1 Царств 15 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Самуил сказал Саулу:
«Господь послал меня помазать тебя царём над народом Израиля. Теперь же выслушай повеление Господнее.
2 Господь Всемогущий говорит: „Я видел, что делали амаликитяне, и как они пытались остановить израильтян, когда те покидали Египет, направляясь в Ханаан.
3 Теперь иди и сразись с амаликитянами. Ты должен полностью уничтожить их и всё, что им принадлежит. Никому не давай пощады. Убей всех мужчин и женщин, детей и даже грудных младенцев. Убей всех коров и овец, всех верблюдов и ослов”».
4 Саул собрал свою армию в Телаиме. Он насчитал двести тысяч пеших воинов и десять тысяч из колена Иуды.
5 Затем Саул подошёл к городу амаликитян и расположился в долине.
6 Саул сказал кенеянам:
«Уйдите, покиньте амаликитян, и я не уничтожу вас вместе с ними. Вы оказали благосклонность израильтянам, когда они вышли из Египта».
Тогда кенеяне покинули амаликитян.
7 Саул разбил амаликитян и преследовал их от Хавилы до Сура, на границе с Египтом.
8 Агага, царя амаликитян, Саул захватил живым, а народ его весь истребил.
9 Но Саул и его народ не всё уничтожили. Они пощадили Агага и оставили лучших коров, овец и ягнят. Они сохранили всё ценное, а то, что не стоило сохранять, истребили.
10 И было к Самуилу слово от Господа.
11 Господь сказал:
«Саул отвернулся от Меня. Я жалею, что поставил Саула царём, так как он не выполняет то, что Я ему говорю».
Самуил был рассержен и всю ночь взывал к Господу.
12 Рано утром Самуил встал и пошёл повидать Саула. Но Самуилу сказали, что Саул пошёл в иудейский город Кармел, чтобы поставить себе памятник, а затем отправился в Галгал. И Самуил пошёл туда, где был Саул. Саул только что принёс в жертву часть того, что отобрал у амаликитян.
13 Когда Самуил пришёл к Саулу, тот приветствовал его такими словами:
«Да благословит тебя Господь! Я исполнил волю Господа».
14 Но Самуил спросил:
«Тогда что же означают эти звуки? Почему я слышу блеяние овец и мычание коров?»
15 Саул ответил:
«Народ забрал их у амаликитян. Они пощадили лучших овец и коров для жертвоприношения Господу, Богу твоему. Остальное же мы истребили».
16 Самуил сказал Саулу:
«Подожди! Дай мне сказать, что сказал мне Господь прошлой ночью».
Саул ответил:
«Хорошо, говори».
17 Самуил сказал:
«Раньше ты не считал себя знатным, но Господь выбрал тебя царём Израиля, и ты стал вождём у народа Израиля.
18 Господь послал тебя с особым поручением. Он повелел: „Иди и уничтожь этих грешников амаликитян. Воюй с ними, пока полностью не истребишь их!”
19 Но ты не послушался Господа! Зачем же ты сохранил всё это и тем согрешил перед Господом?!»
20 Саул сказал:
«Я подчинился Господу! Я пошёл туда, куда послал меня Господь, и уничтожил всех амаликитян! Я пощадил только одного человека — их царя Агага.
21 Народ же взял лучших овец и коров, чтобы принести их в жертву Господу, Богу твоему, в Галгале!»
22 Но Самуил ответил:
«Что более приятно Господу: всесожжения и жертвы или послушание Его слову? Повиновение лучше жертвы, и послушание лучше бараньего жира.
23 Непокорность — такой же грех, как колдовство, а противление и своеволие равносильны идолопоклонству. Ты отказался подчиниться Господу, и поэтому Господь отвергает тебя, — тебе не быть царём».
24 Тогда Саул сказал Самуилу:
«Я согрешил, не подчинившись Господу и не сделав то, что ты мне велел. Я боялся народа и сделал так, как они сказали.
25 Теперь же молю тебя, прости мне этот грех. Возвратись со мной, чтобы я поклонился Господу».
26 Но Самуил ответил:
«Я не вернусь с тобой, потому что ты не подчинился слову Господа, и Господь отверг тебя, — тебе не быть царём Израиля».
27 Когда Самуил повернулся, чтобы уйти, Саул ухватил его за край одежды и разорвал её.
28 Самуил сказал Саулу:
«Как ты оторвал край моей одежды, так и Господь сегодня отторг у тебя царство Израиля и отдал его одному из твоих друзей, который лучше тебя.
29 Господь есть Бог Израиля. Господь вечен, Он не скажет неправду, так как Он не человек, чтобы менять своё решение».
30 Саул ответил:
«Я знаю, что согрешил! Но даже несмотря на это, вернись сейчас со мной и окажи мне почести перед вождями и перед народом Израиля, и я поклонюсь Господу, Богу твоему».
31 Самуил возвратился вместе с Саулом, и Саул поклонился Господу.
32 Самуил сказал:
«Приведите ко мне Агага, царя амаликитян».
Агаг, закованный в цепи, подошёл к нему. Агаг думал:
«Конечно, он не убьёт меня!»
33 Но Самуил сказал ему:
«Как своим мечом ты матерей лишал детей, так и твоя мать сейчас лишится сына», и разрубил Агага на части перед Господом в Галгале.
34 Затем Самуил отправился в Раму, а Саул пошёл домой в Гиву.
35 После этого Самуил больше не встречался с Саулом до конца своей жизни, но он очень печалился о Сауле. А Господь сожалел о том, что избрал Саула царём над Израилем.

Новой Женевской Библии

15:1−35 Саул не повинуется Божиему повелению. За это он во второй раз, и окончательно, отвергается Богом от царства.

15:1 теперь послушай гласа Господа. Слова «слушать» и «глас», неоднократно повторяемые на протяжении данной главы (ст. 14, 19−20, 22, 24), являются для нее ключевыми. Посредством этих двух слов здесь передается идея о необходимости послушания Господу.

15:2 Амалик. Согласно Быт 36:12, 16, амаликитяне — потомки Исава. Это кочевники, обитавшие в северных районах Синайского полуострова и часто вступавшие в столкновения с Израилем. См. Суд 3:13; Суд 6:3−5, 33; Суд 7:12; Суд 10:12.

что сделал Амалик Израилю. См. Исх 17:8−13; Чис 14:43, 45.

15:3 истреби все. Это выражение означает полное посвящение чего-либо или кого-либо Господу; в военное время посвящение производилось посредством уничтожения (см. ст. 8:9, 15, 18, 20−21; Исх 17:14−16; Втор 25:17−19).

от мужа до жены, от отрока до грудного младенца. См. ком. к 22:19.

15:4 в Телаиме. Телаим, по всей видимости, тот же город, что и названный в числе городов колена Иудина Телем (Нав 15:24). В Септуагинте в данном стихе говорите не о Телаиме, а о Галгале, в котором, по мнению некоторых исследователей, и произошла описанная в ст. 1−3 встреча Саула с Самуилом.

15:6 Кинеянам. В Чис 24:20−22 кинеяне упоминаются в одном ряду с амаликитянами (см. также Быт 15:19; Суд 1:16).

ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам. Возможно, этими словами подразумевается тот факт, что поставить судей над Израилем Моисею посоветовал его тесть-кинеянин (Суд 1:16). См. Исх, гл. 18.

15:7 от Хавилы до окрестностей Сура. См. Быт 25:18. О Суре (27:8) говорите как о городе, расположенном в самой удаленной от Иудеи части владений амаликитян — почти на границе с Египтом. Местонахождение Хавилы точно не установлено.

15:8 Агага. Это может быть как титул, так и личное имя царя амаликитян (см. Чис 24:7).

а народ весь истребил. В данном случае имеются в виду те амаликитяне, которые попали к Саулу вместе с Агагом.

15:9 Но Саул и народ пощадили... и не хотели истребить. Этот поступок находился в прямом противоречии с Божиим повелением (ст. 3). Нежелание израильтян уничтожать все лучшее из добычи можно объяснить стремлением извлечь из победы материальную выгоду (грех Ахана также заключался в попытке утаить и присвоить себе то из добычи, что было «заклято», т.е. подлежало уничтожению, Нав 7:1).

15:11 жалею. См. ком. к ст. 29.

он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. В данных словах следует видеть суровое осуждение Саула и отвержение его от царства.

опечалился Самуил. Точнее: «разгневался Самуил». Хотя прямо в тексте об этом и не сказано, Самуил, судя по всему, не только разгневался на Саула за его последние неразумные поступки, но и глубоко огорчился.

взывал к Господу целую ночь. Самуил взывал к Господу, горько сетуя на Саула, но также, возможно, и ходатайствуя пред Ним за недостойного царя. Очевидно, что отвержение Саула огорчало пророка (ст. 35; 16:1).

15:12 Кармил. Поселение к югу от Хеврона (25:2; Нав 15:55). Оно не имеет отношения к одноименному горному массиву на севере Израиля.

поставил себе памятник. Ближайшей параллелью этому поступку является воздвижение памятника самому себе Авессаломом (2Цар 18:18). Авессалом этот свой поступок объясняет желанием «чтобы сохранилась память имени» его (ср. Быт 14:4).

15:17 не малым ли ты был в глазах твоих. Хотя Саул и чувствовал себя во многом зависимым от народа, Самуил сурово осуждает его попытку приуменьшить собственную долю ответственности в произошедшем после победы над амаликитянами.

когда сделался главою колен Израилевых. «Глава», если он не принимает на себя ответственности за своих подчиненных и их поступки, не может считаться подлинным главой. По мысли Самуила, коль скоро «Господь помазал тебя царем» и «послал тебя... в путь» (ст. 18), не может быть и речи о том, чтобы перекладывать ответственность на народ.

15:20−21 Самуил уже полностью опроверг оправдания Саула, но тот продолжает упорно держаться за них. Саул также пользуется случаем, чтобы объяснить щекотливый вопрос сохранения жизни Агагу утверждениями о том, что, вступив в битву с амаликитянами, он дважды исполнил Божие повеление.

15:22 всесожжения. См. ком. к 10:8.

Послушание лучше жертвы. Самуил однозначно не посчитал достойным оправданием слова Саула о том, что скот амаликитян был захвачен для принесения его в жертву. Теперь же он, по видимости, принимает это оправдание, но лишь для того, чтобы подчеркнуть, что ритуальное действо, за которым не стоит чистосердечное смирение, теряет всякий смысл. См. Ис 1:10−17; Иер 6:19, 20; Иер 7:21−26; Ос 6:6; Ам 5:21−24; Мих 6:6−8; ср. Пс 50:18−19; Притч 15:8; Притч 21:3, 27.

15:23 противление то же, что идолопоклонство. Самуил поясняет логику сказанного им в ст. 22. Если непослушание слову Божиему является по сути противлением Ему (12:15), а противление, в свою очередь, приравнивается к идолопоклонству и волшебству (и то и другое предполагает отвержение Господа), то ничем иным как идолопоклонством оказывается и принесение жертв царем, ослушавшимся Бога.

за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя. Сообщая о Божием приговоре Саулу, Самуил делает это так, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений в справедливости этого приговора. Определенное Саулу наказание полностью соответствует его вине. Проступок Саула, о котором говорится в гл. 13, лишил его надежд стать основателем царской династии (13:14); из-за последнего непослушания он в глазах Господа перестает быть царем Израиля.

15:24−25 Саул наконец начинает признавать свою ответственность за произошедшее после победы над амаликитянами («согрешил я»), но, тем не менее, продолжает обвинять народ в том, что он принудил его к этому («я боялся народа и послушал голоса их»). На первый взгляд, исповедание Саулом своего греха кажется вполне достаточным и соответствующим случаю. Однако признание им собственной вины выглядит скорее не знаком готовности вступить на путь примирения с Господом, а попыткой избежать гибели за непослушание (12:25). Другую, более искреннюю исповедь Саул приносит в ст. 30.

15:26 не ворочусь я с тобою. Пророк не считает исповедь Саула чистосердечной (см. ст. 30 и ком.).

15:27 Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. См. ком. к 2:19.

15:28 отторг Господь царство Израильское. Саул оторвал часть одежды Самуила. Самуил же теперь представляет этот эпизод как символизирующий то, что Господь «отторг» (т.е. «оторвал») царство у Саула. См. 3Цар 11:29−33; ср. 19:24, а также поступок Давида (24:−,5).

15:29 не скажет неправды и не раскается. Смысл данного стиха, как и Чис 23:19, в том, что если Господь решил что-то окончательно, то, в отличие от человека, Его нельзя убедить переменить это решение.

Верный Израилев. Титул Господа.

15:30 почти меня ныне пред старейшинами. Саулу было важнее не примириться с Господом, а получить почести перед лицом старейшин народа моего. За это он обещает Самуилу поклониться Господу, Богу твоему.

15:31 возвратился Самуил за Саулом. Перемене Самуилом своего прежнего решения (ст. 26) можно предложить несколько объяснений: 1) Самуил решил последовать за Саулом, поскольку услышал от него чистосердечное исповедание в грехе; 2) после сказанного (ст. 28 и 29) уже нет опасности, что Саул мог счесть тот или иной поступок Самуила знаком смягчения Божиего приговора; 3) Самуил намеревался окончательно разобраться с Агагом.

поклонился Саул Господу. Древнееврейское слово, которое переведено здесь как «поклонился», означает скорее внешнее проявление почитания (ср. 20:41), и поэтому за поклонением Саула вполне может не быть никакого чистосердечного движения.

15:32 конечно горечь смерти миновалась. В Септуагинте: «Неужто смерть так горька?»

15:35 печалился Самуил о Сауле. См. ком. к ст. 11.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.