1 Царств 24 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Давид ушёл из пустыни Зиф и жил в укреплениях Ен-Геди.
2 Когда Саул вернулся после погони за филистимлянами, ему сказали:
«Давид находится в пустыне Ен-Геди».
3 Саул отобрал три тысячи человек из всего Израиля и пошёл искать Давида и его людей у скал Диких Коз.
4 Он пришёл к овечьему загону у дороги. Там была пещера, и Саул зашёл туда по нужде. Давид же и его люди прятались в глубине пещеры.
5 Люди Давида сказали ему:
«Сегодня тот день, о котором говорил тебе Господь! Господь говорил тебе: „Я предам врага твоего в руки твои, и делай с ним, что пожелаешь”».
Давид незаметно подкрался к Саулу и отрезал край от его верхней одежды, но Саул не видел его.
6 Потом Давид почувствовал угрызения совести, что отрезал край от одежды Саула.
7 Давид сказал своим людям:
«Я надеюсь, Господь не даст мне ещё раз сделать подобное своему господину. Господом царь. Я не должен поднимать руку на Саула, потому что он помазанник Господа!»
8 Давид удержал людей своими словами и не дал им напасть на Саула, а Саул вышел из пещеры и пошёл своей дорогой.
9 Затем Давид вышел из пещеры и крикнул Саулу:
«Господин мой царь!» Саул оглянулся, и Давид поклонился ему, и пал лицом на землю.
10 Давид сказал Саулу:
«Почему ты слушаешь людей, которые говорят, что я замышляю зло против тебя?
11 Я не хочу причинить тебе зла! Ты увидел это сегодня собственными глазами. Господь отдал тебя в мои руки в пещере, но я не убил тебя. Я пощадил тебя, сказав: „Не подниму руки моей на господина моего, так как он царь, избранный Господом”.
12 Посмотри на кусок ткани в моей руке. Я отрезал край твоей одежды. Я мог убить тебя, но я не сделал этого! Теперь я хочу, чтобы ты знал и убедился, что я ничего не замышляю против тебя! Я не причинил тебе зла, а ты охотишься за мной и пытаешься убить.
13 Так пусть Господь рассудит нас! Пусть Господь накажет тебя за то зло, которое ты причинил мне, а моя рука не тронет тебя.
14 Как говорит древняя притча: „Зло исходит от злодеев”. Я не сделал ничего плохого, и рука моя не поднимется на тебя.
15 За кем ты гоняешься? Против кого вышел израильский царь? Ты не преследуешь того, кто причиняет тебе зло! Ты будто за издыхающим псом гоняешься или за блохой.
16 Пусть Господь рассудит нас. Он поможет мне, тем самым доказав, что я прав. Господь спасёт меня от руки твоей».
17 Когда Давид закончил говорить, Саул спросил:
«Твой ли это голос, Давид, сын мой?»
Затем он громко зарыдал.
18 Затем Саул сказал:
«Ты прав, а я — нет. Ты был добр ко мне, а я платил тебе злом.
19 Ты только что рассказал о своей милости ко мне. Господь отдал меня в твои руки, но ты не убил меня.
20 Разве человек, найдя своего врага, отпустил бы его невредимым? Пусть Господь воздаст тебе добром за то, как ты поступил со мной сегодня.
21 Я знаю, что ты непременно станешь царём и будешь твёрдо держать в руках царство Израиля.
22 А теперь поклянись мне Господом, что ты не убьёшь моих потомков и не уничтожишь моего имени в семье моего отца».
23 Тогда Давид поклялся в этом Саулу. Затем Саул вернулся домой, а Давид и его люди поднялись в укрепление.

Новой Женевской Библии

24:1 в безопасных местах Ен-Гадди. Своим названием, которое в переводе означает «Козий ручей», эта местность обязана потоку, стекающему в Мертвое море с гор, протянувшихся вдоль побережья.

24:2 в пустыне Ен-Гадди. См. ком. к 24:1.

24:5 вот день, о котором говорил тебе Господь. Саул зашел именно в ту пещеру, где скрывался со своими людьми Давид, скорее направленный туда Господом, нежели случайно, однако в тексте ничто не указывает на намерение Господа поднять руку Давида на Саула. Предложение спутников Давида, таким образом, не отвечало Божиему замыслу. См. статью «Совесть и закон».

и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Отвергнув предложение своих спутников убить Саула (ст. 8), Давид ограничивается лишь символическим действием (см. ком. к ст. 6).

24:6 больно стало сердцу Давида. Хотя позже Давид показал Саулу этот отрезанный край одежды как доказательство того, что он не имеет злого умысла против царя (ст. 11), возникшие у него угрызения совести (ср. 2Цар 24:10) заставляют предположить, что желание сохранить видимое свидетельство своего миролюбия могло быть не главным и определенно не единственным мотивом поступка Давида. Ввиду символического значения одежд (см. ком. к 15:27−28; 18:4; 19:24) Давид мог раскаиваться в недостойном своем поведении, поскольку в нем, пусть даже на символическом уровне, можно усмотреть стремление к власти и агрессивный выпад против Божиего помазанника (ст. 7).

24:7 ибо он помазанник Господень. Несмотря на то, что дела Саула оказались недостойными его высокого звания, Давид признает и чтит святость помазанника Божиего, оберегает его жизнь (26:9; ср. ком. к 2:10) и оставляет Господу судить и карать его.

24:13 Да рассудит Господь... но рука моя не будет на тебе. См. ком. к ст. 7.

24:14 древняя притча. Ср. Мф 7:16, 20.

24:15 За мертвым псом. Давид унижает себя перед Саулом, как позже Мемфивосфей будет унижать себя перед Давидом (2Цар 9:8).

24:18 ты правее меня. Только что избежав смерти, Саул переживает редкий момент искреннего раскаяния и объективности суждения. Признание Саулом за Давидом правоты, превосходящей его собственную, является важным аргументом для человеческого оправдания воцарения последнего.

24:21 И теперь я знаю... и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Это высказывание заставляет вспомнить об упреке Самуила Саулу: «но теперь не устоять царствованию твоему» (13:14). Саул, по сути, признает, что Давиду, чуждому самонадеянности и во всем полагающемуся на Бога, суждено совершить то, что самому ему из-за собственного его своеволия и непослушания Господу (13:8−10) совершить не было дано. Примечательно, что, в отличие от Ионафана (см. 18:4 и ком.), Саул, в то же время, отнюдь не выказывает намерения уступить трон Давиду (см. также 26:25 и ком.).

24:22 не искоренишь потомства моего. См. 20:14−15.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.