Основательно изложив учение о Христе, о вере, о благодати и евангельских привилегиях, а также предупредив евреев об опасности отступления, теперь, в заключение послания, апостол предлагает им некоторые превосходные обязанности как достойные плоды веры (ст. 1−17). Затем он просит их молиться о нем и возносит к Богу свои молитвы за них; дает им некоторую надежду на встречу лично с ним и с Тимофеем и заканчивает послание общими приветствиями и благословением, см. 18 и до конца.

Стихи 1−17. Христос предал Себя за нас, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Поэтому апостол призывает уверовавших евреев к исполнению ряда замечательных обязанностей, которые должны отличать христиан как особый народ.

I. К братолюбию (ст. 1), под которым подразумевается не только общая любовь ко всем людям как нашим братьям по происхождению от одной крови, и не только та любовь, что ограничивается более узким кругом родных, происшедших непосредственно от одних и тех же родителей, но та особая, духовная любовь, которая должна проявляться между детьми Божиими.

1. Предполагается, что между евреями была эта любовь друг к другу. Хотя в данный момент этот народ был разделен и разобщен, как по религиозным мотивам, так и по социальному положению, тем не менее среди уверовавших во Христа сохранялась истинная любовь. Особенно ярко она проявилась сразу после сошествия Духа Святого, когда они имели все общее, продавали свои имения, чтобы создать общий фонд для обеспечения своих братьев. Дух христианства есть дух любви. Вера действует любовью. Истинная религия создает самые прочные узы дружбы; если это не так, она напрасно называется истинной.

2. Этому братолюбию грозило угасание, и это было во время гонений, когда оно более всего необходимо. Опасность угасания братолюбия исходила от споров, какие велись между ними о необходимости соблюдения обрядов Моисеева закона. Религиозные диспуты слишком часто приводят к охлаждению христианской любви, чему следует противостоять, употребляя все средства для сохранения братолюбия. Христиане всегда должны пребывать в любви и жить как братья; чем больше они воз растают в благочестивой любви к Богу, своему Небесному Отцу, тем больше будут возрастать и в любви друг к другу во имя Его.

II. К страннолюбию: Страннолюбия не забывайте, (ст. 2). К братолюбию необходимо добавить милосердие. Заметим здесь:

1. Что требуется от нас принимать странников, как чуждых обществу израильскому, так и тех, кто чужд нам лично, особенно тех, которые признают себя странниками в этом мире и ищут другого отечества, как имеет место в случае народа Божьего и как было в то время: верующие иудеи были в бедственном, отчаянном положении. Но, вероятно, апостол имеет здесь в виду странников во обще: хотя мы можем и не знать их, кто они и откуда пришли, но если видим, что у них нет никакого определенного местожительства, то должны впустить их в свое сердце и в свой дом, насколько это возможно с нашей стороны.

2. Что должно побуждать нас к этому: Ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Так случилось с Авраамом (Быт 18) и с Лотом (Быт 19), причем один из тех, кого принял Авраам, был Сын Божий. И хотя мы не можем быть уверены в том, что подобное может случиться и с нами, однако все, что мы делаем странникам из послушания Христу, Он сочтет и соответственно вознаградит как соделанное Ему Самому, Матф 25:35: Был странником, и вы приняли Меня. Бог часто оказывает Своим страннолюбивым рабам честь и благоволение сверх всякого ожидания их, непредвиденно.

III. К христианскому состраданию: Помни те узников, ст. 3. Заметьте здесь:

1. В чем состоит наш долг: Помнить узников и страждущих.

(1) Бог нередко допускает, чтобы одни христиане и церкви благоденствовали и пользовались свободой, в то время как другие бедствуют. Не все призываются в одно и то же время к тому, чтобы сражаться до крови.

(2) Находящиеся на свободе должны сострадать находящимся в узах так, как если бы и сами были связаны вместе с ними теми же узами: они должны сострадать своим братьям.

2. Что является основанием для этого долга: Как и сами находитесь в теле. Не только в теле физическом, подверженном таким же страданиям, что и обязывает нас сострадать другим сейчас, чтобы и они могли сострадать нам, когда нас постигнут подобные испытания; но мы находимся также и в одном мистическом теле, имеем одну и ту же главу: если страдает один член, то с ним страдает и все тело, 1Кор 12:26. Для христиан противоестественно не носить бремена друг друга.

IV. К чистоте и целомудрию, ст. 4. Здесь содержится:

1. Одобрение Божьего установления о браке — он честен и должен всеми расцениваться как таковой, никто не должен отказывать в браке тем, кому Бог не отказывает в нем. Брак почетен, ибо Бог учредил его в раю, признав, что не хорошо человеку быть одному. Он сочетал и благословил первую чету, первых родителей человечества, чтобы все обращали свой взор к Богу в этом важном деле, чтобы вступали в брак в Господе. Христос почтил брак Своим присутствием и Своим первым чудом. Брак почетен как средство против нечистоты и осквернения ложа. Брак бывает честным и счастливым, когда двое живут честно и целомудренно, сохраняя свой брак неоскверненным не только противозаконными, но и неумеренными страстями.

2. Страшное, но справедливое осуждение, которому подвергаются нечистота и распутство: Блудников же и прелюбодеев судит Бог.

(1) Бог знает, кто виновен в таких грехах, никакая тьма не может скрыть их от Его взора.

(2) Он называет эти грехи их настоящими именами, не любовью и галантным обхождением, а блудом и прелюбодеянием; блуд — это грех, совершаемый в небрачном состоянии, а прелюбодеяние — в брачном.

(3) Он приведет их на суд, Он будет судить их либо сейчас через их собственную совесть, представит им грехи их перед ними, чтобы привести к глубокому смирению (совесть, когда пробудится, будет очень строго осуждать их), либо представит их пред Своим судом в час смерти и в последний день. Он обличит их, осудит и отвергнет навеки, если они умрут виновными в этом грехе.

V. К христианскому довольству, ст. 5, 6. Заметим здесь:

1. Грех, противоположный этой добродетели и этому долгу, есть сребролюбие, то есть чрезмерное стремление к обогащению, чувство зависти к тем, кто имеет больше, чем мы. Мы не должны давать места этому греху в нашей жизни, ибо, хотя он может быть тайной похотью, скрывающейся в сердце, но если ее не подавить, то она обязательно проявится в нашем поведении, как разговорах, так и в поступках. Мы должны стараться не только подавить этот грех, но полностью искоренить его из наших душ.

2. Долг и добродетель, противоположные сребролюбию, быть довольным тем, что есть, то есть настоящим, так как прошлое мы не можем возвратить, а будущее находится в руках Бога. Мы должны довольствоваться тем, что Бог дает нам на каждый день, даже если это будет меньше того, что мы имели раньше, и не достигает уровня наших ожиданий на будущее. Мы должны довольствоваться своей долей, какую имеем в настоящем. Мы должны приспосабливаться к своему настоящему положению, — это верный путь к достижению довольства. Тот, кто не может этого сделать, никогда не будет доволен, даже если Бог поднимет их положение до желаемого ими уровня, ибо вместе с ростом состояния растут и желания. Аман был фаворитом двора, однако не довольствовался этим; Ахав был на престоле царском, и ему было мало этого, а Адам был в раю — и тем не менее тоже был недоволен. Павел же, находясь в унижении и нищете, научился быть довольным в любом состоянии.

3. Почему христиане должны быть довольны своей долей.

(1) Ибо Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя», ст. 5, 6. Эти слова были сказаны Иисусу Навину (Нав 1:5), но они относятся ко всем верным слугам Божиим. Ветхозаветные обетования применимы и к новозаветным святым. Это Божие обетование включает в себя сумму и сущность всех Его обетовании: Я никогда, нет, никогда не оставлю тебя и никогда не забуду тебя; здесь собрано несколько отрицательных частиц, чтобы подтвердить обетование. Истинный верующий имеет благодатное присутствие Божие с собою в жизни, в смерти и навеки.

(2) Это всеобъемлющее обетование гарантирует христианам Божию помощь: Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?», ст. 6. Люди ничего не могут сделать против воли Бога, Бог же может все, что люди делают против Его народа, обратить к его благу.

VI. К долгу христиан по отношению к их служителям, как к умершим, так и к тем, кто еще жив.

1. По отношению к умершим: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам, ст. 7. Заметим здесь:

(1) Как описываются эти служители. Они были наставниками их и проповедовали им слово Божие; их руководителями и надзирателями, возвещавшими им слово Божие. Они удостоились высокого положения — быть наставниками и вождями народа, не по своей воле, но по воле Божией и по Его слову. И они исполняли свой долг, соответствующий этому званию: они управляли не на расстоянии и не через других, но своим личным присутствием и наставлением, согласно слову Божьему.

(2) Обязанности по отношению к служителям, уже умершим.

[1] «Поминайте наставников ваших — их проповеди, молитвы, советы и их пример.

[2] Подражайте вере их, то есть будьте твердыми в исповедании веры, какую они проповедовали вам, и достигайте их веры, в которой они так прекрасно жили и умирали. Взирайте на кончину их жизни — как живо, с каким утешением и радостью они завершили свое поприще!» На обязанности следовать той истинной вере, в которой они были наставлены, апостол останавливается более подробно и призывает их к усердию в этом не только из верности их наставникам, но также из некоторых других соображений.

Во-первых, из неизменности и вечности Иисуса Христа. Хотя некоторые из их служителей уже умерли, а другие умирают, однако великий Первосвященник и Глава церкви, надзиратель над их душами вечно жив и всегда тот же. Поэтому и они должны быть неизменными и непоколебимыми, подражая Христу; они должны помнить, что Христос всегда жив и наблюдает за их преданностью истине, чтобы награждать за нее, а также за их греховным отступлением от истины, чтобы наказывать за него.

Во-вторых, из той опасности, которая угрожала им со стороны ложных учений.

а. Это различные и разнообразные учения (ст. 9), отличные от учения, что они приняли от своих прежних верных учителей, и несоответствующие им самим.

б. Это чуждые учения, незнакомые евангельской церкви, чуждые Евангелию.

в. Это учения, смущающие и увлекающие подобно ветру, который бросает корабль в разные стороны, угрожая опасностью сорвать его с якоря, унести прочь и разбить о скалы. Чуждые учения совершенно противоположны Божией благодати, которая укрепляет и утверждает сердца. Они держат сердце в постоянном беспокойстве и нерешительности.

г. Это учения, касающиеся внешних, не значительных и тленных вещей, таких как пища и питие и тому подобное.

д. Это бесполезные учения. Те, что занимались ими, не получили от них никакой пользы. Они не сделали их более святыми, более смиренными, более благодарными более неземными.

е. Они лишали занимающихся ими привилегий христианского жертвенника (ст. 10); Мы имеем жертвенник. Это очень важный аргумент, поэтому апостол останавливается на нем более подробно.

(а) Христианская церковь имеет свой жертвенник. Ранних христиан упрекали в том, что на их собраниях недоставало жертвенника, но это неверно. Мы имеем жертвенник, не материальный, а личностный, и этим жертвенником является Христос; Он есть наш жертвенник и наша жертва, Он же и освящает дар. Ветхозаветные жертвенники были прообразами Христа — медный жертвенник всесожжений и золотой жертвенник курений.

(б) Этот жертвенник снабжает истинных верующих трапезой, трапезой из тучных яств духовной силы и роста, святых удовольствий и наслаждений. Трапеза Господня не является нашим жертвенником, но она обеспечивается от этого жертвенника. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор 5:7), и отсюда следует: Посему будем праздновать. Вечеря Господня — это праздник евангельской пасхи.

(в) Кто остается верен скинии, то есть левитскому домостроительству, или возвращается к нему опять, тот лишает себя привилегий этого жертвенника, благ, приобретенных для насо Христом. Если они служат скинии, то обязывают себя подчиняться всем древним ритуалам и обрядам и лишаются права на христианский жертвенник. Эту часть аргумента Павел сначала доказывает, а затем применяет.

[а] Он доказывает, что их рабская приверженность иудаизму является барьером, преграждающим им доступ к привилегиям евангельского жертвенника. Павел рассуждает следующим образом: согласно иудейскому закону, никакую часть жертвы за грех не должно было есть, но всю ее целиком следовало сжигать вне стана — когда они обитали в шатрах, и вне врат — когда они обитали в городах. Поэтому если они все еще подчиняются закону, то не могут питаться от евангельского жертвенника, ибо то, что съедается на этом жертвеннике, исходит от Иисуса Христа, Который является великой жертвой за грех. Евангельской трапезой является не сама жертва за грех, как утверждают паписты, ибо тогда она должна бы была не съедаться, но сжигаться; евангельская трапеза есть плод жертвы, на который не имеют права не признающие самой жертвы. И Христос, чтобы показать, что Он является истинной жертвой за грех и как таковой может освящать, или очищать Свой народ собственной Кровью, сообразовался со Своим прообразом и пострадал вне врат. Это было величайшим смирением с Его стороны, что Он пострадал вне города, как если бы Он был не достоин церковного или гражданского общества! Это показывает, что грех, явившийся причиной страданий Христовых, лишает всех церковных и гражданских прав и делает грешника язвой и чумой для всякого общества, поскольку Бог так сурово заклеймил беззаконие. Доказав, что приверженность левитскому закону, согласно его же правилам, преграждает людям доступ к христианскому жертвеннику, апостол продолжает [б] Применять этот аргумент (ст. 13−15) в виде нескольких советов:

Во-первых: итак выйдем к Нему за стан... — уйдем от обрядового закона, от греха, от мира, отречемся от самих себя, от своих тел, когда Он призывает нас к этому.

Во-вторых: будем с радостью нести Его поругание. Будем готовы к тому, что нас признают отбросами общества, недостойными жить и недостойными умереть обычной смертью. Именно таково было Его поругание, и мы должны покориться ему. Мы имеем весьма вескую причину для этого, ибо, выйдем мы к Христу за стан из этого мира или нет, в любом случае нам предстоит вскоре выйти из него через смерть, ибо не имеем здесь постоянного града. Грех, грешники и смерть не позволят нам здесь долго оставаться, поэтому нам надо выйти из него теперь верою и искать во Христе покоя и убежища, которых не может предложить нам этот мир, ст. 14.

В-третьих: будем правильно относиться к этому жертвеннику, не только пользоваться привилегиями его, но и исполнять свои обязанности по отношению к нему, так как Христос сделал нас священниками этого жертвенника. Будем приносить свои жертвы на нем этому великому Первосвященнику нашему, причем приносить их через Него, ст. 15, 16. Какие жертвы должны мы приносить на этом жертвеннике, которым является Сам Христос? Не жертвы искупления, так как в них нет никакой необходимости. Христос принес великую жертву искупления, от нас же требуются только жертвы признательности; к ним относятся:

1. Жертва хвалы Богу, которую мы должны постоянно приносить Ему. Она включает в себя всякое поклонение и прошение, а также и благодарение; это есть плод уст наших. Мы должны прославлять Бога нелицемерными устами, и должны приносить эту жертву только Богу, не ангелам, не святым и никакому творению, но имени единого Бога. И это надо делать через Христа, в уповании на Его заслуги и на Его ходатайства.

2. Жертва благотворительности и христианской общительности: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу, ст. 16. Мы должны, в меру наших сил, служить нуждам наших братьев, как душам, так и телам их. Мы не должны ограничиваться только приношением жертв наших уст, только словами, но приносить также и жертвы добрых дел. И приносить их надо к жертвеннику, уповая не на заслуги наших добрых дел, но исключительно на заслуги нашего великого Первосвященника, и тогда наши жертвы будут благоугодны Богу, Он примет эти жертвы с удовлетворением, а также примет и благословит приносящего их через Христа.

2. Объяснив наш долг по отношению к уже отошедшим служителям (состоящий, в основном, в подражании вере их и в верности ей), апостол теперь переходит к изложению нашего долга по отношению к живым служителям (ст. 17) и при этом обосновывает его:

(1) Наш долг — повиноваться и покоряться служителям. Требуется не безусловное послушание и абсолютная покорность, но только в той мере, в какой это соответствует слову Божию, воле Его, открытой в нем. И все-таки повиновение и покорность должны быть настоящими, не только Богу, но и авторитету служителей, который является Божиим авторитетом во всех вопросах, относящихся к этому служению, так же как и авторитет родителей или гражданских властей в сфере их ответственности. Христиане должны подчиняться наставлениям своих служителей и не считать себя слишком мудрыми, слишком хорошими, или слишком великими для того, чтобы учиться у них, но, убедившись, что их наставления находятся в согласии со словом Божиим, должны повиноваться им.

(2) Обоснование этого долга.

[1] Служителям дано управлять народом Божиим, хотя и не в административном порядке, но с подлинным авторитетом, с реальной властью. Им дано право не господствовать над душами, но вести их путями Божиими, просвещая и наставляя их, объясняя им слово Божие и применяя его к различным случаям из их практической жизни. Они не должны устанавливать свои собственные законы, их долг — истолковывать законы Божий; и их толкования не должны приниматься без предварительного исследования, люди должны изучать Писания, чтобы удостовериться, что наставления их служителей соответствуют правилу, согласно которому они должны принимать их не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих.

[2] Они пекутся о душах людей, не с целью уловить их, но спасти, приобрести их не для себя, но для Господа; назидают их, чтобы они возрастали в познании, вере и святости. Они охраняют их от всего, что может повредить их душам, предостерегают их против опасных заблуждений и уловок сатаны, предупреждают о судах Божиих. Они не упускают никакой возможности помочь душам продвигаться вперед на пути к небу.

[3] Им надо будет давать отчет за то, как они исполнили свой долг, в каком состоянии оказались души, доверенные их попечению, не потерялась ли какая из них по причине их небрежности, была ли какая-нибудь душа приведена и утверждена посредством их служения.

[4] Они хотели бы с радостью отчитаться за себя и своих слушателей. Если они смогут засвидетельствовать о своей верности и успехе в служении, то это будет для них радостный день; души, обращенные и утвержденные благодаря их служению, будут для них радостью и венцом в день Господа Иисуса.

[5] Если же они с огорчением дадут свой отчет, то это будет потерей как для людей, так и для них. Это в интересах самих слушателей, чтобы их служители могли дать с радостью свой отчет за них, а не с огорчением. Если верные служители не имеют успеха, то для них это печаль, а для людей — ущерб. Верные служители полагают свои собственные души, а кровь бесплодных и неверных людей будет на их собственных головах.

Стихи 18−25. I. Апостол просит евреев молиться о нем и о его товарищах (ст. 18): «Молитесь о нас, обо мне и Тимофее (он упоминается в ст. 23), и обо всех, кто трудится на евангельском поприще».

1. Это одна из обязанностей христиан по отношению к их служителям. Служители нуждаются в молитвах народа Божия, и чем горячее эти молитвы, тем больше пользы дети Божии могут ожидать от их служения. Они должны молиться о том, чтобы Бог научил тех, кто призван учить их, чтобы Он сделал их бдительными, мудрыми, ревностными и успешными в служении, чтобы Он поддерживал их во всех трудах, помогал им нести возложенное на них бремя и укреплял их во всех искушениях.

2. Существуют серьезные причины, почему народ Божий должен молиться о своих служителях; Павел упоминает две из них:

(1) Ибо мы уверены, что имеем добрую совесть (ст. 18). Многие из иудеев были плохого мнения о Павле, потому что он, будучи евреем из евреев, отбросил левитский закон и проповедовал только Христа. Поэтому он отстаивает здесь свою непорочность: Мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. «Мы уверены, что имеем добрую совесть, просвещенную и хорошо наученную совесть, чистую и непорочную, чуткую и верную, совесть, свидетельствующую в нашу пользу, а не против нас. Мы имеем совесть, добрую во всех отношениях, как в отношении заповедей первой скрижали, так и в отношении заповедей второй скрижали, как перед Богом, так и перед людьми, и особенно в том, что касается нашего служения. Мы желаем во всем поступать честно и искренне». Заметьте:

[1] Добрая совесть уважает все Божии постановления и признает каждый свой долг.

[2] Имеющие добрую совесть, тем не менее, нуждаются в молитвах других.

[3] Служители, имеющие добрую совесть, являются благословением для народа Божия и заслуживают его молитв.

(2) Другая причина, почему Павел просит евреев молиться о них, состоит в том, что он надеется вскоре быть возвращен им (ст. 19).

Он подразумевает под этим, что прежде был среди них и что теперь, находясь вдали от них, имеет сильное желание и реальное намерение снова посетить их; что наилучший путь для содействия его возвращению к ним, для оказания этой милости им и ему, — сделать это предметом их молитв. Когда служители посещают народ Божий в ответ на их молитвы, они получают большое удовлетворение для себя и приносят пользу для народа Божия. Нам следует достигать всех милостей путем молитвы.

II. Павел возносит Богу свои молитвы о евреях, — он готов сделать для них то, чего желает иметь от них: Бог же мира... ст. 20. Отметим в этой превосходной молитве следующее:

1. Имя, данное здесь Богу, — Бог мира. Он изыскал путь примирения с грешным человеком, Он любит мир на земле и особенно в Своей церкви.

2. Великое дело, приписываемое Ему: ... воздвигший из мертвых Пастыря овец великого... Иисус воскрес Своей собственной силой, однако в этом участвовал и Отец, свидетельствуя тем самым, что Его справедливость получила полное удовлетворение и Его закон исполнен. Он восстал для нашего оправдания. Божественная сила, воскресившая Христа, способна сделать для нас все, в чем мы нуждаемся.

3. Имена, данные Христу, — наш Господь Иисус, наш Господин и наш Спаситель, великий Пастырь овец, обетованный в Ис 40:11 и объявленный таковым Им Самим в Ин 10:14,15. Служители являются помощниками Пастыря, а Христос — великим Пастырем. Это говорит о том, что народ Его — это Его удел. Они являются овцами паствы Его, предметом Его попечений и забот. Он питает их, водит и надзирает за ними.

4. Путь, каким было достигнуто умиротворение Бога и воскресение Христа: ...Кровию завета вечного... Кровь Христа удовлетворила справедливость Божию и обеспечила освобождение Христа из темницы смерти, так как Он уплатил наш долг согласно вечному завету, или соглашению, между Отцом и Сыном. И эта же Кровь утвердила и скрепила вечный завет между Богом и Его народом.

5. Милость, о которой просит Павел: Да усовершит вас во всяком добром деле... cт. 21. Заметьте:

(1) Чего апостол Павел более всего желает для святых — совершенствования во всяком добром деле, чтобы здесь на земле они имели совершенство в смысле искренности — ясный ум, чистое сердце, живые чувства, организованную и решительную волю, соответствующие способности для всякого доброго дела, к которому они призваны здесь, и наконец потом — полное совершенство, делающее их пригодными для блаженства неба.

(2) Путь, каким Бог совершенствует Свой народ. Он производит в них благо-угодное Ему чрез Иисуса Христа, Которому слава вовеки! Заметьте:

[1] Ничего доброго не может быть произведено в нас без Бога, Он должен произвести его в нас, прежде чем мы станем годными на всякое доброе дело.

[2] Все доброе производится в нас только чрез Иисуса Христа, ради Него и посредством Духа Святого. Следовательно,

[3] Ему принадлежит вечная слава, так как Он является источником всех добрых принципов, производимых в нас, и всех добрых дел, совершаемых через нас. На это каждая душа должна сказать Аминь.

III. Павел сообщает евреям об освобождении Тимофея и о своей надежде вскоре увидеть их вместе с ним, ст. 23. Вероятно, Тимофей был в узах несомненно, за Евангелие, но теперь он был на свободе. Заключение верных служителей в узы является честью для них, а их освобождение — радостью для народа Божия. Павла радовала надежда увидеть не только Тимофея, но вместе с ним и евреев.

IV. Сделав краткий отчет о своем послании и попросив их принять его (ст. 22), Павел заканчивает свое послание приветствием и торжественным, хотя и кратким, благословением.

1. Приветствие.

(1) Лично от него всем наставникам, управлявшим ими, и всем святым, всем, как служителям, так и остальному народу Божьему.

(2) От христиан Италии. Хорошо, когда в сердцах христиан написан закон святой любви и милосердия друг к другу. Христианская религия учит истинной вежливости и доброжелательности, а не угрюмости и холодности.

2. Краткое, но торжественное благословение (ст. 25): Благодать со всеми вами. Аминь. Да будет благоволение Божие на вас, и Его благодать да продолжает действовать в вас и с вами, принося плод святости как первый плод славы. Когда дети Божии общаются посредством слова или письменным образом, то хорошо, чтобы они молились друг за друга, желая один другому пребывать в благодатном присутствии Божием, чтобы они могли встретиться вместе в мире славы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 13 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.