По Иоанну 16 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1

Я сказал вам всё это,
чтобы ничто не поколебало веры вашей.1

2

Изгонят2 вас из синагог;
и даже наступит такое время,
когда всякий убивающий вас будет думать,
что служит он этим Богу.

3

Люди будут делать это,
потому что не знают ни Отца, ни Меня.

4

Вам же всё это сказал Я,
чтобы, когда придет то время,3
вспомнили вы, что вам Я заранее об этом сказал.
Не говорил вам этого с самого начала,
потому что Сам Я был с вами тогда.

5

Но теперь ухожу Я к Тому, Кто Меня посылал,
и ни один из вас не спрашивает Меня:
„Куда Ты идешь?“

6

И оттого, что сказал Я вам это,
не радостью, а печалью наполнились ваши сердца.

7

Но поверьте:4 для вас же лучше, что Я ухожу.
Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам,
а если уйду, то пошлю Его к вам.

8

Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет,
как неверно думают они о грехе,
и о праведности, и о Божьем суде.

9

Покажет Он им, что их грех — нежелание верить в Меня;

10

что в том праведность явит себя,
что Я к Отцу ухожу,5
и больше не увидите Меня;

11

даст людям знать Он и о суде,
ибо князь мира сего уже осужден.

12

Еще о многом мог бы сказать Я вам,
но сейчас это слишком тяжкое бремя для вас.

13

Когда же придет Дух Истины,
поведет Он вас к полной истине.
Ведь не от Себя будет говорить,
а только то, что услышит, скажет,
и о грядущем Он вам возвестит.

14

Он возвеличит Меня,
возвещая вам о том, что возьмет у Меня.
6

15

Всё, что есть у Отца, Мое.
Вот почему Я сказал:
„Дух откроет вам то, что возьмет у Меня“.

16

Скоро уже не увидите вы Меня больше,
но немного спустя увидите снова».

17 Иные из учеников Его стали спрашивать друг друга: «О чем это Он говорит: „Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова“? И что значит: „Иду к Отцу“?
18 А как понимать Его, [когда Он говорит]: „Скоро уже“? — недоумевали они. — Мы не знаем, что Он имеет в виду».
19 Иисус, зная, что они хотели спросить Его, Сам сказал им: «Вы спрашиваете один у другого, что Я имел в виду, когда сказал: „Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова“?
20

Поверьте Мне, плакать вы будете и рыдать,
а мир станет радоваться;
печали полны будете, но печаль ваша в радость обратится.

21

Женщина, когда приходит час ее, мучается при родах,
но, родив ребенка, о муках уже не помнит от радости,
что человек родился на земле.

22

Так и у вас: печальны вы теперь,
но Я увижу вас снова,
и радостью наполнятся сердца ваши,
и этой радости вашей уже никто не отнимет у вас.

23

В тот день не будет у вас больше нужды
спрашивать Меня о чем бы то ни было.7
Верьте, о чём бы вы ни попросили Отца во имя Мое,
Он даст вам.

24

До сих пор вы ни о чем не просили во имя Мое.
Просите же — и получите, и радость ваша будет полной.

25

Многое говорил Я вам прикровенно и иносказательно,8
но скоро наступит время, когда без всяких иносказаний,
открыто скажу вам об Отце.

26

Когда придет тот день, вы сами будете просить во имя Мое,
потому и не нужно Мне говорить,
что Я буду просить Отца о вас;

27

Сам Отец любит вас,
потому что вы полюбили Меня и поверили,
что от Бога9 пришел Я.

28

Я оставил Отца и пришел в этот мир;
теперь покидаю мир и возвращаюсь к Отцу».

29 Тогда ученики сказали: «Теперь Ты говоришь прямо и открыто, не прибегая к иносказаниям.
30 Теперь знаем мы, что всё ведомо Тебе; вопросы наши Ты знаешь прежде, чем задаем мы их Тебе.10 Поэтому и верим, что от Бога Ты пришел».
31 Иисус ответил им:

«Теперь вы верите?

32

Но знайте, близок час, да он уже и наступил,
когда вынуждены вы будете рассеяться:
пойдет каждый своим путем,11
а Меня оставите одного.
Но Я не один — со Мной Отец.

33

Сказал Я вам это,
чтобы во Мне нашли вы мир для себя.
Здесь, на земле, муки вас ждут.
Но мужайтесь: Я мир победил».

Комментарии МакДональда

16:1 Ученики, вероятно, лелеяли надежду, что Мессия установит Свое Царство среди израильского народа и сокрушит власть Рима. Вместо этого Господь сказал им, что должен умереть, воскреснуть и возвратиться на небеса. Когда сойдет Дух Святой, ученики станут свидетелями Христа. Их будут ненавидеть и преследовать. Все это Господь сказал им заранее, чтобы они не разочаровывались, не соблазнялись и не испытывали потрясений.

16:2−3 Для большинства иудеев изгнание из синагог считалось самым худшим из всего, что может быть. Тем не менее оно ожидает тех иудеев, которые станут учениками Иисуса. Христианскую веру будут ненавидеть настолько, что клеймящие ее будут думать, что угождают Богу. Это подтверждает тот факт, что человек может быть очень искренним, очень ревностным и все же очень неправым.

И в основе всего этого — непризнание Божественности Христа. Иудеи не примут Его и «таким образом» откажутся принять Отца.

16:4 Опять Господь заранее предупредил учеников, чтобы они не ужасались, когда на них придут все эти невзгоды. Им следует помнить, что Господь предсказал преследования; они должны знать, что все это — часть Его плана для их жизни. Ранее Господь не говорил им многого, потому что находился среди них. Не было никакой необходимости беспокоить их или заставлять их умы отвлекаться от того, чему Он должен был научить их. Но теперь, оставляя их, Он должен сообщить им о том, какой путь лежит перед ними.

У. Пришествие Духа истины (16:5−15)

16:5 Стих 5, кажется, выражает разочарование в том, что ученики не очень заинтересованы предстоящими переживаниями Господа. Хотя они спросили Его, куда Он идет, однако не выглядели слишком заинтересованными.

16:6 Их больше беспокоило их собственное будущее, а не Его. Иисуса ожидали крест и могила. Их — преследования в служении Христу. Их переполняла печаль не из-за Христа, а из-за собственных напастей.

16:7 Но они не будут оставлены без помощи и утешения. Христос пошлет Духа Святого, Который будет им Утешителем. С приходом Утешителя ученикам будет лучше. Он поддержит и ободрит их, придаст им мужества, будет учить их и сделает Христа реальным для них более, нежели когда-либо прежде. Утешитель не придет до тех пор, пока Господь Иисус не возвратится на небеса и не будет прославлен. Конечно, Дух Святой был в мире и до этого, но теперь Он придет с другой целью — чтобы обличать мир и служить искупленным.

16:8 Дух Святой обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. Обычно принято считать, что Он произведет внутреннее понимание этих вещей в душе отдельного грешника. Это истина, четкое учение о которой изложено в последующих стихах. Дух Святой обличает мир самим фактом Своего присутствия на земле. Он не должен здесь быть, потому что именно Господь Иисус должен находиться на земле и царствовать над всем миром. Но мир отверг Его, и Он возвратился на небеса. Дух Святой находится здесь вместо отвергнутого Христа, и это доказывает вину мира.

16:9 Дух обвиняет мир в грехе неверия в Христа. Господь был достоин веры. В Нем не было ничего такого, из-за чего люди не могли бы уверовать в Него. Но они отказались. И присутствие Духа Святого в мире — свидетельство их преступления.

16:10 Спаситель утверждал, что в Нем правда, но люди заявляли, что в Нем сидит бес. Заключительное слово сказал Бог. Он ответил: «Мой Сын праведен, и Я докажу это, воскресив Его из мертвых и взяв на небеса». Дух Святой — свидетель того, что Христос прав, а мир не прав.

16:11 Присутствие Духа Святого также обличает мир в грядущем суде. То, что Он здесь, означает, что дьявол уже осужден на кресте и все, отвергающие Спасителя, в последний день, на суде, разделят его ужасную участь.

16:12 Еще многое имел Господь сказать ученикам, но в то время они не могли всего вместить. Это — важный принцип обучения. Пока не будет успешно усвоено изученное прежде, нельзя преподавать очередные истины. Господь никогда не перегружал Своих учеников учением. Он поступал по принципу: «Строка за строкой, заповедь за заповедью».

16:13 Дело, начатое Господом, продолжит Дух истины. Он наставит их на всякую истину. Есть толкование, что вся истина была передана апостолам в период их жизненного служения. Они, в свою очередь, изложили ее на бумаге, и сегодня она есть у нас в НЗ.

Он присоединен к ВЗ и, таким образом, завершает письменное откровение Божье для человека. Однако истинным остается то, что Дух наставляет детей Божьих на всякую истину. Он делает это через Священное Писание.

Он будет говорить только то, что дано Ему говорить Отцом и Сыном. «И будущее возвестит вам». Это условие действительно выполнено в НЗ, особенно в книге Откровения, где раскрыто и возвещено будущее.

16:14 Его основная цель — прославить Христа. Это может служить нам критерием оценки всякого учения и проповеди. Если в результате служения Спаситель будет возвеличен, значит, это дело Духа Святого. «От Моего возьмет и возвестит вам» означает, что Он получит великие истины, касающиеся Христа. Эти истины Он откроет верующим. Эта тема никогда не может исчерпаться!

16:15 Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну. Это те святость и совершенство, о которых говорил Христос в стихе 14. Дух открыл апостолам славное совершенство, служение, власть, благодать и полноту Господа Иисуса.

Ф. Скорбь превратится в радость (16:16−22)

16:16 Точные временные рамки стиха 16 не установлены. Он может подразумевать, что в течение трех дней Господь будет далеко от них, а затем вновь появится перед ними после Своего воскресения. Он может подразумевать, что Иисус возвратится к Своему Отцу на небеса и затем скоро (в нынешнем веке) опять придет к ним (Его второе пришествие). Или он может подразумевать, что вскоре они не увидят Его физическим зрением, но после того как Дух Святой сойдет в день Пятидесятницы, они ощутят Его верой и увидят так ясно, как никогда прежде.

16:17 Его ученики смутились. Причиной замешательства было то, что (в стихе 10) Спаситель сказал: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня».

Теперь Он сказал: «Вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня». Они не могли согласовать эти утверждения.

16:18 Они спрашивали друг у друга, что значит слово «вскоре». Удивительно, что и сейчас мы стоим перед той же проблемой. Мы не знаем, относится ли это к трем дням, предшествовавшим Его воскресению, сорока дням до Пятидесятницы или более чем 1900 годам до Его второго пришествия!

16:19−20 Как Бог, Господь Иисус был способен читать их мысли. Своими вопросами Он показал, что знает все об их недоумении.

Он не ответил непосредственно на их проблему, но дал дальнейшую информацию о «вскоре». Мир возрадуется, потому что ему удастся распять Господа Иисуса, а ученики восплачут и возрыдают. Но это будет длиться недолго.

Их печаль будет в радость. Так и случилось: сначала воскресение, а потом сошествие Духа. А тогда, когда Господь Иисус возвратится снова, для всех учеников всех поколений печаль будет в радость.

16:21 Нет ничего более замечательного, чем скорость, с какой мать забывает скорбь и боли, когда родит младенца. Так же будет и с учениками. Печаль, вызванная разлукой с их Господом, быстро забудется, когда они опять увидят Его.

16:22 И вновь мы должны признаться в том, что не знаем, какое время обозначено словами Господа: «...но Я увижу вас опять». Относятся ли эти слова к Его воскресению, к сошествию Духа в Пятидесятницу или Его второму пришествию? Во всех трех случаях результат один: они возрадуются, и никто не сможет отнять у них эту радость.

Х. Молитва к Отцу во имя Иисуса (16:23−28)

16:23 До сих пор со всеми своими вопросами и просьбами ученики обращались к Господу. И в тот день (период, сопровождаемый сошествием Духа в Пятидесятницу) Он больше не будет с ними телесно, так что они не смогут задать Ему вопросы. Подразумевалось ли здесь, что им не к кому будет идти?

Нет, в тот день они обретут привилегию просить Отца. Он даст им все, что они попросят во имя Иисуса. Он даст нам все, что ни попросим, не потому что мы достойны, а потому что достоин Господь Иисус.

16:24 До этого ученики никогда не просили Бога Отца во имя Господа. Теперь они будут просить так. Теперь они попросят и получат, чтобы радость их была совершенна.

16:25 В учении Господа значение многих вещей не всегда лежит на поверхности. Он использовал притчи и образный язык. Даже в этой главе мы не всегда можем быть уверенными в точности значения. С приходом Духа Святого учение об Отце стало более понятным. В Деяниях и посланиях истина раскрывается уже не через притчи, но через прямые утверждения.

16:26 «В тот день» снова подразумевает период Духа Святого, в котором мы теперь живем. Наша привилегия состоит в том, чтобы просить Отца во имя Господа Иисуса. «И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас», то есть Отца не надо убеждать ответить на наши молитвы. Господу не нужно будет просить Его. Но все же мы должны помнить, что Господь Иисус является Посредником между Богом и человеком и Он ходатайствует о Своих избранных перед троном Божьим.

16:27 Отец любил учеников, потому что они приняли Христа, любили Его и верили в Его Божественность. Именно по этой причине Господу не нужно было умолять Отца. С приходом Духа Святого они будут наслаждаться новым чувством близости с Отцом. Они смогут доверительно приблизиться к Нему, потому что возлюбили Сына Его.

16:28 Здесь Господь повторил Свое притязание на равенство с Богом Отцом. Он не говорил: «Я пришел от Бога, как будто Он лишь посланный Богом пророк, но: «Я исшел от Отца». Это означает, что Он — вечный Сын вечного Отца, равный Богу Отцу. Он пришел в мир как Тот, Кто жил в другом месте до Своего пришествия. После вознесения Он оставил мир и возвратился к Отцу. Это — краткие «биографические» сведения о Господе славы.

Ц. Страдания и мир (16:29−33)

16:29−30 Ученики Иисуса думали, что теперь, впервые, способны понять Его. Он больше не использовал образный язык, сказали они.

Они полагали, что теперь поймут тайну Его Личности. Теперь они верили, что Он обладает полным знанием и исшел от Бога. Но Он сказал, что исшел от Отца. Поняли ли они значение этого? Поняли ли они, что Иисус — одна из Личностей Божественной Троицы?

16:31 Этим вопросом Иисус дал им понять, что их вера все еще несовершенна. Он знал, что они любят Его и доверяют Ему, но знают ли они в действительности, что Он Бог во плоти?

16:32 Вскоре Его арестуют, будут пытать и распнут. Все ученики оставят Его и рассеются, каждый в свою сторону. Но Он не останется один, потому что Отец будет с Ним. Именно этого единства с Богом Отцом они не понимали. Именно оно поддержит Его, когда все они бросятся спасать свою жизнь.

16:33 Цель этой беседы с учениками состояла в том, чтобы они могли иметь мир. Когда их будут ненавидеть, преследовать, гнать, ложно осуждать и даже мучить, они смогут иметь мир в Нем. Он приобрел мир на Голгофском кресте. Несмотря на все страдания, они смогут оставаться уверенными в том, что победа на их стороне.

С приходом Духа Святого они также обретут новую силу все переносить и новое мужество, чтобы устоять перед противником.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: чтобы вы не поколебались.
2  [2] — Или: отлучат.
4  [3] — Букв.: их (или: тому) час.
7  [4] — Букв.: но Я истину говорю вам.
10  [5] — Букв.: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о праведности, что Я к Отцу иду.
14  [6] — Букв.: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
23  [7] — Друг. возм. пер.: вы не будете (больше) просить Меня ни о чем.
25  [8] — Букв.: это Я в притчах сказал вам; то же и ниже в этом стихе и в ст. 29.
27  [9] — В некот. рукописях: от Отца.
30  [10] — Букв.: и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя спрашивал; ср. ст. 19.
32  [11] — Букв.: рассеетесь, каждый к себе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.