По Иоанну 16 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1

Я сказал вам всё это,
чтобы ничто не поколебало веры вашей.1

2

Изгонят2 вас из синагог;
и даже наступит такое время,
когда всякий убивающий вас будет думать,
что служит он этим Богу.

3

Люди будут делать это,
потому что не знают ни Отца, ни Меня.

4

Вам же всё это сказал Я,
чтобы, когда придет то время,3
вспомнили вы, что вам Я заранее об этом сказал.
Не говорил вам этого с самого начала,
потому что Сам Я был с вами тогда.

5

Но теперь ухожу Я к Тому, Кто Меня посылал,
и ни один из вас не спрашивает Меня:
„Куда Ты идешь?“

6

И оттого, что сказал Я вам это,
не радостью, а печалью наполнились ваши сердца.

7

Но поверьте:4 для вас же лучше, что Я ухожу.
Если Я не уйду, не придет Утешитель к вам,
а если уйду, то пошлю Его к вам.

8

Когда же придет Утешитель, людям мира сего Он покажет,
как неверно думают они о грехе,
и о праведности, и о Божьем суде.

9

Покажет Он им, что их грех — нежелание верить в Меня;

10

что в том праведность явит себя,
что Я к Отцу ухожу,5
и больше не увидите Меня;

11

даст людям знать Он и о суде,
ибо князь мира сего уже осужден.

12

Еще о многом мог бы сказать Я вам,
но сейчас это слишком тяжкое бремя для вас.

13

Когда же придет Дух Истины,
поведет Он вас к полной истине.
Ведь не от Себя будет говорить,
а только то, что услышит, скажет,
и о грядущем Он вам возвестит.

14

Он возвеличит Меня,
возвещая вам о том, что возьмет у Меня.
6

15

Всё, что есть у Отца, Мое.
Вот почему Я сказал:
„Дух откроет вам то, что возьмет у Меня“.

16

Скоро уже не увидите вы Меня больше,
но немного спустя увидите снова».

17 Иные из учеников Его стали спрашивать друг друга: «О чем это Он говорит: „Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова“? И что значит: „Иду к Отцу“?
18 А как понимать Его, [когда Он говорит]: „Скоро уже“? — недоумевали они. — Мы не знаем, что Он имеет в виду».
19 Иисус, зная, что они хотели спросить Его, Сам сказал им: «Вы спрашиваете один у другого, что Я имел в виду, когда сказал: „Скоро уже не увидите вы Меня, но немного спустя увидите снова“?
20

Поверьте Мне, плакать вы будете и рыдать,
а мир станет радоваться;
печали полны будете, но печаль ваша в радость обратится.

21

Женщина, когда приходит час ее, мучается при родах,
но, родив ребенка, о муках уже не помнит от радости,
что человек родился на земле.

22

Так и у вас: печальны вы теперь,
но Я увижу вас снова,
и радостью наполнятся сердца ваши,
и этой радости вашей уже никто не отнимет у вас.

23

В тот день не будет у вас больше нужды
спрашивать Меня о чем бы то ни было.7
Верьте, о чём бы вы ни попросили Отца во имя Мое,
Он даст вам.

24

До сих пор вы ни о чем не просили во имя Мое.
Просите же — и получите, и радость ваша будет полной.

25

Многое говорил Я вам прикровенно и иносказательно,8
но скоро наступит время, когда без всяких иносказаний,
открыто скажу вам об Отце.

26

Когда придет тот день, вы сами будете просить во имя Мое,
потому и не нужно Мне говорить,
что Я буду просить Отца о вас;

27

Сам Отец любит вас,
потому что вы полюбили Меня и поверили,
что от Бога9 пришел Я.

28

Я оставил Отца и пришел в этот мир;
теперь покидаю мир и возвращаюсь к Отцу».

29 Тогда ученики сказали: «Теперь Ты говоришь прямо и открыто, не прибегая к иносказаниям.
30 Теперь знаем мы, что всё ведомо Тебе; вопросы наши Ты знаешь прежде, чем задаем мы их Тебе.10 Поэтому и верим, что от Бога Ты пришел».
31 Иисус ответил им:

«Теперь вы верите?

32

Но знайте, близок час, да он уже и наступил,
когда вынуждены вы будете рассеяться:
пойдет каждый своим путем,11
а Меня оставите одного.
Но Я не один — со Мной Отец.

33

Сказал Я вам это,
чтобы во Мне нашли вы мир для себя.
Здесь, на земле, муки вас ждут.
Но мужайтесь: Я мир победил».

Новой Женевской Библии

16:1 не соблазнились. Несмотря на предупреждения Иисуса, ученики «соблазнятся» — они воспримут Его смерть на кресте как конец всему, как трагедию, которая разрушила их надежды и упования.

16:2 будет думать, что он тем служит Богу. См. ком. к 15:25. Самым ярким примером тому является Савл. Он был абсолютно искренен в своей ненависти ко Христу и к Его последователям и полагал, что сам факт существования этого учения является оскорблением Богу.

16:3 не познали. Это единственное и исчерпывающее объяснение того, о чем сказано в ст. 2.

16:5 не спрашиваете. Ученики не спрашивали не потому, что им все было ясно. Скорее, они вообще ничего не понимали из того, что говорил им Иисус в этот вечер. Все было необычно откровенно: ни притч (смысл которых Иисус потом разъяснял им), ни иносказаний. Им предлагалась истина, не прикрытая ни образами, ни символами. Они же, по всей видимости, продолжали, в силу привычки, думать: что Он этим хочет сказать?

16:8 обличит мир. Обличение мира с приходом Утешителя выразилось в том, что распятый Сын Человеческий восторжествовал над миром. Разъяснение сущности обличения следует далее, в ст. 9−11. См. статью «Просвещение и приведение к сознанию».

16:12 но вы теперь не можете вместить. Т.е. «еще не можете понять».

16:13 будет говорить, что услышит. Ср. 8:26, 28, 38; 12:49−50; 14:10. Иисус о Себе утверждал то же — Он передавал то, что слышал от Отца.

16:14 Он прославит Меня. Как Христос прославил Собой Отца, так верующие (которые примут Духа Святого) прославят, в свою очередь, Христа.

16:15 См. 6:57; 8:16; 10:30.

16:16 вскоре... и опять вскоре. Первая часть этого изречения, несомненно, относится к распятию, которое отнимет Иисуса у учеников, а вторая часть может относиться к воскресению, приходу Духа или ко Второму пришествию Христа. Из перечисленных возможностей воскресение более всего соответствует, если иметь в виду быстроту исполнения пророчества, а Второе пришествие — если иметь в виду полноту радости, которую принесет это событие.

16:17 Я иду к Отцу. Ученики связывали слова Иисуса, записанные в ст. 10, с Его утверждением в ст. 16, и потому им было трудно понять, что именно имел в виду Иисус, поскольку одно из этих высказываний относится к Его вознесению, а другое — к распятию.

16:20 вы восплачете и возрыдаете. Слова Иисуса, звучащие здесь как предупреждение, исполнились буквально после Его смерти на кресте.

16:22 Я увижу вас опять. См. ком. к ст. 16.

радости вашей никто не отнимет у вас. Благословения, которые Бог производит Своим искупительным деянием, не могут быть отменены никакой силой — ни человеческой, ни сатанинской. Божия милость делает радость спасения неиссякаемой (10:28; Флп 1:6).

16:23 вы не спросите... о чем ни попросите. Здесь использованы два разных греческих глагола, первый из которых обычно передает вопрос, а второй — просьбу. После вознесения Иисуса Его ученики получают откровение истины через Святого Духа. Молитвы следует направлять, главным, образом к Отцу во имя Христа (т.е. эти молитвы должны полностью соответствовать воле и целям Христа). См. статью «Молитва».

16:24 Доныне. Прежде ученики молились Богу, а свои просьбы обращали ко Христу. В будущем же они смогут обращаться со своими просьбами непосредственно к Отцу с новой уверенностью, проистекающей из того факта, что Божия любовь была величайшим образом продемонстрирована в смерти и воскресении Иисуса (14:13−14; 15:16; 16:26).

16:26 не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас. Иисус не отрицает реальности Своего служения — ходатайства за верующих (1Ин 2:1; Рим 8:34; Евр 7:25); Его слова означают, что ученики достигнут в своих молитвах определенной степени зрелости и тогда Иисусу не будет нужды по-прежнему молиться за них так, как если бы они оставались духовными младенцами.

16:27 Сам Отец любит вас. Три Лица Троицы совершенно едины в их общей любви к верующим (3:16). А верующие, в свою очередь, едины в общей любви ко всем Лицам Троицы и в своей вере в Них как в единого Бога.

16:28 Воплощение Христа описывается в Писании как исхождение от Отца и вхождение в мир, а вознесение — как оставление мира и возвращение к Отцу (17:13). С этой позиции и следует рассматривать слова Иисуса о том, что Он идет туда, где ученики не смогут Его увидеть (ст. 5−6, 16−17).

16:30 Ты знаешь все. Только один Бог обладает всеведением. Этими словами ученики признали Божественное происхождение Христа, Его Божественную сущность.

16:31 теперь веруете? Этим вопросом Иисус не ставит под сомнение признание учениками Его Божественности, а напротив, принимает и одобряет его.

16:32 вы рассеетесь. Это — намек на будущее предательство учеников, которые покинут Христа во время Его ареста (Мф 26:56).

Я не один, потому что Отец со Мною. Это утверждение верно в отношении большей части страданий нашего Господа, но Его отчаянный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46; Мк 15:34) свидетельствует о том, что, по крайней мере, на какое-то мгновение Иисус был отделен от Отца, с Которым до этого Он был связан особым образом. Это и было тем самым страшным испытанием, которое Иисус должен был претерпеть за наши грехи.

16:33 мир... скорбь. Здесь подчеркивается противопоставление мира и радости во Христе (ст. 21−22, 24) скорби и страданиям в мире. Но победа принадлежит Христу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: чтобы вы не поколебались.
2  [2] — Или: отлучат.
4  [3] — Букв.: их (или: тому) час.
7  [4] — Букв.: но Я истину говорю вам.
10  [5] — Букв.: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о праведности, что Я к Отцу иду.
14  [6] — Букв.: Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
23  [7] — Друг. возм. пер.: вы не будете (больше) просить Меня ни о чем.
25  [8] — Букв.: это Я в притчах сказал вам; то же и ниже в этом стихе и в ст. 29.
27  [9] — В некот. рукописях: от Отца.
30  [10] — Букв.: и не имеешь нужды, чтобы кто Тебя спрашивал; ср. ст. 19.
32  [11] — Букв.: рассеетесь, каждый к себе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.