Христос как совершенный Священник
(Евреям 5:1−10)

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:1−10).

Одним из первых вопросов, которые иудей мог задать другому человеку о его религии, был: «Кто твой первосвященник? Кто посредник между тобой и Богом? Кто приносит жертвы во искупление твоих грехов?». Иудей в период ранней церкви вполне мог спросить христианина: «Как могут быть прощены твои грехи, если никто не приносит жертвы и никто не ходатайствует за тебя? Как ты можешь утверждать, что новый завет заменяет и превосходит ветхий завет, заключенный через Моисея, если этот новый завет оставляет тебя без первосвященника?».

Христианин ответил бы: «Но у нас есть первосвященник, совершенный Первосвященник. Он принес жертву за наши грехи. Он не ограничен земным храмом и не вынужден приносить жертву каждый год, не говоря уже о том, чтобы делать это каждый день. Он принес одну Жертву, которая искупает все грехи, когда-либо совершенные от начала до конца времени. Вот какой великий Он первосвященник и как велика Его жертва. Более того, наш Первосвященник воссел по правую руку Бога и постоянно ходатайствует за нас, принадлежащих Ему».

Сердцевина Послания к евреям (главы 5−9) посвящена первосвященству Иисуса. Его высшее первосвященство, большее, чем какое-либо другое, делает новый завет лучше, чем ветхий. Он сделал то, чего все священники вместе при старом порядке не сделали и никогда не могли сделать.

Священники при ветхом завете строили мосты к Богу. Люди не могли войти непосредственно в присутствие Бога, поэтому Бог назначил отдельных людей быть привратниками, вести остальных в Его присутствие. Путь к Богу открывался, только когда священники приносили жертвы — день за днем, год за годом, — отдавая Богу кровь животных. Священники были Божьими посредниками.

Единственный совершенный великий первосвященник

Но с жертвой Иисуса Христа на кресте необходимость в храме и левитском священстве отпала. Больше не требовался первосвященник, такой, как те, которые были наследниками Аарона, или вообще первосвященник-человек. Иисус стал одновременно Первосвященником и Жертвой, и Он вечно заботится о людях, открывая им присутствие Бога. Во время Его распятия завеса в храме разорвалась надвое, являя Святое-святых всякому, кто придет к Богу через Сына. Одним совершенным жертвоприношением Иисус Христос достиг того, чего многие тысячи и тысячи жертв множества священников никогда не могли достичь. Он открыл постоянный путь к Богу, так что любой человек в любое время может верой во Христа войти в Божье присутствие.

Качества священника

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр 5:1−4).

В этих четырех стихах сформулированы три основных качества иудейского первосвященника. Он был помазанник Божьем, он сочувствовал тем, кому нес служение, и приносил жертвы за них. В следующих шести стихах показано, как Иисус Христос соответствует этим требованиям.

Помазанник Бога из людей

Он должен быть человеком

Священник должен разделять природу людей, ради которых несет служение. Истинный первосвященник, следовательно, должен быть из человеков избираемый; то есть он должен быть человеком. Бог не избирал ангелов быть священниками. Ангелы не обладают природой людей. Они не могут по-настоящему понять людей и не имеют открытого общения с людьми. Только человек мог подвергаться человеческим искушениям, испытывать страдания, как люди, и потому быть способным нести служение людям с пониманием и милосердием. Только человек мог праведно нести служение от имени людей.

Помня о том, для кого написано это послание, мы с большей легкостью можем увидеть важность того, что здесь говорится об Иисусе Христе. Чтобы быть совершенным Первосвященником — фактически, чтобы быть первосвященником вообще — Он должен быть человеком. Это, конечно, было для иудеев совершенно ясно и приемлемо. Их проблемой было воплощение — то, что Бог стал человеком. Святой Дух очень просто решает проблему воплощения, делая одно важное замечание: Мессия, Который есть Бог, не мог бы стать настоящим первосвященником, если бы Он не был человеком. Если бы Бог не мог чувствовать то, что чувствуют люди, и пройти через то, через что они проходят, Он не понимал бы жизни тех, кого Он представлял.

При старом порядке, даже после заветов, заключенных с Авраамом и Моисеем, Бог был недоступен. После грехопадения Бог изгнал Адама и Еву из сада и у человека больше не было доступа в присутствие Господа. В пустыне людей предупреждали не подходить слишком близко к горе Синай, где Бог решил явить Себя Моисею, когда дал ему заповеди завета. В скинии и в храме Бог находился за завесой и к Нему мог приблизиться только первосвященник.

Но послав Своего Сына, Иисуса Христа, Бог больше не оставался отчужденным, трансцендентным и отдаленным от людей. Он вошел в человеческий мир и почувствовал всё то, что люди будут когда-либо чувствовать. Так Он сделался сопереживающим, милостивым и верным Первосвященником. Если бы Бог никогда не становился человеком, Он никогда не смог бы стать первосвященником, посредником или ходатаем. Он никогда не смог бы принести совершенную и абсолютную жертву за грехи Своего народа, которой требовала божественная справедливость. Воплощение не было возможным; оно было абсолютно необходимым. Оно было обязательным, чтобы люди могли быть спасены.

Жан Кальвин сказал: «Для Христа было необходимо стать настоящим человеком. Потому что, так как мы очень далеки от Бога, мы предстаем перед Ним в личности нашего священника, которого не могло бы быть, если бы он не был одним из нас. Следовательно, то, что Сын Божий обладает общей природой с нами, не умаляет Его достоинства, но делает его еще больше для нас, потому что Он способен примирить нас с Богом, так как Он — человек». Бог должен был сойти вниз, туда, где находимся мы, чтобы взять нас и привести обратно к Себе.

Он должен быть Божьим человеком

Но настоящим священником не мог стать любой человек. Он должен быть избран Богом. Это не должность, которую некий человек мог занять просто из-за своих планов или амбиций. Это должен быть Божий человек — не только в том смысле, что он верен и послушен Богу, но и в том смысле, что Бог должен избрать его. Священник был из человеков избираемый, но избираемый Богом. «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр 5:4; см. также Евр 8:3).

Когда священство было впервые учреждено, Моисею было велено: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» (Исх 28:1). С самого начала существования священники не только должны были служить Богу, но и назначались Им. Когда Корей, Дафан и Авирон попытались сделать священство более демократичным и объявили, что любой израильтянин может быть священником, Господь сделал так, что земля поглотила их (Чис 16).

Сочувствующий людям

…Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью (Евр 5:2).

В детстве Христос учился и рос, как все (Лк 2:52). Ясно, что Он добровольно сокрыл Свое знание всеведения от Своего человеческого сознания (Мф 24:36). Он предпочел испытать все наши негреховные слабости, чтобы мочь быть сочувствующим, чувствующим все.

Всеведение всё знает; совершенное сочувствие всё чувствует. Христу не надо было постигать никакую науку, когда Он пришел на землю. Он был всеведущ, всё знал. Но Он предпочел лично участвовать в людских чувствах, чтобы быть также сочувствующим, чувствующим всё. Настоящий первосвященник должен сочувствовать тем, для кого несет служение. Настоящий первосвященник должен быть полностью вовлечен в положение человека, полностью погружен в поток жизни. Он должен жить среди людей как человек, переживать вместе с ними их взлеты и падения, чтобы снисходить к ним.

Metriopatheō, помимо «снисходить», означает также «обращаться с кротостью или умеренностью». В контексте Евр 5:2 оно может передавать идею пребывания «в середине» двумя способами. В первую очередь это значит быть посреди чего-то, полностью участвовать в чем-то. Другое значение — занимать среднее положение, знать и понимать, но избегать крайностей. Человек с такой характеристикой, например, был бы склонен соблюдать определенное равновесие между раздражением и апатией перед лицом неправильного поступка. Он был бы терпелив к нарушителю, но не принял бы нарушения, был бы понимающим, но не слабовольным.

Лучший пример можно привести, рассматривая ситуацию с горем или опасностью. Человек, который либо слишком сочувствует, либо слишком равнодушен, не может помочь тому, у кого неприятности. Тот, кто слишком сочувствует, окажется сам поглощен проблемой, будет слишком потрясен горем или слишком испуган, чтобы оказать помощь. С другой стороны, тот, кто равнодушен, возможно, не заметит даже проблему, которая есть у другого, и, в любом случае, не позаботится о том, чтобы помочь. В середине же находится человек, которого и описывает слово metriopatheō. Он может полностью отождествить себя с человеком, у которого проблема, не утратив рассудительности и понимания ситуации. Настоящий первосвященник должен обладать таким качеством. Он должен чувствовать человеческие эмоции и искушения, оставаясь сильнее, чем они. Так он сможет кротко обращаться с теми, кому он несет служение, не превращаясь в жертву их несчастья.

Те, к кому священник снисходит, — невежествующие и заблуждающие, то есть те, кто грешит по невежеству. В Ветхом Завете говорится: «И очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей» (Чис 15:28). Священник нес служение только за тех, кто согрешил по неведению и сбился с пути. Во всем ветхозаветном устройстве абсолютно ничего не говорится об искуплении нераскаявшихся, сознательных и демонстративных нарушителей закона. Такого не было. «Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего» (Чис 15:30).

Так что акцент здесь ставится на сочувствии. Первосвященник должен сочувствовать тем, кто по невежеству сбивается с пути. Так как иудейский священник сам был грешником, он от природы обладал такой способностью и должен был сочувствовать, чувствовать немного больше, чем другие.

Жертвы за людей

В посреднической деятельности первосвященник отвечал за два основных вида приношений: дары и жертвы (Евр 5:1; см. также Евр 8:3; Евр 9:9).

Принесение даров

В самом широком смысле дары включали в себя все деньги, драгоценности или другие подобные ценности, которые люди приносили Господу через священников. Но я полагаю, что в Евреям ссылки на дары относятся конкретно к зерну, или приношению хлебному, — единственному бескровному приношению, предписанному при ветхом завете. Это было приношение благодарения и посвящения (см. Лев 2).

Хлебное приношение состояло из муки высшего качества и оливкового масла, смешанных с ладаном, чтобы придать ему приятный аромат, — иногда запеченных или зажаренных в виде пирога. Часть приношения сжигали на жертвеннике, а остальное ели священники. Лимон или мед не могли использоваться, потому что они бродили. Небольшое количество соли требовалось, потому что она препятствовала гниению. Ограничением того, что может испортить, и присутствием того, что сохраняет, символизировалась посвященность, которая будет длительной. Приношением символизировалось посвящение человека и всего его имущества Богу в благодарность за то, что Бог сделал.

Принесение жертв

…И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах (Евр 5:3).

Жертвы, какими бы они ни были, приносились во искупление грехов. Они не могли устранить склонность ко греху или способность грешить, но приносились для прощения конкретных грехов. Следовательно, они должны были постоянно повторяться — день за днем, год за годом. Принесение жертв было основной работой священника. И так как он сам грешил, он должен был приносить жертвы за себя, а не только за народ.

Совершенный священник

Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5:5−6).

Стихи 5−10 показывают, как Иисус удовлетворял всем требованиям для первосвященника, упомянутым в стихах 1−4, и более того.

Помазанник Божий

Прежде всего, Иисус был избран, послан и почитаем Богом Отцом. Автор опять выбирает цитаты из Ветхого Завета: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс 2:7) и Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс 109:4) — для подтверждения своей мысли. Иудейские читатели послания знали, что оба эти отрывка относятся к Мессии. Они знали, что Мессия будет великим царем и священником, помазанником Божьим. И ветхозаветные отрывки подтверждали это.

Хотя Иисус был Божий Сын, Он не занял высокое положение и не прославлял Себя. Он сказал иудейским вождям, которые задавали Ему вопросы: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Ин 8:54). Бог облек Иисуса властью и почетом первосвященника по чину Мелхиседека.

Мелхиседек будет обсуждаться более подробно в главе 7, но здесь необходимо кратко описать его. Это был царь-священник, который жил во времена Авраама и чье происхождение совершенно неизвестно. Он был царем Салима (древнее название Иерусалима) и священником истинного Бога (Быт 14:18). Он жил за много веков до того, как священство Аарона было учреждено, и его священство не имело конца (Евр 7:3), в отличие от священства Аарона, которое началось во времена Моисея и закончилось в 70 г. по Р. Х., когда был разрушен храм. Его священство, следовательно, превосходило священство Аарона в двух отношениях. Мелхиседек был царем, в то время как Аарон им не был, и его священство было постоянно, в то время как Аароново — временно. Следовательно, священство Мелхиседека — лучший символ Христова, чем священство Аарона.

Скорбь за людей

Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (Евр 5:7−8).

Во-вторых, Иисус Христос сочувствовал людям — Он отождествлял Себя с ними, понимал их, чувствовал вместе с ними. Он Сам был человеком, как всякий священник, который нес служение в скинии или в храме. «Дни плоти Его» стали интерлюдией в жизни Иисуса Христа, Который существовал до и после Своей земной жизни. Но это была очень важная и необходимая интерлюдия. Помимо прочего, Он приносил молитвы и моления из-за скорби, которую испытывал, став грехом за всех, кто верил в Него. В Гефсиманском саду в ночь перед тем, как Он взошел на крест, Иисус молился и страдал так сильно, что у Него выступил кровавый пот. Его сердце было разбито при мысли о том, что Ему придется принять на Себя грех. Он чувствовал силу греха и чувствовал искушение. Он плакал. Он проливал слезы. Ему было больно. Он печалился. То, что Он всегда знал в Своем всеведении, Он постиг по-новому на земле, через земной опыт. Он не смог бы стать полностью сочувствующим первосвященником, если бы не испытал того, что мы испытываем, и не чувствовал того, что чувствуем мы.

Когда Иисус молился Могущему спасти Его от смерти, Он не надеялся избежать креста или могилы — ведь они были целью, с которой Он пришел на землю (Ин 12:27). Более точный перевод Евр 5:7 — «…спасти Его из смерти». Иисус не просил о том, чтобы Его спасли от смерти, но чтобы Его спасли из смерти — то есть чтобы Он в ней не оставался. Он хотел не избежать креста, но быть уверенным в Своем воскресении (см. Пс 15:8−11).

Иисус был услышан Отцом за Свое благоговение. Греческое слово eulabeia, переведенное как «благоговение», может означать почтительный страх или трепет, как отражено и в Переводе короля Иакова. Оно несет в себе идею преданного подчинения. Иисус признавал Бога как Владыку и подчинялся Отцу.

…Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (Евр 5:8).

Часто лучший, а иногда единственный способ научиться сочувствию — выстрадать самому то, от чего страдает другой. Страдание — умелый учитель. Мы можем читать и слышать о боли, которую испытывают люди, когда обжигаются. Мы можем даже видеть людей, которые обжигаются. Но пока мы не обожжемся сами, мы не можем полностью сочувствовать жертве ожога. Я читал о многих автомобильных авариях и даже видел их много; но только после того, как оказался участником одной из них, когда я чуть не погиб, я на самом деле осознал, какими ужасными они могут быть.

Иисус вынужден был научиться многому посредством страдания. Он не был освобожден от трудностей и боли. Хотя Он был Сыном Божьим, Богом в человеческой плоти, Он был призван страдать. Он узнал полное значение цены послушания, всего пути к смерти (страданиями навык послушанию), и поэтому Бог утвердил Его как совершенного Первосвященника.

Вот какой Первосвященник нам нужен — Тот, Кто знает и понимает, через что мы проходим. Когда мы идем к Господу с молитвой, падаем на колени перед Ним и говорим: «Боже, эта проблема, эта потеря, эта боль разбивает мне сердце», — как чудесно почувствовать Его объятия и ощутить в глубине сердца, как Он говорит: «Я знаю. Я знаю».

Жертва за людей

…И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр 5:9).

Своими страданиями и смертью Иисус исполнил третье требование к первосвященнику. Он принес в жертву Себя и, следовательно, стал совершенным Первосвященником и источником вечного спасения. Иисус прошел через всё, через что Он должен был пройти, и совершил всё, что должен был, чтобы мог быть таким совершенным Первосвященником. Он не усовершился в том смысле, что Его природа улучшилась. Он был вечно совершенен в праведности, святости, мудрости, знании, истине, силе и во всех остальных добродетелях и способностях. Его природа или Его личность не изменились. Он усовершился в том плане, что закончил Свою подготовку к тому, чтобы стать вечным Первосвященником.

Однако когда Иисус принес Свою Жертву, Он в двух важных моментах отличался от остальных первосвященников. Во-первых, Ему не надо было приносить жертву за Себя, прежде чем Он мог принести ее за других. Во-вторых, Его жертва была принесена раз и навсегда. Ее не надо было повторять каждый день или даже каждый год или век.

Своей смертью Иисус открыл путь спасения вечного. Все священники всех времен не могли дать вечного спасения. Они могли дать только временное прощение. Но Иисус Христос одним деянием, одним приношением, одной жертвой навеки сделал совершенными тех, кто принадлежит Ему. Совершенный Первосвященник делает совершенными тех, кто принимает Его совершенную жертву, послушных Ему.

Послушание, которое здесь упоминается, когда речь идет о послушных Ему, не касается заповедей, правил и законов. Это не послушание закону. Это послушание веры (Рим 1:5). Бог хочет, чтобы мы слушались Его, веря во Христа. Подлинное послушание, как и подлинные дела, — это прежде всего подлинная вера. «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6:29). Вера в Иисуса Христа — это дело веры и послушание веры.

Печально и трагично то, что не все люди верят. А тот, кто не верит, на самом деле и не слушается, каким бы высокоморальным, добропорядочным, религиозным и искренним он ни был. В Первом и Втором посланиях к фессалоникийцам Павел говорит о двух откликах на Евангелие — только двух возможных. Во Втором послании он говорит о Божьем воздаянии «не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес 1:8). В Первом же послании, по контрасту, он хвалит миссионерскую работу преданных фессалоникийских христиан в Македонии и Ахаии (1Фес 1:8). Их послушание в вере привело других к послушанию вере — и дару вечного спасения.

Трагическое отвержение полного откровения — часть 1
(Евреям 5:11−14)

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:11−14).

Мы подошли к тому разделу Послания к евреям, который вызывает многочисленные и часто противоречивые толкования даже среди евангельских христиан. Текст этого раздела — стихи 5:11 — 6:12, и он касается духовной зрелости. Первые две части (5:11−14 и 6:1−8) обращены, как я полагаю, к неверующим, в то время как третья (6:9−12) — к верующим.

Противопоставление христианства и иудаизма

На протяжении всего Послания к евреям встречается много сравнений и противопоставлений христианства и иудаизма. Их различие чрезвычайно важно для правильного толкования послания.

У большинства книг Библии есть основная тема или группа тесно связанных тем. Одно из первых правил здравой библейской герменевтики (толкования) — обнаружить центральную тему и истолковывать всё остальное в ее свете. Например, в Евангелии от Иоанна есть много глубоких и чудесных истин о Боге и Его замысле для человека. Но центральное, преобладающее послание этого Евангелия — Божественность Иисуса Христа. Человек, который упускает эту истину, не сможет полностью и подобающим образом понять другие истины, которые Иоанн представляет в своей книге.

Центральная тема Послания к евреям — превосходство нового завета над ветхим, то есть христианства над иудаизмом. Внутри этой темы есть подтемы о превосходстве нового священства над старым, новой жертвы над старыми, нового Посредника над старыми и так далее. Это ключ, которым открываются все разделы Послания к евреям, и использование любого другого ключа, как я считаю, не поможет вам их открыть.

В Послании к евреям Святой Дух не противопоставляет два вида христианства. Он не противопоставляет незрелых христиан и зрелых. Он противопоставляет иудаизм и христианство, неспасенных иудеев в иудаизме и искупленных иудеев в христианстве. Он противопоставляет сущность и ее тень, символ и реальность, видимое и невидимое, факсимиле и подлинную вещь, прообраз и образ, изображение и действительность.

Ветхий Завет — это, по сути, Божье откровение из картин и символов, которое исполнилось во Христе в Новом Завете. Послание к евреям, следовательно, сравнивает и противопоставляет две части Божьего откровения, которые отражены в нашем разделении библейских книг.

Третье предупреждение

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать (Евр 5:11).

О сем, конечно, относится к Мелхиседеку, который был только что упомянут (Евр 5:6, 10). Прежде чем автор объяснит, что такое чин Мелхиседека, он даст в скобках это третье предупреждение. Как мы уже отмечали, по всему посланию рассыпаны несколько предупреждений для интеллектуально убежденных иудеев, которые были на грани решения, но еще не пришли к вере во Христа. Эти предупреждения могли также использоваться как ободрение и совет, обращенные к тем иудеям, которые поверили во Христа, но у которых возникло искушение вернуться обратно к иудаизму из-за сомнений, критики, а для некоторых — даже гонений. Но в основном они обращены к неверующим. Первое предупреждение (Евр 2:1−4) касалось пренебрежения Евангелием, а второе (Евр 3:7−19) — ожесточения сердец перед ним.

Третье предупреждение касается духовной зрелости — опасности остаться с элементарными истинами и обетованиями ветхого завета теперь, когда он заменен новым. Это предупреждение, как я полагаю, обращено к той же группе, что и остальные два, — к неверующим иудеям, которые много знали о Евангелии, но не прошли всего пути, чтобы принять его самим. Некоторые из них могли дать неглубокое исповедание веры, но не уверовали на самом деле. Им сообщается об опасности не претендовать на благословение нового завета, без которого они не смогут иметь жизнь вечную. Они близки, но одновременно далеки.

Неверующие младенцы

Конечно, в Новом Завете есть много увещеваний, обращенных к незрелым христианам с призывом, чтобы они росли. На протяжении истории церкви была потребность в таком совете, но я не думаю, что он здесь дается. Автор обращается к колеблющимся иудеям, которые всё еще цеплялись за иудаизм, и говорит им: «Придите к полноте, к зрелости с новым заветом». Это толкование — не самое традиционное, но я думаю, что оно соответствует контексту всей книги и правомерно. Предупреждение и призыв, как и ранее, — евангельские. Зрелость, к которой здесь призывают, — не христианский рост в зрелости, но приход неверующего к вере, к полноценным, зрелым истинам и благословениям Нового Завета. Это та же самая зрелость, или совершенство (от teleioō), что в 10:1 и 14, — и она может относиться только к спасению, а не к росту христианина.

Ветхий завет был духовной азбукой. Ветхий завет был разговором с младенцами, он был буквами и звуками первого детского словаря. Вы ведь не пользуетесь энциклопедией, чтобы научить ребенка читать. Вы пользуетесь картинками и другими наглядными материалами. Вы показываете картинку или предмет и говорите: «Это мячик. Это лошадь. Это рыба». Позже вы начинаете объяснять эти вещи. Вы говорите ребенку, что мячи круглые, что лошади едят сено, а рыба «дышит» в воде. Божье откровение человек постигает таким же образом. Ветхий завет был начальным, базовым обучением. Там использовались «картинки». Бог, фактически, показывал: «Вот праздник, который вы должны устроить. Вот жертва, которую вы приносите. Вот одежда, которую первосвященник должен носить, а это — церемониальное омовение, которое требуется для особых случаев». У всего был смысл и польза для того времени, когда давался этот завет. Сначала шли «картинки» грядущего, которое человек тогда еще не был готов понять. Это были символы и тени реальности во Христе и в новом завете (Кол 2:17).

А теперь, когда был заключен новый завет в Иисусе Христе, автор послания говорит своим собратьям-иудеям: «Оставьте картинки, молоко и детскую пищу Ветхого Завета. Придите к исполнившейся реальности и к твердой пище Нового Завета. Оставьте иудаизм и придите ко Христу».

Неспособность слушать мешает пониманию

Перед тем как читатели смогли бы понять значение того, что Иисус — священник по чину Мелхиседека, они должны были пойти дальше своего ограниченного, незрелого понимания Бога. Такая их незрелость отличалась неспособностью слушать, духовной летаргией. Отношения Мелхиседека и его священства ко Христу богаты, полны смысла и важны для изложения центральной идеи, но их не могли понять неверующие, даже те, которые интеллектуально принимали Евангелие. «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (1Кор 2:14). Этим находящимся на грани принятия решения верующим автор послания говорит, что им еще нет пользы от погружения в глубины нового завета, потому что они пока не способны слушать.

Не способны происходит от греческого nōthros, которое состоит из слов «не» и «толкать». Следовательно, оно буквально значит: «тот, кто не толкает» — то есть «медленный», «расслабленный». По отношению к людям это слово обычно обозначало интеллектуально недалекого, глупого или больного. Но в контексте отрывка речь идет в первую очередь о духовной сонливости.

Когда человек духовно неразборчив, его трудно учить. Эти иудеи были убаюканы гордостью, они спали из-за пренебрежения и ожесточения сердца, тогда как им следовало пробудиться и бодрствовать, если они хотели оценить истину, важность и необходимость нового завета. Они, конечно же, не могли правильно понять Евангелие, пока не поверили в Принесшего Евангелие. А чтобы увидеть Его роль, они должны были духовно проснуться и обратить на Него внимание.

Таких пребывающих в летаргии неверующих много и сегодня. Люди слышат Евангелие и воодушевляются. У них начинает появляться духовное понимание, но чем дольше они слушают Евангелие, не принимая его, тем более духовно вялыми они становятся. Они пренебрегают действиями, соответствующими той истине, которую узнали, и всё более и более ожесточаются перед ней, при этом часто утверждая, что восхищаются ею и уважают ее. Так они всё больше и больше отдаляются от духовной истины и понимания и от самой духовной жизни.

Хотя, как мы отметили, этот отрывок не относится к верующим, к ним можно применить тот же самый принцип. Когда мы не верим и не действуем на основании какой-либо части Божьей истины, которую мы знаем, мы становимся ожесточенными перед нею и получаем от нее всё меньше и меньше пользы. Или когда мы, удовлетворенные «основами», избегаем погружения в более глубинные части Слова Божьего, мы отдаляемся от Святого Духа в какой-то степени. А если взглянуть на дело с иной точки зрения, то и учитель, проповедник может пострадать духовно, когда он не беспокоится о том, чтобы учить и проповедовать более глубокие, а иногда более трудные истины Писания — или боится это делать. Чем больше он сопротивляется или пренебрегает обучением им, тем меньше они значат для него. Павел был способен сказать, что не упускал возможности провозглашать всю волю или замысел Бога (Деян 20:27). Он не пропускал ни одной части Божьего Слова и не пренебрегал ею. И ни один верный служитель Бога не должен сообразовывать свое учение с нечувствительными, ленивыми, сонливыми христианами.

Чувствительность теряется постепенно

Вывод из 5:11 таков: те, кто неспособен слушать, были когда-то бодрыми и заинтересованными. Может быть, они даже жаждали узнать больше о Евангелии. Они не с самого начала были нечувствительны, но стали такими постепенно. Они, без сомнения, были среди «однажды просвещенных» и «вкусивших дара небесного» (Евр 6:4). Когда-то они были взволнованы, тронуты и открыты. Когда-то они были на грани спасения. Но теперь они погрузились в неподвижное состояние духовного ступора.

Отсутствие чувствительности непродуктивно

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища (Евр 5:12).

Если учесть, сколько времени им преподавали новозаветную истину, они должны были знать ее достаточно, чтобы обучать ей самим. Но так как они никогда воистину не принимали ее, они не выросли в ней — и не могли вырасти. Им было разъяснено много Божьих истин. По большинству из этих истин они, вероятно, могли бы сдать экзамен. У них была истина в виде фактов и в поверхностном виде, но они сами не принадлежали этой истине.

Павел обвинял таких людей в Послании к римлянам: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим 2:17−21). Иначе говоря, они гордились тем, что они — великие религиозные учителя. Но в Послании к евреям Святой Дух явно повторяет то, что содержится в тексте из Римлян: эти иудеи не только были непригодны к тому, чтобы учить, но им необходимо было вернуться обратно в детский сад. Они не понимали азбучных истин своей собственной веры. Это было очевидно из их нежелания принять ее явное исполнение.

Я знаю много христиан, которые ведут себя так же, и некоторые из них — известные богословы. Они знают Писание и библейские языки. Они знают, что говорится в Библии. Но они не знают или не принимают то, что она значит. Если учесть, сколько времени они изучали Библию, они должны были бы стать учителями Слова Божьего. Но они даже не понимают его основ. Таким людям могут присвоить титул «Ведущий богослов десятилетия», однако они не знают Иисуса Христа. Они могут учить, но то, чему они учат, — не чистое Слово Христа.

Несколько лет назад на христианской молодежной конференции я говорил о том, как правильно выбрать себе спутника на всю жизнь. После этого ко мне подошла девушка-подросток и попросила поговорить с нею. Мы сели на ступеньки часовни, и она рассказала мне о своем парне, который считает допустимым в половых отношениях или где бы то ни было еще всё, что не причиняет никому вреда. После нескольких вопросов я выяснил, что ее парню был двадцать один год, а ей всего четырнадцать. Когда я коротко напомнил ей, что Бог говорит о половых отношениях вне брака, она опустила голову и сказала: «Я это читала. Знаете, что мне нужно? Я должна спастись». Потом она сообщила, что не только была воспитана в церкви, но и ее отец был пастором. Я ответил: «Тогда ты знаешь, как спастись». — «Нет, — сказала она, — не знаю. Я слышала проповеди моего отца, но не понимаю этого».

Вот досадный пример духовной нечувствительности. Девушка слушала Евангелие всю свою жизнь, но отвергала Иисуса Христа так долго, что Евангелие стало туманным для нее. Она больше его не понимала. Она думала, что проповеди ее отца скучны и не имеют смысла. Она стала совершенно равнодушной к Божьему Слову. Когда я старательно объяснил ей Евангелие, мы помолились вместе и она приняла Христа как своего Господа и Спасителя.

Утративших духовное чувство нужно обучать снова

Так как информированные, но неверующие иудеи стали духовно бесчувственными, их было снова нужно учить. Как и с молодой девушкой, упомянутой выше, им надо было преподать заново первые начала слова Божия.

Первые начала слова Божия

Что такое первые начала слова Божия? Stoicheia (первые начала) означает нечто первое. По отношению к языку это буквы алфавита как основные составляющие слов — азбука. В физике так назывались основные природные элементы, в математике — основные доказательства.

Слово Божие не относится к Евангелию. Автор обращался к иудеям, и для них словом Божьим был Ветхий Завет. Словом Божьим были Божьи законы и помыслы Божьи, явленные в Ветхом Завете. Слово Божье, вверенное иудеям, было их великим преимуществом (Рим 3:1−2). А сейчас они должны были снова научиться тому, что им осталось от ветхозаветного откровения, — закону. У них был и новый завет, но они не понимали ветхого, что было видно из их неспособности усвоить глубокую истину о Мелхиседеке.

Эти иудеи не понимали даже значения своего собственного закона. Они должны были вернуться назад и снова «посмотреть картинки». Они не были готовы читать книгу и должны были вернуться обратно к азбуке — элементарным истинам-картинкам заповедей, обрядов, жертвоприношений, святых дней, омовений, которые предвещали Христа. И эти иудеи не могли узнать Его, пока не понимали картинок.

Необходимость зрелости

Ветхий завет — это алфавит; новый завет — это полное, зрелое послание. «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал 3:23−24). Закон был нянькой, воспитателем для детей. Он учил первым и основным истинам о Боге. При новом завете нам больше не нужен детоводитель. Мы выросли. Вот о чем говорится здесь. Христос пришел. Теперь тени заменены на сущность, книжка с картинками заменена великими произведениями, которые мы можем прочесть. Алфавит заменен полным сочинением. Символы уступили место истине и реальности.

Прогресс или регресс

Опять автор говорит им: «Вы сделались неспособны слушать» (см. ст. 11). Ребенок не делается нуждающимся в молоке. Он рождается с этой потребностью. А если человек делается нуждающимся в молоке, нуждающимся в детской пище, то он возвращается обратно в детство. Вместо того чтобы становиться более зрелыми, эти иудеи утратили зрелость. Они соскальзывали обратно к духовному младенчеству.

Если вы не двигаетесь вперед, то вы регрессируете. Пренебрежение и ожесточение привело их туда, где они снова могли питаться только молоком. Людям легко услышать приятное уху Евангелие — и потом слушать, и слушать, и слушать его, пока оно не станет для них общим местом и не утратит смысл. Вместо того чтобы ходить в истине Христа и отдать Ему свою жизнь, они впали в духовную лень и застой. Они сделались неспособны слушать и медленно понимали, стали духовно отсталыми. Их снова надо было кормить, как младенцев.

Эти иудеи, которые так давно уже услышали о Христе, а некоторые из них даже исповедовали Его имя, — не были способны усвоить твердую пищу истины о священстве Мелхиседека. Им надо было начинать снова, снизу вверх, постепенно возрастая в духовном восприятии и понимании.

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец (Евр 5:13).

Духовный младенец несведущ (apeiros) в более глубоких истинах. Он не может переварить их, как физический младенец не способен переварить бифштекс. Смысл здесь в том, что эти иудеи были неопытными, неумелыми и потому неподготовленными и неспособными. Духовная система, как и физическая, должна расти, чтобы справляться с тем, что более трудно. Ребенок может что-то почерпнуть, глядя на книжку с картинками, но ничего не получит из учебника. А духовный ребенок может понять значение картинок и символов Ветхого Завета, но не слово правды Евангелия.

…Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14).

Противопоставление здесь простое. Тот, кто продолжает питаться только элементарными Божьими откровениями, не будет расти, не будет обладать пониманием. Маленький ребенок засовывает себе в рот что попало, трогает всё, до чего может дотянуться, ползает везде, где может, — не понимая, что́ для него добро, а что́ зло, что́ полезно, а что́ опасно. Зрелый взрослый, напротив, выработал понимание обстоятельств. Он внимателен к тому, что он ест, что делает и куда идет.

Тот же самый принцип действует в духовном мире. У совершенного верующего есть понимание того, что хорошо, а что плохо, истинного и ложного, полезного и вредного, праведного и неправедного.

Но поскольку автор продолжает в главе 7 объяснять значение чина Мелхиседека, он, похоже, ждет, что его читатели духовно повзрослеют, прежде чем будут читать послание далее. А значит, он, похоже, верит, что скоро они будут спасены, потому что только спасение, рождение свыше, поставит их немедленно на тот уровень духовной зрелости, который необходим, чтобы понимать слово правды. Представляется, что он говорит: «Оставьте иудаизм и дорастите до понимания спасения». Иудаизм — детство, которое они должны покинуть, чтобы достичь зрелости взрослого возраста верой в новозаветного Мессию.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на послание к Евреям, 5 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Евреям 5 глава в переводах:
Евреям 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Серия комментариев МакАртура
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.