1 Царств 24 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Давид ушел оттуда и жил в неприступных местах Эн-Геди.
2 Когда Саул возвратился из похода на филистимлян, ему сообщили, что Давид в пустыне Эн-Геди.
3 Саул взял три тысячи лучших израильских воинов и отправился на поиски Давида и его людей к скалам, где обитают дикие козы.
4 Миновав овечьи загоны, он увидел пещеру и зашел в нее по нужде. Давид со своими людьми находился как раз в глубине этой пещеры.
5 Люди Давида сказали ему: «Вот и настал день, о котором говорил тебе ГОСПОДЬ: Он предает врага в твои руки — поступай с ним, как захочешь!» Давид подкрался и незаметно отрезал у Саула полу одежды.
6 Но тут же смутился Давид, что отрезал полу одежды Саула.
7 И сказал он своим людям: «Сохрани меня ГОСПОДЬ сделать такое с владыкой моим, помазанником ГОСПОДНИМ, — поднять на него руку! Ведь он — помазанник ГОСПОДЕНЬ».
8 Этими словами Давид сдержал своих людей и не позволил им напасть на Саула. Саул вышел из пещеры и отправился дальше.
9 После этого и Давид вышел из пещеры и закричал вслед Саулу: «Владыка мой царь!» Саул оглянулся, а Давид пал на землю ниц, поклонившись ему.
10 И сказал Давид Саулу: «Зачем ты слушаешь тех, кто говорит, будто Давид желает тебе зла?
11 Сегодня ты мог воочию убедиться, что в пещере ГОСПОДЬ предал тебя в мои руки; меня подговаривали убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: не подниму руки на владыку моего, ибо он — помазанник ГОСПОДЕНЬ!
12 Взгляни, отец мой: у меня в руках пола твоей одежды. Если я срезал ее с твоего одеяния, но не убил тебя, значит, нет у меня злого умысла против тебя, нет измены, ничем я перед тобой не согрешил — а ты намерен лишить меня жизни?!
13 Пусть ГОСПОДЬ рассудит нас с тобой и пусть Он Сам1 отомстит тебе за меня, но я не подниму на тебя руки.
14 „Злой всегда мыслит злое“,2 — гласит старая пословица; но моя рука не коснется тебя.
15 На кого ополчился царь израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одной-единственной блохой!
16 Да рассудит нас с тобой ГОСПОДЬ, пусть увидит Он, вступится за меня и спасет меня от тебя!»
17 Когда Давид высказал всё это Саулу, тот воскликнул: «Твой ли это голос, сын мой Давид? — и зарыдал. —
18 Прав ты, а я не прав! — сказал Саул Давиду. — Ты отплатил мне добром за зло, что я причинил тебе.
19 Сегодня ты доказал это, поступив со мной по-доброму: ГОСПОДЬ предавал меня в твои руки, но ты не убил меня.
20 Кто другой подстерег бы своего врага, чтобы отпустить его невредимым? Да воздаст тебе ГОСПОДЬ добром за то, как ты поступил со мной сегодня!
21 Теперь я знаю, что быть тебе на царстве, твердо держать тебе в руках царство Израильское.
22 Поклянись же мне ГОСПОДОМ, что не прервешь мой род после меня, не искоренишь имя мое в отчем роду!»
23 И поклялся Давид Саулу, и Саул вернулся домой, а Давид со своими людьми поднялся в свое неприступное место.

Новой Женевской Библии

24:1 в безопасных местах Ен-Гадди. Своим названием, которое в переводе означает «Козий ручей», эта местность обязана потоку, стекающему в Мертвое море с гор, протянувшихся вдоль побережья.

24:2 в пустыне Ен-Гадди. См. ком. к 24:1.

24:5 вот день, о котором говорил тебе Господь. Саул зашел именно в ту пещеру, где скрывался со своими людьми Давид, скорее направленный туда Господом, нежели случайно, однако в тексте ничто не указывает на намерение Господа поднять руку Давида на Саула. Предложение спутников Давида, таким образом, не отвечало Божиему замыслу. См. статью «Совесть и закон».

и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Отвергнув предложение своих спутников убить Саула (ст. 8), Давид ограничивается лишь символическим действием (см. ком. к ст. 6).

24:6 больно стало сердцу Давида. Хотя позже Давид показал Саулу этот отрезанный край одежды как доказательство того, что он не имеет злого умысла против царя (ст. 11), возникшие у него угрызения совести (ср. 2Цар 24:10) заставляют предположить, что желание сохранить видимое свидетельство своего миролюбия могло быть не главным и определенно не единственным мотивом поступка Давида. Ввиду символического значения одежд (см. ком. к 15:27−28; 18:4; 19:24) Давид мог раскаиваться в недостойном своем поведении, поскольку в нем, пусть даже на символическом уровне, можно усмотреть стремление к власти и агрессивный выпад против Божиего помазанника (ст. 7).

24:7 ибо он помазанник Господень. Несмотря на то, что дела Саула оказались недостойными его высокого звания, Давид признает и чтит святость помазанника Божиего, оберегает его жизнь (26:9; ср. ком. к 2:10) и оставляет Господу судить и карать его.

24:13 Да рассудит Господь... но рука моя не будет на тебе. См. ком. к ст. 7.

24:14 древняя притча. Ср. Мф 7:16, 20.

24:15 За мертвым псом. Давид унижает себя перед Саулом, как позже Мемфивосфей будет унижать себя перед Давидом (2Цар 9:8).

24:18 ты правее меня. Только что избежав смерти, Саул переживает редкий момент искреннего раскаяния и объективности суждения. Признание Саулом за Давидом правоты, превосходящей его собственную, является важным аргументом для человеческого оправдания воцарения последнего.

24:21 И теперь я знаю... и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Это высказывание заставляет вспомнить об упреке Самуила Саулу: «но теперь не устоять царствованию твоему» (13:14). Саул, по сути, признает, что Давиду, чуждому самонадеянности и во всем полагающемуся на Бога, суждено совершить то, что самому ему из-за собственного его своеволия и непослушания Господу (13:8−10) совершить не было дано. Примечательно, что, в отличие от Ионафана (см. 18:4 и ком.), Саул, в то же время, отнюдь не выказывает намерения уступить трон Давиду (см. также 26:25 и ком.).

24:22 не искоренишь потомства моего. См. 20:14−15.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
13  [1] — Букв.: Господь.
14  [2] — Или: нечестивые плодят нечестие.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.