Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Галаадитянин Иеффай был могучим воином. Его отцом был Галаад, а матерью — блудница.
2 Жена Галаада тоже родила ему сыновей, и когда они выросли, они выгнали Иеффая.
— Ты не будешь наследовать в нашей семье ничего, — сказали они ему, — потому что ты сын другой женщины.
3 Иеффай убежал от своих братьев и поселился в земле Тов, где вокруг него собрались изгои, которые вместе с ним совершали набеги.
4 Некоторое время спустя, когда аммонитяне пошли войной на Израиль,
5 старейшины Галаада пошли, чтобы привести Иеффая из земли Тов.
6 — Приходи, — сказали они, — и будь нашим воеводой, чтобы нам воевать с аммонитянами.
7 Иеффай сказал им:
— Разве не вы возненавидели и выгнали меня из дома моего отца? Зачем же вы приходите ко мне сейчас, когда вы в беде?
8 Старейшины Галаада сказали ему:
— И всё же мы обращаемся сейчас к тебе; пойдем с нами, чтобы воевать с аммонитянами, и ты будешь главой всех жителей Галаада.
9 Иеффай ответил:
— Допустим, вы вернете меня, чтобы воевать с аммонитянами, и Господь отдаст их мне, — стану ли я и вправду вашим главой?
10 Старейшины Галаада ответили:
— Господь — свидетель между нами! Мы непременно сделаем, как ты говоришь.
11 Иеффай пошел со старейшинами Галаада, и народ поставил его над собой вождем и воеводой. Иеффай повторил все свои слова перед Господом в Мицпе.
12 Затем он отправил послов к царю аммонитян с вопросом:
«Что ты имеешь против меня, что напал на мою страну?»
13 Царь аммонитян ответил послам Иеффая:
«Когда Израиль шёл из Египта, он захватил мою землю от потока Арнон до реки Яббок и до Иордана. Итак, верни её добровольно».
14 Иеффай ещё раз отправил послов к царю аммонитян
15 сказать ему:
«Вот что говорит Иеффай:
Израиль не захватывал ни земель Моава, ни земель аммонитян.
16 Когда они шли из Египта, Израиль прошёл через пустыню до Красного моря и пришёл к городу Кадеш.
17 Израиль отправил послов к царю Эдома, говоря: „Позволь мне пройти через твою страну“, но царь Эдома не стал слушать. Он посылал и к царю Моава, но и тот отказал. И Израиль оставался в Кадеше.
18 Затем он странствовал по пустыне, обошел земли Эдома и Моава, пришёл к восточной стороне земель Моава и поставил лагерь на другой стороне Арнона. Он не вошел в землю Моава — Арнон и был границей моавитян.
19 Израиль отправил послов к Сигону, царю аморреев, который правил в Хешбоне, и сказал ему: „Позволь нам пройти через твою страну к себе“.
20 Но Сигон не доверял Израилю[60] и не дал пройти через свою землю. Он собрал всех своих воинов, разбил лагерь в Иахаце и напал на Израиль.
21 Тогда Господь, Бог Израиля, отдал Сигона и всех его воинов в руки израильтян, и те разбили их. Израиль овладел землей аморреев, которые жили в той стране,
22 захватив её целиком, от Арнона до Яббока и от пустыни до Иордана.[61]
23 Итак, раз Господь, Бог Израиля, прогнал аморреев от Своего народа, Израиля, какое у тебя право владеть ею?
24 Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош[62]? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог.
25 Чем ты лучше Валака, сына Циппора, царя Моава? Разве он когда-нибудь ссорился с Израилем или воевал с ним?
26 Израиль жил в Хешбоне, Ароере, прилегающих к ним поселениях и во всех городах по Арнону триста лет. Что же ты не захватил их за это время?
27 Я не провинился перед тобой, а ты причиняешь мне зло, идя на меня войной. Господь — судья. Пусть Он решит сегодня тяжбу между израильтянами и аммонитянами».
28 Но царь аммонитян не послушал слов Иеффая.
29 И Дух Господа сошел на Иеффая. Иеффай прошёл через Галаад и Манассию, через Мицпу, что в Галааде, и оттуда двинулся на аммонитян.
30 Иеффай поклялся перед Господом: «Если Ты отдашь аммонитян в мои руки,
31 то всё, что выйдет из дверей моего дома мне навстречу, когда я вернусь с победой, будет принадлежать Господу, и я принесу это в жертву всесожжения».
32 Иеффай переправился, чтобы сразиться с аммонитянами, и Господь отдал их в его руки.
33 Он опустошил двадцать городов от Ароера до предместий Миннита и до самого Авел-Керамима. Так Израиль покорил аммонитян.
34 Когда Иеффай вернулся к себе домой в Мицпу, то кому же и было выйти ему навстречу, как не его дочери, танцующей под звуки бубнов! Она была его единственным ребенком. Кроме неё, у него не было больше ни сына, ни дочери.
35 Увидев её, он разорвал на себе одежду и закричал:
— О! Моя дочь! Ты сразила меня! Ты стала причиной моего несчастья, ведь я дал Господу клятву, которую не могу нарушить.
36 — Мой отец, — ответила она, — ты дал Господу слово. Сделай со мной то, что ты обещал, ведь Господь дал тебе отомстить твоим врагам, аммонитянам.
37 Но исполни одну мою просьбу, — сказала она. — Дай мне два месяца срока, чтобы мне пойти и погулять в горах, поплакать с моими подругами о том, что мне уже никогда не суждено выйти замуж.
38 — Иди, — сказал он и отпустил её на два месяца.
Она вместе с девушками пошла в горы и плакала о том, что ей уже никогда не суждено выйти замуж.
39 Когда же два месяца прошли, она вернулась к своему отцу, и он сделал с ней то, о чем поклялся. А она была девственницей.
Отсюда и происходит израильский обычай,
40 что каждый год молодые женщины Израиля выходят на четыре дня оплакивать дочь галаадитянина Иеффая.

Комментарии МакДональда

2. Защита Израиля Иеффайем (11:1−28)

11:1−3 Иеффай стал человеком дня. Из описания следует, что он родом из Галаада, бесстрашный воин и сын блудницы. Будучи отвергнут своими соотечественниками, он забрел в землю Тов (вероятно, находившуюся в Сирии), где возглавил банду отчаянных изгоев.

11:4−11 Старейшины Галаада попросили Иеффая возглавить Израильскую армию в сражении против Аммонитян, пообещав признать его вождем, если он поразит врага.

В некотором роде Иеффай напоминает нам Господа Иисуса. Его рождение было сомнительным, и он был отвергнут своими братьями. Оказавшись в рабстве, они вспомнили о нем и обратились к нему за спасением. Согласившись помочь жителям Галаада, Иеффай согласился стать их спасителем, но также настоял и на том, чтобы стать их господином.

11:12−28 Первым делом Иеффай послал гонцов к Аммонитскому царю, предоставив ему возможность объяснить свою агрессию. Царь пожаловался на то, что Израиль украл у него землю по пути из Египта в Ханаан. Иеффай доходчиво объяснил, что это было не так. Господь дал указание Своему народу не связываться с Едомитянами (Втор 2:4−5), Моавитянами (Втор 2:9) или Аммонитянами (Втор 2:19) — все они являлись дальними родственниками Иудеев. Поэтому Израильтяне прошли мимо земли Едомской и земли Моавитской. Но когда они ступили на территорию Аммонитян, ее уже захватили Аморреи под предводительством царя Сигона. Израиль отвоевал эту землю у Аморреев.

Когда царь Аммонитский не захотел отказаться от своих претензий на землю, Иеффай стал готовиться к войне.

3. Клятва Иеффая (11:29−40)

11:29−40 До начала сражения Иеффай дал поспешный обет, что посвятит Господу первое, что выйдет ему на встречу, если вернется победителем. Господь дал ему победу над Аммонитянами, и, когда он вернулся домой, ему навстречу вышла его дочь. Поэтому Иеффай отдал ее Господу.

Существует значительное расхождение во мнениях касательно того, что Иеффай сделал со своей дочерью. Одна точка зрения заключается в том, что он ее убил и принес в жертву Господу во всесожжение. Возможно, это самое очевидное значение этого текста, несмотря на то, что мысль о человеческой жертве вызывает отвращение, и никогда не одобрялась Богом (Втор 18:9−14). В жертву приносились только животные, людей же посвящали, а затем выкупали за деньги (Исх 13:12−13; Лев 27:1−8).

Другая распространенная точка зрения заключается в том, что Иеффай отдал свою дочь на служение Иегове, оставив ее навечно девственницей. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что Иеффай поклялся в том, что первое, что выйдет из дверей его дома, «будет Господу, или вознесу сие на всесожжение» (ст. 31). Версию о вечной девственности подтверждают стихи 37−39. В любом случае, урок для нас состоит в том, что не нужно давать необдуманные обещания.

Примечания:

 
Новый русский перевод
20 [60] — Или: « Но Сигон не пошел на соглашение с Израилем…»
16 [61] — См. Чис 20:14−21; Чис 21:21-32.
24 [62] — Божество из пантеона моавитян и аммонитян, в жертвы которому приносились люди.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.