5:1−4 Никакой Ангел, обладающий сверхъестественной силой, не может служить как первосвященник. Только люди, со всеми их человеческими слабостями, могут служить как первосвященники (ст. 2; 7:28). Должность первосвященника у левитов получали только по назначению. Никто не мог назначить себя первосвященником законно. Использование настоящего времени показывает, что во время написания послания еще действовала система жертвоприношений (см. во Введении: Автор и время написания).

5:1 дары и жертвы Первое понятие, возможно, относится к мирным жертвам во времена Ветхого Завета, которые осуществлялись как благодарность или посвящение. Тогда, по логике, второй термин должен означать жертвоприношение с пролитием крови для очищения от грехов (см. Лев 1−5). Однако «дары», используемые в 8:4, относятся ко всевозможным жертвоприношениям (ср. 8:3). Три случая использования этого слова в Новом Завете (ср. 8:3; 9:9) употребляют греческую конструкцию, которая выражает более близкие отношения между этими двумя терминами, чем те, которые обычно выражаются словом «и». Это может означать, что между двумя терминами не делалось принципиального различия и что термин «за грехи» относится и к одному, и к другому.

5:2 могущий снисходить В Новом Завете этот глагол употребляется только здесь. Он имеет значение контроли ровать, но в то же время и нежно относиться к тем, кто духовный невежда и отступник. Нетерпимость, презрение и превознесение никоим образом не могут проявляться в служении священника. Умеренность и нежность вытекают из понимания своего человеческого несовершенства. Каждый раз, принося жертвы за собственные грехи (ст. 3), священник помнил о своей грешной человеческой природе (ст. 3).

5:4 призываемый Богом Первосвященник был избран и призван к служению Богом (ср. Исх 28; Чис 16:1−40; 1Цар 16:1−3).

5:5,6 Цитируя Пс 2:7 и 109:4, автор показывает, что и положение Христа Сына (см. пояснение к 1:5), и Его положение Священника были назначены Богом (ср. Ин 8:54). Это значит, что два эти титула означали положение подчинения, не относящегося к сути Его природы (ср. Ин 10:30; 14:9,11), но относящихся к исполнению плана искупления. Ничто из этого не может приуменьшить вечную Божью природу Христа и Его равноправие в Троице. И тот, и другой титул имели начало. Интересно отметить, что Пс 2 признает Сына и Царем, и Мессией. Христос — Царь-Священник.

5:6 Цитата из Пс 109:4, из которого вытекает целый раздел (см. пояснения к 4:14 — 7:28). Мелхиседека Как царь Салима и священник Всевышнего Бога во времена Авраама, Мелхиседек также был царем-священником (Быт 14:18−20). Священничество Мелхиседека подробно обсуждается в главе 7.

5:7,8 Установив первое требование о том, что священник должен быть назначен (ст. 1,4, 5,6), автор сосредоточивает свое внимание на требовании быть по-человечески сострадательным (ст. 2,3).

5:7 Он Следующие строки показывают, что это относится ко Христу, главному предмету обсуждения в ст. 5. В Гефсимании Иисус исступленно рыдал, но посвятил Себя исполнению воли Отца, для того чтобы принять чашу страдания, принесшую Ему смерть (Мф 26:38−46; Лк 22:44,45). Ожидая того, что Ему предстоит принять на Себя всю ношу осуждения за грех, Иисус чувствовал всю ее боль и горечь (ср. Ис 52:14; 53:3−5,10). Хотя Он и снес все наказание молча и не искал пути избавления от него (Ис 53:7), Иисус все-таки возопил в агонии, когда ярость Божьего гнева излилась на Него, совершенного и послушного (Мат. 27:46; ср. 2Кор 5:21). Иисус просил спасения от пребывания в смерти, т. е. воскресения (ср. Пс 15:9,10).

5:8 навык послушанию Христос пострадал не для того, чтобы научиться подчинению или исправить непослушание. Будучи Богом, Он совершенно ясно и полностью понимал послушание, но как Бог во плоти, Он смирил Себя, для того, чтобы учиться (ср. Лк 2:52). Он научился послушанию по тем же причинам, что и претерпел искушения: чтобы подтвердить Свою человеческую сущность и пережить высшую меру всех ее страданий (см. пояснение к 2:10; ср. Лк 2:52; Флп 2:8). Послушание Христа было также необходимо, чтобы Он мог исполнить всю правду (Мат. 5:13) и, таким образом, доказать, что Он есть совершенная заместительная жертва за грех (1Пет 3:18). Он был совершенным Праведником, Чья праведность была вменена грешникам (ср. Рим 3:24−26).

5:9 совершившись... виновником спасения См. пояснение к 2:10. Будучи совершенно праведным и став совершенной жертвой за грех, Иисус стал источником спасения. послушных Ему Настоящее спасение проявляется в послушании Христу, начиная от послушания призыву Евангелия покаяться и уверовать (ср. Деян 5:32; Рим 1:5; 2Фес 1:8; 1Пет 1:2,22; 4:17) до образа жизни в послушании Слову (ср. Рим 6:16).

5:10 Повторение цитаты из Пс 109:4 (ср. ст. 6), где автор вновь упоминает призыв Бога к священничеству (ст. 4).

5:11 О сем Это также можно перевести как «о чем», «о ком» (означает положение Христа как Первосвященника по отношению к Мелхиседеку). Логически и стилистически стих 11 начинает совершенно новый раздел от 5:11 до 6:12. Один и тот же греческий глагол обрамляет весь фрагмент, переведенный как «сделались неспособны» в ст. 11 и «обленились» в 6:12. неспособны Духовная спячка евреев и медленная реакция на благовестие в то время не давали возможности учить чему-то еще. Это напоминание, что неспособность применить истину Евангелия производит гниение в духовной жизни и неспособность воспринимать дальнейшее учение (ср. Ин 16:12). Такая же ситуация и среди язычников, которые получили откровение об истине (естественное или общее) от Бога в творениях (Рим 1:18−20). Отрицание этого откровения приводит к ожесточению (Рим 1:21−32). Евреи получили не только то же самое общее откровение, они также получили духовное откровение, состоящее из ветхозаветных Писаний (Рим 9:4), Самого Мессии (Рим 9:5) и учения Апостолов (2:3,4). До тех пор пока они не станут послушны откровению, которое получили, и не приобретут вечное спасение (ст. 8), дальнейшее учение о мессианском священничестве Мелхиседека не принесет им никакой пользы.

5:12 учителями Каждый верующий должен быть учителем (Кол 3:16; 1Пет 3:15; ср. Втор 6:7; 2Тим 3:15). Если бы эти евреи на самом деле послушались благовестия Христа, то они бы передавали эту весть другим. Евреи были научены в законе и гордились тем, что они учили закону, но они на самом деле не понимали закона и не применяли его истины к себе (см. пояснения к Рим 2:17−23). началам слова Божия Они содержатся в Ветхом Завете, который положил основу Евангелию и был поручен евреям (Рим 3:1,2). Основы закона наставляли евреев, чтобы привести их к вере в Мессию (Гал 3:23,24). Они также слышали благовестие Нового Завета (2:2−4; 1Пет 4:11).

5:12,13 молоко Знания без послушания не поднимают человека на новый уровень. Фактически отказавшись от спасающей веры, евреи деградировали в своем понимании относительно Мессии. Они уже достаточно давно слушали благовестие, чтобы стать учителями других, но они все еще были младенцами, слишком незрелыми и неспособными понимать, не говоря уже о том, чтобы учить истинам Божиим.

5:13 слове правды Это весть о праведности Христа, которую мы обретаем верой (Рим 3:21,22; 1Кор 1:30; 2Кор 5:21; Флп 3:9; Тит 3:5). Эта фраза говорит о спасении верой, а не делами.

5:14 совершенным Слово образовано от одного греческого корня и переведено как «совершенство» в 6:1 и в других местах переведено как «совершенный» (7:11,19,28; 9:9; 10:1,14; 11:40; 12:23). Оно использовано в Послании к Евреям, включая и этот текст, как синоним к слову «спасение». В этом смысле оно скорее относится к завершенности, которая приходит, когда человек становится верующим во Христа, чем к христианину, который стал зрелым, как это обычно имеет в виду Павел (см. пояснение на полях; ср. Кол 4:12). Иисус пригласил неверующих иудеев к совершенству спасения, которое могло быть только для последовавших за ним верой (Мф 19:21). Павел писал, что те, кто пришел ко Христу верой, были поэтому зрелыми и способными получать мудрость от Бога (1Кор 2:6). Он описывал верующих как «зрелых», когда говорил о тех, чья праведность была во Христе (Флп 3:2−20) противопоставляя их тем, чья уверенность зиждилась на плоти. Павел также заявлял, что Апостолы всех предупреждали и всех учили, «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол 1:28). приучены Более глубокие, более твердые истины о священничестве Господа Иисуса могли быть даны лишь знавшим Его как Спасителя. Это слово используется как метафора атлетических упражнений и соревнований (ср. 1Тим 4:7,8). Тот, кто пришел ко Христу за духовным совершенством, далее посредством Слова тренируется отличать истину от лжи и святое поведение от несвятого (2Тим 3:16,17).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям, 5 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Евреям 5 глава в переводах:
Евреям 5 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Толкование Иоанна Златоуста
  4. Комментарии Жана Кальвина
  5. Комментарии МакДональда
  6. Толкование Мэтью Генри
  7. Толковая Библия Лопухина
  8. Толкование Далласской семинарии
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Толкования Августина
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.