Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Фессалоникийцам 4 1-е Фессалоникийцам 4 глава

III. Наставления и увещания практического характера (4:1 — 5:24)

Главы 4 и 5 образуют второй большой раздел 1 Фессалоникийцам. Если в главах 1−3 содержатся похвалы апостола в адрес фессалоникийцев и разъяснения по поводу действий и мотивов миссионеров, то последние две главы отведены практическим наставлениям в свете тех недостатков, которые обнаружила церковь в Фессалонике, и призывов к должному поведению в свете преподанной новообращенным истины.

А. Христианский образ жизни (4:1−12)

Тут речь пойдет о трех аспектах христианского образа жизни: об основах поведения в целом, и о двух конкретных аспектах — чистоты интимных отношений и братской любви.

1. ОБ ОСНОВАХ ПОВЕДЕНИЯ (4:1−2)

1Фес 4:1. Павел, в сущности, опять напоминает своим читателям то, о чем говорил им, находясь с ними. От их состояния в настоящем он делает шаг к обоснованию необходимости их духовного роста. Они восприняли учение апостола о христианском образе жизни (кто-то сказал, что каждый живет, чтобы угождать кому-то: себе, супругу, родителям, детям, Богу или кому-то еще); Павел подчеркивает, что импульсом к правильному образу жизни является любовь к Богу. Для многих христианская жизнь — это набор правил, которым необходимо подчиняться, или список того, что необходимо избегать; но для Павла она ассоциируется с постоянным, любовью поддерживаемым в себе желанием угождать Богу, Который избрал нас (сравните 1:4).

Высказанное в первом стихе является вступлением к дальнейшим увещаниям и вместе с тем подготовкой читателей к их восприятию. Увещания эти были направлены не на то, чтобы фессалоникийцы изменили свое поведение, а на то, чтобы более преуспевали в нем. Это было так важно, что апостол не только просил, но умолял их об этом (то же слово — по гречески паракалоумен находим в 4:10 и 2:12), причем умолял во имя Христа Иисуса (сравните 2Фес 3:12). Павел писал в Духе и властью Христа. Говорить по этому поводу ему дано было от Его имени.

1Фес 4:2. И чтобы от читателей его не ускользнул этот важнейший нюанс, Павел в 4:2 делает на нем недвусмысленное ударение. Фессалоникийцы знают, говорит он, какие заповеди (парангелиас) дали им миссионеры от Господа Иисуса. То, что они проповедовали в Фессалонике, Павел и его сотрудники возвещали как благовестие Христово (3:2). И то, что он писал им теперь, следовало воспринимать также. Порой христианам хочется услышать какую-то новую истину, тогда как все, что им нужно, — это преуспевать в следовании старой истине, завоевывая в этом отношении все новые рубежи.

2. О ЧИСТОТЕ ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ (4:3−8)

1Фес 4:3. Воля Божия ясно открывается во многих местах Священного Писания, но христианам нелегко зачастую дается следование ей в повседневной жизни (сравните 5:16−18; 1Пет 2:15). Так, Богу угодно, и об этом говорится совершенно четко, чтобы народ Его освящался (в англ. переводе — «был свят»; сравните с хагиасмос — «святыня» в 3:13).

Слово это может означать как состояние «отделенности» от греха, для Бога, так и процесс все большей отдачи себя Ему. (Из русского перевода явствует, что именно это и имел здесь Павел в виду, это, а не конечную для каждого христианина стадию, на которой он будет полностью освобожден от силы и действия в нем греха и от кары за грех).

Апостол думал о повседневном освящении своих читателей, в результате которого — все, более следуя Слову и подчиняясь водительству Духа Божия в своей повседневной жизни, — они будут более и более соответствовать образу Христа, по которому и были созданы. Это подчеркивается тремя наставлениями Павла в стихах 3б−6а, каждое из которых начинается со слова чтобы.

Первое наставление — о возрастании в святости путем воздержания от блуда. Призывая к этому своих читателей, Павел подразумевал, что им придется постоянно дисциплинировать себя, но не просто своими собственными силами, а силою действующего в них Духа Божия. Христианам следует избегать всех форм физической близости, лежащих за пределом границ, очерченных Богом, то есть: супружеских измен, добрачных и внебрачных связей, близости между людьми одного пола. Греческое слово «порнейа» переведенное как «блуд», включает в себя все эти понятия.

Фессалоникские христиане жили в окружении язычников, а в их среде половая распущенность не только практиковалась в открытую, но даже поощрялась. Некоторые формы проституции рассматривались греческой религией как священническая прерогатива, а внебрачная физическая близость — как акт поклонения некоторым божествам. Между тем, христианам воля Божия была выражена вполне ясно: святость и блуд — несовместимы. И бессмысленно искать оправдание блуду в христианской свободе.

1Фес 4:4. Здесь развивается мысль, высказанная в предыдущем стихе. Под «сосудом» понимается тело. Учась держать его импульсы и страсти под контролем, человек учится избегать блуда. Христиане не могут позволить себе «делаться жертвой обстоятельств» или собственных страстей. Ибо они вполне поддаются контролю и самоконтролю благодаря силе Божией, действующей в верующем, который обязан соблюдать свой сосуд в святости и чести.

1Фес 4:5. И не действовать, подобно язычникам, потворствующим своим похотям. Язычник — это тот, кто не знает Бога. Тут Павел указывает на главную «педаль», нажатием которой останавливаются нечистые физические желания. Христианин в состоянии преодолеть их, потому что знает истинного Бога; в этом его главное отличие от язычника!

Заметьте: апостол не говорит, что язычники не знают о Боге. Они вели себя так, как вели, потому, что не знали Его лично, хотя о Нем что-то, возможно, и знали. Когда же человек приходит к познанию Бога через веру в Иисуса Христа, то не только изменяется его отношение к вопросу физической близости — одновременно он обнаруживает, что Бог дает ему способность к преодолению соответствующих искушений, которая прежде не была ему свойственна.

Знание Бога — это основное условие, без которого жить святой жизнью невозможно. Вот почему так важно поддерживать личные отношения с Ним, не давая им угасать.

1Фес 4:6. На основании многих богословских толкований, речь в этом стихе по-прежнему идет о блуде, точнее, о грехе вовлечения в него брата своего — в значении другого человека, не обязательно — мужчины. Такое действие в отношении него — противозаконно, так как оно причиняет ему зло (в первую очередь потому, что тот, другой, вовлекается в запретный акт, противный воле Божией, и, значит, подвергнется Его суду; сравните Евр 13:4). О корыстолюбии речь тут может идти в том смысле, что «вовлеченная» сторона становится жертвой «инициатора», который «разжигает» ее, пока та не утратит самоконтроля, и затем использует ее для услаждения себя.

Павел приводит далее две причины (4:6б−7), почему блуда следует избегать. Прежде всего, потому, что это — грех, а Бог судит за всякий грех (Рим 6:23а). Суд Божий постигнет так же неизбежно, как неизбежно после ночи наступает день. В том, что грех влечет за собой наказание, — основная истина христианства, и именно об этом говорили и свидетельствовали Павел и его сотрудники, находясь в Фессалонике. Они предупреждали об этом своих новообращенных.

1Фес 4:7. Вторая причина — в том, что сексуальная нечистота несовместима с тем, к чему Бог призвал христианина. Итак, первая причина (стих 6б), выдвигаемая Павлом, как бы обращена в будущее — к неизбежному наказанию, а вторая — к цели, поставленной Богом «в прошлом» для каждого истинно верующего; ради ее осуществления Он и отделил христиан для Себя.

В Божий план входит очищение христианина на протяжении его жизни. Блуд же препятствует этому. В то время как нечистые обряды являлись составной частью ряда языческих культов, христиане были призваны своим Господом к очищению.

В святости верующего (т. е. в его «святой жизни») являет себя в действии сверхъестественная Божия сила, преодолевающая в человеке то, что для него «естественно», и тем прославляется Бог. Начиная с 3-ей главы, Павел неоднократно употребляет слово хагиасмос — «святость» (например, 3:13; 4:4).

1Фес 4:8. В этом стихе подводится итог сказанному выше. Соблюдение чистоты в интимных отношениях есть лишь следование на практике основным положениям христианской доктрины — об осуждении Богом греха и о призыве к святости, с которым Он обращается к Своему народу. Отношение Павла к блуду не объясняется его личным подходом к нему. Оно логически вытекает из данного людям откровения свыше.

Как фессалоникийцам, так и читателям этого послания во все века следовало и следует осознать, что не принимать эти наставления во внимание, значит противиться Тому, от Кого они действительно исходят (непокорный непокорен не человеку, но Богу). А чтобы кому-то не показалось, что Бог спрашивает со слабых смертных больше, чем им по силам, апостол заключает это наставление напоминанием: Бог дал (верующим) Духа Своего. Святость в такой степени присуща этому Лицу Троицы, что оно Получило название Святого Духа. В Нем достаточно силы, чтобы научить верующего, в котором Он обитает, контролировать свою плотскую природу и дать ему соответствующую способность — даже если верующий живет среди аморальных людей.

3. О БРАТСКОЙ ЛЮБВИ (4:9−12)

Это — тема второго призыва апостола. Нечистых физических связей следует остерегаться как серьезной опасности (стихи 3−8), но истинно братской любви к другим, христианам следует учиться, ее надо развивать в себе. Избегать первого и стремиться ко второму — значит исполнять на практике важную христианскую заповедь о любви к ближнему своему, как к самому себе.

1Фес 4:9. Есть наставления, которые верующие получают через своих братьев во Христе. Но есть и такие, которым они научены непосредственно Богом; это, когда верующие почти интуитивно ощущают, что делать или действовать надо именно так, а не иначе. Наставление о любви к другим христианам относится к их числу.

Узы духовного родства, которые связуют их между собой, быстро воспринимаются верующими как некая новая данность; к таким же, как они сами, членам семьи Божией христиане относятся иначе, чем к людям, которые в эту семью не входят. К тому времени, как Павел писал фессалоникийцам, они уже научились любить друг друга, хотя и обратились к Господу незадолго перед тем.

1Фес 4:10. Апостол, однако, просит их более преуспевать (сравните стих 1) в любви к братьям. Они уже доказали ее своим бескорыстным сердечным отношением к христианам по всей Македонии (т. е., по-видимому, к тем, которые жили в Филиппах, Верии и в других городах). В своих посланиях церквам Павел хвалил верующих за их любовь друг к другу (сравните 1Кор 8:1−15). Однако чувство это можно было еще совершенствовать, может быть, в смысле большего постоянства его и большей последовательности.

1Фес 4:11. Не только в конкретных делах и поступках, но и в обычаях и стиле повседневной жизни проявляется любовь к братьям. Размышлять об этом и… стараться призывает Павел фессалоникийцев в свете упомянутой братской любви. И ставить себе соответствующие цели — ради совершенствования в любви. Возможно, сказанное объяснялось не вполне идеальной обстановкой в их церкви.

Прежде всего, читателям Павла следовало жить тихо (в значении — «спокойно»; сравните 1Тим 2:2). Не к меньшим жизнерадостности и воодушевлению призывал он их, а к тому, чтобы меньше шумели и суетились. Ибо человек, постоянно суетящийся, не только беспокоит других, но и себя самого «отвлекает» от углубленного общения с Богом. Напротив, христианин, который стремится к миру с самим собой и с Богом, становится источником мира и покоя и для окружающих. Излучаемое им спокойствие и есть проявление на практике любви к другим.

Далее Павел рекомендует фессалоникийцам делать свое дело. И в этом тоже проявляется любовь к братьям (сравните Притч 25:17). Третье, что советует им апостол, — это работать… своими руками, опять-таки являя свою любовь к братьям, ибо работающий на себя не обременяет своими нуждами других. Живя в Фессалонике, Павел продемонстрировал это на собственном примере (1Фес 2:9).

В этом стихе воздается должное физическому труду. Он же, по-видимому, свидетельствует, что многие (если не большинство) члены фессалоникской церкви были из трудящихся. Надо сказать, что греки относились к физическому труду пренебрежительно, считая его уделом рабов. Но среди иудеев он пользовался почетом; в каждой еврейской семье, какой бы состоятельной она ни была, мальчик обучался тому или иному ремеслу. Труд сам по себе — благословение, и христианам нельзя пренебрегать ручным трудом. Человек, который содержит себя сам, не обременяя ближних, доказывает тем самым и свое смирение.

1Фес 4:12. Такой стиль поведения — благоприличен пред внешними, т. е. не может не вызывать уважения со стороны нехристиан, прославляя таким образом в их глазах христианского Бога. Апостол придавал большое значение свидетельству христиан перед «внешними».

Павел не призывал фессалоникийцев отказываться от всякой материальной поддержки со стороны братьев только на том основании, что они — братья во Христе. Как не провозглашал он и гордого духа независимости, не говорил, что каждый христианин должен рассчитывать только на самого себя. Он (как это ясно из контекста) лишь поощрял новообращенных к развитию в себе чувства ответственности, которое есть свидетельство зрелой христианской любви к братьям.

Б. О восхищении Церкви (4:13−18)

Апостол обращает теперь внимание на другое слабое место у фессалоникийцев, о котором, вероятно, узнал от Тимофея. Хотя в этом письме он уже касался грядущего (1:10; 2:12, 19; 3:13), он обращается к нему вновь и немало места отводит наставлениям ввиду предстоящего возвращения Христа (4:13 — 3:11). Отсюда и до конца 4 главы ее темой является судьба почивших верующих в этой связи. Перед нами — один из замечательнейших в Библии текстов на тему о восхищении Церкви.

1Фес 4:13. Свое объяснение Павел начинает так, чтобы не породить у фессалоникийцев чувства вины за недостаточность их познаний. Ведь они были новообращенными! Он опять называет их братьями, подчеркивая их равенство с собою в глазах Божиих, несмотря на их неполное знание.

Павел не хотел ни неведения фессалоникийцев относительно их умерших, ни скорби, какой предаются прочие, т. е. неверующие. И христианам естественно горевать о потере своих любимых; чувство это знал и Христос (Ин 11:33). Однако печаль их не должна быть такой же безысходной, как у неверующих, ибо те не имеют надежды на славное телесное воскресение во Христе (1Фес 4:16).

1Фес 4:14. А христианам Бог дал в Своем откровении надежду на славное будущее со Христом. Как Иисус, Который умер, был затем воскрешен Отцом, так и умершие в Иисусе будут приведены Богом в пришествие Спасителя вместе с Ним.

Смерть и воскресение Иисуса — это исторические факты. И поскольку христиане знают, что события эти действительно имели место, им, по словам Павла, не приходится сомневаться, что и души почивших верующих возвратятся вместе с Христом, когда Он придет за Своею Церковью. Пророчество же о восхищении Церкви исполнится так же буквально, как исполнились пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа.

1Фес 4:15. Павел, по-видимому; ссылается здесь на какое-то откровение Христа, данное ему лично; как и когда было оно получено им, — неизвестно. Не только души умерших возвратятся вместе с Ним (стих 14), но и тела их воскреснут при пришествии Его. И произойдет это прежде, чем будут «восхищены» навстречу Ему те христиане, которые будут жить в то время на земле.

Павел верил, что неминуемое восхищение Церкви может произойти вскоре, в любой момент (сравните 1:10; 1Кор 7:29 — «время уже коротко»; Флп 4:5 — «Господь близко»), и что он сам и его фессалоникские новообращенные могут еще быть живы, когда это случится. Сознание это утешало (4:18).

1Фес 4:16. В настоящее время Иисус Христос восседает по правую сторону от Отца на небе (Рим 8:34; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3). Но в тот момент Он сойдет с неба… Словами Сам Господь Павел подчеркивал, что это будет Тот Самый Иисус, Который вознесся на облаках (сравните Деян 1:11).

Звуки, о которых здесь говорится — при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией — с трудом поддаются толкованию. Кто «возвестит»? Сам Господь (сравните Ин 11:43) или архангел Михаил (Дан 10:13; Иуд 1:9), либо какой-то другой ангел? О буквальной ли трубе идет речь, или это — аллегория, к которой прибегает Павел, чтобы сказать о Божием гласе, который возвестит о пришествии Сына? (сравните 1Кор 15:52).

Все эти три феномена (возвещение …глас… труба) могут подразумевать как одно и то же, так и три различных, но почти одновременных явления, возвещающих о возвращении Христа. И хотя полностью удовлетворить чье-то любопытство относительно этих аспектов восхищения Церкви не представляется возможным, одно ясно: о возвращении Христа за Его святыми будет возвещено с неба с превосходящей воображение силой.

Затем мертвые во Христе воскреснут, т. е. воскреснут верующие, которые жили и умерли на протяжении века Церкви. Ветхозаветные святые, очевидно, воскреснут при конце великой скорби (Дан 12:2), поскольку выражение «во Христе» подразумевает именно христиан. Их тела воскреснут прежде, чем живые христиане будут взяты ввысь навстречу Господу (4:17). Каким образом воскресит Бог тела тех людей, которые были погребены сотни лет назад? Или тех христиан, которые погибли на кострах и чей пепел был развеян по ветру?

А также тех, кто утонули? О проблему воскресения мертвых «претыкалось» в вере немало людей. Может быть, потому и подчеркивает Павел, что откровение, об этом получил от Самого Господа, и что в будущем это произойдет столь же несомненно, сколь несомненно воскресение Христа, совершившееся в прошлом. Бог, сотворивший вселенную из ничего, — действием слова Своего, вполне способен воссоздать в какой-то момент времени (сравните 1Кор 15:35−58) — рассыпавшиеся в прах тела Своих святых.

1Фес 4:17. В отличие от предыдущего стиха, в этом речь идет о том, что произойдет с живыми христианами при возвращении Господа (сравните 1Кор 15:51−52). После того, как оживут тела усопших христиан, оставшиеся в живых, в одно мгновение будут вместе с ними восхищены на облаках навстречу Господу на воздухе. Снова употребляя слово мы (сравните 4:15), Павел, таким образом, относит себя к группе живых; он все-таки думал, что это произойдет при его жизни; по крайней мере, он это допускал.

Какое-то мгновение будет отделять воскрешение умерших от преображения живых (1Кор 15:51−52). События, описываемые здесь и в параллельном месте (1Кор 15), существенно отличаются от тех, которые произойдут при возвращении Христа на землю для утверждения Своего земного царства (Откр 19:11−21). Этой разницей определяется и различие между Восхищением и Вторым пришествием.

При Восхищении воскресшие и «изменившиеся» тела всех христиан составят одно целое со Христом и друг с другом. С того момента они уже навсегда останутся с Господом. Он возьмет верующих в такое место, которое уже теперь готовит для них (Ин 14:2−3). Однако, что это будет за место, было для Павла не столь важно, как та Личность, с Которой они станут пребывать в вечности. Как сказал один из богословов: «Весь смысл неба и все то бесценное, что ассоциируется с этим понятием, все благословение вечной жизни, заключалось для апостола Павла в одной мысли — о соединении с Иисусом, Его Спасителем и Господом».

1Фес 4:18. Утешение и ободрение логически вытекают из полученных Павлом откровений и обретают чисто практический характер. Изложив им свою эсхатологию, апостол и призывает читателей Послания: Утешайте (сравните 3:2) друг друга сими словами. То обстоятельство, что усопшие христиане воскреснут, чтобы соединиться с теми, кто будут еще живы в тот день, и с Господом Иисусом, что они «опередят» живых, и что и те и другие навсегда останутся со Христом, безусловно давало все основания радоваться.

Не только горевать, подобно неверующим, не следует христианам — им надо с нетерпением ожидать того великого дня. Для Церкви (и для каждого верующего) это — великая надежда: увидеть Господа и навсегда соединиться с Ним. И для умерших во Христе и для живущих в Нем это — блаженная надежда! Или: «Блаженное упование» (Тит 2:13).

В. О личной бдительности (5:1−11)

В предыдущем разделе (4:13−18) отражена радостная надежда; в этом — звучит серьезное предостережение, которое, впрочем, фессалоникийцы слышали не впервые.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Фессалоникийцам, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Фессалоникийцам 4 глава в переводах:
1 Фессалоникийцам 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.