Как войти в Божий покой
(Евреям 4:1−13)
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих». И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр 4:1−13).
В Евреям 4 автор продолжает предупреждать информированных, но не откликнувшихся на призыв иудеев (что он начал делать со стиха 3:7). Эти иудеи не только знали основные истины Евангелия, но и отказались от иудаизма. Но они все-таки не верили во Христа. Предупреждение, конечно, относится ко всякому, кто колеблется и не вверяет себя полностью Иисусу Христу, и его итог может быть подведен в словах: «Не ожесточите сердец ваших, как Израиль в пустыне». Израильтяне покинули Египет, но часто им хотелось вернуться туда. Они отказывались полностью верить в Господа, и, каким бы угнетающим и разочаровывающим это ни было, прежняя жизнь продолжала их увлекать. Они остановились в критический момент принятия решения. Как результат, им не было позволено войти в землю обетованную, Божий покой. Так происходит и с многими из тех, кого привлекает к Себе Иисус Христос. Неверие мешает покою — такова мысль автора.
Значение покоя
Английское слово покой (rest) и греческое слово katapausis, которое им переводится, имеют похожие значения. Основная идея здесь — прекратить работать или чем-то заниматься. Вы прекращаете делать то, что вы делаете. Занятия, работа или упражнения завершены. А в отношении Божьего покоя это значит, что вам не надо совершать самостоятельных усилий по спасению. Это значит, что надо прекратить попытки угодить Богу нашими слабыми, плотскими делами. Совершенный Божий покой — это покой безвозмездной благодати.
Покой означает также свободу от того, что беспокоит или тревожит вас. Некоторые люди не могут успокоиться умственно или эмоционально, потому что их легко встревожить. Даже малейшее беспокойство расстраивает их, и они всегда чувствуют себя напряженными. Но покой не означает свободу от всех тревог и волнений; он означает, что вас не так легко обеспокоить ими. Это уравновешенный, мирный внутренний настрой. Войти в Божий покой значит быть в мире с Богом, обладать совершенным миром, который Он дает. Это значит быть свободным от тревог о грехе, потому что грех прощен. Божий покой — это конец дел закона и мирное принятие полного прощения от Бога.
Быть в покое — значит лечь, сесть, занять прочное и надежное положение. Мы больше не мечемся от одного расстройства к другому, больше не бегаем кругами. В Божьем покое мы навеки утверждены во Христе. Мы попрощались с беготней от одной философии к другой, от одной религии к другой, от одного образа жизни к другому. Нас больше не сбивает с ног каждое доктринальное дуновение, каждая идея или фантазия, которая возникает на нашем пути. Во Христе мы утвердились, укоренились, закрепились. Мы недвижимы. Это покой христиан.
Покой включает в себя уверенность, доверие. Иначе говоря, покоиться в чем-то или ком-то значит сохранять нашу веру в него. Войти в Божий покой, таким образом, значит наслаждаться совершенной, невыразимой уверенностью спасения в нашем Господе. У нас нет больше причин бояться. У нас есть абсолютная вера и уверенность в Божьей силе и заботе.
Быть в покое также значит опираться на что-либо. Войти в Божий покой значит на протяжении остатка нашей жизни и в вечности иметь возможность опираться на Бога. Мы можем быть уверены, что Он никогда не подведет и будет поддерживать нас. В новых отношениях с Богом мы можем полагаться на Него во всём — в поддержке, в здоровье, в силе, во всём, что нам нужно. Это отношения, в которых мы уверены и в которых мы безопасны, потому что вверили свою жизнь Богу и Он держит ее в совершенной, вечной любви. Это отношения, которые предполагают, что мы укреплены и утверждены. Мы больше не плывем по течению. Мы знаем, в Кого верим, и стоим в Нем.
Покой, о котором говорится в Евреям 3 и 4, включает в себя все эти значения. Он полон, благословен, сладок, удовлетворяющ, мирен. Это то, что Бог предлагает каждому человеку во Христе. Это покой, образом и символом которого был покой в Ханаане, но там Израиль так и не понял сути этого покоя и не вступил в него из-за неверия. И как Израиль никогда не вступил в покой Ханаана из-за неверия, так душа за душой с тех пор, и даже раньше, упускала Божье спасение и Его покой из-за неверия.
Есть еще два значения у духовного покоя, и вы не найдете их в словаре: покой тысячелетнего царства и вечный покой на небесах. Это окончательные проявления новых отношений с Богом во Христе, проявления заботы о нас в этой жизни, в царстве и на небесах навеки.
Текст Евр 4:1−13 более глубоко вводит нас в эту истину, уча четырем аспектам Божьего покоя: доступность, составные части, природа и необходимость.
Доступность покоя
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр 4:1).
Посему относится, конечно, к неверию Израиля и последующей неспособности войти в Божий покой Ханаана. Как показал опыт Израиля, неверие в Бога — то, чего следует бояться. Иисус предупреждал: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10:28). Только у Бога есть власть отправить человека в ад. Если не верить в Него, Он — Тот единственный, Кого следует бояться.
Христиане не должны опасаться в том смысле, о котором говорится здесь. «Не бойся, малое стадо! — сказал Иисус, — ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32). Единственный страх, который должен испытывать христианин, — почтенный трепет (1Пет 2:17; Откр 14:7 и др.). Это страх уважения и почтения, а не страх перед осуждением или страх в смысле ужаса, о котором говорится в тексте.
Главной причиной для страха должна быть возможность остаться заблудшим и оказаться в вечном отделении от Бога. Однако немногие заблудшие испытывают его. Даже многие из тех, кто слышал Евангелие и признает его истину, не чувствуют этого страха. Так что автор призывает, умоляет их бояться того, что они делают, и того, с чем они столкнутся.
Пока остается обетование, есть возможность спастись и войти в Божий покой. В противном случае призывы к вере были бы насмешкой. Время еще есть. Бог еще держит дверь открытой. Когда Израиль был в пустыне, тем, кто отказался верить, не было разрешено войти в землю обетованную. Но Бог все-таки не покинул Израиль как Свой избранный народ. Иудеи, которые отреклись от Его Сына, которые насмехались над Ним и распяли Его, не были допущены Богом в Его небесный покой. Но Бог не покинул Израиль даже тогда. Многие христиане, к сожалению, считают, что у Бога больше нет плана для Израиля как для нации или даже как для народа — и что Его избранный народ теперь Церковь. А для Израиля не осталось никакого обетования, и у него не будет возрождения или будущего царства. Это учение называется милленаризмом. Оно и сегодня распространено среди евангельских христиан. Некоторые утверждают, что из-за неверия иудеев при ветхом завете, а еще важнее — из-за того, что иудеи сделали с Иисусом Христом, они и как народ целиком, и как отдельно взятые люди пренебрегли всеми обетованиями Бога.
Однако обетование Бога для Израиля по-прежнему сохраняется. Один из величайших текстов, который показывает, что у Израиля всё еще есть план от Бога и что Бог продолжает работать с ним, — глава 3 Деяний. Вскоре после Пятидесятницы Петр сказал группе иудеев у выхода из храма: «Но вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян 3:14−15). Но после этого сильного и кажущегося окончательным осуждения он продолжает: «Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: “и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (Деян 3:25−26). Хотя они и убили Начальника жизни, Самого Сына Божьего, они остались детьми безусловного завета, который Бог заключил с Авраамом. Так что автор послания может сказать им: «Остается обетование войти в покой Его». Покой еще доступен. Как чудесна благодать!
Более точный перевод последней части Евр 4:1 — «Чтобы вы не думали, что пришли слишком поздно и не можете войти в покой Божий». Иначе говоря, некоторым иудеям угрожала опасность не уверовать во Христа, потому что они думали, будто делать это уже слишком поздно. Может быть, они считали, что их народ утратил возможность принять Мессию и получить спасение. Однако у них не было причин для такого отчаяния, потому что обетование оставалось. Но причина бояться у них все-таки была — не потому, что они утратили возможность спасения, а потому, что они могли утратить ее, если бы продолжали откладывать принятие Христа как своего личного Спасителя.
Будучи молодым мужчиной, Мэл Троттер вел такой разнузданный образ жизни, какой только можно себе представить. Его дети голодали, потому что он тратил деньги на спиртное. Его маленькая дочка умерла от голода, когда ей было около четырех лет. Соседи собрали деньги, чтобы купить ей новую одежду и гроб для похорон. А Троттер посреди ночи проник в морг, снял одежду с мертвого ребенка и обменял ее на выпивку. Но вскоре после этого Иисус Христос добрался до него, изменил его жизнь, и Троттер стал одним из величайших проповедников, каких только знала Америка.
Пока у человека есть возможность решать, он может решать. Человек никогда не уходит так далеко от Бога, чтобы было невозможно наладить с Ним отношения. Пока сердце чувствительно к тому, что говорит Дух, пока мы слышим Божий призыв, есть время для спасения. Божий покой еще доступен. Только Бог знает, сколько времени это продолжается для каждого человека.
Составные части покоя
Божий покой и Его спасение опираются на три столпа. Личная вера, всевышнее постановление и немедленные действия.
Личная вера
Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира (Евр 4:2−3).
С человеческой точки зрения, первое требование для спасения — вера. Слышание Евангелия важно, но этого недостаточно. Древние израильтяне слышали Божью весть о покое, но это ничем не помогло им, потому что они не приняли ее. Они не поверили в Бога, Который дал им Благую Весть. Нет пользы от того, чтобы слышать, если мы не верим. В этом вся проблема. Слушание Благой Вести о Божьем покое никогда не приносит никакой пользы, никакой выгоды человеку, если слушание не растворено верою.
Печально, что ад заполнят люди, которые будут говорить: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» На что Иисус ответит: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:22−23; см. также Лк 13:26−27). Их знание и их дела не сопровождались верой. Иудеи гордились тем фактом, что у них был Божий закон, Божьи наставления и Божьи обряды. Они особенно гордились тем, что они — потомки Авраама. Но Иисус предупреждал: истинные дети Авраама веруют и поступают, как Авраам (Ин 8:39). Павел напомнил своим собратьям-иудеям, что «тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:29). Фраза «духовно неверующий иудей» — это, по сути, противоречие в терминах.
Если вы проехали на красный свет, а полицейский остановил вас и выписывает штраф, вы ведь не станете напоминать ему правила дорожного движения в качестве своей защиты. Вы не будете доказывать свою невиновность, говоря, что прочитали правила много раз и знаете все их наизусть. Это не сделает вас невиновным. Напротив, вы будете еще более виновны, потому что вы обязаны жить в соответствии с теми правилами, которые вы знаете и которые нарушили. Знание закона полезно только тогда, когда мы исполняем его. «Обрезание полезно, если исполняешь закон, — говорит Павел, — а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием» (Рим 2:25).
Быть истинным иудеем при ветхом завете значило не иметь закон, а исполнять его. Быть истинным христианином при новом завете значит не знать Евангелие, а верить в него. То, что мы имеем Библию, читаем ее, знаем ее, берем ее с собою в церковь каждое воскресенье и даже учим по ней, не делает нас христианами. Только вера в Того, о Ком она свидетельствует, делает нас христианами. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, — предостерегал Иисус, — а они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). Теперь стали важны не знания или дела, а вера. Павел был счастлив и благодарен за фессалоникийских христиан не просто потому, что они принимали Евангелие как Слово Божье, но потому, что они верили в него (1Фес 2:13; см. также 2Фес 2:13). Эта вера означала, что вся их жизнь подчиняется Господству Христа.
И позитивная, и негативная стороны истины здесь категоричны, абсолютны. Входим в покой мы уверовавшие, а те, кто не верит, не войдут в покой. Вера и неверие — серьезные вещи. С человеческой точки зрения, вера, и только она, спасет нас; а неверие и всё остальное нас осудит. Таковы две основополагающие истины Евангелия, которые являются благой вестью для тех, кто принимает его от всего сердца.
Наш покой — это покой божий
Здесь следует сделать еще одно замечание. Покой, обещанный тем, кто верит, — покой Мой, то есть Божий покой. Собственный Божий покой после Его дел сотворения и покой, который Он дает нам во Христе, — это не покой усталости и не покой бездеятельности, а покой после завершенного труда. Дела Его были совершены еще в начале мира. Бог сделал Свое дело. Бог сделал всё, и для каждого, кто хочет вступить в Его завершенное дело и разделить Его покой, этот покой доступен в вере.
Когда Бог завершил сотворение, Он сказал (вкратце перефразируя Бытие 2): «Дело сделано. Я сотворил чудесный мир для мужчины и женщины. Я дал им всё земное, что им нужно, в том числе друг друга, для полной, прекрасной и удовлетворяющей жизни. Еще более важно то, что они имеют совершенное, нерушимое, незапятнанное общение со Мной. Теперь Я могу отдохнуть; и они могут отдохнуть во Мне».
Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих» (Евр 4:4).
Субботний отдых был учрежден как символ подлинного покоя, который должен был прийти во Христе. Вот почему в Новом Завете отказались от церемониальных аспектов субботнего закона. Когда пришел истинный Покой, символ оказался не нужен. «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:16−17).
Адам и Ева были полностью праведными, когда были сотворены. Они ходили и говорили с Богом так же регулярно и естественно, как говорили и ходили друг с другом. Они наслаждались покоем в его изначальном и полнейшем смысле. Они уповали на Бога во всём. У них не было тревог, беспокойств, боли, разочарований, проблем. Они не нуждались в Божьем прощении, потому что у них не было грехов, которые надо было бы простить. Они не нуждались в Его утешении, потому что никогда не печалились. Они не нуждались в Его ободрении, потому что никогда не ошибались. Им нужно было только Его общение, потому что они были сотворены для Него. Таким был их «покой» в Боге. Бог завершил Свое совершенное дело и отправился на покой. Они были Его совершенным делом, и их покой был в Нем.
Но случилось ужасное. Когда сатана начал нападать на Божье слово, на Его целостность и любовь, Адам и Ева предпочли поверить сатане. Они доверились ему, а не Богу. И когда они утратили свою веру в Бога, они утратили Его покой. С того времени и до сих пор человек без Бога не только грешен, но и лишен покоя. Вся задача Библии и всех деяний Бога в человеческой истории подчинена одной цели: вернуть человеку обратно Божий покой.
Для того чтобы сделать это, Богу пришлось удалить барьер на пути к их покою, барьер, который отделял их от Него. Он послал Своего Сына сделать именно это — вновь позаботиться о покое человека в его Творце. Через смерть Христа людям снова предлагается жизнь. Покой — это другое название жизни, жизни такой, какой хочет видеть ее Бог. Даже люди, которые жили до Иисуса, были спасены на основании того, что Бог собирался совершить через Своего Сына. Христос принял на Себя грехи прошлые и будущие, и через Него Божий покой стал доступен всякому, кто верит.
Те, кто согрешил во время блужданий в пустыне, не только утратили Ханаан. Если они не уверовали лично в Бога в течение тех сорока лет, они также утратили вечную жизнь — ведь Ханаан был только ее символом.
Божье постановление
И еще здесь: «не войдут в покой Мой». Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность (Евр 4:5−6).
Покой еще остается. Почему? Потому что Бог не мог отсечь его. Ведь это значило бы, что Он начал нечто не стоящее завершения. Но Он не делает такого. Бог учредил покой для человечества не просто так. В покой, Им предоставленный, кто-нибудь обязательно войдет: некоторым остается войти в него. Когда человек утратил Божий покой, Бог немедленно начал процесс восстановления. Через Его Сына, Иисуса Христа, некоторые будут возвращены в покой. Бог сотворил человека для общения с Собой, и Его замысел не будет нарушен ни архангелом-бунтовщиком, ни неверующим человечеством. По Божьему постановлению, следовательно, всегда будет существовать остаток верующих, даже среди самого неверного Израиля. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим 11:5). Путь в Божий покой всегда был узким, и лишь немногие, в сравнении со всем человечеством, нашли его. Но некоторые должны вступить в него, чтобы исполнился замысел Божий. Всевышним постановлением Он создал покой для человечества, и потому некоторые еще только ожидают вхождения в него.
Вторая составляющая покоя, упомянутая здесь, — Божье всевышнее постановление. Оно упомянуто вторым, но появилось первым. Без Божьего постановления вера человека была бы напрасной и бесполезной. Нас спасают две вещи: Божья воля, выразившаяся в том, что Он послал Своего Сына спасти людей; и наша воля, выражающаяся в нашей вере в то, что Его Сын спасет нас. Мы можем быть спасены, потому что Он запланировал спасти нас еще до сотворения мира. Таково предопределение, или избрание. Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», а также: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин 6:44, 65). Личная вера необходима, чтобы Бог мог применить Свое искупление к нам. Однако личная вера эффективна потому, что сначала Бог привлек нас к Своему Сыну. Так как Бог хочет, чтобы мы спаслись, мы можем быть спасены. Только непокорность удерживает нас вне покоя.
Немедленное действие
…То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр 4:7).
Третья составляющая покоя — немедленное действие. Бог определяет некоторый день, «ныне». Возможность вступить в Божий покой остается, но не будет оставаться неопределенное количество времени. Для каждого наступит конец, до смерти или в ее момент; а для всего человечества конец наступит в последние времена. Век благодати не вечен. Именно поэтому немедленное действие остается основой для вступления в Божий покой, основой спасения. И именно поэтому Павел сказал: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор 6:2). Когда Бог посмотрел на цивилизацию, которую Он собирался утопить, Он сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт 6:3). Иначе говоря, у человека есть не больше, чем его продолжительность жизни, чтобы поверить в Бога. Средняя продолжительность жизни сегодня намного меньше, чем 120 лет. И конечно, никто из нас не может быть уверен, что проживет даже до нее. Бог ограничивает время спасения. Это Божье «ныне», прямо сейчас, — единственная возможность, единственный день, в котором мы можем быть уверены.
Природа покоя
Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (Евр 4:8−10).
Он духовен
Покой, о котором здесь говорится, — не физический покой в Ханаане. Ханаан был только символом. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Божий подлинный покой дается не через Моисея, или Иисуса Навина, или Давида. Он дается через Иисуса Христа.
Божий покой вообще не физический по сути. Конечно, когда вы в Боге и верите в Его обещания, это может освободить вас от нервных переживаний, от напряжения и других физических проблем. Но это побочные продукты Его покоя. Многие культы обещают своим последователям счастье, богатство и здоровье в этой жизни. Библия такого не делает. Покой, который обещает Бог, духовный, а не физический. Какие бы физические или земные блага ни мог дать нам Господь, Его основное обещание — дать нам духовный покой, духовное благословение. Бедствия постигают иногда даже самых преданных верующих, которые трудятся усерднее остальных. Однако они пребывают в Божьем покое спасения.
Покой для Израиля
Сочетание народ Божий может относиться, в общем, ко всем, кто знает Бога. Но здесь оно относится конкретно к Израилю. Спасение — прежде всего для Израиля. Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим 1:16). Есть покой, который остается для народа Божьего, и в ветхом завете народом Божьим назван Израиль. Божий духовный покой обещан прежде всего Израилю, и Бог не прекратит отношений с этим народом, пока он не войдет в Его покой.
Будущее
Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих (Евр 4:10).
Божий покой — это также будущее. В своем видении на Патмосе апостол Иоанн услышал прекрасные слова с небес: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:13). Я полагаю, что в Евр 4:10 предвосхищается тот последний день, когда мы прекратим все усилия и все труды и войдем в присутствие Иисуса Христа. Сюда включен обещанный покой для Израиля, окончательный покой, когда Израиль и все остальные Божьи люди прекратят трудиться и будут отдыхать, как Бог, когда Он завершил сотворение. Такова реальность субботнего покоя.
Насущность покоя
Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет (Евр 4:11−13).
Необходимость Божьего покоя насущна. Человек должен усердно, с усиленным рвением, достигать его. Это не значит, что он сможет заработать свой путь к спасению. Но это значит, что он должен усердно пытаться войти в Божий покой верой — чтобы не утратить эту возможность, как израильтяне в пустыне.
С Богом нельзя шутить. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого… и судит помышления и намерения сердечные. В непосредственном контексте этот стих означает, что читатели, которые не решаются поверить во Христа, которые подумывают даже вернуться к иудаизму, должны срочно передумать и постараться войти в Божий покой, потому что Слово Божье живо. Оно не статично, а активно — постоянно активно. Оно способно проникать до самых глубин сердечных, чтобы показать, реальна вера или нет.
То есть Слово Божье не только спасает, утешает, питает и исцеляет. Оно также — орудие суда и казни. В день великого суда Его Слово проникнет во все сердца, которые не поверили в Него, и будет их судить. Откроются притворство и лицемерие, и никакие слова о вере, сколь бы ортодоксальными они ни были, и никакой список добрых дел, сколь бы благодетельными они ни были, не зачтутся перед Ним. Только помышления и намерения сердечные будут иметь значение. Божье Слово — совершенный распознаватель, совершенный kritikos (от которого происходит наше слово «критик»). Божье Слово не только в совершенстве анализирует факты, но и судит все мотивы, намерения и верования, как даже самый мудрый из человеческих судей или критиков не смог бы сделать. Меч Его Слова не совершает ошибок в суде или казни. Всё притворное, внешнее, напускное будет унесено прочь, и взгляду откроется глубинная суть человека.
Слово, переведенное как открыто, имело два конкретных применения в древние времена. Оно использовалось по отношению к борцу, который брал своего противника за горло. Другое использование относилось к суду над преступником. К горлу обвиняемого прижимали острый кинжал, прямо под его подбородком, так что он не мог склонить голову и вынужден был смотреть на судей. Оба использования касались ситуаций, когда люди неизбежно встречались «лицом к лицу». Когда неверующий попадет под рассмотрение Слова Божьего, он тоже неизбежно окажется лицом к лицу с совершенной истиной о Боге и о себе.
Так зачем в свете столь несомненного и совершенного суда и столь прекрасного и чудесного покоя ожесточать свое сердце перед Богом?
Наш великий Первосвященник
(Евреям 4:14−16)
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр 4:14−16).
Святой Дух продолжает взывать к иудеям, которые слышали Евангелие и отвернулись от иудаизма, но еще не поверили во Христа. Он сказал, фактически: «Вы знаете свое недовольство иудаизмом и своей собственной жизнью. Вы знаете о превосходстве Иисуса над пророками, ангелами и Моисеем и о том, как опасно не поверить во Христа и как вы нуждаетесь в Нем. Что мешает вам принять окончательное решение?». Евр 4:1−13 содержит срочный призыв не откладывать и принять Божье спасение, Его совершенный покой в Иисусе Христе.
До сих пор призыв был в значительной степени негативным: если вы не поверите, вы погибнете — навсегда останетесь вдали от Бога и Его покоя. Божье Слово было показано в своей всевидящей и осуждающей роли, как обоюдоострый меч (Евр 4:12).
Опасность ада, несомненно, реальна, и всякий проповедник — особенно когда он пытается достучаться до неспасенных — не верен Евангелию, если избегает этой истины. Так как это истина и так как она чрезвычайно важна, ее следует проповедовать и ей следует учить. Избегать этой темы — значит не только быть неверным Божьему Слову, но и быть неверным потребностям неспасенных. Кричать «Пожар!» в полном людей здании, когда пожара нет, не только противозаконно, но и чрезвычайно жестоко и опасно. Но не кричать: «Пожар!», когда здание горит, еще более жестоко и опасно. Сделанное в правильном духе и правильным образом, предупреждение неверующих об опасности ада — одно из самых добрых дел, какое мы можем сделать для них.
Позитивное послание
Теперь послание обращается к позитивной стороне Евангелия. Спасение не только уберегает нас от ада, оно делает неизмеримо больше. Многие люди имеют карикатурное представление о фундаментализме или евангельском христианстве как не имеющем другого послания, кроме «огня и серы, ада и проклятия».
Спасение не только уберегает нас от духовной смерти, оно несет духовную жизнь. Его следует искать не только из-за того, что случится с нами, если мы не примем его, но и из-за того, что случится с нами, если мы это сделаем. То, что случится с нами, когда мы примем спасение, основано на том, Кто Такой Иисус. Даже если бы во вселенной не было никакой другой причины для спасения — того, Кто Такой Иисус, было бы достаточной причиной. Вступить в живые отношения с Ним — величайшее, что человек может испытать. Ходить в общении с живым Христом было бы славно, даже если бы не было ада, которого мы хотим избежать. Так что у нас есть причина принять Иисуса Христа и войти в Божий покой не только из страха перед Его судом, но и из-за Его красоты, не только из-за Его гнева, но и из-за Его благодати, не только потому, что Он Судья, но потому, что Он также милостивый и верный Первосвященник.
Три вещи делают Иисуса нашим великим Первосвященником — Его совершенное священство, Его совершенная Личность и Его совершенная забота. Так как Он совершенен в этих областях, Он — единственный истинный Божий Первосвященник. Все остальные, какими бы верными они ни были, оставались лишь символами Его священства.
Его совершенное священство
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего (Евр 4:14).
На протяжении всего Послания к евреям славится первосвященство Иисуса Христа. В главе 1 Он рассматривается как Тот, Кто «совершил Собою очищение грехов наших» (Евр 1:3). В главе 2 Он — «милостивый и верный первосвященник» (Евр 2:17), а в главе 3 Он — «Посланник и Первосвященник исповедания нашего» (Евр 3:1). Главы 7−9 почти исключительно посвящены теме первосвященства Иисуса. Здесь (Евр 4:14) Он назван великим Первосвященником.
Священники Древнего Израиля были назначены Богом на роль посредников между Ним и Его народом. Только первосвященник мог принести высочайшую жертву при Ветхом Завете, и он делал это раз в год в день искупления (йом кипур). Все грехи народа приносились символически в Святое-святых, где крышка ковчега окроплялась кровью в качестве жертвы их искупления. Первосвященник, как никакой другой человек, представлял Бога перед народом и народ перед Богом.
Как мы узнаём из Левита 16, прежде чем первосвященник мог вообще войти в Святое-святых, не говоря уже о том, чтобы принести там жертву, он должен был принести жертву за самого себя, потому что он, как и все, кого он представлял, был грешником. Кроме того, время его пребывания в Святом-святых было ограничено. Ему позволялось находиться в присутствии Божьей славы (шехины), только пока он приносил жертву.
Чтобы войти в Святое-святых, священник должен был пройти три части скинии или храма. Он брал кровь и шел через дверь во внутренний двор, затем через другую дверь в святилище и через завесу в Святое-святых. Он не садился и не мешкал. Как только жертва была принесена, он выходил и не возвращался туда в течение года.
Каждый раз, год за годом, необходим был новый йом кипур. Между этими ежегодными жертвами — каждый день, день за днем — приносились тысячи других жертв, продуктов и животных. Этот процесс был бесконечным и никогда не завершался, потому что священство не было совершенным и жертвы не были совершенными.
Когда Иисус, наш великий Первосвященник, принес Свою единократную совершенную Жертву на кресте, Он также прошел через три области. Он прошел небеса — первое небо (атмосферу), второе небо (космос) и третье небо, войдя в место пребывания Бога (2Кор 12:2−4). Иисус отправился туда, где пребывает Сам Бог, а не только Его слава. Это святейшее из всех святых мест. Иисусу не надо было уходить из Святого-святых. Его Жертва была принесена раз и навсегда. Она была совершенна, и Первосвященник был совершенен, и Он воссел на всю вечность по правую руку Отца (Евр 1:3). «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17:4−5). Он совершил совершенное искупление греха, для чего и пришел на землю. И Его дело было завершено, когда Он взошел на небеса и оказался в святилище (Евр 9:12).
Наш великий Первосвященник прошел не через скинию или храм. Он прошел небеса. Когда Он попал туда, Он воссел, и Бог сказал: «Я удовлетворен. Мой Сын, Иисус Христос, совершил искупление всех грехов на все времена для всех, кто приходит к Нему с верой и принимает то, что Он сделал для них». В Евр 4:14, таким образом, содержится призыв к еще не уверовавшим иудеям принять Иисуса Христа как их истинного Первосвященника. Они должны были показать, что их вера истинна, держась за Него как за Спасителя. Этим подчеркивается человеческая сторона безопасности верующего. Истинные верующие твердо держатся, как твердо держит их Бог.
Конец иудейского священства и жертв
Иисуса распяли менее чем за сорок лет до того, как был разрушен Иерусалим в 70 г. по Р. Х. Тогда же был разрушен и храм, единственное место, где могли приноситься жертвы. Таким образом, вскоре после времени Христа иудейские жертвы больше не могли приноситься — и так продолжается до сих пор. Следовательно, нужды в иудейском священстве с тех пор не было. Йом кипур по-прежнему отмечают как святой день, самый святой день, но священники в нем не участвуют и жертвы не приносятся — потому что нет священников, которые приносили бы жертвы, и нет храма, в котором можно было бы их приносить.
Конец всех обрядов и жертв, связанных со священством
Никакое христианское священство не было утверждено Христом или апостолами. Петр называет церковь, то есть всех верующих, «священством святым» и «царственным священством» (1Пет 2:5, 9). Христиане, как Божьи искупленные, являются образом священников в том смысле, что мы обязаны нести Бога другим людям через проповедь и обучение Его Слову и вести людей к Богу через наше свидетельство. Но Новый Завет не учит и не признает никакого специального ордена священства или системы жертвоприношений. Любые притязания на особое священническое посредничество между Богом и людьми — будь то в предложении простить грехи, в искуплении грехов посредством предполагаемого повторения жертвы Христа посредством обряда или в каких-либо других подобных притязаниях и практиках — совершенно не соответствуют Библии и греховны. Это открытое пренебрежение завершенным служением Иисуса Христа.
Любое формальное религиозное священство на земле сейчас предполагает, что окончательное и совершенное искупление грехов еще не сделано. Оно равнозначно бунту Корея, Дафана и Авирона, которых поглотила земля, потому что Бог разгневался на них из-за их греховного самомнения (Чис 16). В устроениях христианства совершенно нет места для священничества. Любое учрежденное священство неправомерно и является прямым оскорблением полного и окончательного священства Самого Иисуса Христа.
У нас есть наш совершенный и великий Первосвященник, и Он уже принес, один раз и для всех, единственную Жертву, которая когда-либо должна быть принесена за грех, — единственную эффективную Жертву, которая могла быть принесена за грех. Любой другой священник, который пытается примирить людей и Бога, — скорее барьер, чем посредник. Верой в Иисуса Христа любой человек может войти прямо в Божье присутствие. Когда Иисус умер, завеса в храме разорвалась сверху донизу. Теперь доступ к Богу широко открыт для всякого, кто примет Его условия.
Его совершенная личность
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всём, кроме греха (Евр 4:15).
В конце стиха 14 наш великий Первосвященник опять назван Иисусом Сыном Божиим. Здесь соединены Его человеческое имя, Иисус, и Его божественный титул, Сын Божий. Обе природы — божественная и человеческая — отражены в стихе 15.
Человеческая природа Иисуса
Большинство людей, похоже, думает, что Бог очень далек от человеческой жизни и забот. Иисус был Самим Сыном Божьим, но Его Божественность не мешала Ему испытывать наши чувства, наши эмоции, наши искушения, нашу боль. Бог стал человеком, Он стал Иисусом, чтобы победоносно разделить искушения, испытания и страдания людей, чтобы Он мог быть сочувствующим и понимающим Первосвященником.
Когда у нас проблемы, когда нам больно, мы удручены или сильно искушаемы, нам хочется поделиться своими чувствами и потребностями с кем-то, кто поймет нас. Иисус может сострадать нам в немощах наших. Слова известного гимна, «никто не понимает так, как Иисус», не только прекрасны и не только ободряют нас. Они совершенно истинны. Наш великий Первосвященник не только совершенно милостив и верен, Он также совершенно понимает нас. Он отличается несравненной способностью сочувствовать нам в любой опасности, в любом испытании, в любой ситуации, в которой мы окажемся, потому что Он проходил через все это Сам. У могилы Лазаря Иисус содрогался от горя. В Гефсиманском саду, перед Своим арестом, у Него выступил кровавый пот. Он перенес всяческие искушения и испытания, всяческие превратности, с которыми может столкнуться любой человек. И Он сейчас находится по правую руку Отца, чтобы ходатайствовать за нас.
Иисус не только испытывал чувства любви, заботы, разочарования, печали и расстройства, которые есть у нас. Он отличался намного большей любовью, намного более чувствительным проявлением заботы, намного более высокими стандартами праведности и совершенным осознанием зла и опасностей греха. Вопреки тому, что мы склонны думать, Его Божественность делала Его искушения и испытания неизмеримо более трудными для Него, чем наши для нас.
Позвольте мне привести вам пример, который поможет объяснить, как такое может быть. Мы испытываем боль, когда нам причиняется вред. Иногда боль очень сильную. Но если она становится слишком сильной, у нас вырабатывается временная нечувствительность. Мы можем даже потерять сознание или впасть в состояние шока. Помню, когда меня однажды выбросило из машины и я проехался спиной по дороге, я чувствовал боль в течение какого-то времени, а потом ничего не чувствовал. У наших тел есть способы отключить боль, когда она становится невыносимой. У людей разный болевой порог, но у всех нас есть точка предела. Иначе говоря, степень боли, которую мы можем вытерпеть, не безгранична. Мы можем сделать вывод, следовательно, что есть степень боли, которую мы никогда не испытаем, потому что наши тела отключат нашу чувствительность тем или иным образом — иногда даже через смерть — прежде чем мы достигнем этой точки.
Похожий принцип действует и в отношении искушения. Есть степень искушения, которую мы никогда не испытаем просто потому, что, насколько бы мы ни были духовны, мы отключимся до того, как достигнем ее. Но у Иисуса Христа не было таких ограничений. Так как Он был безгрешен, Он принял полную меру того, что сатана мог обратить против Него. У Него не было систем шока, не было границы слабости, чтобы отключить искушение в определенный момент. Так как Он никогда не поддавался, Он испытал каждое искушение до максимума. И Он перенес его как человек, как человеческая личность. Он был во всех отношениях искушаем, как мы, и более того. Единственная разница — Он никогда не грешил. Следовательно, когда мы приходим к Иисусу Христу, мы можем помнить, что Он знает всё, что знаем мы, и много того, чего мы не знаем, об искушении, испытаниях и боли. Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших.
Эта истина была особенно поразительной и невероятной для иудеев. Они знали, что Бог свят, праведен, безгрешен, совершенен, всемогущ. Они знали Его божественные качества и природу и не могли понять, что Он испытывал боль, не говоря уже об искушении. Кроме того, при ветхом завете Божьи отношения с Его народом были более косвенные, более далекие. За исключением особых и редких случаев, даже преданные верующие не испытывали Его близости так, как сейчас могут все верующие. Иудеи считали, что Бог не способен ощутить чувства людей. Он был по природе слишком далеким, слишком удаленным от человека, чтобы отождествить Себя с нашими чувствами, искушениями и проблемами.
Если понять Божью симпатию было трудно для иудеев, это было еще труднее для большинства язычников того времени. Стоики, чья философия доминировала в греческой и римской культуре новозаветного периода, считали основным качеством Бога апатию. Некоторые считали, что Он лишен чувств или эмоций какого-либо рода. Эпикурейцы утверждали, что боги живут в intermundia, между физическим и духовным мирами. Они не участвовали в делах ни одного из миров, так что вряд ли можно было ожидать, чтобы они понимали чувства, проблемы и потребности смертных. То есть боги совершенно отстранены от человечества.
Мысль о том, что Бог может отождествлять и отождествлял Себя с людьми в их испытаниях и искушениях, была революционной и для иудеев, и для язычников. Но автор послания говорит, что у нас есть Бог, Который не только «находится там», но и «был здесь».
Слово немощи непосредственно относится не ко греху, а к слабости или болезни. Речь идет обо всех естественных ограничениях человечества, в которые, однако, включена способность грешить. Иисус знал из первых рук о склонности человеческой природы ко греху. Его человечность была Его полем битвы. На нем Иисус сталкивался с грехом и боролся с ним. Он одержал победу, но не без самых интенсивных искушений, печали и страданий.
Однако во всей этой борьбе Иисус был без греха (chōris hamartia). Он был полностью удален и отделен от греха. Эти два греческих слова указывают на абсолютное отсутствие греха. Хотя Его безжалостно искушали согрешить, ни малейшего пятна греха не вошло никогда в Его ум и не проявлялось в Его словах или поступках.
Некоторые могут задать вопрос, как Иисус мог полностью отождествить Себя с нами, если Он на самом деле не грешил, как делаем мы. Но то, как Иисус противопоставлял греху Свою совершенную праведность и истину, делает Его способным на это. Простое переживание чего-либо не дает нам такого понимания. Человек может пройти через много успешных операций, ничего не понимая в хирургии. А с другой стороны, врач может сделать сотни сложных и успешных операций, никогда не подвергаясь операции сам. Именно знание болезней и хирургические навыки делают хирурга способным работать, а не сама болезнь. У него есть большой опыт в различении болезней — намного больший, чем у любого из его пациентов, — потому что он сталкивался с ними во всех проявлениях. Иисус никогда не грешил, но Он понимает грех лучше, чем кто-либо из людей. Он видел его более ясно и боролся с ним более усердно, чем кто-либо из нас мог когда-либо сделать.
Только безгрешностью можно правильно оценить грех. Иисус Христос не грешил, не мог согрешить, не имел способности сделать это. Однако Его искушения были более ужасны, потому что Он никогда не искал облегчения трудностей, уступая им. Его безгрешностью усиливалась Его чувствительность ко греху. «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр 12:3−4). Если вы хотите поговорить с кем-то, кто знает, что такое грех, поговорите с Иисусом Христом. Иисус Христос знает грех, и Он знает и понимает нашу слабость. Что бы сатана ни приготовил нам, мы можем одержать победу в Иисусе Христе. Он понимает нас; Он был здесь.
Доктор Джон Уилсон часто рассказывал такую историю. Бут Такер вел евангельские собрания в великой Цитадели Армии Спасения в Чикаго. Однажды вечером, после его проповеди о сочувствии Иисуса, один мужчина вышел вперед и спросил, как мистер Такер вообще может говорить о любящем, понимающем, сочувствующем Боге. «Если бы ваша жена только что умерла, как моя, — сказал этот мужчина, — а ваши маленькие дети плакали бы и спрашивали о своей матери, которая никогда не вернется, вы не говорили бы того, что говорите».
Несколько дней спустя жена мистера Такера погибла в железнодорожной катастрофе. Ее тело привезли в Чикаго для погребения. После богослужения убитый горем проповедник посмотрел на застывшее лицо своей жены и потом повернулся к тем, кто ждал его слов. «Недавно, когда я был здесь, — начал он, — один человек сказал мне, что, если бы моя жена только что умерла и мои дети оплакивали бы свою мать, я не смог бы говорить, что Христос — понимающий и сочувствующий или что Его достаточно для любой нужды. Если бы этот человек был сейчас здесь, я хотел бы сказать ему, что Христа достаточно. Мое сердце разбито, оно сокрушено, но в нем звучит песнь, которую Христос поместил туда. Я хочу сказать этому человеку, что Иисус Христос утешает меня сегодня». Тот человек был там, он подошел, встал на колени у гроба, и Бут Такер представил его Иисусу Христу.
У нас есть сочувствующий Первосвященник, Чье священство совершенно и Чья Личность совершенна.
Его совершенная забота
Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр 4:16).
Тот, Кто совершенно понимает нас, также позаботится о нас совершенно. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор 10:13). Иисус Христос знает наши искушения и выведет нас из них.
Придите к божьему престолу благодати
Святой Дух снова обращается к тем, кто еще не решил принять Христа как своего Спасителя. Они должны не только не возвращаться обратно к иудаизму, но держаться за свое исповедание Христа и — что необходимо — пойти еще дальше и приступить с дерзновением к престолу благодати.
Большинство древних правителей были недоступны для простых людей. Некоторые из них не допускали к себе даже высокопоставленных лиц без разрешения. Царица Есфирь рисковала жизнью, когда пришла к царю Артаксерксу без приглашения, хоть она и была его женой (Есф 5:1−2). Однако каждый кающийся человек, каким бы грешным и недостойным он ни был, может прийти к Божьему престолу в любое время за прощением и спасением — уверенный, что будет принят с милостью и благодатью.
Когда Христос принес Себя в жертву, Божий престол суда превратился в престол благодати для тех, кто верит в Него. Как иудейский первосвященник раз в год на протяжении столетий окроплял кровью крышку ковчега во искупление грехов народа, так Иисус пролил раз и на все времена Свою Кровь за грехи каждого, кто верит в Него. Это Его совершенная забота.
В Библии много говорится о Божьем правосудии. Но как бы ужасно было для нас, если бы Он был только справедлив, но не полон благодати. Грешный человек заслуживает смерти, справедливого приговора; но он нуждается в спасении, в даре благодати. Любой человек может прийти к престолу благодати с дерзновением и уверенностью. Это престол благодати, потому что там дается благодать.
Как может кто-либо отвергнуть такого Первосвященника, такого Спасителя — Который не только позволяет нам прийти к Своему престолу благодати и помощи, но и просит нас прийти с дерзновением? Его Дух говорит: «Придите смело к Божьему престолу, который превратился в престол благодати благодаря Иисусу. Пройдите весь путь, получайте благодать и милость, когда они нужны вам, — пока не стало слишком поздно, пока ваше сердце не ожесточилось и Божье “сегодня” не закончилось». Благовременная помощь дается ныне.
Что за Первосвященник есть у нас! Он сочувствует и спасает! Что большее мог бы Он сделать?
Комментарии Джона МакАртура на послание к Евреям, 4 глава. Серия комментариев МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.