1 И вот один человек, по имени Никодим, фарисей и старейшина иудейский,
2 однажды ночью пришёл к Иисусу и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, посланный Богом, ибо таких чудес, которые Ты совершаешь, никто не может совершить без помощи Божьей.
3 В ответ Иисус сказал ему: уверяю тебя: кто вновь не родится,1 тот не сможет увидеть Царства Божьего.
4 Никодим говорит Ему: разве может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус же ответил: уверяю тебя: кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божье.
6 Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: вам необходимо вновь родиться.
8 Дух, как ветер,2 веет где хочет: шум ветра слышишь, а откуда он приходит и куда уходит — не знаешь, так что каждый может быть рожден от Духа.
9 В ответ Никодим спросил Его: как это может произойти?
10 Иисус же сказал ему в ответ: ты — учитель народа израильского, а этого не понимаешь?
11 Уверяю тебя: Я возвещаю о том, что знаю, и свидетельствую о том, что видел, а ты свидетельство Моё не понимаешь.3
12 Если Я сказал тебе о земном — и ты не веришь, то как поверишь, если Я скажу тебе о небесном?
13 Никто ведь не восходил на небо, кроме Сына Человеческого, Который пребывает на небесах и сошел с небес.
14 И как Моисей вознес (медного) змея в пустыне, так должен быть вознесен и Сын Человеческий,
15 чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.4
16 Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал единородного Сына Своего, чтобы каждый уверовавший в Него не погиб, но наследовал Жизнь Вечную.
17 Ведь Бог послал в мир Сына Своего не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир был спасен Им.
18 Верующий в Него не будет судим, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в единородного Сына Божьего;
19 осуждение же заключается в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы.
20 Ведь каждый, кто творит зло, — ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не были изобличены дела его,
21 а кто творит добро, — идет к Свету, чтобы видны были дела его, ибо они согласно воле Божьей совершаются.
22 После этого Иисус отправился в путь с учениками Своими и, проходя по Иудее, крестил (людей) повсюду.
23 А Иоанн Креститель пребывал в Еноне, близ Салима, где было достаточно воды, и многие приходили к нему и принимали крещение,
24 ибо Иоанн ещё не был заключен в темницу.
25 Тем временем между иудеями и учениками Иоанна возник спор об очищении,
26 и они пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобой на берегу Иордана и о Котором ты свидетельствовал, теперь Сам крестит, и все идут к Нему.
27 В ответ Иоанн сказал: человек сам ничего не может предпринять без благословения свыше.
28 Вы ведь сами слышали мои слова, что я — не Христос, но лишь тот, кто послан пред Ним.
29 Жених тот, у кого есть невеста, а друг жениха — это тот, кто стоит рядом и, внимая ему, радуется словам жениха. Вот эта радость и переполняет меня,
30 поэтому Ему надлежит возвыситься, а мне — принизиться.
31 Он пришёл свыше — и потому превосходит всех; кто рожден из праха земного, прах и есть, и говорит о том, что ему как праху присуще; а Тот, Кто сошел с небес, — превосходит всех.
32 Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но многие не принимают свидетельство Его.
33 А кто принял Его свидетельство, тот убедился в том, что Бог — источник Истины,
34 и что Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи и Дух Божий дан Ему без меры,
35 ибо Отец любит Сына и всё отдал во власть Его.
36 Уверовавший в Сына наследует Жизнь Вечную, а не верующий в Него — будет лишен Жизни Вечной и гнев Божий падет на него.
Примечания:
[3.1] «кто вновь не родится» — возм. перев.: «кто не родится свыше».
[3.2] «Дух, как ветер» — здесь игра слов, поскольку одно и то же слово означает и «дух» и «ветер».
[3.3] «Я говорю» — досл.: «Мы говорим»; и далее во всем стихе глаголы во множ. числе.
[3.4] в некоторых рукописях: «чтобы каждый верующий имел в Нем...».
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите:
Ctrl + Enter
Евангелие от Иоанна святое благовествование, 3 глава. В переводе Лутковского.
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.