1 Царств 18 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 После этого разговора царя с Давидом сын его Ионафан всей душой привязался к Давиду и полюбил его всем сердцем.1
2 Саул в тот день оставил Давида при себе, не позволив ему вернуться к отцу;
3 Ионафан же заключил с Давидом союз, потому что полюбил его всем сердцем.
4 Ионафан подарил Давиду плащ со своего плеча, но не только одежду, а и меч, лук и пояс.
5 Куда бы ни посылал его Саул, Давид во всем был успешен, и потому царь поставил его во главе войска; это понравилось всему народу и слугам Саула.
6 Когда Давид и всё войско возвращались домой после победы над Голиафом, женщины из всех израильских селений выходили навстречу царю Саулу с радостным пением и плясками, с бубнами и струнными инструментами.2
7 Они пели и танцевали, восклицая:

«Саул сразил тысячи,
а Давид — десятки тысяч!»

8

Возмутило это Саула, и сказал он с досадой: «Давиду приписали десятки тысяч, а мне — лишь тысячи! Только царства ему теперь недостает!»

9

С того дня Саул стал следить за Давидом, во всем подозревая его.

10 На следующий день злой дух, посланный Богом, сошел на Саула, и тот безумствовал3 в своем доме, а Давид играл для него на лире, как делал это всегда. В руке у Саула было копье,
11 и он дважды метнул его, решив пригвоздить Давида к стене, но тот оба раза увернулся.
12 Стал Саул опасаться Давида, потому что ГОСПОДЬ был с ним, а Саула Он оставил.
13 Тогда Саул удалил от себя Давида и поставил его во главе тысячи воинов, которых тот водил в походы.4
14 На всех своих путях Давид преуспевал,5 и ГОСПОДЬ был с ним.
15 Видя, что Давид преуспевает, стал Саул бояться его.
16 А весь Израиль и Иудея полюбили Давида, потому что он всегда был вместе с ними в бою.
17 Однажды Саул сказал Давиду: «Вот моя старшая дочь Мерав. Я отдаю ее тебе в жены, только бесстрашно служи мне и веди войны ГОСПОДНИ». Саул рассуждал про себя: «Пусть он падет не от моей руки, а от рук филистимлян».
18 Но Давид ответил Саулу: «Да кто я пред тобой и что пред тобой моя жизнь6 или род моего отца в Израиле, чтобы мне стать зятем царя?»
19 И когда настало время выдать Мерав, дочь Саула, за Давида, ее выдали замуж за Адриэля из Мехолы.
20 Но Давида полюбила Михаль, другая дочь Саула, и, когда об этом сообщили царю, это пришлось ему по душе.
21 Саул решил: «Выдам ее за него, станет она ему ловушкой, и падет он от руки филистимлян». А Давиду сказал: «На этот раз ты станешь моим зятем».
22 Слугам своим Саул велел передавать Давиду будто по секрету: «Царь и все его слуги любят тебя — быть тебе зятем царя».
23 Слуги Саула говорили всё это Давиду, но Давид отвечал: «Вы думаете, шуточное дело — породниться с царем? Ведь я беден и незнатен».
24 И слуги Саула пересказывали царю ответы Давида.
25 Тогда Саул велел передать Давиду следующее: «Не угоден царю никакой иной выкуп за невесту, кроме обрезанной крайней плоти ста филистимлян — в отмщение врагам царя!» Так Саул задумал погубить Давида руками филистимлян.
26 Когда слуги передали это Давиду, ему понравилась эта мысль, и он захотел стать зятем царя. И, прежде чем пришло время договора,
27 Давид со своими людьми отправился в поход и убил сто7 филистимлян. Обрезанную крайнюю плоть их Давид принес царю как подарок от будущего зятя. И Саул выдал за него свою дочь Михаль.
28 Теперь Саул понял, что ГОСПОДЬ с Давидом, и дочь Саула Михаль любила его.
29 Еще больше Саул стал бояться Давида и уже видел в нем врага.8
30 Но стоило филистимским правителям пойти войной, как Давид сражался успешнее всех прочих слуг Саула, и широко прославилось его имя.

Новой Женевской Библии

18:2 не позволил ему возвратиться. См. ком. к 17:15.

18:4 снял Ионафан верхнюю одежду свою. Саул и Ионафан выделялись среди прочих израильтян тем, что только у них двоих имелись мечи и копья (20:31). Передача же Ионафаном своих одежд и оружия Давиду означает не только его доброе отношение к нему, но и то также, что сын Саула видит в Давиде Божиего избранника, которому суждено сменить на престоле его отца (ср. 23:17).

18:8 ему недостает только царства. Саул чувствует, что Давид и есть тот «ближний», которому Богом передано его царство (см. 15:28 и ком.; 17:55).

18:10 злой дух. См. ком. к 16:14.

18:12 потому что Господь был с ним. См. 16:18 и ком. а от Саула отступил. См. 16:14 и ком.

18:13−16 Удаляя от себя и понижая в воинском чине Давида, Саул, по всей видимости, стремился принизить его в глазах народа. Однако замысел Саула привел к противоположному результату: Давид стал ближе к народу, так что «весь Израиль и Иуда» полюбили его, «ибо он выходил и входил пред ними» (т.е. был впереди, когда они шли на битву).

18:17−19 Ввиду того, что Давид стал чрезвычайно популярен у народа, Саул уже не мог более откладывать исполнение обещанного им победителю Голиафа (17:25). Однако Саул выдвигает новое условие: женившись на его дочери, Давид должен был остаться при нем, дабы вести «войны Господни» (ст. 17). Услышав предложение Саула, Давид не дал ему определенного ответа (ст. 18), но не потому, что хотел устраниться от войн Господа, а лишь следуя принятой в такой ситуации манере поведения (ср. 9:21). В последнюю минуту, однако, Саул изменяет свое решение (видимо, под предлогом нерешительности Давида) и отдает Мерову другому.

18:20−27 Вторая дочь Саула Мелхола влюбляется в Давида, и Саул снова предлагает Давиду породниться с ним (ст. 20−21). Но теперь Саул уже не считает себя связанным данным прежде обещанием (17:25), поскольку полагает, что оно было выполнено, когда он предложил в жены Давиду Мерову (ст. 17−19). Таким образом, с его точки зрения, на этот раз он вправе поставить перед будущим зятем более жесткое условие, исполняя которое тот пошел бы практически на верную смерть (ст. 25). Давид не теряет времени даром (ст. 26) и вскоре приносит царю вдвое больше трофеев, чем было необходимо для женитьбы на Мелхоле (ст. 27).

18:28−29 Господь с Давидом. Саул начинает бояться Давида (ст. 29). Все его попытки уменьшить авторитет Давида и физически устранить его, своими ли собственными руками, или руками филистимлян, оканчиваются полной неудачей. Если бы Саул должным образом отнесся к своему отвержению Богом, как, например, отнесся Ионафан, ему не так тяжело было бы наблюдать за успехами Давида. Однако он не желает примириться с реальным положением дел и становится «врагом его (Давида) на всю жизнь» (ст. 29).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: как собственную душу; то же в ст. 3.
6  [2] — Или: треугольниками; перевод предположителен.
10  [3] — Букв.: пророчествовал.
13  [4] — Букв.: выходил и входил перед народом / ними; то же в ст. 16.
14  [5] — Или: был разумен; то же в ст. 15.
18  [6] — Или: моя родня.
27  [7] — Перевод по LXX; в масоретском тексте: двести; ср. 2Цар 3:14.
29  [8] — Букв.: стал врагом Давида во все дни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.