В этой главе апостол I. Делает применение изложенного в предыдущей главе учения о превосходстве личности Христа, как путем наставления, так и посредством аргументации, ст. 1−4.

II. Продолжает развивать тему о превосходстве Христа над ангелами, ст. 5−9.

III. Снимает позор с креста Христова, ст. 10−15.

IV. Говорит о воплощении Христа, воспринявшего на Себя не природу ангелов, но семя Авраамово, и объясняет, почему Он так сделал, ст. 16−19.

Стихи 1−4. На протяжении всего послания апостол употребляет простой и назидательный метод, состоящий из трех этапов — учение, рассуждение и применение. Здесь содержится применение истин, изложенных и доказанных выше; на это указывает заключительное слово посему, которое начинает данную главу и связывает ее с предыдущей, где апостол доказал превосходство Христа над ангелами, через которых был дан закон, и вытекающее из этого преимущество евангельского домостроительства над ветхозаветным. Теперь он приступает к применению этого учения путем как наставления, так и аргументации.

I. Путем наставления: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному... ст. 1. Это первое, чем мы должны выразить свое уважение к Христу и Его Евангелию. Каждый, живущий в век Евангелия, должен особенно серьезно относиться ко всем откровениям и заповедям его, высоко ценить их как чрезвычайно важные, быть внимательными при слышании их, когда к этому представляется возможность, чаще читать и размышлять о них, растворяя верою прочитанное. Мы должны принимать их своими сердцами и чувствами, сохранять в своей памяти и, в конечном счете соразмерять с ними свои слова и поступки.

II. Путем аргументации, приводя веские доводы для усиления этого наставления.

1. Первый из них он берет из того огромного урона, который мы понесем, если не будем внимательны к слышанному: ...чтобы не отпасть. Слышанное нами улетучится, ускользнет из наших голов, из наших уст и из нашей жизни, и мы потерпим большой урон из-за своей небрежности. Заметьте:

(1) Приняв евангельские истины своим разумом, мы подвергаемся опасности позволить им ускользнуть оттуда. Наши ум и память подобны дырявому сосуду, который не может удержать того, что в него налито, если об этом не позаботиться. Это объясняется нашей собственной природной испорченностью, враждой и коварством сатаны (он крадет слово), наличием ловушек и сетей в этом мире, терниями, заглушающими доброе семя.

(2) Тот, кто позволяет евангельским истинам ускользать из своей памяти, понесет невыразимые потери: он потеряет сокровище, которое ценнее золота и серебра; потеряет семя, посеянное в его сердце; время и усилия, затраченные им на слышание слова; надежду на добрую жатву. Если потеряно Евангелие, значит потеряно все.

(3) Это должно быть сильным побуждающим стимулом для нас, чтобы мы были внимательны к слышанному слову Божию и сохраняли его в своей памяти. Если мы недостаточно внимательны при слышании, то недолго будем хранить Божие слово; невнимательные слушатели вскоре становятся забывчивыми слушателями.

2. Другой аргумент взят из сурового наказания, какое мы навлечем на себя, если не выполним своего долга по отношению к Евангелию, наказание более суровое, чем то, какому подвергались пренебрегавшие законом и нарушавшие его, ст. 2, 3. Заметим здесь:

(1) Как описывается закон: это было слово, возвещенное через Ангелов, и оно было твердо. Оно называется словом, возвещенным через ангелов, так как было дано посредством их служения: они трубили трубами и, может быть, записывали слова закона по указанию Божию. Бог как Судья еще раз использует их, чтобы они трубным звуком собрали всех людей к престолу суда для получения приговора, соответственно тому, как они исполняли или не исполняли закон. Возвещенное ими слово было твердо; подобно обетованию оно было да и аминь, истинно и верно; оно всегда сохраняло свою силу, независимо от того, покорялся ему человек или нет: ... и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние. Если люди шутят с законом Божиим, то закон с ними не будет шутить; как он обращался с грешниками прошлых веков, так будет обращаться и с грешниками всех веков. Бог как праведный Правитель и Судья, давая закон, не мог позволить безнаказанно пренебрегать им и нарушать его; время от времени Он рассчитывался с нарушителями его, наказывая их в соответствии с природой и тяжестью их преступлений. Заметим: какое бы суровое наказание ни постигало когда-либо грешников, оно никогда не было более суровым, чем того заслуживали их грехи, оно было праведным воздаянием. Наказание за грех так же справедливо и необходимо, как и награда за послушание, даже более необходимо, чем награда за несовершенное послушание.

(2) Как описывается Евангелие. Это спасение, толикое (англ. — столь великое. — Прим. переводчика) спасение, такое великое, что никакое другое спасение не может сравниться с ним; такое великое, что ник-то не может в полной мере ни выразить словами, ни даже осознать того, как оно велико. Спасение, которое открывает Евангелие, является великим, ибо оно открывает великого Спасителя, Того, Кто явил нам Бога, Кто снизошел к нашей природе и примирился с нами. Оно показывает нам, каким образом мы можем спастись от столь великого греха и столь великой погибели и возродиться к столь великой святости и столь великому блаженству. Евангелие открывает нам великого Освятителя, подготавливающего нас к спасению и приводящего к Спасителю. Евангелие раскрывает перед нами великое и превосходное домостроительство благодати, Нового завета; для всех вступающих в этот завет оно утверждает и гарантирует великие привилегии.

(3) Как описывается грех, совершаемый против Евангелия: как пренебрежение этим великим спасением. Это означает пренебрегать спасающей благодатью Божией во Христе Иисусе, не ценить ее, беспечно относиться к ней, не считать ее достойной того, чтобы ознакомиться с нею, не признавая либо достоинство евангельской благодати, либо свою нужду в ней и свое погибшее положение вне ее; не прилагать своих усилий к познанию истины Евангелия, не соглашаться с ним, не разуметь благости его, чтобы одобрить его или применить к себе. Во всем этом они обнаруживают явное пренебрежение этим великим спасением. Будем же остерегаться, чтобы не оказаться в числе нечестивых грешников, пренебрегающих евангельской благодатью.

(4) Как описывается ужасное состояние таких грешников: оно представляется как неизбежное: Как мы избежим? (ст. 3). Это означает, что:

[1] Пренебрегшие великим спасением уже осуждены, они уже арестованы и находятся в руках правосудия. Они находились в этом состоянии через грехопадение Адама, теперь же через свое собственное преступление сделали свои узы еще более крепкими. Не верующий уже осужден, Ин 3:18.

[2] Избежать этого состояния осуждения нельзя иначе, как только приняв спасение, открытое в Евангелии; что же касается тех, кто пренебрегает им, то на них пребывает гнев Божий, они не могут избавить сами себя, не могут свергнуть с себя этого проклятия.

[3] Всех пренебрегающих благодатью Божией во Христе Иисусе ожидает еще большее проклятие и осуждение, и этого уже нельзя будет никак избежать; они не смогут укрыться в день суда, не смогут оправдаться, подкупить судью, сбежать из темницы. Двери милости для них не откроются, жертвы за грех больше не останется, они навеки погибнут. Неизбежность гибели таковых выражена здесь в форме вопроса: Как мы избежим? Это обращение к вселенскому разуму, к совести самих грешников, это вызов всей их силе и изворотливости, всем их союзам — смогут ли они найти какое-нибудь средство, для того чтобы избежать гнева и справедливого возмездия Божия? Этот вопрос означает, что в день суда пренебрегшие великим спасением Божиим окажутся не только бессильными, но и лишенными защиты и всякого извинения; если им будет предложено сказать что-нибудь в свою защиту, чтобы приговор суда мог быть отменен, то они окажутся безмолвными, их собственная совесть осудит их, и их наказание будет более страшным, чем тех, кто презирал авторитет закона или грешил вне закона.

3. Другой аргумент, усиливающий увещание апостола, основан на достоинстве и превосходстве Того, через Кого первоначально было преподано Евангелие (ст. 3): ...быв сначала проповедано Господом.... то есть Господом Иисусом Христом, Который есть Иегова, Господь жизни и славы, Господь всех, и как таковой обладает непогрешимой мудростью, бесконечной и неистощимой благостью, неизменной и не подлежащей сомнению искренностью и верностью, абсолютным суверенитетом, властью и могуществом. Этот великий Господь был первым, кто начал возвещать Евангелие простым и ясным языком, а не в прообразах и тенях, как это делалось до Его прихода. Естественно было бы ожидать, что все будут благоговеть перед таким Господом и будут внимательны к Евангелию, проповедуемому Им, ибо Он говорил так, как никогда никто из людей не говорил.

4. Последний аргумент основан на достоинстве тех, которые были свидетелями Христа и Евангелия (ст. 3, 4): ...в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога... Заметим:

(1) Возвещение Евангелия продолжалось и утверждалось слышавшими Христа, благовестника-ми и апостолами, которые были очевидцами дел Иисуса и слушателями того, чему Он учил от начала, Деян 1:1. Эти свидетели не преследовали никаких своих собственных мирских интересов и целей. Ничто не побуждало их свидетельствовать, кроме искания славы Искупителя и спасения души, как своей, так и других людей. Свидетельствуя о Христе, они рисковали всем, что было дорого для них в этом мире, а многие подкрепляли это свидетельство своей кровью.

(2) Бог Сам свидетельствовал тем, кто нес свидетельство о Христе. Он свидетельствовал, что они были посланы и уполномочены Им проповедовать о Христе и возвещать о спасении миру через Него. Каким же образом Он свидетельствовал им? Не только тем, что влагал мир в их собственные сердца, давал им великое терпение во всех страданиях, мужество и радость (это было свидетельством для них самих), но также знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле.

[1] Знамениями, знамениями (знаками) Его присутствия с ними и Его силы, действующей через них.

[2] Чудесами, то есть делами сверхъестественными и превосходящими природные способности человека, которые исполняли зрителей удивлением и восторгом, привлекая их внимание к проповедуемому учению и побуждая вникать в него.

[3] Различными силами, то есть могущественными делами, не допускающими никакого опровержения вмешательства Всемогущего.

[4] Раздаянием Духа Святого по Его воле, для того чтобы подготовить их, наделить способностями и вдохновить для совершения дела, к которому они были призваны, — 1Кор 12:4 и далее. И все это было по воле Божией. Воля Божия состоит в том, чтобы мы, принимая Евангелие, хорошо утвердились в вере и имели прочное основания для своей надежды. Как провозглашение закона сопровождалось знамениями и чудесами, которыми Бог удостоверял его авторитет и достоинство, так и Евангелие Он удостоверял еще более великими чудесами как более превосходное и пребывающее домостроительство.

Стихи 5−9. Сделав серьезное применение учения о личном превосходстве Христа над ангелами, апостол вновь возвращается к этой приятной теме и развивает ее дальше (ст. 5): Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.

I. Апостол начинает с негативного утверждения, подразумевающего позитивное, — что евангельскую церковь, названную здесь будущей вселенной, Бог покорил не Ангелам, но особому попечению и контролю самого Искупителя. Церковь не отдана под управление ангелов в ее настоящем состоянии, и не будет отдана им в будущем, более совершенном состоянии, которого она достигнет, когда князь мира сего изгнан будет вон и царство мира сделается царством Господа нашего, когда Христос примет силу Свою великую и воцарится. Бог не прибегал к служению ангелов, когда давал Евангелие миру, как Он это делал, давая закон древнему миру. Новый мир всецело доверен Христу и отдан в полное подчинение Ему одному, как в духовных, так и в земных вопросах. То, что Христос управляет евангельской церковью, означает одновременно честь для Христа, а также счастье и безопасность для церкви. Совершенно очевидно, что ни создание церкви, ни ее дальнейшее созидание, или управление ею, ни окончательное совершенствование ее не могло быть доверено ангелам, но только Христу. Бог не мог поручить такое великое дело святым Своим, Его ангелы слишком слабы для такой задачи.

II. Мы имеем свидетельство Священного Писания о том, что евангельский мир покорен благословенному Иисусу. Оно взято из книги Псалмов (Пс 8:5−7): Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?..» Эти слова следует рассматривать, как относящиеся ко всему человечеству вообще и к Господу Иисусу Христу, как они применены здесь.

1. Как относящиеся ко всему человечеству эти слова представляют собой обращение к великому Богу, исполненное признательности и благодарности за Его удивительную снисходительность и милосердие к сынам человеческим, проявляющиеся:

(1) В том, что Он помнит их, что Он помышлял о них, когда они еще существовали только в замыслах божественной любви. Благоволение Божие к людям исходит из Его вечного попечения и благих намерений относительно них, так же как наше послушание Богу вытекает из того, что мы помним Его. Бог всегда помнит нас, не будем же и мы забывать Его.

(2) В том, что Он посещает их. Бог имеет благие намерения о людях, поэтому посещает их. Он приходит к нам, чтобы узнать, как мы живем, что нас беспокоит, в чем мы нуждаемся, каким подвергаемся опасностям, с какими сталкиваемся трудностями; Его посещения поддерживают наш дух.

(3) В том, что сделал человека главой всего творения в этом мире, краеугольным камнем земного строения, верхом всех путей Своих на земле и только немного унизил его перед ангелами, в отношении его положения и телесного строения, на время его земного существования, а в воскресение праведных сделает его подобным ангелам, равным им, Лк 20:36.

(4) В том, что славой и честью увенчал его: наделил замечательными силами и способностями души, превосходными органами и членами тела, благодаря чему он принадлежит к обоим мирам, может служить интересам обоих миров и наслаждаться удовольствиями того и другого.

(5) В том, что дал ему владычество над низшими творениями, которое продолжалось до тех пор, пока он оставался верным и послушным Богу.

2. Как относящиеся к Иисусу Христу; все сказанное в ст. 8, 9 может быть отнесено только к Нему. Здесь можно заметить следующее:

(1) Что является побудительным мотивом Божия благоволения к людям, проявившегося в отдаче Христа за них и для них. Этим мотивом была Его благодать. Ибо что есть человек?

(2) Каковы плоды этой щедрой благодати Божией, отдавшей Христа за нас и для нас, согласно данному свидетельству Священного Писания.

[1] Бог помнил о Христе как о жертве за нас в завете искупления.

[2] Бог посетил Христа ради нас и заключил с Ним завет в том, что по достижении полноты времени Христос должен прийти в этот мир и принести Себя в жертву.

[3] Бог немного унизил Его пред ангелами, когда Он стал человеком, чтобы пострадать и смирить Себя до смерти.

[4] Бог увенчал человеческую природу Христа славою и честью, и это проявилось: в совершенной святости Его, в том, что Он имел Духа Святого без меры, в непостижимом союзе человеческой и божественной природы во втором лице Троицы, в полноте Божества, обитавшей в Нем телесно, — для того чтобы посредством Своих страданий Он мог принести удовлетворение, вкусив смерть за всех, претерпев горькие страдания позорной, мучительной, проклятой смерти на кресте и проведя таким образом весь род человеческий через испытание нового состояния.

[5] В награду за претерпение смерти Он был увенчан славою и честью — был вознесен до высшего звания в небесах и получил абсолютную власть над всем, завершив таким образом исполнение древних пророчеств о Христе, которые не исполнялись ни в каком простом человеке, когда-либо жившем на земле.

Стихи 10−13. Упомянув о смерти Христа, апостол теперь переходит к тому, чтобы отвратить, снять позор с креста Христова. Он делает это, показывая, что Богу надлежало провести Христа через страдания и что эти страдания были большим благодеянием для человека.

I. Богу надлежало совершить Христа через страдания: Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил через страдания, ст. 10.

1. Бог представляется здесь как конечная цель и первопричина всего сущего; как таковой Он должен сохранять Свою собственную славу во всем, что Он делает, действовать не только так, чтобы ничем не обесчестить Себя, но так чтобы все служило к Его славе.

2. В деле искупления Бог представлен действующим достойно Своей славы, как в выборе цели, так и в выборе средств достижения ее.

(1) В выборе цели. Она заключалась в том, чтобы привести многих сынов человеческих к славе — к участию в славных привилегиях Евангелия и к будущей славе на небесах, которая поистине будет славой, высшей вечной славой. Заметьте здесь:

[1] Мы должны стать сынами Божиими посредством усыновления и возрождения, прежде чем будем введены в небесную славу. Небеса — это наследство, и только дети Божии являются наследниками его.

[2] Все истинные верующие суть дети Божии: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, Ин 1:12.

[3] Хотя в отдельном месте и в течение отдельного промежутка времени детей Божиих может быть и немного, однако, когда они все соберутся вместе, их окажется много. Христос есть первородный между многими братьями.

[4] Все сыны Божии, как бы много их ни было, или как бы далеко они ни были рассеяны и разделены друг от друга, в конце концов будут приведены все вместе в славу.

(2) В выборе средств.

[1] В нахождении такой личности, которой надлежало стать вождем нашего спасения. Спасаемые должны достигать спасения под руководством вождя, лидера, подходящего для этой цели. Они все должны встать под знамя этого Вождя; они должны переносить все трудности, как добрые воины Христовы, должны следовать за своим Вождем; тех, которые последуют за Ним, Он проведет безопасно, и они унаследуют великую славу и честь.

[2] В усовершенствовании Вождя спасения нашего через страдания. Бог Отец сделал Господа Иисуса Христа Вождем нашего спасения (то есть посвятил и уполномочил Его на это служение, дал Ему это поручение) и сделал Его совершенным Вождем: Он имел совершенство мудрости, мужества и силы благодаря Духу Господню, данному Ему без меры; Он усовершился через страдания, то есть совершил дело искупления нашего путем пролития Своей крови и таким образом усовершился как Посредник между Богом и человеком. Он нашел Свой путь к венцу через крест, и таким же путем должны идти Его дети. Преподобный д-р Оуэн замечает, что Господь Иисус Христос, совершившийся через страдания, освятил путь страданий для всех последователей Своих как путь, ведущий к славе; поэтому их страдания необходимы и неизбежны, и поэтому они почетны, плодотворны и полезны.

II. Павел показывает, как много пользы получили они через крестные страдания Христа; в этих страданиях не было ничего недостойного Бога и Христа и было очень много пользы для людей. Посредством них они приведены к тесному союзу со Христом и близкому родству с Ним.

1. Тесный союз: Ибо и Освящающий и освящаемые — все от Единого (ст. 11). Заметьте: Христос есть Освящающий; Он послал освящающего Духа; Он есть источник всякого освящающего влияния. Дух освящает как Дух Христа. Истинные верующие суть освящаемые, в них заложены святые принципы и способности; они отделены от всякого низкого и порочного употребления для возвышенных и святых целей, ибо таковыми они должны быть, прежде чем могут быть приведены в славу. Итак, Христос, Который является действующей силой освящения, и христиане, получающие освящение, — все от Единого. Как? Почему?

(1) Они все от одного Небесного Отца, и этим Отцом является Бог. Бог есть Отец Христа — по Его вечному происхождению и по чудесному зачатию, и Отец христиан — по их усыновлению и возрождению.

(2) Все они от одного земного отца — Адама. Христос и верующие в Него имеют одну человеческую природу.

(3) Они одного духа с Ним, имеют одно и то же святое, небесное настроение; у них тот же самый ум, который был у Христа, хотя и не в той же самой мере; тот же самый Дух оживляет и воодушевляет как Главу, так и все члены тела.

2. Близкое родство. Оно вытекает из единства. Апостол вначале утверждает об этом родстве, а потом иллюстрирует и доказывает его тремя цитатами из Ветхого Завета.

(1) Он утверждает об этом родстве: Христос, будучи одно с верующими в Него, не стыдится называть их братьями. Заметьте:

[1] Христос и верующие являются братьями, они не только кость от Его кости и плоть от Его плоти, но и дух от Его духа, братья как в земном, так и в небесном.

[2] Христос не стыдится этого родства; Он не стыдится признавать их за братьев, проявляя тем самым Свою удивительную снисходительность и благость к ним, ибо они намного ниже Его по своей природе и испорчены грехом; Он никогда не постыдится того, кто не стыдится Его и кто заботится о том, чтобы не быть позором и поношением для Христа и для самого себя.

(2) Он иллюстрирует это утверждение тремя текстами из Священного Писания.

[1] Первый текст — Псалом 21:23: Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя. Этот Псалом является замечательным пророчеством о Христе, начинается он словами, сказанными Им на кресте: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня? В нем предсказывается, во-первых, что Христос должен иметь в этом мире церковь, или братство, общество добровольцев, добровольно желающих следовать за Ним. Во-вторых, что они должны быть братьями не только друг другу, но и Самому Христу. В-третьих, что Он возвестит им имя Своего Отца, то есть откроет Его природу и Его свойства, Его мысли и Его волю: Он сделал это, открыв Отца в Своем собственном Лице, когда обитал с ними, а также посредством Духа Святого, Которого излил на учеников Своих и Который сделал их способными распространять познание о Боге по всему миру, из поколения в поколение, из края в край. В-четвертых, что Христос воспоет хвалу Своему Отцу посреди церкви. Слава Отца была постоянной целью Христа, Его сердце было занято ею, Он отдал Самого Себя ради нее и хотел, чтобы народ Его присоединился к Нему в прославлении Отца.

[2] Второй текст цитируется из Псалма 17:3: Я буду уповать на Него. Этот псалом описывает скорби, которые пережил Давид, как прообраз Христа, и то, как он во всех этих скорбях возлагал свое упование на Бога. Под этим подразумевается, что Христос, помимо божественной природы, не нуждавшейся в поддержке, принял на Себя еще другую природу, нуждавшуюся в этой поддержке, которую никто не мог оказать, кроме Бога. Он страдал и уповал как наш Глава и наш Представитель. Его братья тоже должны страдать и уповать на Бога.

[3] Третий текст взят из Исайи 8:18: Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог. Это доказывает, что Христос есть истинный и реальный человек, ибо родители и дети имеют одну и ту же природу. Дети Христа были даны Ему Отцом, согласно определению Его вечной любви и тому завету мира, который был между Ними. Они даются Христу при их обращении. Когда они вступают в завет с Ним, тогда Христос принимает их, управляет ими, радуется в них, совершает все дела их, берет их на небо и там представляет Своему Отцу: Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог.

Стихи 14−18. Здесь апостол переходит к утверждению о воплощении Христа, воспринявшего на Себя природу не ангелов, но семени Авраа-мова, и показывает причину и цель, почему Он так сделал.

I. О воплощении Христа (ст. 16): Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Он воспринял плоть и кровь. Хотя как Бог Он существовал от вечности, тем не менее, когда пришла полнота времени, Он воспринял нашу природу, присоединив ее к Своей божественной природе, и стал реальным, настоящим человеком. Он воспринял не ангелов, а семя Авраамово. Ангелы пали, и Он оставил их в этом положении, оскверненными грехом и находящимися под его господством, без всякой надежды и помощи. Христос никогда не предназначался быть Спасителем ангелов: как их дерево пало, так и осталось лежать, и будет лежать вечно, поэтому Он не воспринял их природы. Ангельская природа не могла быть искупительной жертвой за грех человека. Решив восстановить потомков Авраама и поднять их из падшего состояния, Он принимает на Себя человеческую природу одного из тех, кто произошел из чресл Авраама, чтобы та же самая природа, которая согрешила, прошла через страдания, чтобы восстановить человеческую природу до состояния надежды и испытания, а всех, принявших милость, — до состояния особого благоволения и спасения. И ныне для наихудшего из грешников есть надежда и помощь во Христе. За всех уплачена вполне достаточная и соответственная цена, ибо она была уплачена в нашей природе.

II. Причины и цели воплощения Христа.

1. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные... Он должен был во всем уподобиться братьям, ст. 14, 17. Ибо никакая другая, ни более высокая, ни более низкая, а только человеческая природа, которая грешила, могла пострадать за грех человека так, чтобы удовлетворить справедливость Божию, воскресить в человеке упование, сделать верующих детьми Божиими и братьями Христу.

2. Христос стал человеком для того, чтобы Он мог умереть; как Бог, Он не мог умереть, поэтому Он принял другую природу и другое состояние. Удивительная любовь Божия проявилась в том, что Христос, зная то, что должен будет пострадать в нашей природе, и то, как должен умереть в ней, тем не менее добровольно принял ее на Себя. Жертвоприношения, установленные законом, Бог не мог принять как жертву умилостивления. Тело было уготовано Христу, и Он сказал: Вот, иду исполнить волю Твою, Боже.

3. Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, ст. 14. Диавол был первым грешником и первым искусителем к греху, а грех был причиной смерти; о нем может быть сказано, что он имел державу смерти, так как он ввел человека в грех, пути которого направлены к смерти, так как ему часто позволялось устрашать совесть человека ужасом смерти и так как он является исполнителем божественного правосудия, извлекающим души людей из их тел, чтобы вести их на суд Божий, добиться их погибели и потом стать их мучителем, как до этого был их искусителем. В этом смысле можно сказать, что он имел державу смерти. Но ныне Христос нанес такой сокрушительный удар имеющему державу смерти, что он уже никого не в состоянии удержать во власти духовной смерти, никого не может ввести в грех (производящий смерть), не может затребовать душу из тела и исполнить приговор над ней, кроме тех людей, которые добровольно предпочли быть его слугами и остаются в этом состоянии, упорствуя в своей вражде против Бога.

4. Чтобы Он мог освободить Свой собственный народ от рабского страха смерти, которому они часто подвергаются. Это может быть отнесено к ветхозаветным святым, которые были более подвержены духу рабства, так как жизнь и бессмертие не были тогда освещены так ясно, как теперь, в век Евангелия. Либо это можно отнести ко всему народу Божию, как ветхозаветному, так и новозаветному, к тем, чьи души часто смущаются от страха перед смертью и вечностью. Христос стал человеком и умер, чтобы освободить людей от смущающих их страхов, показав им, что смерть есть не только поверженный враг, но и примиренный друг, посылаемый не для того, чтобы вредить душам, или отделять их от любви Божией, но для того, чтобы положить конец их печалям и стенаниям, открыть им дверь к вечной жизни и блаженству. Так что для всех тех, кто во Христе, смерть теперь не в руках сатаны, а в руках Христа, она уже не слуга сатаны, но слуга Христа и уже не ад следует за нею, но небо.

5. Христос должен был уподобиться Своим братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, как в отношении того, что касается справедливости и чести Бога, так и того, что касается Его народа, нуждающегося в помощи и утешении. Он должен быть верен Богу и милостив к людям.

(1) В том, что касается Бога, Его справедливости и чести, Он должен был совершить умилостивление за грехи народа, чтобы все атрибуты божественной природы могли гармонировать в восстановлении человека, чтобы полностью примирить Бога с человеком. Заметьте: по причине греха между Богом и человеком был глубокий разрыв; но Христос, став человеком и умерев, уничтожил этот разрыв и осуществил такое примирение, что Бог готов удостоить Своего благоволения и дружбы всех, кто приходит к Нему через Христа.

(2) В том, что касается человека, нуждающегося в помощи и утешении: ...как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь, ст. 18. Обратите внимание на:

[1] Страдания Христа: ...Сам Он претерпел, быв искушен... Искушения составляли немалую часть Его страданий. Который, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха (англ. — но не согрешил. — Прим. переводчика), 4:15.

[2] Сострадание Христа: ...может и искушаемым помочь. Он познал наши немощи, Он сочувствующий, нежный и искусный Врач; Он знает, как обращаться с искушаемой, печальной душой, потому что Сам испытал те же самые болезни, не от греха, но от искушений, и душевные скорби. Воспоминания о Своих собственных печалях и искушениях заставляют Его помнить об испытаниях Его народа и проявлять готовность помочь им. Заметьте здесь,

во-первых, что самые лучшие из христиан подвергаются во время своей жизни искушениям, многим искушениям; не будем же рассчитывать на полную свободу от искушений в этом мире.

Во-вторых, что искушения приводят души в такое бедственное и опасное состояние, что они нуждаются в помощи и поддержке.

В-третьих, что Христос готов и хочет помочь тем, кто в час искушения обращается к Нему; Он стал человеком и был искушаем, чтобы быть в состоянии во всем помочь Своим детям.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Мэтью Генри на послание к Евреям, 2 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.