4:1−10 Вторая часть авторского толкования к Пс 94:7−11 описывает неверие и его прямые последствия (3:12−19), определяя вид «покоя», который потеряли неверные. Первая часть напрямую связана с Пс 94:7−8; вторая часть описывается в Пс 94:11.

4:1 обетование Это первое употребление такого слова в Послании к Евреям. Контекст этого обетования можно определить как «войти в Его покой».
покой Его См. пояснение к 3:11. Это тот покой, который дает Бог, поэтому он назван «Мой покой» (Пс 94:11) и «покой Его». Для верующих Божий покой включает мир, достоверность спасения, упование на Его силу и уверенность по поводу их будущего небесного дома (ср. Мф 11:29).
опоздавшим Всю фразу можно перевести таким образом — «чтобы вы не думали, что пришли слишком поздно, чтобы войти в покой Божий» (ср. 12:15). Все должны проверять свое духовное состояние с благоговейным страхом (ср. 1Кор 10:12; 2Кор 13:5) и стремиться выполнить свои обязанности по отношению к другим (ср. Иуд 1:23).

4:2 верою Просто знания о Божьей вести недостаточно. Ее необходимо употребить правильно, применив веру ко спасению. Далее в послании на тему веры будет дан гораздо более подробный комментарий (10:19 — 12:29). Этим сравнением автор хочет подчеркнуть, что, подобно евреям, вышедшим из Египта (3:16−19), его поколение также получило Божью весть посредством проповеданного Евангелия — им благовествовали.

4:3 А входим... мы Поверившие в Божью весть войдут в свой духовный покой. Это вывод из Пс 94:11, который гласит обратное: неверующий не войдет в Богом данный покой.
совершены еще в начале мира Духовный покой, который дается Богом, это не что-то неполное и незаконченное. Это покой, основанный на совершенном деле, которое Бог завершил в далеком прошлом — точно такой, в какой вошел Бог, когда завершил Свое творение (ст. 4).

4:4−5 Объясняя стих 3, автор приводит пример седьмого дня сотворения и цитирует Быт 2:2. Далее он повторяет последнюю часть Пс 94:11.

4:6−7 Возможность войти в Божий покой есть (ср. «еще остается обетование» в ст. 1). Еще не поздно. Бог предложил покой Своему народу во времена Моисея и продолжал предлагать это во времена Давида. Он до сих пор терпеливо приглашает Свой народ войти в Его покой (ср. Рим 10:21). Цитируя вновь Пс 94:7−8 (см. 3:7, 15), автор вызывает немедленный положительный отклик. Таким образом, темы безотлагательности и послушания связываются в открытом приглашении читателей.

4:8−10 Истинный Божий покой не пришел через Иисуса Навина или Моисея, но через Иисуса Христа, Который превосходнее их обоих. Иисус Навин ввел народ израильский в землю их обетованного покоя (см. пояснения к 3:11; Нав 21:43−45). Но это был земной покой, который был просто тенью того, что есть в небесном покое. Уже то, что, согласно Пс 94, Бог все еще предлагал Свой покой во времена Давида (много времени спустя после того, как Израиль вошел в землю) означало, что предлагаемый покой был духовно превосходнее того, что получил Иисус Навин. Земной покой Израиля был полон вражеских нашествий и круговорота ежедневных забот. Небесный покой — это полнота небесного обетования (Еф 1:3) и отсутствие какого бы то ни было труда, необходимого для его получения.

4:9 субботство Переведенное так греческое слово обозначает субботний покой. Это не единственный случай его употребления в Новом Завете. Автор избрал это слово, чтобы обратить внимание читателей вновь к «дню седьмому», упоминающемуся в стихе 4, и подготовить плавный переход к объяснению в стихе 10 («успокоился от дел своих, как и Бог от Своих»).

4:11−13 Третья, заключительная часть толкования к Пс 94:7−11 подчеркивает ответственность, которая ложится на тех, кто услышал Божье Слово. Писание говорит о примерах тех, кто был в пустыне с Моисеем, тех, кто вошел в Ханаан с Иисусом Навином, и тех, кто получил эту возможность во времена Давида. Необходимо верить и быть послушными Слову, которое будет судить непокорных (ср. 1Кор 10:5−13).

4:12 меча обоюдоострого Будучи вдохновением и поддержкой для верующих, Слово Божие также является орудием осуждения и наказания для тех, кто не посвятил себя Иисусу Христу. Некоторые евреи просто принимали обряды посвящения Христу. Интеллектуально они были в какой-то степени убеждены, но внутри не были посвящены Ему. Божие Слово откроет их поверхностные верования и даже ложные устремления (ср. 1Цар 16:7; 1Пет 4:5).
до разделения души и духа Эти слова не описывают две отдельных сущности (разные не больше, чем «помышления и намерения»), но используются, как в выражении «всей душой и сердцем», чтобы выразить полноту (ср. Лк 10:27; Деян 4:32; см. пояснение к 1Фес 5:23). Эти два слова везде взаимозаменяемы и используются для выражения нематериальной стороны человека, его вечного внутреннего человека.

4:13 открыто перед очами Его «Открыто» — специальный термин, лишь единожды использованный в Новом Завете. Первоначально он означал «обнажить шею при подготовке к жертвоприношению или к казни через обезглавливание». Возможно, использование слова «меч» в предыдущем стихе явилось причиной использования этого слова. Всякий судим не только Словом Божиим (ср. Ин 12:48), но и Самим Богом. Мы подчиняемся живому, написанному Слову (ср. Ин 6:63, 68; Деян 7:38) и живому Богу — его Автору.

4:14 — 7:28 Далее автор разъясняет Пс 109:4, который цитирует в 5:6. Христос не только выше Моисея и Иисуса Навина как Посланник, но превосходнее Аарона как Первосвященник (4:14−5:10; ср. 3:1). В процессе своего толкования автор дает наставление, относящееся к духовному состоянию читателей (5:11 — 6:20). В заключение наставления он вновь возвращается к теме священничества Христа (7:1−28).

4:14 прошедшего небеса Так же как первосвященник во времена Ветхого Завета проходил через три части храма (внешний двор, святилище и Святое святых), чтобы принести искупительную жертву, Иисус прошел через три небесных уровня (атмосферное небо, звездное небо и обитель Бога; ср. 2Кор 12:2−4), после того как совершенная окончательная жертва была принесена. Раз в год в день искупления первосвященник Израиля входил во Святое святых, чтобы принести жертву за грехи людей (Лев 16). Эта скиния являла собой лишь бледную копию небесной жизни (ср. 8:1−5). Когда Иисус вошел во Святое святых на небе, совершив искупление, земное отражение было заменено реальностью небес. Свободная от всего земного христианская вера основывается на небесном (3:1; Еф 1:3; Еф 2:6; Флп 3:20; Кол 1:5; 1Пет 1:4).
Иисуса Сына Божия Использование и человеческого звания (Иисус) и Божьего (Сын Божий). Один из немногих случаев подобного употребления в Ин 1:7, где подчеркивается Его жертва за грехи (ср. 1Фес 1:10; 1Ин 4:15; 1Ин 5:5).
твердо держаться исповедания нашего. См. пояснения к 3:1, 6; 10:23.

4:15 искушен во всем См. пояснения к 2:17−18. Здесь автор добавляет к своим утверждениям в 2:18, что Иисус был безгрешен. Он мог быть искушаем (Мф 4:1−11), но не мог грешить (см. пояснение к 7:26).

4:16 приступаем с дерзновением к престолу благодати В древности к большинству правителей не мог приблизиться никто, за исключением их высочайших советников (ср. Есф 4:11). Напротив, Святой Дух призывает всех с дерзновением подходить к престолу Бога, чтобы получить милость и благодать через Иисуса Христа (ср. 7:25; 10:22; Мф 27:51; см. во Введении: Исторические и теологические темы). Ковчег завета рассматривался в качестве места на земле, где Бог пребывал на престоле между херувимами (ср. 4Цар 19:15; Иер 3:16−17). У тронов восточных государей были еще ступеньки. Еще одна метафора для ковчега (ср. Пс 131:7). Именно перед престолом Бога Христос совершил искупление за грехи, именно там дается благодать верующим на все времена (ср. 2Кор 4:15; 2Кор 9:8; 2Кор 12:9; Еф 1:7; Еф 2:7). «Благодать вам» стало стандартным приветствием всех верующих, кто радовался этому (Рим 1:7; Рим 16:20, 24; 1Кор 1:3; 1Кор 16:23; 2Кор 1:2; 2Кор 13:14; Гал 1:3; Гал 6:18; Еф 1:2; Еф 6:24; Флп 1:2; Флп 4:18; Кол 1:2; Кол 4:18; 1Фес 1:1; 1Фес 5:28; 2Фес 1:2; 2Фес 3:18; 1Тим 1:2; 1Тим 6:21; 2Тим 1:2; 2Тим 4:22; Тит 1:4; Тит 3:15; Флм 1:3, 25).
благовременной помощи См. пояснения к 2:16, 18.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Евреям, 4 глава. Учебной Библии МакАртура.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Учебная Библия с комментариями Джона МакАртура.
© 2018.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Евреям 4 глава в переводах:
Евреям 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.