Египта, то эти волхвы воспротивились ему. Так и эти еретики противятся истине и являются подобными им людьми с развращенным умом, их мышление извращено, они невежды в вере, то есть крайне далеки от того, чтобы быть истинными христианами. Но они немного успеют. Заметьте:

(1) Обольстители действуют исподтишка, они любят тьму, ибо боятся выступить открыто, и поэтому вкрадываются в дома. Далее: они нападают на тех, кто не способен защитить себя, на слабых и порочных женщин.

(2) Обольстители всех эпох поразительно похожи друг на друга. Их характер один и тот же — это люди развращенного ума, и далее. Их образ действий тоже одинаков — они противятся истине, как Ианний и Иамврий противились Моисею. И всех их ожидает одинаковое посрамление.

(3) Кто противится истине, тот повинен в страшном безумии, ибо истина велика, и она победит.

(4) Хотя духу заблуждения будет на какое-то время дана свобода действия, однако Бог держит его в цепях. Сатана может обманывать народы и церкви, но не больше и не дольше, чем допустит ему Господь: ...их безумие обнаружится пред всеми... то есть откроется, что они обманщики, и тогда все оставят их.

Стихи 10−17. Чтобы утвердить Тимофея на том пути, каким он шел до сих пор, апостол I. Ставит ему в пример свою собственную жизнь (ст. 10), которой очевидцем был сам Тимофей, так как он много сопутствовал Павлу: А ты последовал мне в учении... (англ. ты хорошо знаешь мое учение. — Прим. переводчика). Чем лучше мы знаем учение Христа и апостолов, тем точнее должны следовать ему. Причина, почему многие не держатся учения Христа, состоит в том, что они недостаточно знают его. У апостолов Христа не было врагов, кроме тех, кто не знал их или недостаточно знал; те же, кто их хорошо знал, очень любили и уважали их. Что же именно знал Тимофей о Павле?

1. Учение, какое Павел проповедовал. Павел ничего не скрывал от своих слушателей, но открывал им полную волю Божию (Деян 20:27), так что если они чего-то не знали, то в этом была их собственная вина. Тимофей имел особое преимущество воспитываться у столь великого наставника и познакомиться с учением, которое он проповедовал.

2. Тимофей знал и о житии апостола Павла: А ты последовая мне в учении, житии... Образ жизни апостола составлял одно целое с учением, что он проповедовал, и ни в чем не противоречил ему. Служители, чей образ жизни согласуется с их учением являются добрыми служителями и оставят после себя добрые плоды своих трудов. И наоборот, не приносят людям пользы те, что хорошо проповедуют, но плохо живут.

3. Тимофей был также хорошо осведомлен о тех великих целях, какие преследовал апостол как в проповеди так и в жизни своей: «Ты знаешь о моем расположении: к чему я стремился, как далек я был от мирских и плотских интересов, как искренно я искал славы Богу и блага душам человеческим».

4. Тимофей хорошо знал, каков был характер Павла: знал о его вере (о ее искренности и верности), о его великодушии по отношению к церквам, где проповедовал и над которыми надзирал; о его любви ко всем людям и о его терпении.

5. Он знал, сколько апостол претерпел зла за совершаемое им добро (ст. 11): «Ты хорошо знаешь о гонениях и страданиях, постигших меня (он упоминает только то, что случилось с ним в Антиохии, Листрах, Иконии, где Тимофей был вместе с ним), поэтому не удивляйся, если тебе придется испытать подобное тому, что претерпел я прежде тебя».

6. Тимофей знал, как Бог заботился о Павле: ...йот всех избавил меня Господь. Как Павел никогда не изменял своему делу, так и Бог никогда не изменял ему. Ты хорошо знаешь о моих страданиях. Когда мы знаем о страданиях добрых людей только отчасти, то можем поддаться искушению уклониться от того дела, за какое они несут страдания; когда мы знаем только о трудностях, претерпеваемых ими за Христа, то готовы сказать: «Мы отказываемся от этого дела, так как верность ему, вероятно, слишком дорого обойдется нам». Но когда мы хорошо знаем об их страданиях, не только о том, как они страдали, но также и о том, какую поддержку и утешение получали в своих страданиях, тогда их страдания не обескуражат, а, наоборот, воодушевят нас, особенно если мы учитываем то, о чем были заранее предупреждены (ст. 12): Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, хотя и не всегда одинаково, но, в той или иной степени, будут гонимы. Они будут презираемы, их вера будет препятствовать их продвижению в мире; это относится ко всем, кто желает жить благочестиво, но особенно к тем, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, то есть согласно строгим правилам христианской веры, кто желает носить имя распятого Искупителя. Все, кто хочет проявить свое благочестие в практической жизни, кто хочет не только быть благочестивым, но и жить благочестиво, пусть готовятся к гонениям, особенно если они непоколебимо тверды в этом решении. Заметьте:

(1) Жизнь апостола была в высшей степени примерной в трех отношениях: в отношении его учения, которое было в полном согласии с волей Божией, в отношении его практического поведения, которое соответствовало его учению, и в отношении гонений и страданий.

(2) Хотя жизнь апостола была очень плодотворной, она, в то же время, была полна страданий. Никто, я думаю, так не уподобился своему Учителю по плодотворности служения и по величине страданий, как апостол Павел. Он страдал почти на каждом месте, Дух Святой свидетельствовал, что узы и скорби ждут его, Деян 20:23.

(3) Ради ободрения Тимофея, а также и ради нашего ободрения в страданиях Павел упоминает о том, что Господь избавил его от всех гонений.

(4) Жизнь истинного христианина может быть описана так: они живут благочестиво во Христе Иисусе — таково их практическое поведение; они гонимы — таково обращение, какого они должны ожидать от мира.

II. Павел предупреждает Тимофея о роковом конце обманщиков, чтобы, имея это в виду, он твердо держался истины, которая во Христе Иисусе: Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле... (англ. будут становиться все хуже и хуже. — Прим. переводчика), ст. 13. Заметьте: как добрые люди посредством благодати Божией преуспевают в добре, становятся все лучше и лучше, так плохие, посредством коварства сатаны и действия своей собственной испорченной природы, преуспевают во зле, то есть становятся все хуже и хуже. Путь греха ведет вниз, ибо идущие по нему переходят от плохого к худшему, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Кто обманывает других, обманывает лишь самого себя; кто других вводит в заблуждение, тот сам все более и более заблуждается, на свою погибель.

III. Павел советует Тимофею твердо держаться того, чему он был научен, и особенно того, чему он научился из священных писаний (ст. 14−15): А ты пребывай в том, чему научен... Заметьте: недостаточно просто знать, что есть добро, но надо пребывать в нем и оставаться в нем до конца. Тогда только мы будем истинными учениками Христа, Ин 8:31. Мы не должны быть более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Еф 4:14. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца... Евр 13:9. По этой причине мы должны пребывать в том, чему научились из священных писаний, не в заблуждениях и ошибках, в какие впадали в период детства и юности (ибо, при беспристрастном исследовании, придя к полному убеждению, мы должны оставить их), но в том, о чем ясно утверждают священные писания и что читающий может уразуметь. Если Тимофей будет верен истине, которой был научен, то это вооружит его против сетей и внушений обманщиков. Заметьте: Тимофей должен был пребывать в том, чему был научен, и что ему было вверено.

1. Какое великое счастье — знать твердое основание того учения, в каком мы были наставлены (Лк 1:4), не только знать о том, что есть истина, но знать твердое основание истины. Изучая истину, мы должны стараться более и более утвердиться в ней, чтобы, будучи хорошо укорененными в истине, мы могли противостоять всяким заблуждениям. Уверенность в религии исключительно важна, быть уверенным в истине — это большое преимущество. Зная:

(1) «Что ты имел добрых учителей. Учти, кем ты научен: не злыми людьми, не обманщиками, а добрыми людьми, испытавшими на себе силу истины, которую преподали тебе; они готовы были пострадать за нее, чтобы дать тебе полное удостоверение в том, что верят в эту истину».

(2) «И особенно зная твердое основание, на чем ты должен строить, а именно: священные писания (ст. 15): Ты из детства знаешь священные писания».

2. Тот, кто хочет познакомиться с божественными истинами и удостовериться в них, должен знать священные писания, ибо они содержат в себе суть божественного откровения.

3. Великое счастье — знать священные писания с детства; детям надо изучать писания. Детство — это время обучения, и кто хочет приобрести истинные знания, должен извлекать их из писаний.

4. Писания, которые мы должны знать, являются священными, они исходят от святого Бога, были переданы святыми людьми, содержат святые предписания и ведут нас путем святости к блаженству. Название священные писания отличает их от всех прочих писаний светского характера и от всех тех, что учат только нравственности или обычной справедливости и честности, совершенно не касаясь святости. Если мы хотим знать священные писания, то должны читать и исследовать их ежедневно, подобно тому как делали это христиане из Верии, Деян 17:11. Библия не должна быть пренебрегаемой книгой, куда редко или никогда не заглядывают. Заметим здесь следующее:

(1) В чем состоит превосходство Священного Писания. Оно богодухновенно (ст. 16) и, следовательно, является словом Божиим. Это божественное откровение, на которое мы можем полагаться как на непогрешимую истину. Тот же самый Дух, Кто вдохнул в нас разум, вдохновил и откровение для нас: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, 2Пет 1:21. Пророки и апостолы говорили не от себя, но то, что приняли от Бога и что должны были передать нам. О том, что Писание было дано по вдохновению от Бога, свидетельствуют величие его стиля; истинность, чистота и превосходство его учения; гармония его составных частей; сила и действенность его влияния на тех, кто соприкасается с ним; исполнение многих пророчеств о вещах, недоступных человеческому предвидению; неопровержимые чудеса, производимые в подтверждение его божественного происхождения: При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле, Евр 2:4.

(2) Какую пользу оно дает нам.

[1] Оно может умудрить нас во спасение, то есть является надежным путеводителем на нашем пути к вечной жизни. Заметьте: истинно мудр тот, кто умудрен во спасении. Священное Писание может сделать нас истинно мудрыми, мудрыми для наших душ, для вечной жизни. «Чтобы умудрить тебя во спасение верою». Заметьте: Писание умудряет нас во спасение в том случае, если мы будем растворять его верою, и не иначе, Евр 4:2. Ибо если мы не верим в его истинность и благость, то оно будет для нас бесполезным.

[2] Оно полезно для нас в отношении всех целей нашей христианской жизни: ...для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Оно отвечает всем целям божественного откровения. Оно научает нас истине, обличает во грехе, наставляет в праведности. Оно полезно для всех нас, ибо мы все нуждаемся в научении, обличении, исправлении и наставлении, и имеет особую пользу для служителей, которые должны давать поучения, обличения и наставления: откуда они могут черпать их, как не из Писаний?

[3] Да будет совершен Божий человек... ст. 17. Христианин вообще и служитель, в частности, — это Божий человек. То, что совершенствует Божьего человека в этом мире, есть Священное Писание. Посредством его мы приготавляемся ко всякому доброму делу. В Священном Писании имеется все для каждого случая. Каков бы ни был наш долг, какое бы служение мы ни несли — на все случаи мы найдем в Писании то, что может подготовить нас для нашего дела.

(3) В целом мы видим здесь:

[1] Что Священное Писание полезно во многих отношениях, оно отвечает различным целям и назначениям.

[2] Писание — это совершенный закон веры и жизни. Оно предназначено для человека Божьего, то есть человека, посвятившего себя Богу, как для служителя, так и для христианина вообще.

[3] Если мы советуемся со Священным Писанием, данным по вдохновению от Бога, и следуем его указаниям, то будем Божиими людьми, совершенными, ко всякому доброму делу приготовленными.

[4] Нет никакой надобности в философских сочинениях, в баснях раввинов, в папских легендах, в устных преданиях для усовершенствования Божьего человека, так как Священное Писание отвечает всем целям и нуждам. О, если бы мы с каждым днем все больше и больше любили свою Библию и все больше старались соблюдать ее заповеди! Тогда бы мы нашли ту пользу и те преимущества, какие предназначено получить посредством ее, и достигли бы в конце концов блаженства, обетованного и гарантированного в ней для нас.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на 2-е послание Тимофею, 3 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

2-е Тимофею 3 глава в переводах:
2-е Тимофею 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.