Иисус более велик, чем Моисей
(Евреям 3:1−6)
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог. И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:1−6).
Показав нам высшее превосходство Иисуса над пророками и ангелами, теперь автор показывает, что Он лучше Моисея, через которого был заключен первый завет.
Величие Моисея
В этих первых шести стихах представлено учение, на котором основано увещевание остального текста главы. Чтобы понять это увещевание, мы должны понимать предпосылку; а чтобы понять предпосылку, мы должны сделать обзор того, что иудеи того времени думали о Моисее. Чтобы оценить, как, почему и в какой степени Иисус лучше Моисея, мы должны увидеть, насколько важен был Моисей до того времени. Но еще раньше мы должны задать вопрос, почему вообще необходимо доказывать, что Иисус лучше Моисея.
Моисея иудеи ценили намного больше, чем какого-либо другого иудея, когда-либо жившего. Бог чудесным образом защитил его в младенчестве и лично позаботился о его погребении. Между этими двумя моментами жизни Моисея мы наблюдаем чудо за чудом. Он был человеком, с которым Бог говорил «лицом к лицу». Он видел саму славу Бога, и фактически эта слава даже отражалась на его собственном лице в течение краткого времени. Когда он сошел с горы Синай, «лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх 34:29). Он был тем, кто вывел Израиль из Египта. Как Павел подчеркивает в Римлянам 2, иудеи очень верили в закон. Ветхозаветные заповеди и обряды были их высшим приоритетом, а Моисей и закон были для них синонимами. В Новом Завете заповеди Божьи часто называются «законом Моисея» (Лк 2:22; Деян 13:39 и др.). Моисей не только принес иудеям Десять заповедей, но и написал всё Пятикнижие, где изложены левитические и другие законы, управлявшие всем, что делали иудеи. Моисей предоставил планы скинии и ковчега завета.
Некоторые иудеи верили, что Моисей более велик, чем ангелы. Бог говорил с пророками в видениях, но с Моисеем Он говорил «лицом к лицу». Он говорил с ним из горящего куста. Он говорил с ним с небес. Он говорил с ним на горе Синай и начертал Свои заповеди огненным перстом. Моисей был, прежде всего, Божьим человеком.
Однако в данном тексте послания Святой Дух призывает иудейских читателей посмотреть в особенности на Иисуса. Моисей был воистину велик; но Иисус намного более велик. Показано, что Иисус больше Моисея в плане должности, в плане деяний и в плане личности. В плане должности Он — Апостол и Первосвященник. В плане деяний Он — Строитель дома. В плане личности Он — Сын.
Превосходство Иисуса в плане должности: Апостол и Первосвященник
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего (Евр 3:1).
Святой Дух обращался непосредственно к обращенным в христианство иудеям, которые одним глазом смотрели на Иисуса, но другим продолжали смотреть обратно на иудаизм. Слово итак всегда указывает на то, что было раньше. «На основании того, что я только что сказал, — говорит автор, — уразумейте Иисуса». Термин уразумейте (katanoeō) предполагает внимание и длительное наблюдение. Мысль такова: «Сосредоточьте свои умы на Иисусе и продолжайте о Нем думать, чтобы вы поняли, Кто Он и чего Он желает».
Иисус дал будущее заблудшему человеку, Он смирил Себя и стал нашей Заменой, нашим Творцом спасения, нашим Освящающим, Победителем сатаны для нас и нашим Сочувствующим — и всё это делает Его более чем достойным самого серьезного внимания. Иисус — высший Посланник, Апостол Бога и совершенный Первосвященник. Он могуществен, полон сочувствия, милосерд, верен, Он спасает, примиряет, защищает, помогает по-братски. На основании того, Кто Он и что Он сделал, каждый человек должен думать о Нем. Каждый человек должен сосредоточиться на абсолютной достаточности Иисуса и забыть обо всем остальном. У нас есть новый Первосвященник и новый Посланник от Бога. Он — всё, в чем кто-либо когда-либо нуждался. Какая чудесная весть!
Святые братья — это друзья-верующие
Как верующие, мы — братья Христа, потому что отождествлены с Ним и являемся приемными детьми Небесного Отца. Многие люди, изучающие Послание к евреям, в результате предполагали, что оно было написано исключительно для христиан, ведь к читателям часто обращаются как к «братьям». Но в Писании есть и другие виды братства, кроме духовного. Петр (Деян 2:29) и Павел (Деян 13:38), например, обращались к неверующим иудеям как к «братьям». Но святые братья — это братья-христиане, подлинные братья. И данный отрывок написан для христиан, святых иудейских братьев во Христе. «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями» (Евр 2:11). Это были духовные братья, освященные, выделенные и сделанные святыми во Христе.
Этот раздел был написан для участников в небесном звании, которые возжелали небесной страны (Евр 11:16) и которые пришли в небесный Иерусалим (Евр 12:22). Все эти благословения показывают превосходство христианства над иудаизмом. Иудаизм был земным призванием с земным наследством. А христианство — это духовное и небесное призвание с духовным и небесным наследством. Поэтому оно намного выше.
Павел сказал: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе… Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп 3:14, 20). Наш настоящий дом — на небесах, и мы духовно живем на небесах прямо сейчас (Еф 1:3; Еф 2:6). Как верующие, мы — братья Иисуса по положению, а следовательно, святы. На земле мы — только странники и путники. Наши тела находятся в этом мире, но мы на самом деле не принадлежим к нему.
Автор говорит своим читателям, обращенным в христианство иудеям: «Вы — граждане небес, так зачем вы цепляетесь за земное? Почему вы хотите держаться за земные обряды, за земные символы, когда у вас есть небесная реальность?». Как христиане, мы не нуждаемся в религиозных обрядах, потому что у нас есть небесная реальность. Иисус сказал, что сейчас — то есть с тех пор, как Он пришел, — любой, кто хочет поклоняться Отцу истинно, должен делать это в духе и истине, а не в обрядах и церемониях (Ин 4:23). В библейском христианстве нет места для внешнего, потому что у христиан есть постоянный допуск к духовной реальности.
У всех нас иногда возникает искушение думать, что наши дела и наши религиозные обряды очень важны. Хотя мы и знаем истину, мы часто чувствуем себя комфортнее и «религиознее» во время традиционного семейного поклонения или когда совершаем какие-то религиозные акты или добрые дела, которые, как мы считаем, особо угодны Богу. Мы знаем и принимаем Божью безвозмездную и полную благодать во Христе, но цепляемся к какой-то форме искусственного законничества вместо того, чтобы жить позитивной, управляемой Христом и насыщаемой Духом жизнью. Принятие и использование достаточности Христа должно пошатнуть все законнические усилия — иудаистские или какие-либо другие.
Для христиан цепляться за земные религиозные обряды не только не нужно и бесполезно, но и духовно вредно. Когда мы так поступаем, это мешает нам испытывать полноту наших новых отношений с Богом и следовать за Ним так преданно, как мы должны. При таком понимании обряды становятся препятствием для благословения, а не его средством. Так как верующие разделяют праведную природу Христа и Его небесное призвание, они живут небесной жизнью. Они должны сосредоточиться на этом небесном существовании, а не на земном. Не только неспасенные должны уразуметь Иисуса. Верующие тоже, какими бы зрелыми они ни были, должны думать о Нем во всём, что они делают.
Не отрывайте взгляд от Христа
Почему мы должны продолжать думать о Христе, если, как христиане, мы уже в Нем и отождествлены с Ним? Просто потому, что все мы далеки от полного раскрытия всей Его славы, всей Его красоты, всего, чем Он является. А потому Дух говорит нам, как и тем ранним верующим: «Не отрывайте взгляд от Иисуса. Продолжайте всматриваться в Него и не оглядывайтесь вокруг — на все обряды, на все проблемы и гонения. Продолжайте думать об Иисусе. Вам не нужно ничего больше. Его достаточно для всего. Теперь, когда у вас есть высшая Реальность, обращайте внимание на Него».
Может, и жил когда-нибудь более великий христианин, чем Павел, но мне трудно представить себе, кто бы это мог быть. А великий апостол сказал, что его величайшим желанием было «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3:10, 12). То есть даже Павел не проник в самые глубины Христа.
Многие христиане так слабы и обеспокоены, потому что не думают о Христе, а потому Его полная сила, утешение и наставление не принадлежат им. Вот почему Святой Дух постоянно говорит каждому верующему: «Уразумейте Иисуса». Когда жизнь становится трудной, проблемы, похоже, невозможно решить. Всё идет плохо, разочарование и депрессия становятся «нормой», а искушениям нет сил противостоять. Но смотрите на Иисуса и не отводите от Него глаз, пока Он не начнет являть вашему взору всю Свою славную силу.
Иисус сказал: «Научитесь от Меня» (Мф 11:29). Он сказал не «Научитесь обо Мне», но «Научитесь от Меня». Наслаждаетесь ли вы жизнью христианина? Встаете ли вы утром и говорите: «Господь, я не могу дождаться, когда увижу, что Ты совершишь сегодня»? Проживаете ли вы день, говоря: «Господь, Твое общение и Твое присутствие потрясающи!»? Наслаждаетесь ли вы Иисусом Христом? Хочется ли вам иногда встать и закричать? Вы должны так наслаждаться Им. Но многие христиане не наслаждаются Иисусом. Они кажутся несчастными и расстроенными и ничего не знают о Его радости. Они думают, что единственное общение Господа с нами — это периодические упреки. Они видят Его таким, потому что не ходят вместе с Ним изо дня в день. Они не знают Его изобильно, глубоко и близко. А они должны думать об Иисусе и учиться от Него.
Во времена моей учебы в колледже я платил пятьдесят центов за вход в концертный зал Лос-Анджелеса, поднимался на балкон с двумя-тремя книгами и сидел там, слушая концерты, пока делал домашнее задание. Я слушал Бартока, Мусоргского и других великих композиторов. И, слушая, я начал ценить мастеров. Всякому, кто не ценит великую музыку или великую живопись, я сказал бы: «Друг мой, иди слушать оркестр и смотреть картины и оставайся там, пока не научишься наслаждаться». Вы должны научиться любить мастеров. Надо учиться, что узнать гения и наслаждаться великой красотой.
Если вы хотите наслаждаться Иисусом, вы должны оставаться с Ним, пока не научитесь Им наслаждаться. Оставайтесь там, пока ваша жизнь христианина не станет сплошной чередой волнующих моментов, пока каждое мгновение каждого дня не станет радостью, и еще радостью, и еще радостью. Думайте о Нем. Обратите свое внимание на Него.
Тимофей был еще молодым человеком, когда у него начались проблемы с желудком. Павел советовал ему пить немного вина (1Тим 5:23). К тому же Тимофея критиковали некоторые из ефесских христиан. Он был разочарован, и ему было больно. Во Втором послании к своему молодому сыну по вере Павел велит Тимофею продолжать движение, быть хорошим воином, тренированным спортсменом, усердным земледельцем (2Тим 2:3−6). Но его самый важный совет был таким: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2Тим 2:8). Есть много практических вещей, которые христиане могут и должны делать (таких как принятие лекарства, когда мы больны). Но когда мы сталкиваемся с духовными проблемами, серьезными проблемами, непреодолимыми проблемами, самый стоящий рецепт таков: «Помни Иисуса Христа. Смотри на Него. Учись от Него».
В Евр 12:1−2 автор говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Если мы хотим пройти христианскую гонку, мы должны смотреть на Иисуса.
Когда я учился в колледже, то участвовал в забегах на 100 и 200 метров. И я очень скоро узнал, что нельзя бежать, глядя на свои ноги. Надо смотреть прямо перед собой. Когда мы бежим, мы должны смотреть на ленточку впереди и не отрывать от нее глаз, пока не добежали. Когда мы смотрим на ленточку, это пробуждает желание выиграть и помогает двигаться в верном направлении. Это также отвлекает наше внимание от себя и тех, кто бежит рядом с нами. А в христианском забеге мы должны смотреть не на свои ноги, не на себя и не на окружающих. Мы смотрим на Иисуса, Творца и Совершителя нашей веры. Мы смотрим на Него, и тогда мы способны бежать. Глядя на Него, мы знаем, почему мы бежим и куда, и у нас есть сила и радость для продолжения бега.
Христос как посланник
Иисуса следует считать Посланником и Первосвященником исповедания нашего. Тот факт, что Он является обоими, — первый момент, в котором Он превосходит Моисея. Хотя Моисея нигде в Писании не называют апостолом (посланником), его можно считать ветхозаветным апостолом в основном значении этого слова. Apostolos значит «посланник», и этот титул часто относили к официальным послам. В этом смысле Моисей был Божьим апостолом, Его посланником, принесшим Его народу закон и завет. Но Иисус был одновременно и Посланником, и Первосвященником. Хотя Моисея можно считать предвестником апостолов, он не был священником, не говоря уже о том, чтобы быть первосвященником. Иисус превосходит Моисея по должности, потому что сочетает в Себе две должности, в то время как у Моисея была только одна.
Даже в том, что касается должности посланника, Иисус превосходит Моисея — прежде всего потому, что Он принес лучший завет, а во-вторых — потому, что Он Сам был той Жертвой, которая привела в действие этот лучший завет. Иисус — высший Апостол, высший Посланник Бога.
Каковы характеристики апостола или посла? Во-первых, он обладает правами, властью и авторитетом правителя, который его посылает. Иисус пришел властью Бога, со всей Божьей благодатью, всей Божьей любовью, всем Божьим милосердием, всей Божьей справедливостью и всей Божьей силой. Во-вторых, посол полностью говорит от имени того, кто его послал. Иисус сказал: «Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что́ сказать и что́ говорить» (Ин 12:49; см. также Ин 8:28, 38). Иисус был совершенным Послом, совершенным Апостолом, посланным Богом.
Христос как первосвященник
Христос также — наш великий Первосвященник. Но так как Его роль Первосвященника подробно рассматривается в Евреям 4 и 5, мы не будем вдаваться в подробности здесь. Достаточно сказать, что Он — высший Священник, высший Посредник между Богом и человеком. Он не только Посланник от Бога — со всей Божьей властью, говорящий голосом Бога, но и Тот, Кто сводит человека и Бога вместе. Так Он являет Бога человеку и ведет человека к Богу.
Высшие деяния Иисуса: Иисус как строитель
…Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог (Евр 3:2−4).
Таково краткое сравнение деяний Иисуса с деяниями Моисея. Имейте в виду: язычникам трудно было понять привязанность иудеев к Моисею. Моисей был великим человеком, человеком Божьим, который на голову возвышался над всеми остальными людьми. Почти всё важное, связанное с Богом, в представлении иудеев было связано с Моисеем. Поэтому Святой Дух очень внимательно освещает эту тему в данном отрывке. Его мудрость чудесна. Прежде чем показать превосходство Иисуса над Моисеем, Он указывает на сходство между ними. Прежде чем говорить об их отличиях, Он говорит об их подобии.
Моисей был верен. В Ветхом Завете подтверждается это свидетельство. «…Но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всём дому Моем: устами к устам говорю Я с ним» (Чис 12:7−8). Моисей выполнил Божий замысел. Он вышел из Египта в пустыню. Бог воспитал его. Богу потребовалось сорок лет, чтобы сделать Моисея полезным; потом, следующие сорок лет, Бог использовал его. Божий раб преданно вывел детей Израиля из Египта. Когда он дошел до Чермного моря, он поверил в Божье обещание об избавлении и преданно провел свой народ через расступившиеся воды. Он был верен в пустыне. Несколько раз он ошибался, как и прежде, в Египте, когда убил египтянина. Например, он ударил по скале вместо того, чтобы заговорить, как велел ему Бог. Но по большей части Моисей был верен. И Святой Дух подчеркивает здесь его верность.
Как Моисей был верен Тому, Кто избрал его, так и Иисус — только намного больше. Как высший Божий Апостол, высший Божий Посланник, Иисус был полностью верен Отцу. «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:18). Иначе говоря, Иисус сказал: «Вы можете узнать, что Я — истинный Посланник, потому что Я не ищу Своей собственной славы. Я ищу только славы Того, Кто послал Меня». С детства Он всегда делал дело Своего Отца. «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно… Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 8:29; Ин 17:4−5).
Иисус всегда исполнял волю Отца. Он был верен. Верность — чудесное слово. Главное отличительное качество посланника, как и ученика, — верность. «Если Я не творю дел Отца Моего, — сказал Иисус, — не верьте Мне» (Ин 10:37). Отец, по сути, сказал Иисусу: «Я посылаю Тебя на землю как человека, и вот что Ты должен сделать…». Иисус пришел на землю и выполнил порученное дело без вопросов и колебаний.
Верность в его доме
Дом здесь — это греческое oikos, что значит «домашние» и относится к людям, а не к зданию или жилищу. Ветхозаветные верующие — в частности израильтяне — были домом Бога. Моисей был верным рабом в этом доме. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор 4:2). Домостроитель не владеет домом, он просто управляет им для владельца. Бог был владельцем дома Израиля, а Моисей просто домостроителем в течение какого-то времени. Он был обязан давать народу Израиля истины, заповеди, требования и обетования, которые Бог возвестил Своему домостроителю. В этом Моисей показал себя верным.
Христос тоже был верен Своему дому, Церкви. «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:19). «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет 2:4−5). Мы — новый дом, и Христос — Тот, Кто заботится о нас. Как верующие при Ветхом Завете названы домом Моисея, так верующие при Новом Завете названы домом Христа. И как Моисей был верен земному дому, так Иисус верен дому небесному. Иисус мог сказать Отцу в конце Своей жизни: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4). Он сказал, фактически: «Я передал дому всё, что Ты велел Мне передать им, и сделал для них всё, что Ты велел Мне сделать». Он был в совершенстве верен Поставившему Его.
Все христиане — домоправители в Божьем доме, хоть и в меньшей степени, конечно же. Например, все мы имеем духовные дары. Это нечто священное, что нам вверено; они не наши. Если мы неверны в применении наших духовных даров, мы — неверные домоправители. Некоторым из нас дана специальная обязанность свидетельствовать, особенно перед людьми нашей общины, которых Бог поместил вокруг нас. И некоторые — неверные домоправители в этом поручении. Другим дано положение учителей или наставников — и они были неверны, потому что не занимались усердно, преданно и жертвенно. Это тоже неверные домоправители. Жизнь христианина священна, дана ему Богом, и она требует нашей верности. Одна из величайших наград, на которую может надеяться христианин, — услышать, как Господь скажет ему в конце его жизни: «Как Я был верен Отцу, так и ты был верен Мне». Мы даже не начали открывать то, что Бог может сделать через нас, если мы еще только хотим быть верными.
Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог (Евр 3:3−4).
Моисей был верен, но он был частью дома. Иисус сотворил дом. Между ними есть разница, большая разница. Иисус сотворил Израиль. «Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин 1:3; см. Евр 1). Моисей был всего лишь частью дома, который построил Иисус. Иисус сотворил Израиль; Иисус сотворил Церковь. А так как именно Бог построил, или сотворил, всё, — Иисус, очевидно, есть Бог.
Прежде чем мы стали христианами, и следовательно, членами дома Христова, Церкви, кто-то представил нам Евангелие. Этот человек отвечал, в человеческом плане, за часть Божьего дома — как мы отвечаем за часть Его дома, когда ведем других ко Христу. Но в Божьем плане только Бог творит дом и продолжает созидать его, когда к нему добавляются новые верующие. Человеческое свидетельство — только орудия, которыми Он пользуется. Он — Строитель. Строитель более велик, чем какое-либо из его орудий. Моисей был частью дома Израиля и орудием, которое Бог использовал, строя его. Держаться за формы иудаизма или за его величайшего вождя — значит держаться только за символ реальности или орудие реальности. А держаться за Иисуса значит держаться за саму реальность.
Превосходство Иисуса в качестве личности: Сын
И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр 3:5−6).
Такова кульминация. Из этого отрывка мы видим, что Моисей как личность — служитель, в то время как Иисус как личность — Сын. Есть большая разница между служителем и Сыном. «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Ин 8:35). Слуги приходят и уходят; сыновья остаются на всю жизнь. Моисей был рабом, и он вел себя как раб. Греческое слово, используемое в Евр 3:5 для обозначения служителя, — therapōn, и этот термин указывает на достоинство и свободу, а не на рабство. Оно используется в Новом Завете только один раз и предполагает, что, несмотря на свой высочайший ранг служителя, Моисей был всё-таки слугой. Он был верным, послушным, исполнительным, заботливым служителем — хорошим слугой Бога. В Исходе 35−40 двадцать два раза говорится о верности Моисея Богу. Только в одном Исходе 40 восемь раз упоминается послушание Моисея во всём, что велел ему Бог. Но Моисей не был сыном.
Принимать Моисея значит принимать Иисуса
Верность Моисея имела важную и особую причину: для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. Иудаизм не понимал тогда и не понимает сейчас, что Моисей был верен в первую очередь как свидетель того, что должно было явиться во Христе. Иудаизм без Христа, Ветхий Завет без Нового Завета, не полон. Это тень без сущности. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10:1). Это была тень совершенной сущности, которая должна была прийти; и если вы отвергаете сущность, то тень бесполезна. С другой стороны, если человек воистину принимал тень, он должен был принять также и сущность, когда она стала известна. «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин 5:46).
«…А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы» (Евр 3:6). Здание церкви, в котором мы поклоняемся, — не дом Господа. Дом Господа — это мы. Его дом — не здание, а верующие. «И вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2:22). «…Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1Тим 3:15). Моисей был служителем в доме другого. Иисус — Сын и Глава над Своим собственным домом, Своим собственным народом.
Признак истинных верующих
Откуда мы можем узнать, что мы на самом деле Божий дом? Если дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Это не значит, как неправильно истолковали многие, что мы должны заслужить спасение устоянием до конца. Но мы не можем ни спасти самих себя, ни сохранить свое спасение. Это просто значит, что упорство служит доказательством реальности. Мы можем сказать, что на самом деле принадлежим дому Божьему, потому что остаемся в нем. А тот, кто отпал, никогда не принадлежал ему (см. 1Ин 2:19). Очевидно, было много иудеев, которые отпали, и из-за них автор послания пишет эти слова, одновременно предостерегая и ободряя. Некоторые были убеждены в Евангелии и находились на грани верности, но продолжали отпадать. Другие, наверное, даже исповедовали веру внешне. Но в обоих случаях они отпадали от церкви, что доказывало: они никогда не были ее частью. Истинные святые держались, и их упорство служило доказательством их спасения. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин 8:31). Одна из яснейших истин Нового Завета в том, что Господь хранит тех, кто принадлежит Ему. «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день» (Ин 6:39). Иисус никогда не терял и никогда не потеряет никого из дома Его.
В этом отрывке есть две важные для нас вещи. Во-первых, мы должны быть уверены в том, что мы — настоящие христиане. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор 13:5). Во-вторых, когда мы знаем, что мы во Христе, мы должны не отрывать от Него глаз. Он — всё, что нам нужно. Мы имеем полноту в Нем (Кол 2:10).
Не ожесточите свои сердца
(Евреям 3:7−19)
Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие (Евр 3:7−19).
От Бытия и до Откровения Библия полна предупредительных знаков от Бога, призванных удержать людей от греха и тем самым уберечь их от Его гнева. В Ветхом Завете нам говорится, что Богу не доставляет удовольствия смерть грешников (Иез 33:11), а в Новом Завете сказано, что Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все покаялись (2Пет 3:9). Бог сотворил человека не для того, чтобы он был обречен на ад, и на протяжении всего Своего Слова Бог постоянно предупреждает человека об опасности греха и наказании за него.
Евр 3:7−19 — одно из таких предупреждений. Святой Дух, похоже, дает сверхъестественный толчок всем, кто находится на грани принятия Иисуса Христа. Многие люди интеллектуально принимают Евангелие. Они верят в его послание, но не вверяют себя Тому, Кого Евангелие провозглашает. Они не каются в своих грехах и не обращаются от всего сердца к Нему как Спасителю и Господу. Нет никакой пользы для Бога — и никакой пользы для нас — в том, чтобы нам нравилось Его Евангелие, чтобы мы восхищались им и хвалили его, но не принимали и не повиновались ему. Знать истину и не принимать ее навлекает на человека худшее осуждение, чем если бы он вообще никогда не знал ее.
Это предупреждение для тех, кто знает Евангелие, кто подтверждает его истину, но из любви ко греху, или из страха гонений, или еще по какой-нибудь причине не вверяет себя истине, реальность которой он сознаёт. Это как если бы в отеле был пожар и эти люди находились на десятом этаже. Внизу пожарные держат брезент и кричат им: «Прыгайте!». Но они не прыгают. Они колеблются. Они прекрасно осознаю́т опасность и знают, что брезент — единственный путь к спасению, но не поступают на основании того, что считают истинным и необходимым. Они хотят сохранить и свое имущество или, может быть, думают, что найдут другой выход. Они могут бояться пострадать при прыжке. Некоторые, может быть, даже беспокоятся о том, как будут выглядеть, когда прыгнут, — боятся попасть в неловкое положение. Но верно одно: простое знание об опасности и знание о пути спасения их не спасет. Если они не прыгнут, они умрут. Когда на кону стоит сама ваша жизнь, всё остальное не должно иметь значения.
Автор Евреям, под руководством Духа, очень беспокоится о своих собратьях-иудеях, которые находятся в таком положении. Они слышали Евангелие, некоторые даже из уст апостола, но по разным причинам не вверили себя ему. Они, очевидно, заявили о своей вере или как-то выразили ее, но начали отпадать. Когда над ними стали смеяться их друзья, они начали смущаться и колебаться. Они не хотели полностью опереться на Иисуса, а в результате стали отступниками. Зная истину, они добровольно и преднамеренно отвернулись от нее.
Чтобы подкрепить свое предупреждение, Дух использует ветхозаветную историю, хорошо известную иудеям. Только что упоминался Моисей, и данная история относится ко времени этого величайшего из вождей Ветхого Завета. Она делится на четыре части: пример Израиля, приглашение остерегаться, призыв увещевать друг друга и суть неверия.
Пример Израиля
Один из лучших способов начать проповедь — привести пример. А когда вы привлекли внимание людей, вы обращаетесь к Писанию, чтобы подтвердить свои слова. Так поступает здесь Божий Дух. В данном случае сам пример взят из Писания. Евр 3:7−11 — цитата из псалма 94:7−11. Процитированный отрывок был, вероятно, написан во времена Давида, но в нем идет речь о времени Моисея. Это живой пример проблемы, с которой столкнулись многие иудеи во времена ранней церкви. Здесь описывается непослушание Израиля и отвержение им Бога в период блужданий по пустыне.
Псалмопевец использовал эту историю, чтобы предостеречь свой народ от неверия. И тысячу лет спустя автор Послания к евреям использовал ее с той же целью. Еще через две тысячи лет предупреждение остается ценным.
Святой Дух говорит здесь евреям, которые находятся на грани принятия решения, но так и не вверили себя Богу: «Не ожесточайте свои сердца, прислушайтесь сегодня и сделайте сегодня то, чего хочет от вас Бог. Не поступайте, как дети Израиля поступили, видев доказательства Божьей силы и заботы в течение сорока лет. Они продолжали не верить в Него. Но вы не поступайте так».
Доказательство богодухновенности Библии
Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его…» (Евр 3:7).
Это одно из яснейших свидетельств Писания о его собственной богодухновенности. Автор послания говорит, что Святой Дух был автором псалма 94, который цитируется в Евр 3:7б-11. Богодухновенность — это когда Святой Дух говорит через ум Божьих человеческих орудий. То, что написал псалмопевец, не было его собственным мнением или его собственным выбором слов. Когда он написал так, говорил Святой Дух. Это божественное вдохновение. Это слова Духа Божьего, Который есть истинный Автор Писания. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет 1:21). Святой Дух участвовал в написании каждого слова Писания. Вот почему, когда вы отрицаете абсолютную дословную богодухновенность Писания, это грех первой степени, который открывает шлюзы для всевозможных ересей. Богу принадлежит авторство, за сутью каждого слова стоит Он.
Основное предостережение псалма («Сегодня, если вы услышите Его, не ожесточите своих сердец») используется в Евреям 3 три раза (Евр 3:7−8, 13, 15) и один раз в главе 4 (Евр 4:7). Ныне, конечно, указывает на безотлагательность. Это значит «сейчас» и не обязательно обозначает период в двадцать четыре часа. Речь идет о периоде благодати, который может быть меньше двадцати четырех часов. Иначе говоря, речь идет о текущем моменте. Если вы знаете истину Иисуса Христа, если вы знаете Евангелие Иисуса Христа, не поступайте так, как поступил Израиль, когда знал Божью истину и видел Его откровение. Неразумно и опасно ожесточать свое сердце. Вы никогда не знаете, сколько времени вам будет дано для принятия решения. «Ибо сказано: “во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе”. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор 6:2). Божье время для спасения — это всегда сейчас.
В начале своего служения Д. Л. Моуди часто заканчивал проповедь словами: «Идите домой и подумайте о том, что я сказал». Однажды вечером в Чикаго он велел людям поступить так и вернуться на следующий вечер, чтобы принять решение. Но в ту ночь случился Чикагский пожар, и некоторые члены собрания погибли. Это был последний раз, когда Моуди сказал кому-либо подумать о призыве Христа и принять решение позже. Никто не знает, есть ли у него «завтра» для принятия решения. Ныне значит настоящее время благодати. Люди и сегодня, и во времена Моуди, и во времена, когда писалось Послание к евреям, и во времена Давида, и во времена Моисея — никогда не знали, сколько продлится для них время благодати.
Слушать Бога и повиноваться Ему — вопрос воли. То же самое и ожесточение сердца перед Ним, как сделал Израиль. Павел предупреждает, что наши сердца, или наша совесть, могут стать жесткими и бесчувственными, как происходит с кожей, которая сильно обожжена (1Тим 4:2). Ткань шрама, которая заменяет кожу, чувствует очень мало.
Когда я учился в колледже, меня выбросило из машины, которая ехала со скоростью 120 км в час. Я «проехал» метров сто на спине и получил ожог третьей степени от трения. Моя кожа на месте шрамов теперь ничего не чувствует.
Нечто очень похожее происходит с совестью, на которую неоднократно не обращают внимания. «Ныне» длится, только пока есть возможность принять решение — пока совесть чувствует Бога. Когда «ныне» для человека заканчивается, становится слишком поздно. Его сердце ожесточается каждый раз, когда он говорит «нет» Иисусу Христу или какой-либо части Его истины или воли. Когда сердце мягко, когда совесть чувствительна, когда интеллект убежден в истинности Христа — тогда время решать, пока человек еще гибок и откликается. В противном случае он со временем станет духовно черствым, упрямым и бесчувственным. Евангелие больше не будет привлекать его.
Второе предупреждение
…Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне (Евр 3:8).
Израильтяне пробыли в Египте более четырехсот лет, и последние двести или около того лет они были рабами. Боясь, что евреи станут угрозой, египтяне пытались ослабить их и сократить их число, принуждая к тяжкому труду, угнетая на строительстве городов, а возможно, даже пирамид. Евреи слишком много работали, слишком мало ели, их регулярно избивали. В качестве наказания, а также побуждая отпустить Его народ, Бог поразил египтян чередой язв, последней и худшей из которых была смерть всех первенцев. После этого фараон попросил израильтян уйти, что они поспешно сделали под руководством Моисея. Но когда они достигли Чермного моря, фараон передумал и послал свои войска, чтобы вернуть их. Бог совершил еще одно чудо, позволив Своему народу пройти через расступившиеся воды, которые потом поглотили и утопили армию египетских преследователей.
Когда началось искушение в пустыне, Бог продолжал благословлять израильтян чудесами — указывал направление пути с помощью облачных и огненных (для ночного путешествия) столпов, снабжал пищей и свежей водой. После каждого благословения они были довольны только краткое время. Вскоре они снова начинали жаловаться и сомневаться в Боге. Они стали классическим примером неверия перед лицом потрясающих доказательств. Бог ясно и чудесно являл Себя; они знали, что Он являл Себя; они знали, чего Он ждал от них; и они видели свидетельство за свидетельством Его мощи и Его благословения. Но они так и не уверовали на самом деле. Как египтяне быстро перестали бояться Бога, так израильтяне быстро оставляли свою веру в Него. Они не вверяли себя Ему в вере. В результате им пришлось блуждать, блуждать и блуждать — пока всё неблагодарное, неверующее, недоверчивое поколение не умерло. Сорок лет они ходили кругами по бесплодной, опустошенной и угнетающей земле — из-за своего неверия.
…Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет (Евр 3:9).
Неверию никогда не хватает доказательств. Просьба о новых доказательствах — это просто предлог, оправдание, способ отсрочить решение. Народ Израиля продолжал испытывать Бога, и день искушения продлился сорок лет. «И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?» (Исх 17:1−2). Они не доверяли Богу в вере, что Он даст им воду; они требовали воды от Бога, словно Он был должен им, и испытывали Его, на самом ли деле Он может дать и даст им ее. Их настоящая цель описана через несколько стихов: «Есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх 17:7). Бог всё время заботился о них; у них была масса доказательств Его могущества и заботы. Но они не верили Богу полностью, так что продолжали, фактически, говорить: «Боже, сделай для нас еще одно, и тогда мы узна́ем, что Ты — настоящий». Но когда Он вновь защищал их или опять заботился о них, они всё равно не верили. «Не будьте такими, как эти люди, — просит автор Послания к евреям, — не ищите оправданий для неверия; не ожесточайте свои сердца перед Богом, как делали они, — иначе вы утратите свою возможность, как утратили они».
Бог освободил израильтян из Египта, послав потрясающие, удивительные наказания на египтян. Не менее чудесно было то, как Он провел израильтян через Чермное море и уничтожил их преследователей. Он непрестанно посылал израильтянам манну для питания, и столпы из облаков и огня вели их. Но израильтяне продолжали спрашивать: «Есть ли Бог среди нас?». Нет ничего более нелогичного или неразумного, чем неверие. Оно отказывается принять самые потрясающие свидетельства — просто потому, что неверие не хочет верить. Как Иисус ясно дал понять в притче о богаче и Лазаре: никакие доказательства не достаточны для человека, который не хочет верить. «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:31). С другой стороны, человек, который хочет верить, верит в Бога несмотря на то, что свидетельства могут и отсутствовать. Он говорит: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:24).
Большинству людей не нужны дополнительные доказательства того, что Бог реален или что Иисус — Его Сын и Спаситель. Они должны возненавидеть грех, покаяться в нем и вверить себя Иисусу. Бог, Которого постоянно испытывают, никогда не будет принят. Тот, кто испытывает Бога сегодня, делает это по той же причине, что израильтяне в дни Моисея, — чтобы отвергнуть Его. Потому что они любят свой грех, свои собственные пути, свои собственные планы слишком сильно, чтобы отказаться от них ради Божьих.
Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Евр 3:10−11).
Слово вознегодовал не просто значит, что Он был недоволен или разочарован. Это значит, что Он был возмущен — в негодовании, в ярости. Бог был предельно возмущен грехом Израиля. Люди продолжали, и продолжали, и продолжали грешить. Из Септуагинты этот текст можно перевести так: «они были отвратительны Богу». Он отверг их и отрекся от них. Почему? Потому что они непрестанно заблуждались сердцем, не познали они путей Его.
Когда израильтяне наконец приблизились к земле обетованной, то, прежде чем они вошли в нее, Бог велел послать двенадцать человек на разведку. Впечатление большинства вернувшихся было предельно негативным и пессимистическим. Они восприняли врага как великанов, а себя — как «кузнечиков». Меньшинство же, Халев и Иисус Навин, были оптимистами — не потому, что недооценивали силу врага, но потому, что знали: Господь сильнее. Люди поверили большинству и тут же начали роптать и жаловаться Моисею и Аарону. В качестве наказания Бог сказал: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис 14:22−23). У них было более чем достаточно доказательств, чтобы верить, что Он безопасно введет их в землю молока и меда, но они не поверили Ему — и им не было позволено туда войти. Покоем был Ханаан, где трудности блужданий закончились бы. Как мы увидим из следующей главы, он — прообраз грядущего спасения.
Такое может происходить и сегодня. Вы можете стоять на грани принятия Иисуса Христа долгое время, играя с этой идеей и думая: «Боже, докажи, что Ты есть, еще раз. Я не уверен. Я еще не готов». И однажды Он скажет: «У тебя было достаточно доказательств; теперь всё закончено. “Сегодня” закончилось, и наступило “завтра”. Ты никогда не увидишь Мою землю обетованную».
Если Израиль имел достаточно свидетельств, чтобы поверить в Бога во дни Моисея, то насколько больше мы имеем их сегодня! У нас — свидетельство о том, что Иисус Христос, Сын Божий, умер на кресте, воскрес на третий день и живет и спасает людей. Доказательства есть. Эти доказательства непреложны. Христос, единородный Сын Отца, явил Бога. Он провозгласил Его, Он явил Свою любовь, Он показал Свою благодать, Он послал Святого Духа. Нам не нужен Моисей. Помимо всех исторических доказательств, у нас есть Третья ипостась Троицы, чтобы являть Христа. Неверие перед лицом таких потрясающих свидетельств воистину трагично — ему нет оправдания.
Но даже поколение, которое вошло в землю обетованную, не узнало Божьего покоя в его истинном смысле. Первое, что велел им Бог, — уничтожить нечестивых и невероятно грешных хананеев. Бог собирался использовать Свой народ как орудие суда. Хананеи были такими грешными язычниками, что замуровывали живых младенцев в горшках в стенах каждого здания, которое строили. Это был такой вопиюще аморальный и безбожный народ, что Бог хотел стереть его с лица земли. Но вместо того, чтобы уничтожить хананеев, израильтяне стали сожительствовать с ними. Как результат, израильтяне (помимо нескольких сотен лет правления их собственных судей и царей) подвергались гнету и пленениям и ими правил ряд языческих завоевателей. В 70 г. по Р. Х. их храм был разрушен, и они рассеялись по миру. Только в наше время Бог начал собирать их снова в их родной земле. Окончательный покой Израиля наступит только в Царстве, которое Божий Сын установит, когда вернется снова.
Призыв: остерегайтесь
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого (Евр 3:12).
После напоминания о неверии Израиля в пустыне послание призывает читателей не следовать такому примеру. Оно предостерегает об опасностях отказа от известных человеку истин. В дни блуждания по пустыне суд пал на тех, кто отверг Слово Божье, данное через Моисея. А здесь предупреждение адресовано тем, кто отвергает Слово Божье, явленное во Христе. Братия обозначает не христиан (как «святые братия» в 3:1). Речь идет о братьях по расе, о неверующих иудеях (как этот термин используется в Книге Деяний).
Величайший в мире грех — неверие. Это величайшее оскорбление Бога, которое причиняет величайший вред нам. Читатели послания были знакомы с Евангелием. Многие из них, возможно, называли себя христианами. Никто из них активно и агрессивно не выступал против Христа; но они все были против Него. Как бы близок человек ни был к принятию Иисуса Христа как Спасителя, но если он не приходит к Нему, то он всё еще обладает грешным, неверным сердцем. И его наказание будет самым суровым, потому что он знает о живом Боге. Таких «отпадших» «невозможно… обновлять покаянием» (Евр 6:6). Когда вы услышали правду об Иисусе Христе, когда вы признали, что это истина, а потом отвернулись и отошли от Него, Бог ничего не может сделать. Когда вы услышали Евангелие и поняли его призыв, а потом сказали «нет» Иисусу Христу, вы отпали. Вы стали отступником.
Святой Дух говорит каждому, кто слышит Евангелие: «Откликнитесь на призыв Иисуса, пока ваше сердце еще согрето и смягчено Его истиной, пока оно еще чувствительно. Откликнитесь на Его нежную любовь и Его призыв благодати». Если вы будете ждать слишком долго, вы обнаружите, что ваше сердце стало жестким и бесчувственным. Вам будет всё труднее и труднее принять решение, по мере того как ваше сердце будет ожесточаться всё больше и больше. Если вы продолжите следовать за своим грешным, неверным сердцем, а не за Евангелием, вы навсегда отойдете от живого Бога и пренебрежете покоем спасения.
Отвернуться от Иисуса Христа не значит отвергнуть религию. Отвернуться от Иисуса Христа — это намного больше, чем отвергнуть историческое, традиционное христианство. Отвернуться от Иисуса Христа значит отвернуться от живого Бога. Это значит отвернуться от самой жизни.
Наставление: увещевайте друг друга каждый день
Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом (Евр 3:13).
Наставляйте — это греческое parakaleō, форма слова, которое использует Иисус, говоря о Святом Духе в Иоанна 14:16. Этот корень значит идти рядом с кем-либо, чтобы помогать ему. Автор обращается к верующим среди тех, кому он пишет: «Идите рядом друг с другом и помогайте друг другу». И в особенности речь идет о необходимости помогать неверующим иудейским братьям, ободряя их, чтобы они не ожесточили свои сердца, но приняли Иисуса как Мессию.
Обольстившись значит «будучи обманутым» или «обведенным вокруг пальца». Грех хитер. Он редко представляется таким, каков на самом деле (см. Рим 7:11). Когда человек становится ожесточенным духовно, он редко осознает это. Он может слышать Евангелие Иисуса Христа снова и снова и не откликаться. Мой отец часто использовал известное выражение: «То же самое солнце, которое топит воск, делает твердой глину». Если ваше сердце не растаяло в вере, оно будет ожесточено в неверии.
Наша ветхая природа постоянно говорит нам, что грех не так уж и плох и что вера во Христа не настолько важна, как говорится в Библии. Человеку кажется, что стать христианином слишком дорого стоит, слишком многого требует и христианство — это слишком большое ограничение, скучное и неинтересное, а прежде всего — ненужное. Со своей собственной точки зрения человек не так уж и грешен. «Я забочусь о моей семье, помогаю ближним, являюсь добропорядочным гражданином. Я несовершенен, конечно, но я и не зол. В моей жизни есть место для улучшения, но я не нуждаюсь в спасении». Так думают многие. Вот что греховная природа человека обманчиво говорит ему о потребности в спасении.
Божье мнение совершенно иное. «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души» (Евр 10:38−39). Вот в чем суть. Вы находитесь на грани решения, которого не можете избежать. Либо вы верите и спасаете свою душу, либо вы отпадаете и наследуете погибель.
Устояние как доказательство спасения
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр 3:14).
Если мы действительно верим в Евангелие, если мы вверили свою жизнь Иисусу Христу, то наша преданность устоит до конца дня, до конца года, до конца жизни. Величайшее доказательство спасения — устояние в христианской жизни. Подлинный верующий остается со Христом. «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин 8:31). Когда кто-то отходит от Евангелия, отступает от веры, мы можем только сделать вывод, что этот человек никогда не верил. «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин 2:19). Пребывание с Господом и есть та грань, различающая обладание и исповедание.
Проблема: неверие
…Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие (Евр 3:15−19).
Здесь призыв обратиться к Господу без промедления повторяется снова. Бог разгневался на всех вышедших из Египта, которые не уверовали, и, в гневе, отказался дать им Свой покой в земле обетованной. Автор просит читателей не следовать древнему примеру, чтобы не получить гораздо худшее наказание. Непокорность неверия препятствует благословению и навлекает суд.
Пример, призыв и наставление не имеют никакого значения без веры в то, на что все они указывают. Бог приготовил для нас великие благословения. Он хочет излить на нас эти богатства не только в земной жизни, но и во всей вечности. Требуется только одно: вера. Они не могли войти за неверие (см. Притч 29:1; Иуд 1:5).
Многие говорят: «Я не могу верить. У меня прагматический, эмпирический ум, который должен увидеть факты, взвесить все свидетельства». Но все живут верой. Мы живем верой, когда идем в ресторан и едим пищу, не сомневаясь в ее безопасности. Когда мы едем по шоссе, мы не боимся того, что за поворотом окажется река, через которую нет моста. Мы верим людям, которые строили дороги, и людям, которые путешествовали по ним до нас. Мы живем верой практически постоянно. Если мы можем верить тем, кто строит дороги, и людям, которые готовят нашу пищу, мы, конечно, можем поверить и Богу вселенной. Не верить Ему губительно.
Комментарии Джона МакАртура на послание к Евреям, 3 глава. Серия комментариев МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.