В этой главе апостол продолжает свою беседу о первосвященстве Христа, о дорогом его сердцу предмете, с которым ему не хотелось слишком быстро расставаться.

I. Он объясняет характер первосвященнического служения вообще, ст. 1−3.

II. Необходимость особого призвания к этому служению, ст. 4−6.

III. Какие требуются качества для исполнения этого труда, ст. 7−9.

IV. Особый чин первосвященства Христа; оно было не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека, ст. 6−7, 10.

V. Укоряет евреев за то, что они не достигли того совершенства в познании, которое могло бы сделать их способными проникать в более сокровенные и мистические части Писания, ст. 11−14.

Стихи 1−9. В этих стихах описывается характер первосвященнического служения вообще, но с применением и к Господу Иисусу Христу. Здесь говорится о том:

I. Какого рода личностью должен быть первосвященник. Он должен избираться из среды людей, он должен быть человеком, как один из нас, костью от нашей кости, плотью от нашей плоти и духом от нашего духа, быть причастником нашего естества и образцом среди десяти тысяч. Это означает, что:

1. Человек согрешил.

2. Бог не позволяет грешному человеку приходить к Нему непосредственно, одному, но только через первосвященника, который должен быть избран из среды людей.

3. Богу угодно было избрать одного из людей, чтобы они через него могли приближаться к Нему с надеждой и чтобы Он мог принимать их с честью.

4. Теперь каждый может приближаться к Богу, если приходит к Нему через этого первосвященника.

II. Для кого избирается первосвященник: ...для человеков поставляется на служение Богу, для славы Божией и для блага людей, чтобы стать между Богом и человеком. Таковым является Христос, поэтому не будем никогда пытаться приближаться к Богу по мимо Христа или ожидать благоволения Божия иначе, как только через Него.

III. Для какой цели избирается первосвященник: ...чтобы приносить дары и жертвы за грехи.

1. Чтобы он мог приносить дары, или добровольные пожертвования, представляемые ему для славы Божией и в знак признания того, что все, чем мы располагаем, принадлежит Богу и исходит от Него. Мы не имеем ничего, кроме того, что Ему угодно дать нам, и из Его собственности мы приносим Ему жертвы благодарности. Из этого следует:

(1) Что все, приносимое нами Богу, мы должны приносить добровольно, без принуждения; это должен быть дар, он должен быть отдан и не может быть востребован назад.

(2) Что все, приносимое нами Богу, должно проходить через руки первосвященника как великого посредника между Богом и человеком.

2. Чтобы он мог приносить жертвы за грехи, то есть жертвы, предназначенные для искупления, чтобы грех мог быть прощен, а грешник — принят. Христос был поставлен первосвященником как для той, так и для другой цели. Он должен представлять Богу наши добрые дела, чтобы как они, так и мы могли быть приемлемыми для Него, а наши злые дела должны быть искуплены Его жертвой, чтобы они не осудили и не погубили нас.

IV. Какими качествами должен обладать первосвященник, ст. 2.

1. Он должен быть могущим снисходить к двум категориям людей:

(1) К невежествующим, или к виновным в грехах неведения. Он должен испытывать в своем сердце жалость к ним и ходатайствовать за них перед Богом, должен иметь желание учить малоспособных к познанию.

(2) К заблуждающим, то есть к сбившимся с пути истины, долга и блаженства. Он должен быть достаточно снисходительным, для того чтобы вернуть их с окольных путей заблуждения, греха и погибели на путь правды; для этого потребуется великое терпение и сострадание, сострадание Божие.

2. Он должен быть обложен немощами, чтобы мог на самом себе прочувствовать наши немощи и сочувствовать нам. Именно таковым был Христос. Он взял на Себя наши безгрешные немощи, и это дает нам великое дерзновение обращаться к Нему во всех наших страданиях, ибо Он сострадает Своему народу во всех его страданиях.

V. Как первосвященник должен быть призван Богом. Он должен иметь как внутреннее, так и внешнее призвание к этому служению: И никто сам собою не приемлет этой чести... (ст. 4), то есть никакой человек не должен этого делать и никто не может этого сделать законным путем; если же кто это сделает, то его следует считать за самозванца и соответственно относиться к нему. Заметим здесь:

1. Служение первосвященника было великой честью. Стоять между Богом и человеком, представлять в своем лицо Бога и открывать волю Его людям, с одной стороны, а с другой — представлять дело человека Богу, улаживая между ними вопросы высочайшей важности, касающиеся чести Бога и счастья человека, — это очень почетное служение.

2. Первосвященство — это такое служение и такая честь, которые никакой человек не может присвоить сам себе; если кто-то решится на это, то он не может рассчитывать ни на успех в служении, ни на награду за него, кроме как только от себя самого. Это самозванец, а не призванный Богом, как Аарон. Заметим:

(1) Бог является источником всякой чести, особенно истинной духовной чести. Он есть источник истинного авторитета, призывает ли Он кого на первосвященство особым путем, как было в случае с Аараном, или обычным путем, как имело место в случае преемников Аарона.

(2) Только призванные Богом могут ожидать поддержки от Него и Его одобрения, Его присутствия и благословения на себя и на свое служение, остальные же могут рассчитывать не на благословение, а на поражение.

VI. Как это применяется к Христу: Так и Христос не Сам Себе присвоил славу... ст. 5. Хотя Христос считал большой честью для Себя быть первосвященником, тем не менее Он не присваивал эту славу Себе. Он поистине мог сказать: ...не ищу Моей славы, Ин 8:50. Как Бог, Он не нуждался ни в какой дополнительной славе, а как человек и Посредник, Он не делал ничего, не будучи посланным, и если Он не делал этого, то тем более другие должны опасаться так поступать.

VII. Апостол отмечает превосходство Христа над Аароном как в призвании Его, так и в Его личной святости.

1. В призвании на служении, когда Бог сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (цитируется Пс 2:7). Аарону Бог никогда не говорил таким образом. Другое выражение, какое употребил Бог, призывая Христа, мы находим в Пс 119:4: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, ст. 6. Бог Отец назначил Его на священство более высокого чина, чем чин Аарона. Священство Аарона было временным, а священство Христа — непреходящим: священство Аарона было преемственным, оно передавалось от отца к детям, а священство Христа, по чину Мелхиседека, было личным; Он бессмертный первосвященник, не нуждающийся в преемниках как не имеющий ни начала дней, ни конца их, что более подробно описывается в седьмой главе.

2. Христос превосходит Аарона также святостью Своей личности. Другие первосвященники должны были приносить жертвы о грехах как за народ, так и за себя, ст. 3. Но Христос не нуждался ни в какой жертве за Себя лично, ибо Он не сделал греха и не было лжи в устах Его, Ис 53:9. Таков и должен быть у нас Первосвященник.

VIII. Как Христос исполнил Свое служение Первосвященника и каковы были последствия этого, ст. 7−9.

1. Исполнение Христом Своего первосвященнического служения (ст. 7): Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления, и далее. Заметим здесь:

(1) Он принял на Себя плоть и обитал в ней в течение некоторого времени; Он стал смертным человеком и исчислял дни жизни Своей на земле, чтобы дать нам пример, как мы должны исчислять свои дни. Если бы мы исчисляли свою жизнь днями, то это побуждало бы нас стараться исполнить работу каждого дня в свой день.

(2) Христос во дни плоти Своей был послушен до смерти. Он голодал, был искушаем, истекал кровью и умирал на кресте! Его тело теперь на небесах, но это духовное, прославленное тело.

(3) Бог Отец мог спасти Его от смерти. Он мог предотвратить Его смерть, но не захотел этого сделать, ибо в таком случае Его мудрый и благодатный план спасения людей рухнул бы. Что было бы с нами, если бы Бог спас Христа от смерти? Иудеи, насмехаясь, говорили: Пусть теперь избавит Его, если Он Ему угоден, Матф 27:43. Но из милосердия к нам Бог не позволил той горькой чаше миновать Христа, ибо иначе нам пришлось бы испить ее до дна и навеки погибнуть.

(4) Христос во дни плоти Своей приносил молитвы и моления Своему Отцу как залог Своего будущего ходатайства на небесах. Мы знаем очень много примеров Его молитв. Здесь говорится о Его молитве во время борения (Матф 26:39 и 27:46), а также накануне этого борения (Ин 17), когда Он молился за учеников и за всех верующих в Него по слову их.

(5) Свои молитвы и моления Христос возносил с сильным воплем и со слезами, этим самым оставляя нам пример, что надо не просто молиться, но молиться горячо и настойчиво. Как много у нас сухих молитв, и как мало мы возносим к Богу молитв со слезами!

(6) Христос был услышан, потому что благоговел. Как? Да, ведь Он получил ответ на молитву в виде поддержки во время борения в саду, а также когда проходил через смерть и когда был избавлен от нее путем славного воскресения: Он был услышан за Свое благоговение. Он пережил ужасное ощущение гнева Божия, испытал тяжесть бремени греха. Его человеческая природа готова была пасть под этим тяжелым бременем, и пала бы, если бы Он полностью лишился поддержки и утешения от Бога. Но Он был услышан в этих переживаниях, Он получил поддержку в смертельной борьбе. Он прошел через смерть, Он был не избавлен от смерти, но благополучно проведен через нее. Мы можем неоднократно избавляться от болезней, но мы никогда не избавимся от смерти, пока не пройдем через нее. И кто таким образом спасается от смерти, тот полностью освободится от нее в последний день через славное воскресение, залогом и первым плодом которого было воскресение Христа.

2. Последствия исполнения Христом Его первосвященнического служения, ст. 8−9 и дальше.

(1) Своими страданиями Он научился послушанию: Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, ст. 8. Заметим здесь:

[1] Преимущество Христа: Он был Сын, единородный Сын Отца. Можно подумать, что это должно было избавить Его от страданий, но нет, Он не был от них избавлен. Пусть же никто из детей Божиих, ставших таковыми через усыновление, не рассчитывает на полную свободу от страданий. Есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец?

[2] Христос усовершился через страдания. Путем пассивного послушания Он навык активному послушанию, то есть упражнялся, проходя этот великий урок, и доказал, что хорошо и в совершенстве усвоил его. Хотя Он никогда не был непослушным, тем не менее Он никогда прежде не совершал такого акта повиновения, как послушание до смерти и смерти крестной. Этим Он оставил нам пример, чтобы мы научились во всех своих страданиях смиренно покоряться воле Божией. Мы нуждаемся в страданиях, чтобы научиться послушанию.

(2) Своими страданиями Он усовершился и стал виновником спасения вечного для всех послушных Ему, ст. 9.

[1] Страданиями Своими Христос был посвящен на служение, посвящен Его собственной кровью.

[2] Своими страданиями Он совершил ту часть Своего служения, которая должна была быть исполнена на земле, принеся жертву умилостивления за грех; в этом смысле и сказано о Нем, что Он совершился, то есть стал совершенной жертвой умилостивления.

[3] В результате Он стал виновником спасения вечного для людей; Своими страданиями Он купил полное освобождение от греха и погибели и приобрел полноту святости и блаженства для Своих детей. Об этом спасении Он возвестил в Евангелии, предложил его в Новом завете и через посланного Им Духа Святого сделал людей способными принять это спасение.

[4] Это спасение даруется только тем, кто покоряется Христу. Недостаточно иметь лишь некоторое богословское познание о Христе, или только исповедовать веру в Него, но необходимо внимать Его слову и быть послушными Ему. Он был поставлен Царем, чтобы управлять нами, а не только Спасителем, чтобы спасать нас; и Он будет Спасителем только для тех, для кого будет и Царем, кто захочет, чтобы Он царствовал над ними. Остальных Он посчитает Своими врагами и соответственно будет обращаться с ними. А для тех, кто послушен Ему, кто посвятил себя Ему, отрекшись себя, взяв свой крест и следуя за Ним, Он будет виновником спасения вечного, и они будут вечно признавать Его таковым.

Стихи 10−14. Здесь апостол вновь возвращается к тому, о чем он говорил в ст. 6, цитируя Пс 109, относительно особого чина первосвященства Христова, то есть чина Мелхиседека.

I. Он заявляет, что мог бы много сказать им об этой таинственной личности, называемой Мелхиседеком, чье священство было вечным, а, следовательно, и спасение, полу чаемое через это священство, тоже должно быть вечным. Более подробно говорится о Мелхиседеке в гл. 7. Некоторые думают, что под трудно поддающимся истолкованию апостол подразумевает касающееся не столько личности самого Мелхиседека, сколько личности Христа, Которого Мелхиседек прообразно представлял. Несомненно, апостол много имел сказать о личности Христа таинственного, трудного для истолкования. В личности и служении Искупителя сокрыта огромная тайна; христианство — это великая тайна благочестия.

II. Причину того, почему он не мог им сказать о Христе, нашем Мелхиседеке, все го, что хотел, и почему это было трудно ему истолковать им, Павел приписывает неспособности евреев, которым писал: ...вы сделались неспособны слушать. Существуют вопросы, трудные сами по себе, много бывает и служителей Евангелия, которые не могут ясно объяснить их, но, в основном, препятствие лежит в слушателях. Люди, не способные слушать, очень затрудняют дело благовестия, даже многие из тех, кто имеет некоторую веру, неспособны слушать, неспособны понимать и медлительны в вере; их разумение слабо, и они не воспринимают духовных вещей, память их тоже слаба, и они не запоминают их.

III. Апостол настаивает на том, что они были виновны в этой неспособности. Это была не просто природная, но греховная не способность, и они были более виновны в этом, чем другие, поскольку имели особые привилегии для познания Христа: Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, ст. 12. Заметим здесь:

1. Каких успехов следовало ожидать от этих евреев — они должны были уже так хорошо знать евангельское учение, чтобы быть учителями для других. Из этого можно сделать вывод:

(1) Бог замечает, сколько времени и какие средства мы имели для познания Писания.

(2) От тех, кому много дано, много и ожидается.

(3) Те, кто хорошо разумеет слово Божие, должны поучать других, если не в общем собрании, то частным образом.

(4) Никто не должен брать на себя права учить других, кроме тех, кто сам усовершенствовался в духовном познании.

2. Заметьте печальное разочарование в этих справедливых ожиданиях: ...но вас снова нужно учить первым началам слова Божия и далее. Обратите внимание:

(1) В слове Божием существуют первые начала учения, они просты для понимания, и их необходимо знать.

(2) Существуют также глубокие и величественные тайны, в них должны вникать те, что уже хорошо знакомы с началами учения, чтобы стать совершенными в познании воли Божией.

(3) Некоторые из христиан, вместо того чтобы преуспевать в познании Христа, забывают первые начала христианского учения, в которых давно были наставлены.

(4) Грех и позор тем, которые, будучи мужами по возрасту и по положению в церкви, остаются детьми и младенцами в духовном разумении.

IV. Апостол показывает, что различным категориям верующих следует преподавать различные доктрины Евангелия. В церкви существуют младенцы и совершеннолетние (ст. 12−14), а в Евангелии есть пища молочная и твердая. Заметьте:

1. Младенцев, несведущих в слове правды, следует питать молоком, то есть самыми простыми истинами и в самой доступной форме: заповедь на заповедь... правило на правило, тут немного и там немного, Исаия 28:10. Христос не пренебрегает Своими младенцами, но обеспечивает их подходящей для них пищей. Хорошо быть младенцами во Христе, но нельзя всегда оставаться в таком состоянии, надо стараться выходить из детского состояния; на зло мы должны всегда оставаться детьми, но в разумении должны достигать зрелого возраста.

2. Для совершенных существует твердая пища, ст. 14. Более глубокие тайны принадлежат тем, кто принадлежит к высшему классу Христовой школы, кто изучил первые начала и хорошо применяет их, благодаря чему его чувства навыкли различать добро и зло, истину и заблуждение, что грех и что не грех. Заметьте:

(1) В христианской семье всегда есть дети, юноши и отцы.

(2) Каждый истинный христианин, познавший первые начала духовной жизни, нуждается в питании для поддержания этой жизни.

(3) Слово Божие является пищей и питанием для духовной жизни.

(4) Мудрость служителей состоит в том, чтобы правильно распределять слово истины и каждому преподавать его долю — молоко младенцам и твердую пищу совершеннолетним.

(5) Наряду с природными чувствами существуют и духовные — духовные глаза, духовный аппетит, духовный вкус; душа, как и тело, имеет свои ощущения; хотя они в значительной мере разрушены грехом, но благодать восстанавливает их.

(6) Эти чувства совершенствуются при их употреблении и упражнении, делаются более живыми и сильными, способными различать сладость того, что есть добро и истина, и горечь того, что ложь и зло. Не только разумом и верой, но и духовными чувствами человек научается различать между тем, что угодно и что не угодно Богу, что полезно и что вредно его собственной душе.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 5 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Евреям 5 глава в переводах:
Евреям 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.