«Давай перейдём на другую сторону долины к лагерю филистимлян».
А своему отцу Ионафан не сказал об этом.
«Давай перейдём в лагерь этих чужеземцев. Может быть, Господь через нас поразит этих людей! Ничто не может остановить Господа, и не имеет значения, много ли у нас солдат или мало».
«Делай, что считаешь нужным. Я с тобой душой и сердцем».
«Мы перейдём к филистимским стражникам и станем у них на виду.
«Смотрите, иудеи выходят из ущелий, в которых они прятались!»
«Поднимайтесь сюда. Мы научим вас уму-разуму!» Ионафан сказал слуге:
«Иди за мной. Господь позволяет Израилю поразить филистимлян!»
«Проверьте людей. Я хочу знать, кто из наших воинов вышел из стана».
Они проверили, и оказалось, что нет Ионафана и его оруженосца.
«Достаточно! Опусти свою руку и прекрати молитву!»
«Кто съест что-либо до вечера, пока я не разобью врагов своих, тот будет проклят!» И никто из воинов не ел.
«Твой отец заставил людей дать клятву. Он сказал, что тот, кто съест что-либо сегодня, будет проклят. И никто из людей не ел, поэтому они так и ослабли».
«Отец мой принёс беду на землю! Смотрите, насколько мне стало лучше после того, как я поел немного этого мёда!
«Смотри! Люди грешат перед Господом. Они едят мясо с кровью!» Саул сказал:
«Вы согрешили! Сейчас же прикатите сюда большой камень!
В ту ночь каждый из них приводил своих животных и закалывал их там.
«Пойдём ночью в погоню за филистимлянами. Мы заберём у них всё, чем они владеют и не оставим в живых ни одного человека!» Народ ответил:
«Делай, как считаешь нужным».
Но священник сказал:
«Давайте обратимся к Богу и спросим Его об этом».
«Должен ли я преследовать филистимлян? Позволишь ли Ты нам победить их?»
Но Бог не дал ответа Саулу в тот день.
«Соберите ко мне всех вождей! Пусть найдут того, кто согрешил сегодня.
Но никто из всего народа не сказал ни слова.
«Вы встаньте с одной стороны, а я и сын мой Ионафан встанем с другой стороны».
Народ отвечал:
«Как пожелаешь, господин!»
«Господи, Бог Израиля, почему Ты не отвечаешь слуге Твоему сегодня? Если я или сын мой согрешили, то пусть выпадет урим, а если народ израильский согрешил, то пусть выпадет туммим».
И указаны были Саул и Ионафан, а народ был свободен.
«Теперь снова подай знак и укажи, кто из нас виноват: я или сын мой Ионафан».
И жребий пал на Ионафана.
«Расскажи мне, что ты сделал».
Ионафан ответил Саулу:
«Я только попробовал немного мёда с конца моей палки. Разве из-за этого незначительного проступка меня стоит предать смерти?»
«Я поклялся, что Бог должен наказать меня, если я не исполню своего обещания! Ионафан, ты должен умереть!»
«Ионафан привёл сегодня Израиль к великой победе. Так должен ли он умереть?! Не будет этого! И видит Бог, мы клянёмся, что ни один волос не упадет с головы Ионафана, так как Бог помог ему сегодня в сражении с филистимлянами!» Так народ спас Ионафана, и он не умер.
14:3 сын Ахитува, брата Иохаведа. Присутствие члена семьи отвергнутого Богом священника в лагере Саула напоминает об отвержении Богом царского дома самого Саула.
14:6 необрезанных. Т.е. филистимлян. Здесь подчеркивается, что филистимляне не состоят в завете с Богом (и потому не имеют видимого знака завета).
14:10 будет знаком для нас. Ионатан желает действовать только в соответствии с волей Божией и надеется узнать эту волю через знак, который Господь пошлет ему.
14:21 Евреи. См. ком. 4:6.
14:24 а Саул. Правильнее — «поэтому Саул», т.е. народ был «истомлен» не из-за наложенного Саулом заклятия. Оно, напротив, явилось как бы мерой против этого «истомления» (см. предыдущий ком.).
14:27 Ионафан же не слышал. Незнание Ионафана о наложенном его отцом заклятии убедительнее всего объясняется именно исходя из предложенного выше понимания ст. 24 (см. ком.).
14:29 смутил отец мой землю. Недоверие Ионафана к Саулу, выразившееся прежде в его нежелании посвящать отца в план вылазки в стан филистимлян (ст. 1), выливается теперь в открытое осуждение неразумного поступка царя, наложившего на народ ненужное заклятие. Обвиняя Саула в том, что тот «смутил землю», Ионафан тем самым невольно предчувствует результат процедуры бросания жребия (ст. 38−42) и одновременно опровергает его. Жребий, как например в случае с Аханом (Нав 7:16−18), часто бросали с целью определить виновного в том или ином проступке, т.е. того, кто «смущает землю». Ахан, чье имя означает «возмутитель», был, как известно, побит камнями в долине Ахор (в «долине Смуты», Нав 7:25−26). Жребий, о котором будет идти речь в данной главе, укажет на Ионафана как нарушителя заклятия, каковым он, собственно говоря, и является (ст. 42), однако, несмотря на это, подлинным «возмутителем» Израиля оказывается Саул. Об этом говорит Ионафан, и это в результате осознает весь народ.
14:31 до Аиалона. Аиалон находился к западу от Михмаса, т.е. между ним и землями филистимлян. По окружающей Аиалон одноименной долине, судя по всему, они и спасались бегством.
14:33 народ грешит пред Господом, ест с кровью. В ВЗ неоднократно говорите о запрете есть мясо с кровью (напр. Быт 9:4; Лев 3:17; Лев 7:26−27; Лев 17:10, 12; Лев 19:26; Втор 15:23; Иез 33:25).
14:35 то был первый жертвенник, поставленный им Господу. О том, чтобы Саул воздвиг какие-либо еще жертвенники Господу, нигде не говорится. В то же врем древнееврейский текст данного стиха неоднозначен и допускает иное прочтение: «он начал строить жертвенник Господу». Как полагают некоторые толкователи, Саул заложил жертвенник, использовав камень, о котором сказано в ст. 33, однако не завершил его строительства, поскольку увлекся преследованием разбитых филистимлян.
14:36 Священник же сказал. Такая инициатива должна была бы принадлежать царю, а не священнику (по всей видимости, Ахии; ср. ст. 3). То обстоятельство, что с ней все-таки пришлось выступить священнику, вполне соответствует растущему нежеланию Саула руководствоваться указаниями свыше (см. ком. к 14:10).
14:39 Но никто не отвечал ему из... народа. Молчаливое согласие народа (ст. 36: «делай все, что хорошо в глазах твоих»), оборачивается молчаливым протестом при словах Саула о том, что и Ионафан может подвергнуться наказанию смертью.
14:45 Да не будет этого. Из-за упрямства Саула (ср. ст. 39, 44) народ вынужден выбирать между ним и Ионафаном. Жребий указывает на последнего, но именно в нем израильтяне признают человека, через которого в этот день осуществлялось вмешательство Бога в ход земных дел. Неразумные действия Саула (гл. 13) привели его к разрыву с Самуилом, но он не одумался и теперь отталкивает от себя всех, в том числе и собственного сына. Однако изоляция, в которой таким образом оказался Саул, не продлится долго, ибо вскоре Ионафан снова станет его доверенным лицом (20:2), народ опять начнет выказывать свою преданность ему (23:19; 24:1), и даже Самуил возобновит отношения с ним (гл. 15).
14:47−51 В этих стихах приводится перечень военных деяний Саула (ст. 47−48). Во многом сходен с этим местом рассказ о победах Давида (2Цар гл. 8), но кроме сходства, между этими местами есть и одно весьма значимое отличие: о Сауле не говорится того, что повторится не раз о Давиде: «хранил Господь Давида везде, куда бы он ни ходил» (2Цар 8:6, 14).
14:52 упорная война. См. ком. к 7:13.